Холодная осень бунин анализ любви. Рассказ И.А. Бунина «Холодная осень. перечисление количества лет

(попытка герменевтического перевода названия художественного произведения)

Перед тем, как перейти к собственно интерпретации рассказа «Холодная осень», необходимо дать небольшое пояснение относительно выбранного угла рассмотрения данного конкретного текста. В главном объяснении, разумеется, нуждается словосочетание «герменевтический перевод», под которым я понимаю декодирование фрагментов художественного текста (или Текста вообще) с учётом не только его троповой (метафорической) структуры, но и метатекстовой (по Ю.М. Лотману) пресуппозиции.

Я бы не взял на себя смелость настаивать на методологическом различии между «герменевтическим переводом» и «интерпретацией художественного текста», но, думается, вводимый термин («герменевтический перевод») корректнее отражает суть взаимодействия человека с Текстом.

В отдельном пояснении нуждается само слово «перевод», подразумевающее «перенесение» некоего смысла (денотата) из одной знаковой системы в другую. Здесь всё ещё проще, поскольку герменевтический перевод – это перевод художественного текста (то есть текста, отягченного дополнительными ассоциациями и аллюзиями) на язык терминов и понятий, такими ассоциациями не обладающих или обладающих ими в менее интенсивной форме.

Известно, что заголовок любого произведения является своеобразной герменевтической точкой отсчета, задающей вектор рассмотрения того или иного артефакта. При определенных условиях название может служить более или менее универсальным ключом к пониманию произведения, но вряд ли нужно отдельно аргументировать тот факт, что любое толкование любого произведения искусства по своей сути эссеистично, то есть основано на сугубо индивидуальном жизненном опыте автора интерпретации.

В произведениях искусства, если мы понимаем искусство как одну из четырех известных форм отношения человека с окружающим миром и самим собой, нас больше всего трогают («бросаются нам в глаза») события, интонации и смыслы, затрагивающие наш собственный жизненный опыт. Собственно, именно эта субъективная сопричастность читателя (зрителя, слушателя) содержанию художественного произведения, по моему мнению, делает любой Текст (в широком смысле слова) произведением искусства для конкретного человека, поскольку за рамками живых человеческих эмоций никакого искусства, как известно, не существует. Теоретически можно каталогизировать эмоции, вызываемые у разных людей тем или иным артефактом, но вряд ли прикладное значение такого исследования будет оправдано даже для узкопрофильных дисциплин, связанных, ко всему прочему, больше с медициной (психиатрией), чем с филологией, которая, в свою очередь, даже сегодня вряд ли может похвастать наличием универсального инструментария для более или менее корректной работы над «герменевтическим переводом» культурного наследия. Именно в этой связи не комплексный анализ структуры художественного текста, а декодирование отдельно взятых структурно значимых его деталей может иметь для понимания произведения весьма существенное значение. Именно поэтому в качестве основного объекта своего рассмотрения я взял только название рассказа.

Разбирая словосочетание «холодная осень», любой носитель русского языка как части определенной культурно-исторической пресуппозиции легко опишет (да и декодирует без особого труда) едва ли не всю релевантную семантическую парадигму слова «осень», опираясь на контекст устойчивых, легко считываемых, широкоупотребительных и легкоузнаваемых сочетаний (например, «осень жизни»).

В связи с предметом анализа нелишне заметить, что рассказ И.А. Бунина охватывает период в тридцать лет (с 16 июня 1914 года до предположительно апреля-мая 1944 года). В начале рассказа героиня, от имени которой ведется повествование, девушка зрелая, на что указывает не столько помолвка с главным героем рассказа (к сожалению, собственных имен, обозначающих действующих лиц, в отличие от топонимов, в произведении Бунина мы найдем), но и наличие «тайных мыслей и чувств» во время последнего вечера, описанию которого посвящена первая половина рассказа. Зрелость главной героини также выражается в том, что она запомнила ощущение, вызванное приготовлением её матерью маленького шелкового мешочка с золотым образком и ладаном («трогательно и жутко», «роковой мешочек»): вряд ли девушка-подросток могла бы так тонко формулировать не только свои ощущения, но и зафиксировать и передать настроение старших членов своей семьи. Справедливости ради стоит обратить внимание на то, что, выходя на последнюю прогулку со своим женихом, героиня рассказа спускается с лестницы, «держась за его рукав». Толкование этой серьезной детали может быть двояким.

С одной стороны, идти с женихом не под руку (как это принято), а держась за рукав может именно неопытная девушка (довольно несложно считать в таком поведении своеобразную детскую неуверенность). С другой стороны, главная героиня рассказа могла не захотеть взять своего жениха под руку по другим причинам, и в рамках выбранного мной угла рассмотрения этого произведения именно эта интерпретация кажется мне заслуживающей отдельного внимания, о чём позже. Иными словами, рассказ ведется от лица уже пожилой женщины в возрасте под шестьдесят лет. В этой связи слово «осень» в названии рассказа обозначает не время года, а период в жизни главной героини. Но – какой?

Упоминание осени как времени года встречается в первой половине рассказа довольно часто (здесь и цитата из стихотворения А.А. Фета «Какая холодная осень!», и слова отца главной героини про «раннюю и холодную осень»). Между тем, в памяти главной героини остаётся не вся осень 1914-го года, а лишь единственный вечер. Если бы магистральной идеей рассказа, отраженной в его названии, было памятное прощание героини со своим женихом, рассказ был бы назван «Холодный осенний вечер» (или просто «Осенний вечер»), но никак не «Холодная осень», где слово «осень» обозначает довольно продолжительный промежуток времени (в любом случае три календарных месяца всё еще почти в сто раз «объёмнее» любого отдельно взятого вечера). Разумеется, мы не можем не задаться вопросом, а не обозначает ли здесь слово «осень» период, более продолжительный, чем даже осень календарная?

Очевидным ответом на этот вопрос является ассоциативный ряд, связанный со словом «осень»: закат, увядание, угасание, умирание, разрушение. Очевидно также, что эти ассоциации в связи с рассказом Бунина связаны с таким понятием, как «социокультурный пласт» (совокупность традиций, привычек, накопленного опыта и ценностей (как материальных, так и духовных)), представление о котором автоматически возникает уже при одном упоминании цикла рассказов «Тёмные аллеи», частью которого и является рассматриваемое художественное произведение.

Безусловно, в рассказе «Холодная осень» достаточно прямых указаний на то, что начало Первой мировой войны стало концом того мира, в котором жила главная героиня. Так, например, в словах отца «Удивительно ранняя и холодная осень!» мы легко увидим не только семантический компонент «неожиданности» (<= слово «удивительно»), но и компонент «несвоевременности» (<= слово «ранняя») начавшихся изменений в жизни целой страны. Интересно, что главные трагические последствия Первой мировой войны – обе революции 1917 года и гражданская война 1918 – 1922 гг. – обозначены метафорически посредством цитирования уже упомянутого стихотворения А.А. Фета («Как будто пожар восстаёт»): на слове «пожар» героиня рассказа делает особый акцент («Какой пожар?»). Дополнительно позволю себе обратить внимание на странность ответа жениха героини рассказа на вопрос о пожаре: «- Какой пожар? – Восход луны, конечно»): известно, что восход луны не может выглядеть пожаром, а в стихотворении А.А. Фета, скорее всего, речь идет о восходе солнца (в крайнем случае, при определенном толковании значения слова «восстаёт» можно говорить о закате). Возможно, образ луны здесь появляется неслучайно как отражение холодности самой героини. Но это лишь одна из моих догадок, тогда как из других реплик жениха главной героини для нашей темы интересна еще и вот эта: «…как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер…» Рассмотрим её подробнее.

В том, что ключевым смысловым компонентом наречия «по-осеннему» здесь является «прощание», сомнений быть не может (физически время года никак не влияет на свет окон, то есть здесь мы имеем дело с чистой метафорой): жених героини рассказа совершенно точно знает, что никогда больше не увидит этот дом. Это толкование поддерживается фразой «буду жив», использованной здесь в значении условного наклонения (= «если буду жив») и прямо указывающей на сомнение героя в том, что он выживет. В свою очередь, это сомнение поддерживается вводимой далее по цепочке гиперболой «вечно буду помнить»: разумеется, слово «вечно» может быть проинтерпретировано здесь в значении «всегда» (ср., «вечно ты опаздываешь»), но общий пафос рассказа, ретроспективность его темпоральной структуры легко нивелируют такое прямолинейное толкование до уровня поверхностного, хоть и всё еще допустимого. Подводя итог анализу этой реплики, осмелюсь предположить, что главный герой рассказа посредством этой реплики прощается не только с усадьбой, не только с главной героиней, не только с собственным образом жизни (с «временами наших бабушек и дедушек»), а с самой жизнью: для него «холодная осень» - это преддверие зимы (вспомним упоминание о «совсем зимнем воздухе»), иначе говоря – предвосхищение, предчувствие смерти.

Но вернемся к главной героине, от лица которой ведется повествование.
Любому человеку, хоть раз переживавшему расставание с любимым, поведение главной героини не может не показаться странным. Оставшись наедине со своим женихом, героиня рассказа начинает раскладывать пасьянс, который является игрой для одного человека: иными словами, героиня старается всячески дистанцироваться от своего жениха. Она не обращает внимания на взволнованность своего жениха, отмечая лишь её внешние проявления («он молча ходил из угла в угол»). Прямое указание на безразличие героини к происходящему содержится в характеристике того, как она отозвалась на предложение своего жениха прогуляться по саду («я безразлично отозвалась: - Хорошо…»).

Удивительной чёрствостью отражается в воспоминании героини выход на прогулку («одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета…»): героиня даже с высоты своего жизненного опыта не может отречься от своего равнодушия к своему жениху, интерпретируя его горькую усмешку как «милую». Вряд ли человек, уходящий на войну, будет думать о «чём-то», «мило усмехаясь» своей невесте, которая не может найти в себе сил подобающе адекватно отреагировать на его признание в любви: именно отсутствие ответа на реплику главного героя «Я очень, очень люблю тебя…» является приговором главной героине, её бесчувственности, её эмоциональному убожеству, которые с беспощадностью прямых улик обличают повествовательницу. Вспомним «швейцарскую накидку» и «пуховый платок»: разве для любящей женщины имеет значение, какая на ней накидка в момент прощания с любимым человеком, швейцарская или бразильская? Эта зацикленность главной героини на второстепенных деталях более чем красноречива.

Еще более бескомпромиссным развенчанием главной героини является цена поцелуя («я… слегка наклонила голову, чтобы он поцеловал меня»): героиня настолько равнодушна к своему жениху, что даже не стремится сама его поцеловать, а лишь разрешает поцеловать себя.

Растерянная реакция на отъезд жениха выглядит и вовсе непотребной в рамках нормальной эмоционально-этической парадигмы реакций на определенные события: «Я пошла по комнатам, заложив руки за спину, не зная, что теперь делать с собой и зарыдать ли мне или запеть во весь голос…» Вместе с тем, напомню, у нас нет оснований делать выводы об эмоциональной инвалидности главной героини: еще раз подчеркну, что она довольно тонко чувствует и передает не только свои ощущения, но и настроение окружающих, и единственный человек, которого она не понимает и не чувствует, - её собственный жених. Эта корректность героини в передаче своих ощущения выглядит в рассказе своеобразной явкой с повинной: героиня словно признаётся нам, что никогда не любила своего жениха, а внезапный порыв «- Не говори так! Я не переживу твоей смерти!» есть не что иное, как попытка самооправдания человеком, внезапно застигнутым на месте преступления. Ну а тот факт, что героиня после этого уличения «горько заплакала», лишь свидетельствует о фантастической проницательности её жениха.

Таким образом, «холод», вынесенный в название рассказа и разлитый эпитетами в теле самого повествования («сверкающее изморозью утро», «совсем зимний воздух», «тебе не холодно?», «ледяные звёзды» и т.п.), есть не что иное, как метафора бесчувственности главной героини по отношению к любившему её человеку. Далее мы увидим, что и к своему мужу («человеку редкой прекрасной души») героиня не испытывала чувства любви. Возможно, уважение, благодарность, сочувствие, но не любовь, которая всегда спасает и защищает тех, кого мы любим: неслучайно же главная героиня пережила своих «главных героев»! Ни одного она не смогла спасти. Они ей были просто не нужны.

Осознание героиней собственной духовной несостоятельности присутствует не только в стиле повествования, лишенном ярких эмоциональных оттенков, но и в финальном упоминании о том, что «только тот холодный осенний вечер» был единственным событием в её жизни. Если вдуматься в это признание, мы вдруг обнаружим, что героиня так ничего в этой жизни и не поняла, так и не попыталась изменить себя, бесполезной щепкой плывя по реке событий в бездну равнодушия, удивительным зеркалом которого становится образ дочери племянника её мужа (образ, замечу, так же безымянный!): «Девочка… стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне». Здесь можно было бы рассмотреть появление темы возмездия (ср. рассказ «Тёмные аллеи», в котором главный герой признается преданной им женщине: «я никогда… не был счастлив»!), тем более что в жизни самого Бунина тема женского равнодушия именно в период создания цикла «Тёмные аллеи» имела едва ли не судьбоносное значение. Но эта тема выходит за рамки настоящего разбора.

Суммируя вышеизложенное и учитывая темпоральную семантику слова «осень», осмелюсь сделать вывод, что верным «герменевтическим переводом» названия рассказа И.А. Бунина «Холодная осень» является словосочетание «жизнь без любви».

Рецензия рассказа Бунина «Холодная осень» из цикла «Темные аллеи». Данный цикл Иван Бунин написал в эмиграции, когда ему было семьдесят лет. Несмотря на то, что Бунин провел долгое время в эмиграции, писатель не утратил остроту русского языка. Это видно по этому циклу рассказов. Все рассказы посвящены любви, только в каждом из них автор показал разные грани любви. В этом цикле присутствует любовь, как плотское влечение и как возвышенное чувство. Композиционно рассказ «Холодная осень» разделен на две части. До и после смерти возлюбленного главной героини. Черта, разделяющая рассказ и жизнь героини на две части, проведена очень четко и ясно. Героиня так рассказывает о своем прошлом, что читателю кажется, что все события происходят в настоящий момент. Это иллюзия возникает из-за того, что автор описывает все в таких мелких подробностях, что перед глазами читателя возникает цельная картина, имеющая форму, цвет и звук. Рассказ «Холодная осень», по- моему, можно назвать историческим, хотя история в этом рассказе изменена. В первой части рассказа события развиваются стремительно, достигая кульминации рассказа. Пятнадцатого июня убили кронпринца, в Петров день за обедом он был объявлен женихом главной героини, а девятнадцатого июля Германия объявила войну… По-моему, автор неслучайно поставил в этом месте многоточие. Он объявлен женихом и сразу в голове читателя рисуется идиллия счастливой семейной жизни, но в следующей фразой объявляется война. И все мечты и надежды рушатся в один миг. Дальше автор делает акцент на прощальном вечере. Его призвали на фронт. В сентябре он приезжает проститься перед отъездом. В этот вечер произносится фраза отцом невесты: - Удивительно ранняя и холодная осень! Эта фраза произносится как констатация факта. В конце рассказа героиня скажет, что та холодная осень, тот осенний вечер – все что было у нее в жизни. Данный вечер описан очень подробно, описано каждое действиегероев.

Рассказ «холодная осень» был написан И.А. Буниным в 1944 году. Это тяжелое время для всего мира в целом. Идет вторая мировая война. Она сильно повлияла на жизнь Бунина. Он, уже находясь в эмиграции из СССР во Франции, был вынужден покинуть Париж, так как в него вошли немецкие войска.

Действие же рассказа начинается в начале первой мировой войны, в которую Россия была втянута европейскими интригами. У обрученных из-за войны рушится семья. Он уходит на войну. И от их любви им оставлен лишь один осенний вечер. Это вечер прощания. На войне он погибает. Она после смерти родителей распродает остатки имущества на рынке, где встречает пожилого военного в отставке, за которого выходит замуж и с которым едет на Кубань. Они прожили на Кубани и на Дону два года и во время урагана сбегают в Турцию. Ее муж умирает на корабле от тифа. Близких людей у нее было лишь трое: племянник мужа, его жена и их семимесячная дочь. Племянник с женой пропали без вести, уехав в Крым. И она осталась с девочкой на руках. Она повторяет маршрут эмиграции Бунина (Константинополь-София-Белград-Париж). Девочка вырастает и остается в Париже. Главная же героиня перебирается в Ниццу, находящуюся недалеко от места жительства Бунина во время фашистской оккупации Франции. Она понимает, что ее жизнь прошла «как ненужный сон». Вся жизнь кроме осеннего вечера прощания со своим любимым. Этот вечер - все что было в ее жизни. И она чувствует, что скоро умрет и таким образом воссоединиться с ним.

Такой силой может обладать любовь, что смерть любимого человека приводит к опустошению жизни влюбленного. А это равносильно смерти при жизни.

В этом рассказе слышится протест против войны, как орудия массового убийства людей и как самого страшного явления жизни. В «Холодной осени» Бунин проводит аналогию главной героини с собой. Он сам прожил на чужбине более тридцати лет. И в условиях фашистской оккупации Бунин писал «Темные аллеи» - повесть о любви.

Вопрос №26

Тема природы в лирики Ф.И.Тютчева и А.А. Фета

А. А. Фет – представитель «чистого искусства» или «искусства для искусства». В русской поэзии трудно найти поэта более «мажорного», чем он. Поэт опирался на философию Шопенгауэра - философа, отрицавшего роль разума, искусство – это бессознательное творчество, дар Божий, цель художника – красота. Прекрасное – это природа и любовь, философские размышления о них. Природа и любовь и являются основными темами лирики Фета.

Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» стало своеобразным поэтическим манифестом Фета. Три поэтических предмета – природа, любовь и песня – тесно связаны между собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую вселенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: «лес проснулся», «солнце встало». И лирический герой полон жажды любви и творчества.

Впечатления Фета об окружающем мире передаются живыми образами «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…»:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем все больше убеждаешься, что ночь, изображенная в стихотворении, тиха и безветренна. Оказывается, что это всего лишь блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Но именно это первое впечатление, а не сами гигантские ели стремился запечатлеть поэт.

Фет сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, которое этот предмет производит. Его не интересуют детали и подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, он стремится передать изменчивость природы, движение человеческой души:

Жужжал пчелами каждый куст,

Над сердцем счастье тяготело,

Я трепетал, чтоб с робких уст

Твое признанье не слетело…

Эту творческую задачу ему помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, незаметно переходящие один в другой. Поэт воспроизводит в слове не предмет, а впечатление. С таким явлением в русской литературе мы впервые сталкиваемся именно у Фета.

Поэт не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями. Стихи Фета насыщены ароматами, запахом трав, «благовонных ночей», «благоуханных зорь»:

Свеж и душист твой роскошный венок,

Всех в нем цветов благовонья слышны…

Но иногда поэту все-таки удается остановить мгновение, и тогда в стихотворении создается картина замершего мира:

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбине.

Здесь каждая строчка фиксирует краткое законченное впечатление, причем, между этими впечатлениями нет логической связи.

В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое. Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник – смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание.

Стихотворение имеет конкретный сюжет: в нем описано свидание влюбленных в саду. Всего в 12 строках автору удалось выразить целый букет чувств, утонченно передать все оттенки переживаний. Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений, а воссоздает лишь самые важные моменты этого великого чувства.

В этом стихотворении прекрасно передаются минутные ощущения, и, чередуя их, Фет передаёт и состояние героев, и течение ночи, и созвучие природы душе человека, и счастье любви. Лирический герой стремится «остановить мгновенье», запечатлеть самые дорогие и сладостные минуты общения с любимой, с красотой, с природой, с самим Богом: шепот и дыхание возлюбленной, звуки протекающего мимо ручья, первые робкие лучи приближающейся зари, свой восторг и упоение.

Таким образом, основные темы лирики Фета – природа и любовь, как бы слиты воедино. Именно в них, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость и очарование бытия.

ТЮТЧИВ Будучи современником Пушкина, Ф. И. Тютчев, тем не менее, был идейно связан с другим поколением – поколением «любомудров», которое стремилось не столько активно вмешаться в жизнь, сколько осмыслить ее. Эта склонность к познанию окружающего мира и самопознанию привела Тютчева к совершенно оригинальной философской и поэтической концепции.

Лирику Тютчева тематически можно представить как философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Однако эти темы очень тесно переплетаются в каждом стихотворении, где страстное чувство рождает глубокую философскую мысль о бытии природы и вселенной, о связи человеческого существования с вселенской жизнью, о любви, жизни и смерти, о человеческой судьбе и исторических судьбах России.

Для мировосприятия Тютчева характерно восприятие мира как двойственной субстанции. Идеальное и демоническое – вот два начала, которые находятся в постоянной борьбе. Невозможно существование жизни, если отсутствует одно из начал, ибо во всем должно быть равновесие. Так, например, в стихотворении «День и ночь» два этих состояния природы противопоставляются друг другу:

День – сей блистательный покров –

День – земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человека и богов.

День у Тютчева наполнен жизнью, радостью и безграничным счастьем. Но он – лишь иллюзия, призрачный покров, накинутый над бездной. Совсем иной характер носит ночь:

И бездна нам обнажена,

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами:

Вот отчего нам ночь страшна.

С образом ночи неразрывно связан образ бездны; эта бездна – тот первозданный хаос, из которого все пришло и в который все уйдет. Он манит и пугает одновременно. Ночь оставляет человека наедине не только с космическим мраком, но и наедине с самим собой. Ночной мир представляется Тютчеву истинным, ибо истинный мир, по его мнению, непостижим, и именно ночь позволяет человеку прикоснуться к тайнам мироздания и собственной души. День потому и дорог человеческому сердцу, что он прост и понятен. Ночь порождает чувство одиночества, затерянности в пространстве, беспомощности перед неведомыми силами. Именно таково, по мысли Тютчева, истинное положение человека в этом мире. Может быть, поэтому он и называет ночь «святой».

Четверостишие «Последний катаклизм» пророчит последний час природы в грандиозных образах, возвещающих конец старого мироустраойства:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них.

Поэзия Тютчева показывает, что новое общество так и не вышло из состояния «хаоса». Современный человек не выполнил своей миссии перед миром, он не позволил миру вместе с ним взойти к красоте, к разуму. Поэтому у поэта много стихов, в которых человека как бы отзывают назад в стихию как несправившегося с собственной ролью.

Стихотворения «Silentium!» (Молчание) – жалоба по поводу той замкнутости, безвыходности, в которой пребывает наша душа:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои…

Истинная жизнь человека – жизнь его души:

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум…

Не случайно с внутренней жизнью связаны образы звездной ночи, чистых подземных ключей, а с жизнью внешней – образы дневных лучей и наружного шума. Мир человеческих чувств и мыслей – мир истинный, но непознаваемый. Стоит мысли облечься в словесную форму, как она мгновенно искажается: «Мысль изреченная есть ложь».

Тютчев пытается рассматривать вещи в противоречии. В стихотворении «Близнецы» он пишет:

Есть близнецы – для земнородных

Два божества – то Смерть и Сон…

Близнецы у Тютчева не двойники, они не вторят друг другу, один – рода женского, другой – мужского, у каждого свое значение; они совпадают друг с другом, но они же и враждуют. Для Тютчева было естественным всюду находить полярные силы, единые и, однако же, двойственные, сообразные друг другу и обращенные друг против друга.

«Природа», «стихия», «хаос», с одной стороны, космос – с другой. Это едва ли не важнейшие их тех полярностей, которые отразил Тютчев в своей поэзии. Разъединяя их, он глубже проникает в единство природы, чтобы снова сблизить разделенное.

Лидия Ивановна НОРИНА - заслуженный учитель РФ, учитель гимназии № 10 г. Новосибирска.

Я обречён познать тоску…

Анализ рассказа И.А. Бунина «Холодная осень»

А нализ рассказа следует начать с достаточно традиционной, но действенной формы - чтения учителем самого текста. Как известно, преподаватель, читающий вслух, становится первым интерпретатором произведения, расставляет с помощью голоса и интонации его смысловые акценты. Бунинский рассказ небольшой по объёму, и чтение его в начале урока тем более целесообразно, что не занимает много времени.

Следующий этап урока - “слово учителя”, необходимо и как вступление, и как напоминание ученикам о главных темах бунинской прозы (лекция по творчеству писателя и анализ стихотворений уже проводились ранее).

Сам анализ текста целесообразно начать с выделения в рассказе базовых мотивов и художественных приёмов. На доске предварительно выписаны эти моменты.

Фабула и персонажи.

Хронотоп: бытийное и бытовое пространство и время, реальное и космическое.

Цветопись и “тактильность” текста.

Мотивы (любви, смерти, памяти, жизни).

Дома ученики должны были найти в тексте проявления этих мотивов и выписать как можно больше примеров на каждый из пунктов. По ходу урока схема на доске будет расширяться и дополняться сделанными на уроке наблюдениями. Учителю необходимо подчеркнуть принципиальную последовательность зафиксированных на доске тем.

Первый вопрос учителя звучит так:

- Какова фабула рассказа? Изложите её в нескольких предложениях.

Есть некий он, есть она - они любят друг друга; должна была состояться свадьба. Девушка очень боится потерять его. Он убит на войне. И потом всю свою жизнь (тридцать лет) она сохраняет память об одном-единственном вечере - их самой счастливой встрече.

Необходимо начать с того, что лежит на поверхности текста, что может воспринять любое обыденное сознание. Ученики выясняют, что фабула слишком проста, значит, смысл нужно искать глубже.

Если школьники не обратят внимания на важную черту бунинской любовной прозы - отсут­ствие у героев имён, обозначение их только местоимениями (особый приём Бунина, подчёркивающий обобщённость судеб людей, трагедию всех), можно задать провокационный вопрос: почему при пересказе фабулы вы постоянно делаете “речевую ошибку” - повторяете местоимения “он” и “она”?

От обыденного уровня восприятия текста переходим к работе с художественными категориями.

Любой художественный текст, как вам известно, соотносится с универсальными категориями - пространством и временем, которые в тексте приобретают значение символическое. Как “сконструировано” данное произведение, какие хронотопы мы можем выделить и как они связаны друг с другом?

Один из учеников составляет схему, а остальные комментируют текст. Постепенно вырисовывается такая картина.

  • Дом как храм и оберег и последующее его разрушение; соответственно жизнь как путь и скитание.
  • Путь как жизненный путь одного человека и как исторический вектор России начала XX века.
  • Наконец, дом, лишённый пространственных границ, дом, находящийся за пределами земного мира. Это то пространство, куда стремится героиня к своему возлюбленному, это движение к бессмертию: “И я верю, горячо верю: где-то там он ждёт меня - с той же любовью и молодостью, как в тот вечер ”. “Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне …” “Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду”. Вместе с учениками учитель отмечает ключевые слова фрагмента: “где-то там” , “тот вечер” , “ко мне” . Таким образом, Бунин переводит пространство земное в пространство космическое, время линейное во время вечное.

· Время как мгновение (жизнь человеческая) и как вечность. Вечность у Бунина всегда циклична и неуничтожима. Так, героиня говорит в конце рассказа про единственный их вечер: “И это всё, что было в моей жизни - остальное ненужный сон”. Учитель обращает внимание старшеклассников на слова “сон” и “ненужный”.

- Почему жизнь названа сном?

Мотив жизни как сна (в буддистском понимании) вообще свойственен бунинской поэтике. Жизнь - это иллюзия, но иллюзия горестная и трагическая.

- Кто виноват в этой трагедии? Война? Революция? Бог? Неправильное социальное устройство?

Бунин внесоциален, поэтому и война, и революция, и история для него лишь частные проявления мирового зла, которое неуничтожимо. Весь рассказ - это попытка писателя понять и осмыслить, как мировое зло отражается на судьбе отдельного человека. Опять вспомним: у героев нет имён, и это подтверждение тому, что разные человеческие судьбы одинаковы, что человек является игрушкой в руках рока.

Затем учитель акцентирует внимание старшеклассников ещё на одном важном временном аспекте произведения:

- Обратим внимание, что весь рассказ написан как воспоминание героини о прошлом. Какой мотив в связи с таким построением художественного времени проявляется в тексте?

Память. В мировом хаосе она является спасением от забвения. Память, по Бунину, не менее, а более реальна, чем поток действительности. Она всегда связана с культурой, которая есть сохранение всего того, что уходит в небытие.

Преподаватель может прочитать ряд стихотворений Осипа Мандельштама (например, из цикла «Камень»), в которых наиболее ярко проявляется так называемая “культурная память” - особого рода поэтическая категория, служившая Мандельштаму основой его отношения к ценностям культуры. Такое обращение к “чужому” голосу позволит проложить пути к изучению поэтики акмеизма, а также сравнить “две памяти” великих художников слова.

- Какие художественные средства использует Бунин, чтобы подчеркнуть реальность памяти и ирреальность действительности? Как известно, Бунин - мастер описания тонких человеческих ощущений и состояний природы. И в этом он близок к импрессионизму.

Прежде всего цветопись, светопись и “тактильность”. Также в произведении мы видим прямое включение стихотворной цитаты. Что касается импрессионизма, то герой в рассказе словно намеренно читает своей возлюбленной стихотворение Фета, так как именно в творчестве Фета много импрессионистических черт.

- Поработаем с этими категориями: назовите основные цвета, описания физических ощущений героев и определите значения цитируемых героем строчек Фета в контексте рассказа (один ученик на доске выписывает слова: “цвет”, “тактильность”, “интертекст”).

Цвет и свет. Ученики называют слова, обозначающие цвета, и дают их символическую интерпретацию, используя «Словарь символов»: “чёрное”, “блестящее”, “красное”, “солнечное”, “минерально-блестящие звёзды”, “сверкающее солнце”. Чёрный цвет - трагедия человека, предчувствие беды. Красный - цвет крови и также трагедии, цвет, знаменующий будущую катастрофу. Золотой (осень) связан с природой. Сочетаясь, цвета подчёркивают неразрывную связь человеческих ощущений с природным началом. Школьники отмечают, что эпитет “блестящие” (“светящиеся”, “сверкающие”) объединяет такие художественные детали, как звёзды (“блестящие звёзды”), окна дома (“как… по-осеннему светят окна дома”), глаза героини (“как блестят глаза”) и делают вывод о единстве всего в мире: природы, человека, неодушевлённых объектов (дом).

Много слов в рассказе посвящено ощущениям героев. Уже само название - «Холодная осень» - обозначение не только холодного времени года, но и метафорически - холода этого мира по отношению к человеку, всё того же мирового зла. Старше­классники называют слова и словосочетания, связанные с темой холода: “запотевшие от пара окна”, “удивительно ранняя и холодная осень”, “протёрла стекло платком”, “ледяные звёзды”, “сверкающий изморозью”.

Что же касается Фета, то это и символ русской дореволюционной старины, и поэтическое осмысление природы, и наконец, приятие смерти, вечности. У Фета не замерзание и умирание, а вечное грандиозное движение по кругу; недаром в стихо­творении употреблено слово “пожар” - антитеза холодному и ледяному миру.

- Какие ещё традиционные мотивы встречаются в тексте?

Любовь и смерть. Любовь, по Бунину, тоже прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью, в художественном мире Бунина не найти счаст­ливой любви. Любовь у Бунина вне законов времени и пространства, и поэтому смерть не только не уничтожает любви, но является продолжением её в вечности. Несмотря на кратковременность любви, она всё равно остаётся вечной - она неуничтожима в памяти героини именно потому, что мимолётна в жизни. Неслучайно рассказ заканчивается мотивом любви: “Но, вспоминая всё то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер”.

Заканчивая анализ рассказа, отметим, что его финал открыт для дальнейших интерпретаций. Поэтому в качестве домашнего задания дадим небольшое сочинение-эссе, темой которого станут слова героини в конце рассказа: «И это всё, что было в моей жизни - остальное ненужный сон».

Рассказ И. А. Бунина «Холодная осень» был написан 3 мая 1944 года. В этом произведении автор пишет о теме любви и о теме времени. С первого взгляда может показаться, что произведение написано на историческую тему, но на самом деле история в рассказе выступает только фоном, а самое главное - это чувства героини и её трагическая любовь.

В произведении ставится проблема памяти, личного отражения событий в сознании героини. Её память оказывается сильнее всех исторических катастроф, и, несмотря на то, что она прожила бурную жизнь, в которой было очень много событий и много скитаний, единственное, что было в её жизни - это тот холодный осенний вечер, который она вспоминает.

Характеры у Бунина даются пунктирно. Это даже не собственно яркие характеры, индивидуальности, а силуэты людей, типов той эпохи. Повествование в рассказе ведётся от первого лица - от лица главной героини. Мир, история в произведении показаны её глазами. Весь рассказ - это по существу её исповедь. Поэтому всё в рассказе проникнуто её личностным чувством и мировосприятием, её оценками.

Во время прощания жених героини с чувством любви произносит ей слова: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне». И в конце произведения героиня повторяет эти слова, но уже с горькой иронией и как будто бы с невыраженным упрёком: «Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».

В рассказе очень важен образ времени. Весь рассказ можно поделить на две части, каждая из которых имеет свой способ временной организации. Первая часть - это описание холодного вечера и прощания героини с женихом. Вторая часть - вся остальная жизнь героини после смерти её жениха. Вторая часть при этом уместилась в один абзац, несмотря на её объёмность описанных в ней событий. В первой части рассказа время имеет конкретный характер, и в тексте произведения можно найти точные даты и часы событий: «пятнадцатого июня», «через сутки», «на Петров день» и т. д. Героиня точно помнит последовательность событий, причём помнит мельчайшие детали, которые с ней тогда происходили, что делала она, что делали её родители и жених. Во второй части рассказа время абстрактно. Это уже не конкретные часы и минуты, а 30 лет, которые пролетели незаметно. Если в первой части рассказа объём хваченного времени небольшой - всего один вечер, то во второй – это огромный промежуток времени. Если в первой части рассказа время идёт очень медленно, то во второй оно соответственно пролетает, как одно мгновенье. Интенсивность проживания героини, её чувств выше в первой части рассказа. О второй же части рассказа мы согласно мнению самой героини можем сказать, что это «ненужный сон».



Обе части неравнозначны по охвату объёма действительности. Объективно во второй части прошло больше времени, но героине субъективно кажется, что в первой. Также в рассказе противопоставлены два пространственных макрообраза - «дом» и «чужбина».

Пространство дома - это пространство конкретное, узкое ограниченное, а чужбина - пространство абстрактное, широкое и открытое: «Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца...». Дом описывается преувеличенно конкретно, со множеством деталей, которые подчёркивают его уют и тепло: «самовар», «жаркая лампа», «маленький шёлковый мешочек», «золотой образок». Образ чужбины, наоборот, проникнут чувством холода: «зимой, в ураган», «тяжёлый чёрный труд».

В тексте очень важным является пейзаж. Это описание холодного вечера: «Какая холодная осень!.. Надень свою шаль и капот... Смотри - меж чернеющих сосен Как будто пожар восстаёт...» Бунин использует приём психологического параллелизма, так как пейзаж в данном отрывке является отражением чувств героев, их переживаний. Этот пейзаж также предвещает трагические события, которые произойдут с героями. Он проникнут контрастами: красное («пожар») и чёрное («сосны»). Он создаёт у героев и читателя чувство тягости, тоски, скорби. Этот пейзаж также может символизировать мировую и личную катастрофу, которая произойдёт чуть позже. Время и пространство в рассказе тесно взаимосвязаны. Локальному, замкнутому и конкретному времени в первой части соответствует локальное, замкнутое пространство - образ дома. А абстрактному и широкому времени во второй части соответствует такой же образ чужбины. Поэтому читатель может прийти к выводу, что Бунин рисует в своём рассказе два противопоставленных хронотопа.

Основным конфликтом в рассказе является конфликт между трагическим временем и чувствами отдельного человека.

Сюжет в рассказ развивается линейно: сначала идёт завязка действия, потом его развитие, кульминация - это смерть героя. И в конце рассказа - развязка, приближение героини к смерти. Весь сюжет произведения Бунина мог быть развёрнут на широком романном полотне. Однако писатель выбирает малую форму рассказа. Сюжет организован скорее по принципам лирического, а неэпического произведения: акцентировано внимание на чувствах героини, интенсивности её внутренних переживаний, а не на внешних событиях.

Образ «холодной осени» является лейтмотивом рассказа. Это очень многогранный образ. Он стоит в центре произведения и вынесен в заглавие. С одной стороны, это конкретный образ осени, с другой - это символ трагического бытия, надвигающейся грозы, и, наконец, это символ старости самой героини, её приближающейся смерти.

Жанр произведения можно определить как жанр лирического рассказа, потому что главное здесь не просто цепь исторических событий, как в эпическом произведении, а их отражение в сознании человека, как и свойственно лирике.

В рассказе Бунина «Холодная осень» выражена трагическая концепция любви и жизни человека. Бунин говорит о мимолётности счастья и любви в жизни, о том, что они легко рушатся под влиянием внешних обстоятельств. Эти внешние обстоятельства, история даже оказываются неважными. Героине удалось пережить смерть своего жениха, но она всё ещё верит в то, что он ждёт её и они когда-нибудь увидятся. Основная мысль выражена в последних словах героини: «А что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Всё-таки был. И это всё, что было моей жизни, - остальное ненужный сон».

Разделы: Литература

Иван Алексеевич Бунин - выдающийся русский писатель, снискавший особую мировую славу. Поэзия и проза Бунина выходят из общего словесно-психологического источника, его богатейший и исполненный неповторимой пластики язык един вне разделения на литературные виды и жанры. В нем, по словам К.Паустовского, было все «от звенящей медью торжественности до прозрачности льющейся родниковой воды, от размеренной чеканности до интонаций удивительной мягкости, от легкого напева до медленных раскатов грома».

Чем же привлекает творчество И.А.Бунина сегодняшнего школьника?

Творчеству Бунина свойственно обращение к внутреннему миру героев: проникновение в тайные импульсы души, загадки поступков, связи между «разумом» и «сердцем». Обстановка, окружающие материальные вещи теряют свое значение. Ракурс художественного произведения автора сужен до психологии и эмоциональности героя.

Какая холодная осень
Надень свою шаль и капот...
Смотри меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстает.

Эти строки Фета, произнесенные героем рассказа «Холодная осень», наиболее ярко отражают то время, когда И.Бунин в эмиграции пишет цикл «Темные аллеи». Время перемен, время борьбы, время противоречий. Примечательно, что в рассказе «Холодная осень» противоречия проявляются постоянно. Если проследить творческую деятельность Бунина, мы увидим, что ее «отличительной чертой является противопоставление стихотворных традиций русской музы «золотого века» новаторским поискам символистов.» По определению Ю.Айхенвальда, творчество Бунина «... на их фоне выделялось как хорошее старое».

Но для самого Бунина это было не просто противопоставление взглядов, принципов, мировоззрения - это была упорная и последовательная борьба с символизмом. И эта борьба была настолько героической, что Бунин оказался один и не побоялся глубоких ран, которые она ему нанесла. «Крайностям символистов он противопоставил слишком большую уравновешенность чувства: их прихотливости слишком законченную последовательность мысли, их стремлению необычности слишком нарочитую подчеркнутую простоту, их парадоксам - явную неопровержимость утверждений. Чем больше субъект символистской поэзии хочет быть исключительным, тем больше субъект поэзии Бунина старается быть нормальным.». Интересен тот факт, что находясь в Италии или на Капри, Бунин писал рассказы о русской деревне, а находясь в России - об Индии, Цейлоне. Даже на этом примере можно усмотреть противоречивые чувства художника. При взгляде на Россию Бунину всегда нужна была дистанция - хронологическая, и даже географическая.

Позиция Бунина по отношению к русской жизни выглядела непривычно: многим своим современникам Бунин казался «холодным», хотя и блестящим мастером. «Холодный» Бунин. «Холодная осень». Созвучие определений. Случайно ли оно? Кажется, что за тем и другим стоит борьба - борьба нового со старым, правды с неправдой, справедливости с несправедливостью - и неизбежное одиночество.

«Холодный» Бунин. Он стремился вырвать из своего творчества все, что могло быть в нем общего с символизмом. Бунин особенно упорствовал против символистов в области изображения действительности. «Символист - создатель своего пейзажа, который расположен всегда вокруг него. Бунин же отходит в сторону, прилагая все усилия к тому, чтобы воспроизвести боготворимую им действительность наиболее объективно. Но символист, изображая не мир, а в сущности самого себя, в каждом произведении достигает цели сразу и вполне. Бунин же усложняет достижение своей цели, он изображает пейзаж точным, правдивым, живым, что ведет к тому, что чаще всего для личности художника места не остается.» Но именно этим он и противопоставил себя символистам.

«Холодная осень». Бунин в этом рассказе при помощи пробуждения в сознании читателя системы ассоциативных связей стремится сказать о том, что оставлено в прошлом - простота, добро, чистота помыслов и о неизбежности грядущей трагедии.

В нем судьба русской интеллигенции показана через судьбу женщины, а судьба ее раскрывается не столько через подробное жизнеописание, сколько через рассказ о любви, в котором несколько дней прошлого воспринимаются полнее, нежели пролетевшие вслед за ним 30 лет. Диссонанс между добром и злом, миром и войной, гармонией и хаосом прослеживаются на протяжении всего небольшого рассказа. И в финале - одиночество, разочарование в жизни, хотя и оно скрашивается мечтой и верой в счастье «там». Рассказ - трагедия любви в смутное время, трагедия разума в безумном пламени революционных потрясений.

Противопоставление мировоззрения и творчества Бунина остальным, противопоставление старого мира и нового, добра и зла в рассказе. Вот что объединяет созвучие определений - «холодный» Бунин и «Холодная осень». Очень привлекательна бунинская антитеза, поэтому рассказ «Холодная осень» хочется рассмотреть с этой точки зрения.

Целью работы является определение идейно-художественной роли приема антитезы в рассказе «Холодная осень» на уровне:

  • сюжета
  • композиции
  • хронотопа
  • пространства
  • системы образов
  • художественно-изобразительных средств.

Начинается рассказ «Холодная осень» с события, которое дает установку на историческую достоверность, - Первая мировая война. События даются фрагментарно: «в июне он гостил», «На Петров день объявлен женихом». Все произведение построено на контрасте. Так в экспозиции читаем: «в сентябре приехал проститься » и «свадьба наша была отложена до весны». Холодную осень можно интерпретировать как конец обычной мирной жизни наряду с умиранием природы. А вот свадьба героев отложена именно до весны. Ведь весна предстает не только как время возрождения природы, но и как начало новой мирной жизни.

Дальнейшее развитие действия происходит в доме героини, куда «он» приехал проститься. Бунин емко передает атмосферу «прощального вечера», вновь применяя одну за другой антитезы. С одной стороны, окно, за которым «удивительно ранняя холодная осень». В этой лаконичной фразе многослойный смысл: это и холод осени, и холод души - как будто мы слышим пророчество отца своему ребенку: удивительно, страшно рано ты потеряешь Его, познаешь холод одиночества. С другой стороны, «запотевшее от пара окно». Этой фразой Бунин подчеркивает тепло дома, уют, спокойствие - «сидели тихо», «обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства», «с притворной простотой». И вновь антитеза в проявлении внешнего спокойствия и внутренней тревожности. Бунин мастерски противопоставляет этому состоянию всех людей в комнате ощущение того, что «трогательно и жутко». В этой же части рассказа « на черном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды» и «висевшая над столом жаркая лампа» . Еще одна яркая иллюстрация антитезы: «холода» и «тепла», внешнего «ледяные звезды» и внутреннего «жаркая лампа» - чужого и своего.

Последующие действия происходят в саду. «Сошли в сад» Бунин употребляет именно этот глагол, чтобы у читателя сразу возникла единственная ассоциация: сошли в ад (из слова сад отнять «с»). Из мира тепла, семьи - в осень, войну. «Сперва было так темно. Потом стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные минеральными блестящими звездами» . И из ада «совсем особенно, по-осеннему светят окна дома». Дом-рай, в который вскоре ворвется осень, война, ад. Тут же странный диалог «ее» и «его». Автор нагнетает состояние приближающейся беды. Глубоко символичны слова, цитируемые «им»: «смотри меж чернеющих сосен как будто пожар восстает..." Непонимание символа ею: «Какой пожар? - Восход луны, конечно». Луна символизирует смерть, холод. А «пожар», огонь как символ страдания, боли, уничтожения своего, родного, теплого. Атмосфера не-уюта, не-жизненности разряжается логичным эмоциональным порывом: «Ничего, милый друг. Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя». Эта фраза, теплая и светлая, выделяется контрастом мрачному и холодному фону рассказа. От этого еще сильнее диссонанс между добром и злом, миром и войной.

Кульминацией рассказа является сцена проводов, которая построена на контрасте. Герои становятся в оппозицию к природе. «Перекрестили с порывистым отчаянием и, постояв, вошли в опустевший дом» и чувствовали «только удивительную несовместность между нами и окружающим нас радостным, солнечным, сверкающим изморозью на траве утром». Кульминационной фразой: «Убили его - какое страшное слово! - Через месяц в Галиции» - Бунин емко воссоздал ощущение стертого эмоционального восприятия через годы. Уже произошло то сошествие: «Я жила в Москве в подвале». Это из дома, где «после ужина подали по обыкновению самовар!», «стала бабой в лаптях». Это из «швейцарской накидки!» Метко и значимо здесь использует автор детали, которые характеризуют лучше, чем пространные описания: продавала «какое-нибудь колечко, то крестик, то меховой воротник...» То есть продавала прошлое, отрекаясь от него: «Времена наших бабушек и дедушек», «Ах, боже мой, боже мой». Красота и неспешность жизни до гибели героя противопоставляются бешеному темпу жизни, обилию несчастий, неудач после. Рай-дом превратился в ад-чужбину. Сошествие завершилось. Здесь нет жизни - это только ненужный сон.

В произведении есть еще одна кульминационная волна - «всегда спрашиваю себя: да, а что же было все-таки в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный вечер» . Бунин дает героине последний шанс осознать, что тот вечер и был торжеством духа, смыслом жизни, самой жизнью.

В этом противоречии и выражена основа трагического сюжета. Теперь у героини осталась только вера в ожидание встречи, вера в счастье «там» Таким образом, сюжетную линию можно построить так:

Жизнь

Композиция имеет форму кольца: «Ты поживи, порадуйся на свете...» - жизнь - «...Я пожила порадовалась...». Объясняется композиционное построение Буниным следующим образом: «Что же все - таки было в моей жизни? Только тот холодный осенний вечер... остальное ненужный сон». Начинается произведение описанием осеннего вечера, заканчивается воспоминанием о нем же. В эпизоде разговора в парке героиня произносит: «Я не переживу твоей смерти». И его слова: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне». И она признает, что не пережила его, просто забылась в страшном кошмарном сне. И становится понятно, почему таким, в сущности сухим, спешащим, равнодушным тоном она рассказывала обо всем, что было после. Душа умерла вместе с тем вечером. Кольцевая композиция используется для того, чтобы показать замкнутость круга жизни героини: Ей пора «идти», возвращаться к «нему». Композиционно произведение можно разделить на части, которые контрастны по отношению друг к другу.

Часть 1. От начала рассказа до слов: «...хочешь пройдемся немного?» - почти абсурдная картинка трагического спокойствия, размеренности в жизни, в имении на фоне далекой, вроде бы нереальной войны.

Часть 2. От слов: «На душе у меня...» до слов: «...или запеть во весь голос?» - Он и она, прощание. На фоне радостного, солнечного утра пустота и бессилие на душе у героини.

Часть 3. От слов: «Убили его...» до слов: « чем стала она для меня» -ускорение действия: на одной странице - вся остальная жизнь. Изображение скитаний и тягот героини, которые начинаются с кульминационной фразы о «его» смерти. Героиня беспристрастно описывает свою дальнейшую жизнь, констатируя факты.

Часть 4. до конца рассказа - перед нами героиня-рассказчица в настоящем.

Итак, повествование построено на антитезе. Провозглашается данный принцип восклицанием: «Ну, друзья мои, война!» Слова «друзья» и «война» - основные звенья в цепи противоречий: прощание с любимой - и разговор о погоде, солнце - и разлука. Противоречия абсурда.

Но есть и противоречия, связанные с человеческой психологией, точно передающие растерянность душевную: «...зарыдать мне или запеть во весь голос». И далее противопоставляется красота и неспешность жизни до «его» гибели бешеному темпу и обилию неудач, несчастий после.

Хронотоп произведения очень развернут. В первом предложении сразу время года: «в июне». Лето, расцвет души, чувств. Нет точной даты «того года»: не важны цифры - это прошлое, ушедшее. Прошлое, свое, родное, кровное, органичное. Официальная дата - понятие инородное, поэтому чужая дата указана точно: «пятнадцатого июля убили», «девятнадцатого июля Германия объявила России войну», чтобы подчеркнуть отторжение даже во времени. Яркая иллюстрация бунинской антитезы «свое-чужое».

Границы времени всего рассказа разомкнуты. Бунин констатирует лишь факты. Упоминание конкретных дат: «15 июля убили», «утром 16-го», «но 19 июня». Времена года и месяцы: «в июне того года», «в сентябре», «отложена до весны», «зимой в ураган», «убили его через месяц». Перечисление количества лет: «прошло с тех пор целых 30 лет», «пробыли на Дону и Кубани два года», « в 1912 году». И слова, по которым можно определить течение времени: «долго жила», «девочка выросла», «тот холодный осенний вечер», «остальное ненужный сон». Безусловно, возникает ощущение суетности, подвижности времени. В эпизоде прощального вечера Бунин использует только слова, по которым можно определить время, почувствовать его: «после ужина», «в тот вечер», «пора спать», «еще немного побыли», «сперва было так темно», «утром он уехал». Возникает ощущение замкнутости, все происходит в одном месте, в один маленький отрезок времени - вечер. Но оно не тяготит, а вызывает ощущение конкретности, надежности, теплой грусти. Конкретика и абстрактность времени - антитеза «своего» времени и «чужого»: в «своем» героиня живет, в «чужом» проживает будто во сне.

Противоречивы границы времени и по смыслу проживания жизни. Слова времени всего рассказа - многочисленные перечисления, но они незначительны для героини. А вот слова времени в эпизоде прощального вечера по смыслу проживания - это целая жизнь.

Слова времени всего рассказа

Слова времени прощального вечера

конкретные даты:

после ужина

пора спать

утром 16-го

в тот вечер

весной 18-го

еще немного побыли

времена года и месяцы:

сперва было так темно

в июне того года

утром он уехал

в сентябре отложить до весны зимой в ураган

перечисление количества лет:

прошло целых 30 лет пробыли больше 2-х лет в 1912 году

слова, по которым можно определить время:

всего на сутки долго жила

Контрастность повествования ощущается в произведении сразу. Пространство рассказа словно расширяется при появлении звезд. Они предстают в двух образах: сначала сверкающие на черном небе, а затем блестящие в небе светлеющем. Этот образ несет в себе философское значение. Звезды в мировой культуре символизируют вечность, непрерывность жизни. Бунин подчеркивает контраст: скорую разлуку и смерть героя - вечность и несправедливость жизни. Во второй части рассказа, когда героиня рассказывает о своих скитаниях, пространство удлиняется сначала до Москвы, а затем до Восточной и Западной Европы: «жила в Москве», «долго жила в Константинополе», «Болгария, Сербия, Чехия, Париж, Ницца...» Размеренная спокойная жизнь в имении превратилась в бесконечную суету, хаотичность жизненного пространства героини: «Была я в Ницце в первый раз в 1912 году - и могла ли думать в те счастливые дни, чем некогда станет она для меня» .

Одним из главных средств в формировании авторской позиции является система образов. Бунинский принцип предъявления героев отличается яркостью и необычностью. Так ни один из персонажей не имеет имени, ни разу не названо имя «гостя» и «жениха» - это слишком свято, чтобы доверять бумаге священные буквы, звуки любимого имени. Название дорогого человека «Он» сродни блоковскому названию Прекрасной Дамы в стихах - «Она». Но имя не своего, чужого человека названо - «убили в Сараеве Фердинанда». В ирреальном смысле его можно считать источником беды. Зло «выразительнее» добра - здесь у него конкретное имя. В этих образах воплотилась бунинская антитеза «свое - чужое».

Бунин вводит в произведение новый пласт образов: «семья - народ». Семья в уюте, добре, счастье, а народ - чужие «как разрушители», воры гармонии, «как многие», «на Петров день к нам съехалось много народу», «Германия объявила России войну», «Я тоже (как масса) занималась торговлей, продавала», «отплыли с несметной толпой беженцев». Автор словно подчеркивает, используя эти образы, что его повествование не только о том, что произошло лично у каждого, а и том, что произошло с целым поколением. Наиболее ярко трагедию поколения Бунин показывает, используя судьбу женщины - главной героини. Образ женщины всегда ассоциировался с образом хранительницы домашнего очага, а семья, дом - это основные ценности времени. События первой мировой войны, последовавшая за ней революция, послереволюционные годы - это все выпало на долю героини - цветущей девушки при первом знакомстве с ней и близкой к смерти старой женщины - в конце рассказа с ее воспоминаниями, похожими на жизненный итог. В ее характере уживается гордость эмигрантки с непокорностью судьбе - не черты ли самого автора? В жизни многое совпадает: и на его долю выпала революция, которую он не смог принять, и Ницца, которая не смогла заменить Россию.

Немаловажный штрих в системе образов «девочка». Она равнодушна к своему прошлому: стала «француженкой». Героиня описывает «холеные ручки», «серебряные ноготки» и «золотые шнурочки» своей воспитанницы с горькой иронией, но без всякой злобы. «Солнечный зайчик» среди тусклых красок «ее» повествования, но тепла мы не чувствуем - ледяной блеск. Величайшая трагедия интеллигенции показана Буниным через ее образ: потеря будущего, невостребованность, гибель России в душах детей эмигрантов.

Появляется в рассказе и метонимический образ солдат «в папках и расстегнутых шинелях». Это очевидно, красноармейцы, которым продавали свои вещи люди, не подошедшие новому времени. Интересен образ мужа героини. Он также не назван по имени, но подчеркивается контраст места их (героини и будущего мужа) встречи (на углу Арбата и рынка) и очень немногословной, но емкой характеристики самого мужа «человека редкой, прекрасной души». Это возможно символизирует хаотичность истории России того времени. Выбрав несколько характеров, Бунин отразил великую трагедию России. Опять контраст - что было и что стало. Тысячи элегантных дам, превратившихся в «баб в лаптях», и «людей, редкой, прекрасной души», одевших «истертые казачьи зипуны» и отпустивших «черные бороды». Так постепенно, вслед за «колечком, крестиком, меховым воротником» люди теряли страну, а страна теряла свои цвет и гордость. Контрастность бунинской системы образов очевидна.

Бунин как мастер слова блестяще, виртуозно использует антитезу на всех уровнях языка. Наиболее интересен бунинский синтаксис. Язык данного художественного произведения характерен для автора: он прост, не изобилует вычурными метафорами и эпитетами. В первой части новеллы (границы частей см. выше) автором используются простые малораспространенные предложения. Этим создается впечатление перелистываемых фотографий в семейном альбоме, только констатация фактов. Предложение - кадр. Пятнадцать строк - десять предложений - кадров. Перелистываем прошлое. «Пятнадцатого июня убили в Сараево Фердинанда». «Утром шестнадцатого привезли с почты газеты». «Это война!» «И вот настал наш прощальный вечер». «Удивительно ранняя и холодная осень». В эпизоде прощального вечера автор словно останавливает время, растягивает пространство, наполняя его событиями, и предложения становятся сложными, каждая из частей их распространена. В этой части много второстепенных членов предложения, контрастных по смыслу: «запотевшие от пара окна» и «удивительно ранняя и холодная осень», «на черном небе ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды» и «висевшая над столом жаркая лампа». В цифровом отношении это выражено так: в четырнадцати строках пять предложений. «Мы в тот вечер сидели тихо, лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства». «Потом стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные минерально блестящими звездами». «Оставшись одни, мы еще немного побыли в столовой, - я вздумала раскладывать пасьянс, - он молча ходил из угла в угол, потом спросил: «Хочешь, пройдемся немного?» В следующей части внутренний мир героев Бунин раскрывает, используя диалог. Диалоги в этой части играют особенно важную роль. За всеми дежурными фразами, замечаниями о погоде, об «осени» скрывается второй смысл, подтекст, невысказанная боль. Говорят одно - думают о другом, говорят только ради слова, беседы. Так называемое «подводное течение». И то, что рассеянность отца, старательность матери, безразличие героини притворны, читатель понимает и без прямого объяснения автора: «лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства». «Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета:

Какая холодная осень

Надень свою шаль и капот...

- Не помню. Кажется, так:

Смотри меж чернеющих сосен Как будто пожар восстает...

- Какой пожар?

- Восход луны, конечно. Есть какая-то прелесть в этих стихах: «Надень свою шаль и капот...» Времена наших бабушек и дедушек... Ах, Боже мой, Боже мой!

- Что ты?

- Ничего, милый друг. Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень тебя люблю».

В заключительной части рассказа преобладают повествовательные предложения, осложненные однородными членами предложения. Создается необычное ощущение ритма, переполненности событиями жизни: «то какое-нибудь колечко, то крестик, то меховой воротник», «Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца...», «занималась..., продавала..., встретила..., вышла...», «холеными ручками с серебряными ноготками... золотыми шнурочками». Все это Бунин противопоставляет внутренней пустоте, усталости героини. Она констатирует свои несчастья без всяких эмоций. Переполненность событиями жизнь оборачивается тем, что жизни - то и нет. На уровне синтаксиса антитеза выражена ярко: простые - сложные предложения, распространенность, насыщенность однородными членами предложения и их отсутствие, диалогичность - монолог героини. Сознание раскалывается: есть вчера и сейчас, прошлое и вся жизнь. Средства синтаксиса этому помогают.

Обращает внимание и мастерское использование морфологических средств языка. Так в первой части произведения глаголы поставлены в прошедшее время. Воспоминания... Героиня словно пробирается сквозь бурелом прошлого к настоящему, проживает жизнь, старится, разочаровывается: «встала», «перекрестила», «прошли», «посмотрела», «жила», «скиталась». В последней части рассказа повествование ведется с употреблением форм настоящего времени: «спрашиваю», «отвечаю», «верю», «ждет». Героиня словно пробуждается. И жизнь закончилась.

Итак, главной особенностью «бунинской» антитезы является то, что она пронизывает все уровни рассказа «Холодная осень».

  1. «Бунинская» антитеза - это способ выражения авторской позиции.
  2. Контраст Бунина - это способ отражения действительности, создания картины мира.
  3. Противопоставление используется для раскрытия мировоззренческой, философской концепции автора.
  4. Антитеза как показ катастрофичности времени на стыке двух веков, революций, войн.
  5. Контрастность психологии людей начала 20 века.
  6. Антитеза в рассказе Бунина «Холодная осень» - это прием для создания композиции, сюжета, хронотопа, пространства, системы образов, языковых особенностей.

Название сборника «Темные аллеи» вызывает в памяти образы полуразрушенных садов старых усадеб, заросших аллей московских парков. Россия, уходящая в прошлое, в небытие.

Бунин - мастер, который умеет быть неповторимым в самых банальных ситуациях, оставаться всегда целомудренным и чистым, ибо любовь для него всегда единственна и свята. В «Темных аллеях» любовь чужда понятию греха: «Ведь ото всего остаются в душе жестокие слезы, то есть воспоминания, которые особенно жестоки, мучительны, если вспоминаешь что-нибудь счастливое». Может быть, в тоске новелл «Темных аллей» обретает голос застарелая боль от пережитого когда-то счастья.

Бунин не философ, не моралист и не психолог. Для него важнее, какой закат был, когда герои прощались и куда-то ехали, чем цель их поездки. «Он всегда был чужд как богоискательству, так и богоборчеству.» Поэтому бессмысленно искать глубокий смысл в поступках героев. «Холодная осень» - это рассказ, где о любви, собственно, не говорится. Это произведение - единственное с документально точной хронологией. Язык повествования подчеркнуто сух... Сидит где-то в прибрежном ресторанчике пожилая женщина, опрятно одетая и, нервно теребя платок, рассказывает свою историю случайному собеседнику. Эмоций уже нет - все давно пережито. Она одинаково обыденно говорит и о гибели жениха, и о равнодушии приемной дочери. Как правило, у Бунина действие сконцентрировано в коротком временном интервале. «Холодная осень» - это не просто отрезок жизни, это - хроника всей жизни. Земная любовь, смертью оборванная, но, благодаря этой смерти неземной ставшая. И под конец своей бурной жизни героиня вдруг понимает, что ничего, кроме этой любви, у нее не было. «Бунин в пору своей безрадостной «холодной осени», пережив революцию и изгнание, в дни одной из самых страшных войн пишет рассказ о любви, как и Боккаччо писал «Декамерон» во время чумы. Ибо вспышки этого неземного огня и есть тот свет, который освещает путь человечества.» Как говорила одна из героинь «Темных аллей»: «Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена».

Список использованной литературы

  1. Адамович Г.В. Одиночество и свобода. Нью-Йорк, 1985.
  2. Александрова В.А. «Темные аллеи» // Новый журнал, 1947 №15.
  3. Афанасьев В.О. О некоторых чертах поздней лирической прозы Бунина // Известия АН СССР. Отд. Литературы и языка, 1979, т.29 вып.6.
  4. Бабореко А.К. Бунин во время войны 1943-1944 // Даугава, 1980 №10.
  5. Долгополов Л.О. О некоторых особенностях реализма позднего Бунина// Русская литература, 1973 №2.
  6. Муромцева - Бунина В.Н. Жизнь Бунина, Париж, 1958.
  7. Школа классики. Критика и комментарии. Серебряный век. 1998.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!