Педагогические подходы. Основные методологические подходы

2.2. Основные методологические подходы

1.Системный подход.

Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования,

методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов.

2.Личностный подход.

Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического

развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре.

Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности

педагогического процесса. Уникальность личности - ее интеллектуальная

нравственная свобода, право на уважение. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

3.Деятельностный подход.

Сущность: деятельность- основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности.

Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия).

4.Полисубъектный (диалогический) подход.

Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность- продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт "диалогического" содержания внутреннего мира человека

учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашел отражение ("скажи, кто твой друг...", "с кем поведешься..."). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе.

Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

5.Культорологический подход.

Сущность: аксиология - учение о ценностях и

ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в нее принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизация творчества.

6.Этнопедагогический подход.

Сущность: воспитание с опорой на национальные традиции,

культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.

7.Антропологический подход.

Сущность обосновал Ушинский. Это системное использование

данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении

педагогического процесса.

Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:

1) определить ее действительные проблемы и способы их разрешения;

2) проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию);

3) реализовать гуманистическую парадигму образования.


Заключение

Педагогика должны сформировать структуру личности, которая понимает эти правила. Такой подход подразумевает не отказ от развития научных взглядов, а их последовательное движение к целостности. Только благодаря пониманию норм и правил игры природы человек может действительно стать свободным и сознательным. А это открывает пути к формированию нового целостного мышления.

Современная педагогика активно осмысливает такие педагогические понятия, как “мир жизни”, “смысл бытия”, “личный выбор”, “встреча”, “педагогическая атмосфера”, “пространство”, “время”, и др. Отказ от жесткой нормативности, одномерности, строго заданной детерминации позволяет по-новому осмыслить, развернуть педагогическое явление, найти адекватные требованиям современного времени и особенностям детско-юношеского сообщества формы образования и развития.

Педагогика конца ХХ в. концентрирует свое внимание на высококачественном образовании и воспитании подрастающего поколения, своевременном выявлении и умножении природно-генетических задатков, рано проявившейся одаренности, чтобы затем “вписать” развивающийся талант в функционально-действующий социальный институт. Поэтому для педагогики важно формировать в развивающемся человеке способности активного творчества, социально новые качества, отвечающие динамичным и устремленным в завтрашний день переменам социума. Интенсификация образования и формирование личностных качеств все больше сливается с насущной общечеловеческой потребностью – гуманистической социализацией личности. В педагогике акцент переносится с культурно-образовательной модели, в которой доминирует усвоение систематизированных основ наук, на социо- и культурообразующую роль образования и воспитания. Совершенствование образовательной системы, расширение сферы социальной педагогики сопровождается “отказом от авторитарной педагогики и выдвижением на первый план личности ученика, удовлетворением его запросов, развитием его индивидуальных добродетелей, способностей и дарований”.

Применительно к современной социальной ситуации в России и других странах СНГ в разряд первоочередных задач выдвигается создание необходимых, наиболее благоприятных условий для самореализации, саморазвития конкретной личности, активизации – всеми имеющимися у общества средствами – интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и прочих направлений развития личности.

На прошедшей в октябре 2001 года в Институте теории образования и педагогики РАО конференции “Педагогическая наука и ее методология в контексте современности” заместитель министра образования РФ В.А. Болотов рассказал о программе модернизации, подчеркнув особое значение Закона РФ "Об образовании", закрепившего правовой статус демократического переустройства образовательной сферы. В связи с дальнейшим движением в этом направлении появляются новые, достаточно острые проблемы. Поэтому необходим системный и концептуальный пересмотр содержания образования, которое во многом устарело, перегружено, оторвано от сегодняшней жизни. Образование не только должно обеспечивать выпускника определенной суммой знаний, но и развивать личность, познавательные и созидательные способности, а главное - воспитывать. Недостаточно эффективно профессиональное образование, порой не согласующееся с реальными и перспективными потребностями страны в кадрах. Необходимо обеспечить конституционные гарантии бесплатного общего образования.

Центральная задача модернизации образования заключается в том, чтобы повысить его современное качество, выстроить эффективную образовательную систему с действенной экономикой и управлением, которые будут отвечать запросам жизни и потребностям развития личности, общества и государства. Таким образом, комплексная, глубокая модернизация образования и обязательное требование ко всей политике России на современном этапе, ее главное стратегическое направление.

Академик РАО В.В. Краевский, участник всех сессий методологического семинара прошлых лет, вспомнил о людях, стоявших у его истоков, говорил о проблемах, которые на нем обсуждались. Они и по сей день не утратили актуальности, когда необходимость методологического анализа происходящего в сфере образования и в его научном обосновании проявилась с особой ясностью. При этом стала ощутимой потребность в новом осмыслении и укреплении самой методологии.


Литература

1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогичес­ких исследований: Дидактический аспект. М., 1982.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов- CПб.:Питер, 2000.

3. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М., 1984.

4. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педа­гогической культуры преподавателя высшей школы. М., 1993.

5. Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-началоХХ в): Уч.пособие – М.:ИД Форум,1998.

6. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики-М.: Просвещение, 1982

7. Лихачев Б. Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики /Пе­дагогика. 1997. № 6.

8. Лихачев Б. Т. Экология детства: прежде и теперь // Развитие личности. 1997. № 1

9. Харламов и. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990.

10. Шабаева М.Ф. История педагогики: Уч.пособие для ст-тов пед.ин-тов - М.:Просвещение.1981.

11. Шаталов В. Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1986 г.

12. Шевченко С. Д. Научить всех - научить каждого. - М.: Педагогика, 1989 г.

13. Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М.: Финансы и статистика, 1992 г. - 240 с.

14. Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1994 г.

15. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. - М., 1998 г. - 250 с.

16.Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. М., 1991.


Наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук. . Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин: 1. общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; ...

Понимают прежде всего методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а так­же формирует представление о последовательности движения ис­ ...

Формированию новых навыков и умений, а также личностных свойств и качеств, необходимых для выполнения определенного вида профессиональной и всякой другой деятельности. В современной педагогической науке оно рассматривается в двух аспектах: 1. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; 2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой...

П. Наторпа на развитие социальной педагогики в России Особую актуальность социально-педагогические подходы обретают в России со второй половины XIX – начала XX веков, что соответствовало общемировой тенденции становления социальной педагогики как области самостоятельного научного знания. И отсутствие термина «социальная педагогика» в широком общепедагогическом употреблении в России не мешает...

Переориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции требуют разработки новых тео­ретико-методологических подходов в педагогике. При этом под теоре­тическим подходом понимается синтез теоретических положений, руко­водящих идей. Сущность гуманистической педагогики представлена ос­новными положениями деятельностного, личностноориентированного, культурологического подходов к изучению педагогической реальности.

Деятелъностный подход опирается на основные положения теории деятельности, раскрытые в работах А. Н. Леонтьева, такие как признание единства внутренней (умственной) и внешней деятельности, развитие личности в деятельности. Данный подход подчеркивает необходимость перевода воспитанника в позицию субъекта познания, труда и общения. Его реализация на практике требует организации полноценной жизнедея­тельности на каждом возрастном этапе, вовлечения ребенка как активно­го участника этого процесса. В последние годы деятельностный подход нередко подвергается критике за недостаточное отражение в нем лично­стных и индивидуальных особенностей субъекта.

Личностно-ориентированный подход основан на философских пред­ставлениях о гуманизме и идеях гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Гуманизм в философском смысле - истори­чески изменяющаяся система воззрений, признающая особую ценность человека как личности, его права на счастье, развитие и проявление своих сил и способностей, считающая благо человека приоритетным критерием в оценке деятельности социальных институтов. Гуманистическая психология пронизана верой в человека, в его потенциальные и актуальные возможно­сти саморазвития и реализации ценностей высшего порядка.

Опирающийся на эти постулаты личностно-ориентированный подход в педагогике выводит на первый план самого человека, его ценности, его личные свободы, его умения прогнозировать и контролировать самого

себя. Его реализация в обучении предполагает создание открытого содержания образования; возможность варьирования учебным материалом; гуманитаризацию содержания образования - как за счет усиления доли гуманитарных дисциплин в учебном плане, так и формирования у обу­чающихся особой формы отношения к окружающему миру, к себе, к своей собственной деятельности; усиление эмоционального и коммуника­тивного потенциала средств обучения; раскрепощение самой личности педагога. В области воспитания особую ценность представляют даль­нейшее развитие идей сотрудничества и сотворчества учителя и воспи­танников, индивидуализация обучения, диалог. Личностно-ориентированный подход предполагает создание в образовательных учреждениях условий для развития сущностных сил каждого и гармонизации взаимо­отношений между всеми участниками педагогического процесса. Итогом его становится готовность личности к саморазвитию, самосовершенство­ванию, самореализации. (В. В. Сериков).

Культурологический подход в педагогике основан на философском понимании культуры как «особого, специфического способа человече­ской деятельности, единства многообразия исторически выработанных форм деятельности, отражающей степень очеловечивания природы и ме­ру саморазвития человека» (А. М. Арнольдов). Философские корни этого подхода заложены в работах философов И. Канта, Ф. Шиллера, А. Адле­ра, М. Бахтина, Н. А. Бердяева, Ю. М. Лотмана.

С позиции культурологического подхода образование рассматривает­ся как сложный культурный процесс полисистемной передачи норматив­но-ценностного и творческого опыта и создания условий для культурных форм самоопределения, саморазвития и самореализации личности; как культурная деятельность субъектов образования; как сложное культурное пространство взаимодействия сферы образования с остальными сферами культуры; как комплексная социокультурная система, выполняющая спе­цифические функции сохранения и обновления культурных традиций общества.

Исторические предпосылки данного подхода были заложены еще в ан­тичной культуре, в идеях взращивания душевности и образованности. В дальнейшем они были развернуты в работах А. Дистервега, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. Френе, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского и др., которые подчеркивали доминирование культурных, нравственных ценностей в образовании. В настоящее время эти идеи развиваются в трудах В. С. Библера, С. Ю. Курганова, Б. М. Неменского и др. Реализа­ция культурологического подхода в современной школе базируется на следующих принципах:

Принцип культуросообразности, означающий способность образова­ния выражать суть культуры, ее динамику, содержание. Школа долж­на создавать условия для культурного самоопределения и идентификации ребенка со своим народом, идеалом воспитания на данном историческом этапе;

Принцип продуктивности, отражающий способность образования выражать творческую, продуктивную сущность культуры, создавать условия для творческой, практической деятельности ребенка;

Принцип мультикультурности, заключающийся в способности образования отражать разнообразие и многообразие культур, выражать культуру как сложный процесс взаимодействия всех типов локальных культур, создавать условия для формирования культурной толерант­ности ребенка.

Указанные теоретические подходы не имеют взаимоисключающего характера, они скорее дополняют друг друга, составляя суть нового педа­гогического мышления.

Тема № 1.6 «Методология педагогики»

1.Понятие «методология», «методология педагогики».

2.Методологические подходы в педагогике.

3. Методы педагогических исследований.

4. Этапы научно-педагогического исследования.

Методология – систематизация теоретических знаний, которые исполняют роль руководящих принципов, орудий научного исследования и конкретных средств реализации требований научного анализа.

Методология педагогической науки – учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.

Уровни в структуре методологического знания:

    Философский : на основании его составляют общие принципы сознания, мировоззренческие подходы.

    Общенаучный : в его основе лежат концепции, научные подходы, применяемые во многих науках.

    Конкретно-научный : совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной сфере.

    Технологический : методика и техника исследования.

Функции : методология указывает как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность.

Методологический принцип – способ достижения цели на основе учета объективных закономерностей и связей.

При проведении научно-педагогического исследования необходимо руководствоваться следующими принципами :

    Исходить из объективности и обусловленности педагогических явлений, т.е. всесторонний учет факторов, условий, которые порождают педагогическое явление.

    Обеспечивать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов.

    Изучать явления в их развитии.

    Изучать явления в их связи и взаимодействии с другими явлениями.

    Достоверность.

    Доказательность (обоснованность).

    Альтернативность (возможность выделить разные точки зрения).

    Не проводить эксперимент, противоречащий нравственным нормам, способным нанести вред испытуемым.

Основные методологические подходы в педагогике:

    Системный подход.

Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса.

Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.

    Личностный подход признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса.

Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

    Деятельностный подход.

Деятельность – основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности.

Задачи воспитателя : выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого).

Это предполагает : осознание, целеполагание, планирование деятельности, её¸ организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия).

    Полисубъектный (диалогический) подход.

Сущность человека богаче, чем его деятельность.

Личность – продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт "диалогического" содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашел отражение ("скажи, кто твой друг...", "с кем поведёшься...").

Задача воспитателя : отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе.

Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

    Культорологический подход.

Основание : аксиология – учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности.

Задача воспитателя : приобщение к культурному потоку, активизации творчества.

    Этнопедагогический подход.

Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе.

Задача воспитателя : изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.

    Антропологический подход.

Обосновал Ушинский. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.

Методы педагогических исследований зависят от:

    Характера активности.

    Одномоментные – длительные.

    Места проведения (школьные, лабораторные).

    От задач (описание психических особенностей учащегося):

    Неэкспериментальные (описание особенностей).

    Диагностические (измерение психических свойств).

    Экспериментальные (объяснение психолого-педагогических свойств).

    Формирующие (выявление возможностей).

Методы педагогических исследований:

    Теоретические (основаны на эксперименте):

    анализ и синтез;

    индукция, дедукция;

    сравнение;

    абстрагирование;

    обобщение.

    Эмпирические (основаны на опыте человека):

    методы сбора и накопления данных (анкетирование, тестирование);

    методы контроля и измерения (шкалирование, срез, тест);

    методы обработки данных (математический, статистический);

    методы оценивания (педагогический консилиум, самооценка);

    методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, масштабное внедрение).

Теоретические методы позволяют:

    Уточнить, расширить и систематизировать научные знания.

    Объяснить и предсказать явления.

    Повысить надежность полученных результатов.

    Перейти от абстрактного к конкретному знанию.

    Установить взаимоотношения между различными понятиями, выделить наиболее существенные и второсортные.

Этапы научно-педагогического исследования:

    Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования. Формулирование общей и промежуточной целей исследования и соотнесенных с целями задач.

    Выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических положений, единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования замысла, исследовательского подхода.

    Построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать.

    Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования.

    Организация и проведение преобразующего эксперимента.

    Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.

    Разработка критериального аппарата и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию.

    Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы с целью необходимости её реформирования.

    Поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использоваться для моделирования нововведений.

    Всесторонний анализ научного задела, где содержатся творческие решения уже не только практиков, но и учёных.

    Проектирование инновационной модели обновлённой педагогической системы (от эскиза до, так называемых, рабочих чертежей).

    Разработка практического осуществления известного закона перемены труда.

    Построение алгоритма внедрения нового в практику.

    Ввод в профессиональную лексику новых понятий и переосмысление старого профессионального словаря.

    Защита педагогической системы от псевдоноваторства.

2.3. Основные методологические подходы в педагогике Основными методологическими подходами в педагогике являются:

    системный;

    личностный;

    деятельностный;

    полисубъектный (диалогический);

    аксиологический;

    культурологический;

    антропологический;

    этнопедагогический.

Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем. Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются:

    принцип целостности, который отражает специфику свойств системы, зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого;

    принцип структурности, позволяющий описывать системы как структуры через раскрытие совокупности связей и отношений между ее элементами;

    принцип взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы;

    принцип иерархичности, предполагающий рассмотрение объекта в трех аспектах: как самостоятельной системы, как элемента системы более высокого уровня, как системы более высокого иерархического уровня по отношению к ее элементам, рассматриваемых, в свою очередь, как системы;

    принцип множественности представления системы, означающий необходимость создания множества моделей для описания системного объекта;

    принцип историзма, требующий изучения системы и ее элементов не только как статических, но и как динамичных, имеющих историю своего развития.

При системном подходе, например, система образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования; его содержание; формы, методы, средства реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъекты системы образования (педагоги, обучающиеся, родители); учебные заведения как структурные элементы всей образовательной системы и функционирующие в них педагогические процессы; материальная база как средство системы образования.

Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.

Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он на­стоятельно требует признания уникальности личности, ее интел­лектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естествен­ный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Установлено, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Этот факт обуславливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.

Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода. Деятельность – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования природы и социальной реальности (включая его самого).

Для осуществления преобразования человеку необходимо изменить иде­альный образ своих действий, замысел деятельности. В этой связи он исполь­зует особое средство - мышление, степень развития которого определяет сте­пень благополучия и свободы человека. Именно осознанное отношение к миру позволяет человеку реализовать свою функцию субъекта дея­тельности, активно преобразующего мир и себя на основе процессов овладения общечеловеческой культурой и культуросозидания, самоанализа результатов деятельности. Преообразовательная деятельность включает как идеализацию, так и реализацию замысла, что является фактором развития рефлексивных способностей человека, направленных на самоанализ, самооценку, коррекцию деятельности, результатов собственного труда, взаимоотношений с окружающим социумом.

Деятельностный подход применительно, например, к изучению процесса формирования ребенка означает, что игра, учение, труд, общение являются важнейшими факторами становления и развития растущего ребенка. При этом важнейшими педагогическими требованиями к организации воспитания выступают определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда, общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов деятельности.

Полисубъектный (диалогический) подход означает, что сущность личности значительно разностороннее и сложнее, чем процесс деятельности, в которую включена личность. Личность обретает свое «человеческое» содержание именно в общении с другими. В этой связи личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми.

Поэтому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов, благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития.

Аксиологический (или ценностный) подход выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой, т.е. выполняет роль механизма связи между практическим и абстракно-теоретическим уровнями познания и отношений к окружающему миру (обществу, природе, культуре, самому себе). 1) Аксиологический подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом. 2) Значимую ценность представляет собой идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. 3) С изменением социально-экономических условий жизни трансформируются и педагогические ценности. Так, в процессе развития педагогической науки и практики выделяются изменения, связанные, во-первых, со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративное и позже на проблемно-развивающее и личностно-ориентированное; во-вторых, с переходом от командно-регулирующего воспитания к личностно-гуманному. Аксиологические подходы в педагогике, основанные на гуманистических ценностях, являются методологической основой развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики.

Культурологический подход как методоло­гия познания и преобразования педагогической реальности имеет своим основанием аксиологию - учение о ценностях и ценностной структуре мира.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе осво­енной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально но­вое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В свя­зи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека и, во-вторых, станов­ление его как творческой личности.

Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой растет и формируется ребенок, функционируют различные образовательные учреждения. Реализация этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса предполагает разрешение педагогами следующих задач: во-первых, изучать и формировать эту среду, во-вторых, максимально использовать ее воспитательные возможности.

Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский (1824–1870 г.г.). В его понимании – это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К.Д. Ушинского остается актуальным для современной педагогики.

Основные идеи современной педагогической антропологии, которые являются методологическими основаниями исследования в области педагогики:

Образование – атрибут человеческого бытия (бытие человека рассматривается в образовании);

    цели и средства образования выводятся из сущности человека; расширение традиционных понятий такими категориями, как «жизнь», «свобода», «смысл», «творчество», «событие», «антропологическое пространство», «антропологическое время», «самостановление»;

    использование антропологического подхода к преподаванию и изучению конкретных наук о человеке (история как историческая антропология, биология – биологическая антропология и т. д.);

    условия и технологии воспитания и обучения задаются с антропологических позиций и направлены на становление родовых качеств личности воспитанника;

    природа воспитания диалогична;

    детство самоценно, ребенок – ключ в познании человека.

Использование антропологического подхода при исследовании, например, педагогического процесса школы, предполагает рассмотрение таких антропосистем, как учащийся, педагог, ученический и педагогический коллективы. При этом они представляются как открытые, саморазвивающиеся личностные и социальные системы; а педагог – это антропотехник, владеющий средствами, «инструментами» управления процессом становления личности ученика.

Таким образом, использование методологических подходов педагогики позволяет, во-первых, определить ее научно-теоретические проблемы, установить их иерархию, разработать стратегию и основные способы их разрешения, во-вторых, обосновать, создать и реализовать технологические механизмы модернизации образовательной практики; а также осуществить прогнозирование развития педагогической науки и практики.

При анализе преподавательской деятельности как дисциплины используется системный, личностный, Педагогике свойственна многогранность, сложное структурное строение. Это обуславливает ряд проблем, возникающих при исследовании. Решить их и позволяют существующие в науке подходы. Педагогике системный, личностный приемы анализа позволяют сконструировать наиболее адекватные модели взаимодействия преподавателя и ученика.

Общая информация

В качестве одного из основателей системного подхода выступает Карл Людвиг ф. Берталанфи. Этот австрийский биолог проживал в Америке и изучал изоморфизм в различных сферах научного познания. Формулированием идей и принципов подхода занимались также Чандлер, Друкер, Саймон и Богданов. Эти ученые были далеки от преподавательских дисциплин. Однако благодаря их трудам начал свое формирование .

Стоит сказать, что современная концепция существенно отличается от той, которая была распространена в прошлом. Тем не менее была заложена еще в то время. Все его элементы подчиняются единым целям.


Специфика

Системный подход в педагогике , как и в других дисциплинах, базируется на нескольких положениях: множественности, иерархичности, целостности, структуризации. В отличие от традиционной предметной техники он считается более качественным и соответствующим современным условиям. Вот почему системный подход является общенаучным принципом педагогики . Иерархичность выражается во взаимной подчиненности одних элементов другим. Структуризация проявляется в объединении компонентов в подгруппы, между которыми устанавливаются определенные связи.


Характеристика

Образование, выступая как педагогическое явление, рассматривается как процесс и результат принятия и усвоения системы знаний. Оно направлено на удовлетворение интересов и потребностей государства, общества и отдельного человека. Образование - это многообразная индивидуально-ориентированная работа субъектов. Оно обеспечивает самореализацию и самоопределение человека в постоянно изменяющихся социокультурных условиях. Соответственно, образование само по себе выступает как система.


Заключение

Как указывает профессор Галина Коджаспирова, системный подход в педагогике ориентирован на выявление всего многообразия элементов, исследуемых в образовательных процессах, и их связей. Для этого необходимо провести достаточно масштабную работу. Рассматривая педагогику как систему, важно не только выявить компоненты и их связи, но и провести их классификацию, определить структуру и организацию науки, установить пути и средства управления ею как единым образованием.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!