Урок презентация по изо линейная перспектива. Изображение объема на плоскости. Линейная перспектива. Повторение изученного материала

Какую разницу вы видите
в изображении?
Время написания
Время написания картины -
картины - эпоха
эпоха Возрождения
Средневековья

В эпоху
Средневековья
(5-15 вв)
взгляд на мир можно
назвать
вертикальным – от
земли к небу.

В эпоху Возрождения (15-16 вв) видение
мира изменилось. Его можно назвать
горизонтальным – вглубь пространства
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

На протяжении веков художники
вырабатывали методы изображения
окружающего мира на плоскости,
которые затем превращались в
правила. С одним из них мы сегодня и
познакомимся.

Линейная перспектива

- это система изображения на плоскости
глубины пространства.
Эта система включает в себя способы
изображения, которые позволяют
создать иллюзию пространства на
плоскости.

Если рисовать на стекле окна пейзаж,
который мы видим за окном, получится
перспективный рисунок, а стекло в этом
случае будет картинной плоскостью.

Размеры, форма, чёткость очертаний предметов
зрительно изменяются в зависимости от их
удалённости.
А.Герасимов.
«Большак»

удалении от нашего глаза размеры
предметов кажутся уменьшенными.
При

Горизонтальные линии,
например,
железнодорожных рельсов, проводов, разметок
полос на автодорогах удаляясь, как бы сходятся
в одной точке на видимой линии горизонта.

А вот вертикальные линии столбов, домов, деревьев остаются вертикальными, хотя с удалением от нас, также уменьшаются.

Линия горизонта хорошо видна, когда стоишь
на открытом пространстве и смотришь вдаль,
где небо сходится с землёй или водой.

При подъёме на гору, линия горизонта повышается и увеличивается обозреваемое пространство

Если сесть на землю, то линия горизонта
опустится и видимость уменьшится.

Линия
горизонта всегда
находится на уровне
глаз смотрящего.

Три основных уровня горизонта
Точка зрения ниже уровня
горизонта.
Предметы находятся выше линии
горизонта, поэтому их видно снизу.
Точка зрения на уровне горизонта.
Предметы находятся на линии
горизонта.
Точка зрения выше уровня
горизонта.
Предметы находятся ниже линии
горизонта, поэтому их видно
сверху.

Основные выводы урока
Горизонт - это удаленная линия, на
которой небо словно сходится с землей.
Точка схода - это участок горизонта, на
котором железнодорожные рельсы
пропадают из виду.
Горизонт расположен на высоте ваших
глаз вне зависимости от того, на каком
расстоянии от земли вы находитесь.

Болгарская средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов.

Районный семинар учителей

художественно – эстетического цикла по теме

Урок ИЗО в 6 «А» классе

по теме:

«Перспектива»

Учитель ИЗО

II квалификационной категории

г. Болгар 2009г.

Перспектива.

Цель: Научить передавать пространство на плоскости изображения.

Развивать навыки рисования перспективы.

Воспитывать интерес и наблюдательность к окружающему миру.

Оборудование и материалы:

1.Картины художников,

2.Схемы построения перспективы в рисунке (слайды)

3.Для учеников: альбом, карандаш, ластик.

Ход урока

Орг. Момент.

Пейзаж (слайд 1.)

Ребята скажите, что изображено на этой картине? (пейзаж)

Что художник хочет показать в пейзаже? (природу, пространство)

Да. Сегодня нам понятно, что пейзаж – это прежде всего изображение пространства. Но понимание способов изображения пространства было разным в различные эпохи.

В эпоху Древнего Египта изображения никогда не создавали иллюзию прорыва стены, а следовали вдоль ее плоскости, располагаясь рядами, подобно строкам письма. Изображения словно мерно шествовали, ритмически повторяя жесты. Изображение переносилось на плоскость не в том виде, в котором оно предстает глазу, а в том, которое наиболее выражает ее суть.

1.Настенная роспись. Древний Египет. (слайд 2.)

Древние египтяне совмещали в одном изображении вид сверху, вид спереди и вид в профиль.


2.Сад и пруд. Древний Египет. (слайд 3.)

Искусство Средних веков сосредотачивается на духовной и эмоциональной жизни людей. Изображения несут символический и рассказывающий, повествовательный смысл.

3.Чудо Архангела Михаила о флоре и лавре. Икона. Россия. 15 век. (слайд 4.)

У пространства иконы свои законы построения. Икона будто открывается навстречу стоящему перед ней человеку. Линии в иконе, если их продолжить, сходятся впереди – на молящемся человеке, как бы замыкаются им.

В эпоху Возрождения в искусстве возобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. И вот появилось «окно», через которое художник посмотрел вдаль, и родилось понятие – перспектива, линия горизонта, точка схода.

Что же такое перспектива?

Перспектива – это средство отобразить глубину рисунка, передать пространство на плоскости изображения.

Пример: представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно , а это значит, что они нигде не пересекаются. (слайд 5.)

Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку. (слайд 6.)

То же самое можно увидеть, если выйти на прямой участок обычной дороги. Только здесь, вместо рельс будут сходиться края дороги. Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют "точкой схода" . Эта точка всегда лежит на линии горизонта .(слайд 7.)

Слово «горизонт» всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.

Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес. (слайды 8-9.)

А, что же происходит с предметами по мере их удаления? (слайд 10.)

Они уменьшаются, меняется цвет…

Давайте назовем основные правила линейной и воздушной перспективы:

1. Прямые, параллельные линии, на рисунке сходятся в одной точке.

2. Предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере.

4. По мере удаления предметов цвет теряет свою насыщенность и контрастность, светлеет.

5. Ближний план – теплый и контрастный, средний – тона мягче, дальний – светлый, обобщенный, все сливается в общей воздушной дымке.

Практическая работа:

Сегодня мы с вами будем рисовать улицу по всем правилам перспективы, но сначала построим ее на доске.

(работа учеников у доски, построение улицы, обсуждение каждого шага)

1. Располагаем лист горизонтально.

2. Проводим линию горизонта (высокую)

3. Рисуем дорогу с точкой схода на линии горизонта.

4. Дома, начиная с первого плана.

5. Работаем простым карандашом.

Итог урока:

Анализ работ – лучшие показываю всему классу.

Работа красками на следующем уроке.

Домашнее задание:

Наблюдение линейной и воздушной перспективы.

Принести краски, баночку, кисти.

Пейзаж Сравните два пейзажа. Сад в пруду. Древний Египет. 2 тыс.до н.э. Щедрин С. Вид из грота. 1827 г. Пейзаж ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА В ПЕЙЗАЖЕ. Правила построения перспективы Задачи урока: Пейзаж - передача пространства в пейзаже; - развитие воображения; - воспитание эстетических чувств к природе и бережного отношения к ней. Основные элементы пейзажа: Пейзаж - земная поверхность - растительность - постройки - водоёмы (озера, моря, реки) - фауна - люди - облака, дождь 1. Назовите виды (мотивы) пейзажа. Пейзаж 2. Определите, какой характер имеет каждый пейзаж. Репродукции картин находятся на доске. Виды искусства: Живопись Саврасов А. Сухаревская башня Графика И.Шишкин. Лес Настенная роспись. Древний Египет Этрусский мастер. Два танцора роспись. Около 400 г. до н.э. Бог виноделия Вакх у подножия вулкана Везувий. Фреска. 1 в. н.э. Архангел Михаил. Икона. Россия. Иоахим Патинир. Бегство в Египет. 1515-1524 П. Брейгель Старший «Охотники на снегу».Нидерланды. 16 в. Леон Баттиста Альберти «Перспектива есть не что иное, как наблюдение местности сквозь прозрачное стекло, на поверхности которого рисуются лежащие за ним предметы» Художник представляет себе картинную плоскость как бы прозрачной, а все, что изображается на ней, - расположенным позади этой плоскости. Линия горизонта - это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя. Линии схода - это линии, образующие края формы объекта и показывают положение объекта в перспективе. Точка схода - точка, в которой соединяются линии схода. Линия горизонта Точка схода Линейная перспектива - это изменение масштабов изображения на плоскости. Правила линейной перспективы: Предметы, уходящие в даль, уменьшаются в размере Параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта (линии наших глаз) Вид Большой Немецкой улицы. М. И. Махаева. 1751. Тушь, перо Изменение высоты линии горизота - низкая линия горизонта - линия горизонта на уровне роста человека - высокая линия горизонта Н.Рерих. Ведущая Вид Неаполя. С.Щедрин. 1827 г. Сильвестр Щедрин. Веранда, обвитая виноградом, 1828 Золотая осень. В.Д.Поленов Воздушная перспектива – изменение предмета в цвете и тоне. Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке. Правила воздушной перспективы: Ближние предметы надо изображать объёмно, а дальние – плоско. Все ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщённо. Ближние предметы изображать ярко окрашенными, а удалённые – бледными. Контуры ближних предметов изображать резче, а удалённых – мягче. Ближние предметы надо изображать многоцветными, а удалённые –одноцветными. Порядок работы над пейзажем: Приступая к выполнению самостоятельной работы, первое выберите тему для пейзажа. Прежде всего, определите в пейзаже плоскость земли и неба. Затем уточните положение линии горизонта. Относительно ее определи место основных элементов композиции. Дальний план – 3 план Средний план – 2 план Ближний план – 1 план И.Левитан. На озере Этапы выполнения пейзажа: 1. 2. 3. 1.Выполнение рисунка карандашом 2. Нанесение основных цветовых пятен 3. Проработка деталей, обобщение Гимнастика для глаз Упражнение 1. Закрой глаза и дай им отдохнуть. Упражнение 2. Несколько раз посмотри попеременно вверх-вниз, влево-вправо. Упражнение 3. Несколько раз зажмурься и снова открой глаза. Упражнение 4. Часто поморгай глазами. Упражнение 5. Посмотри в окно - сначала на предмет, находящийся в непосредственной близи, потом переведи взгляд вдаль. Вывод: Для передачи пространства в пейзаже необходимо знать правила перспективы. Линейная перспектива - изменение масштабов изображения на плоскости. Воздушная перспектива – изменение предмета в цвете и тоне.


Перспектива (от лат. perspicere ясно видеть, постигать) в изобразительном искусстве система способов изображения пространства на плоскости. Перспектива в рисунке - способ изображения объемных фигур, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве перспектива используется как одно из художественных средств для усиления выразительности образов.








Перспектива бывает линейная, воздушная и обратная. Линейная перспектива это способ изображения окружающей действительности на плоскости с передачей объема и глубины. Линейная перспектива наиболее традиционна, т.к. отвечает естественному восприятию окружающего мира.




Обратная перспектива способ изображения, при котором линии схода направлены не вглубь картины, а на зрителя. Этот вид перспективы использовали древнерусские живописцы в иконописи и фресках. Центр мира при этой проекции помещался внутрь художника и зрителя и параллельные линии сходились не снаружи, а внутри наблюдателя. Из двух одинаковых предметов большим при изображении пространства на плоскости в этой системе оказывался тот. который располагается дальше от зрителя.




Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта,- видим снизу. У всякой горизонтальной плоскости, находящейся ниже горизонта, мы видим верхнюю поверхность; у плоскости, находящейся выше горизонта, мы видим нижнюю поверхность. Все горизонтальные линии, находящиеся ниже перспективного горизонта, то есть видимые сверху, при удалении как бы поднимаются и приближаются к нему, но никогда его не пересекают. Все линии, расположенные выше горизонта, удаляясь, кажутся опускающимися и приближающимися к нему. Они не пересекают его.







Урок изобразительного искусства в 6 классе

_________________________________

ПРАВИЛА


Сегодня на уроке вы узнаете, -

  • Что такое линейная перспектива

и каковы правила построения

фронтальной и угловой перспективы.

  • Что такое воздушная перспектива

и как изменяется цвет

под влиянием воздушной перспективы .


Но сначала ответьте на вопросы:

Как изображали пространство художники разных эпох в разных странах?

  • Что такое ПЕРСПЕКТИВА?
  • Какие виды перспективы

вам известны?


Линейная перспектива точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление такое, как в натуре.

  • Всякий рисунок имеет уровень, с которого нарисован предмет. Уровнем для рисующего будет линия его глаз , так называемый горизонт .

Чем выше линия горизонта, тем больше простора открывается нашему взгляду.


Все параллельные между собой линии, уходящие в глубь пространства, воспринимаются глазами как сходящиеся в точке, которая называется точкой схода .


ВИДЫ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

  • Фронтальная перспектива

Объекты расположены параллельно плоскости – фронтальное положение

одну точку схода , расположенную на линии горизонта.


ВИДЫ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

  • Угловая перспектива

Объекты расположены под углом к плоскости –угловое положение

Все параллельные линии будут сходиться в

две точки схода , расположенные на линии горизонта

справа и слева.


Воздушная перспектива передаёт перспективные изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещённости предметов, возникающих по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

  • В изображении удаление предметов передаётся путём смягчения очертаний,

потери четкости, ослабления детальности изображений, уменьшения яркости цвета.

  • При изображении предметов, отражающихся в воде, длина их, как правило,

равна отражению и форма сохраняется. Но изображение в перевёрнутом виде.


Схемы передачи пространства Создать иллюзию пространства на плоскости можно не только в тоновом, но и в линейном рисунке

А. Обычная линейная перспектива пространства земли передаётся с помощью ослабления нажима, утончения начертаний линий.

Б. Горизонтальные черточки различного нажима передают цвето-воздушное пространство.

В. Пространство поля создаётся с помощью вертикальных штрихов и линий, теряющих свою толщину по мере удаления.


  • Перспектива

– это сокращение размеров

предмета по мере его удаления, т.е., образно говоря – это взгляд в даль.

  • Правильное определение предметов в пространстве помогает при изображении пейзажей, где необходимо обращать внимание на

дальний и ближний планы .


Основные правила построения перспективы

  • Линии, идущие ниже горизонта, поднимаются к нему, линии, идущие выше горизонта, опускаются к нему, а линии, находящиеся на линии горизонта, становятся горизонтальными.
  • Все параллельные между собой линии, уходящие в глубь пространства, воспринимаются глазами как сходящиеся в точке, которая называется точкой схода . Во фронтальной перспективе одна точка схода, в угловой – две.
  • Линии, идущие параллельно горизонту, остаются параллельными (фронтальная перспектива).
  • Вертикальные линии, остаются вертикальными.
  • Чем ближе к нам предмет, тем больше по размеру он кажется.
  • Одинаковые по окраске предметы вдали кажутся менее яркими по цвету, чем предметы, близкие к рисующему.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!