После рерихов. Государственный статус музея рерихов может привести к окончательной потере наследия То есть основная проблема финансовая

В настоящее время Международный Центр Рерихов готовит к вывозу имущество из двух главных зданий своего общественного Музея имени Н.К.Рериха, расположенного в московской усадьбе Лопухиных недалеко от Кремля. Похоже, почти девять месяцев новые хозяева особняка, руководство Государственного музея Востока, не допускало сотрудников МЦР на территорию к личным вещам и имуществу организации, объясняя это примерно тем, что все здания вместе с содержимым переданы на ответственное хранение.

Напомним, 28 апреля несколько десятков охранников государственного музея Востока вошли на территорию общественного музея имени Н.К.Рериха и блокировали вход. На следующий день при участии советника министра культуры Кирилла Рыбака усадьба вместе со всеми строениями была передана ГМВ на ответственное хранение якобы в рамках уголовного дела в отношении обанкротившегося Мастер-банка. Вместе с имуществом рериховского центра "в плен" попали и личные вещи трудового коллектива общественного музея Рериха. Свои вещи сотрудники стали получать только недавно, после массовой подачи исков в суды на руководство государственного музея Востока в связи с незаконным удержанием личных вещей. ГМВ был вынужден начать выдачу имущества сотрудников. Сразу запахло криминалом. Сотрудники недосчитались принадлежащих им документов, электронных носителей с личными данными, рукописей.


Но то, что музейщики МЦР увидели в подвалах и кабинетах общественного музея вызвало шок. Новые хозяева из государственного музея Востока под управлением заместителя его директора Тиграна Мкртычева осваиваясь в общественном музее имени Н.К.Рериха не церемонились с контролем помещений. В музее можно было наблюдать примерно такую картину: было разбито и свалено в кучу дорогостоящее музейное оборудование – витрины и витражи. Фризы, некогда украшающие музейные залы, вандалы преднамеренно разломали и изуродовали. Восстановлению они не подлежат. Вещи из всех кабинетов набросаны в беспорядочные кучи. Сейфы взломаны. Компьютеры организации свалены в туалетных комнатах. Картина напоминает документальную хронику разорения фашистами Ясной Поляны или Петергофа в годы Великой Отечественной войны. И руководство музея Востока и Минкультуры называет такие действия имущества Международного Центра Рерихов? Похоже, что также считает Прокуратура и полиция, куда сотрудники МЦР безрезультатно обращались с жалобами на действия чиновников от культуры, каждый раз получая один и тот же ответ «нарушений не усматривается». Хотя, по всей видимости, происходит безнаказанное глумление над законом и правом со стороны высоких чиновников, уверенных, что им все сойдет с рук. А ведь это совершается в отношении известной в мире общественной организации культуры, создавшей уникальный музей с мировой коллекцией живописи кисти Рерихов. Организации, которая была основана и опекалась Святославом Рерихом – младшим сыном великого русского художника Николая Рериха . Впрочем, для разрушителей общественного музея имена великих представителей российской культуры, не более чем звук. Сегодня они с легкостью переиначивают волю сына Рериха о сохранении наследия его родителей в общественном музее в усадьбе Лопухиных, утверждая, что Святослав Рерих на самом деле мечтал создать государственный музей.



Вместе с тем позиция самого младшего Рериха хорошо известна. В своих документах и публичных выступлениях он неоднократно свидетельствовал, что создаваемый им общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха в Москве не должен подчиняться «Музею искусств народов Востока». Он, если верить порталу save-roerich-museum.ru, высказывался еще более определенно в письме к президенту Ельцину :

«В 1990 году я вместе с остальным наследием передал Центру (имеется в виду Международный Центр Рерихов – правопреемник Советского Фонда Рерихов) большую выставку картин моего отца и моих собственных (286 полотен), которая долгое время находилась в ведении Министерства культуры СССР. Теперь эту выставку незаконно удерживает Музей искусства народов Востока. Очень прошу Вас содействовать передаче ее Международному Центру Рерихов».

Нынешнюю ситуацию с общественным музеем, созданным коллективом МЦР под руководством доверенного лица С.Н.Рериха Людмилы Шапошниковой с полным правом можно назвать своеобразной местью чиновников Святославу Рериху, который почти тридцать лет назад высказал открытое недоверие государственно-чиновничьей системе культуры и поэтому твердо стоял на создании в Москве именно общественного музея на базе наследия семьи Рерихов, включающего сотни картин кисти отца и сына Рерихов, редкие коллекции и уникальный семейный архив с бесценными философскими рукописями Елены Рерих . За 25 лет активной культурной деятельности общественный Музей имени Н.К.Рериха МЦР сделал невероятно много для изучения и популяризации философского и художественного наследия Рерихов в России и за рубежом. И вот теперь, по-видимому, мы наблюдаем общественной организации за многогранную культурную деятельность по развитию и защите российской культуры, многие годы проводимую вне подчинения чиновников Минкультуры. Это, на мой взгляд, стало результатом произвола невежества, триумф которого мы наблюдаем сегодня в нашей стране в области культурной политики, когда культура подменяется идеологией, нравственные ценности – лозунгами, а значимость того или иного культурного учреждения состоит не в его содержательной просветительской и научной деятельности, а в размере полученной прибыли. Бездушные "образованцы" пытаются превратить культуру России в бизнес – подменяя ее изначальную роль "почитания света" ("культ" – почитание и "ур" – свет) , иначе говоря, развития духовности и нравственности, развлечением и досугом.



Произошедший, как мне кажется, именно незаконный захват и разгром крупнейшего общественного музея Рериха в России наблюдать больно и стыдно. От того еще больно и стыдно, что действия чиновников были бы невозможны при активной гражданской позиции деятелей отечественной культуры, которые стыдливо молчат, наблюдая разрушение музея. На фоне этого зловещего гробового молчания все чаще приходят новости о все новых бедствиях нашей культуры. Вот и на днях пришла очередная весть с "фронта" о постепенном разрушении Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря (ВХНРЦ) , трудовой коллектив которого в отчаянии обратился за помощью к президенту В.В.Путину .

И все же хочется надеяться, что век разрушителей нашей культуры недолог, что их деяния непременно получат справедливую оценку и послужат уроком к осознанию необходимости перехода России от государственного тоталитаризма в области культуры к ее действительному всеобщему развитию и сохранению на основе широкого распространения ее общественных форм. Опыт общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов показал, что это не только возможно, но и необходимо, если мы хотим видеть нашу страну по-настоящему Великой Державой, а не страной попкорна и пива.

В разделе

Такой вывод можно сделать после просмотра новостного сюжета на РТР 5 декабря 2019 года. Это стало очевидно уже не только сотрудникам Международного Центра Рерихов (МЦР), которые не раз выказывали свои опасения, но и федеральным СМИ.

Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

Д.С. Лихачев

Все бравурные уверения Минкультуры в ответ на тревожные обращения общественников разбиваются о факты, которые невозможно игнорировать: помещение, где вывешены картины Н.К. и С.Н.Рерихов, неприспособленно, в нем, судя по всему, грубо нарушен температурно-влажностный режим, произведения висят прямо над батареями и у входной двери. Что значит подобное содержание для темперы, в технике которой и написаны живописные шедевры, очень хорошо известно специалистам-реставраторам.

Им не раз приходилось по крупицам восстанавливать утраченный красочный слой, спасая бесценные произведения. Темпера чрезвычайно чувствительна к переменам температуры и влажности. Огромные залы с высокими потолками 13 павильона ВДНХ, близость выставки к выходу на улицу, включенное отопление могут в прямом смысле убить шедевры, причем ситуация с наступлением зимы только усугубляется.

Напрашивается вывод, что чиновникам Министерства культуры не достаточно того, что они уже сделали с общественным Музеем МЦР, пытаются уничтожить сам МЦР, борются против философии Рерихов и памятников нашим великим соотечественникам, поэтому они обрекли более тысячи рериховских полотен на физическое уничтожение. Если ситуация в ближайшее время не изменится, то через несколько лет Россия просто утратит значительную часть богатейшей коллекции картин Рерихов.

Странно, что на это весьма «специфическое», а по сути варварское отношение Государственного музея Востока к творчеству великих мастеров обратили внимание только теперь. Ведь еще до , которые можно назвать «захватом» и разрушением общественного музея имени Н.К.Рериха в Москве, всем хорошо было известно, что в залах Государственного музея Востока (ГМВ) температурно-влажностный режим, фигурально выражаясь, регулируется с помощью форточки, иными словами, не регулируется совсем.

В общественном Музее имени Н.К.Рериха, где большинство произведений находилось с 1990 до 2017 года, к ним было совсем другое отношение. Идеальные условия хранения с использованием новейшего оборудования прославленных зарубежных фирм; строжайшие правила экспонирования, за соблюдением которых велся постоянный контроль: проверялись датчики влажности, для регулирования температуры использовались увлажнители. Такая система, как в Музее имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов применялась далеко не во всех крупных федеральных музеях. Сотрудники Государственного музея искусств имени А.С.Пушкина (ГМИИ) приходили перенимать опыт у общественной организации. Специалисты, приглашенные Минкультуры для проверки состояния шедевров, не раз констатировали их хорошее состояние. Но, как видно, сохранность рериховских полотен Минкультуры абсолютно не интересует, поэтому и сломали дорогостоящее оборудование, обеспечивавшее им необходимые условия.

По теме

В Норильск прибыли художники, которые в ближайшие дни превратят несколько фасадов города в образцы монументальной уличной живописи. Представители российского и зарубежного стрит-арта уже приступили к преображению зданий.

Обосновавшись в отобранной у МЦР усадьбе Лопухиных, сотрудники ГМВ вместо того, чтобы позаботиться о попавших им в руки , по нашему мнению, с первых дней обрекли их на уничтожение. Датчики были отключены. Еще через некоторое время вода просто выливалась из дорогостоящих увлажнителей, вышедших из строя. Спрашивается: "Зачем?".

Складывается впечатление, что здесь налицо малограмотность, помноженная на равнодушие. Оно заметно проявилось и в ответах хранителя фонда Н.К. и С.Н.Рерихов ГМВ С.Д.Фролова на вопросы корреспондента новостного сюжета «Россия 1» : «Я, честно говоря, не знаю…», «Мы поставили перед службами музея задачу, что нужно воздушные потоки отвести, и вот результат…». Хранитель фонда не знает, что происходит с вверенными ему культурными ценностями и, судя по всему, не хочет знать. Поражает его, прикрытое циничной улыбкой, примитивное лукавство – дескать, во всем виноват датчик влажности, который просто разрядился, поэтому и показывает в помещении неприемлемую температуру… Впрочем его отношение не исключение… Где, например, руководитель рериховского отдела ГМВ В.А.Росов или директор А.В.Седов ? Еще совсем недавно СМИ, и в том числе ВГТРК, пели дифирамбы открытию выставки картин Рерихов на ВДНХ, а представители руководства музея Востока с удовольствием позировали на камеры, рассказывая о том, какая прекрасная экспозиция, как рериховским полотнам здесь хорошо. Сейчас же смущенный хранитель неуверенно мямлит, что лучшим определением для концепции выставки будет известная русская поговорка: «Что в печи, то на стол мечи» . Вспомним, как бывший директор филиала ГМВ Мкртычев Т.К. нелестно отзывался об общественном Музее, как бил себя в грудь и клялся, что профессионалы из Музея Востока создадут экспозицию, отвечающую новейшим требованиям современного экспонирования, а в результате – безобразие, от которого приходят в ужас даже обычные посетители. Полотна великих художников и мыслителей развешены без всякой концепции, многие из них, видимо, ради экономии места, просто налеплены вплотную друг к другу, так что рассмотреть каждое из них не представляется возможным. Но безусловным ноу-хау являются картины под потолком. Можно посоветовать сотрудникам ГМВ выдавать посетителям при входе крылья, ведь им время от времени придется воспарять, чтобы рассмотреть понравившиеся произведения. В этом случае отбоя от желающих полетать, точно, не будет. Одним словом, уважаемые зрители, что из «печи» вывалили, то и кушайте. Правда, все ли уместилось на этом, с позволения сказать, «столе»?

Несмотря на внушительные залы 13 павильона ВДНХ, где все стены просто увешены от пола до потолка картинами Рерихов, да еще мемориальный кабинет Н.К.Рериха, снова открытый в главном здании ГМВ, далеко не всем шедеврам, , хватило места. По-прежнему неизвестна судьба многочисленных раритетов, а их хранилось в общественном Музее около 16 тысяч. Арестованные приставами в начале 2018 года 19 картин в рамках исполнительного производства по банкротству МЦР , остались в усадьбе Лопухиных. В одном из залов они, упакованные, вот уже почти два года стоят на полу, прислоненные к стенам. Подобное хранение в случае аварии водоснабжения может привести к утрате бесценных полотен. Естественно, о необходимом температурно-влажностном режиме никто не заботится, ведь само помещение перестало быть музейным.


В усадьбе Лопухиных сейчас располагается так называемый «Пушкинский Youth». Некогда классические залы старинного особняка, каждый из которых так гармонировал с экспозицией общественного Музея МЦР, изменились до неузнаваемости. Их архитектурные элементы потерялись, а они сами унифицировались и обезличились. Это произошло сразу после событий 2017 года, когда их выкрасили в ужасный мышиный цвет прямо поверх ярких обоев. А затем, уже в наши дни, постарались превратить в пространство производственного цеха, сдобрив его дешевой икеевской мебелью.

Сам по себе индустриальный стиль больше подходит для бывших фабрик и заводов, где сегодня и располагаются центры современного искусства, такие как «Винзавод», «Фабрика» (видимо, в память о знаменитой тусовке Энди Уорхола) или «Флакон», но классический особняк с палатами XVII века, где все еще витает утонченный дух «золотых екатерининских времен», переделать в заводской цех – это значит изувечить и извратить саму суть его пространства. Но чего не сделаешь, чтобы выглядеть модным, современным и привлечь молодежь? А если еще устроить для них не менее популярный «коворкинг», то отбоя от желающих потусоваться не будет.

Вот и получается, что более тысячи бесценных шедевров, изгнанные из своего уютного, будто созданного для них дома, умирают под забором равнодушия государственных чиновников, ГМИИ имени А.С.Пушкина, жалуясь на нехватку помещений для собственных фондов, а обретая новые площади, заканчивает примитивным коворкингом.

Недавно в усадьбе Лопухиных побывали журналисты из Европейских информационных агентств и, почему-то не оценили современный дизайн старинных залов, сравнив пространство «Пушкинского Youth» с хостелом, только без кроватей. Неужели патриоту Мединскому за державу не обидно?

Странные вещи творятся в Москве.
На днях я пригласил на свидание девушку. Будучи культурным человеком, я решил сводить ее в музей имени Рериха. Вероятно потому, что девушка обладает мистически неземным образом, а музей Рериха — место очень мистическое и совершенно неземное. Всякий раз, когда я ходил в этот музей, экспозиция поражала. И оставляла в полном осознавании того факта, что музей Рериха — это место для Москвы важнейшее. Своего рода духовный центр, из которого на весь город распространяются невидимые нити, из которых сплетается над городом своего рода защитный кокон, позволяющий городу оставаться достаточно светлым даже в том небывало тяжком контексте, в котором он пребывает в наши дни.

Итак, мы подходим к воротам, ведущим во двор музея, и вдруг с разочарованием обнаруживаем, что они заперты. У ворот стоит мужчина с табуреткой, столиком, термосом, какими-то печеньями-бутербродами. Он сообщает нам, что уже несколько месяцев назад музей закрыли городские власти с подачи Министерства культуры, а он сам — один из сотрудников музея, а вот рядом еще стоят женщины — тоже сотрудницы. И все они пытаются уже несколько месяцев сделать хоть что-то, чтобы музей был снова открыт, но поскольку кому-то очень важно получить здание музея или, как минимум, денег, ничего не происходит. Властители утверждают, что строение возведено без правовых оснований, является незаконной постройкой. При этом никаких доказательств по этому поводу нет.
Тут я перестал слушать сотрудников. Моему внутреннему взору уже открылась ситуация во всей ее абсурдности, и я понял, что лучше не вдаваться в ее подробности. Потому что это действительно неприятный бред, когда один из лучших и важнейших музеев города подвергается подобного рода суете. Любому здравомыслящему человеку ясно, что он должен быть всегда открыт и его экспозиция должна быть в любую минуту доступна для обозрения всем тем, кто находится в городе (я уж не говорю о своей личной ситуации, описанной выше, нет, я сейчас здесь абсолютно серьезен — культурное достояние такого градуса духовной значимости, должно быть постоянно открыто, и когда чья-то корыстная мелочность этому служит помехой — это, разумеется, симптом).
Подробную информацию по поводу того, что происходит сейчас с музеем, а также описание всей ситуации, сложившейся вокруг нее, можно найти . Сейчас, опять же по наводке нашего Министерства культуры, налоговые органы требуют, чтобы Международный Центр Рерихов (законный владелец музея и его экспонатов) . Это очень странная ситуация. В любой цивилизованной стране мира эту сумму, если она действительно должна быть кем-то кому-то выплачена, немедленно выплатило бы правительство. Из чисто меценатских соображений. Просто чтобы жители страны и города могли снова в любой момент посетить это для России и Москвы важнейшее — с духовной и культурной точки зрения — пространство. Уважаемые люди в правительстве, пора уже решить все это дело в положительном ключе. Для общего блага. Будьте щедрыми.

17/04/2017

В последние недели имя Николая Рериха (1874–1947) то и дело попадает на первые полосы новостей. Из Международного центра Рерихов изъяли рериховские полотна и часть его помещений отдали Музею Востока. А Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству, заявил, что надо выяснить, законно ли 10 картин Рериха находятся в Хорватии. Связаны ли эти новости между собой?


О б этом «Городу 812» рассказал Алексей БОНДАРЕНКО, директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов.

- Давайте с Хорватии начнем - как там рериховские картины оказались?

- В 1930 году Рерих был избран почетным членом Югославской академии наук. В 1933-м в Музее академии в Загребе была организована его выставка, ожидался приезд самого Рериха. Из документов следует, что 10 картин Рерих предоставил для выставки, через год их передали в Музей современного искусства в Загребе. Еще 7 картин, привезенных в 1933 году в Югославию, сразу попали в Музей принца Павла, ныне Национальный музей Сербии.

Возможное объяснение - дружеские отношения Рериха с югославским королем Александром I Карагеоргиевичем: Рерих в течение года получал от него стипендию за свой вклад в мировую культуру. Кстати, в 1931 году Рерих подарил королю картину «Земля Всеславянская». Ее местонахождение нам неизвестно. Так что картины Рериха находятся и в Сербии, и в Хорватии.

- Но почему-то 10 картин только недавно обнаружили.
- Ничего подобного. Начну с Сербии. Статья о семи картинах была опубликована в Белграде 23 года назад. 6 лет назад, когда мы готовили большую выставку Рериха в Манеже, пытались получить их для показа в Петербурге. Но Национальный музей закрыт на длительный ремонт и его собрания недоступны.

В Загребе Рериха выставляли в 2011 году, о чем стараниями русской диаспоры стало известно российским музейщикам.

- Так почему вдруг в 2017 году возник вопрос о возвращении картин из Хорватии в Россию?
- Думаю, по той причине, что об их существовании узнали российские дипломаты.

- Претензии России на Рериха обоснованы?
- Я не юрист, чтобы выдать исчерпывающий ответ на такой непростой вопрос. Рерих отправил картины в Югославию из собрания своего музея в Нью-Йорке, который существовал в 1924-1935 годах и не имеет правопреемников. На мой взгляд, картины могли бы принадлежать семье Рерихов. Но у нее нет прямых наследников. Если предположить, что Россия как государство претендует на наследование, то гипотетически можно обсуждать условия передачи картин в нашу страну.

- А можно ли считать Россию наследницей?
- Это еще более сложный вопрос. Значительная часть наследия Рериха была привезена в СССР его старшим сыном Юрием Рерихом в 1957 году для создания государственного музея. Но вместо этого картины были лишь распределены по разным музеям Советского Союза.

Во время перестройки его брат Святослав Рерих неоднократно приезжал в СССР, чтобы договориться о создании государственного музея Рериха из того наследия (более сотни картин), которое хранил в Индии. Если быть совсем точным, еще до перестройки Святослав Рерих передал некоторое количество картин Людмиле Живковой, дочери болгарского коммунистического лидера Тодора Живкова, которая была министром культуры Болгарии. Позже что-то попало в болгарские музеи, но, видимо, не всё.

Раиса Горбачева посоветовала доверенному лицу Святослава Рериха Ростиславу Рыбакову, директору Института востоковедения РАН, создать Советский фонд Рерихов по аналогии с Советским фондом культуры. Фонд должен был создать государственный музей, но с меньшим бюрократизмом.

- А после 1991 года все изменилось?
- Входившая в состав учредителей Советского фонда Рерихов Людмила Шапошникова выбросила коллег, в том числе Рыбакова, и создала вместо СФР частный Международный центр Рерихов с иностранным участием, утверждая, что именно центру принадлежат права на коллекцию Святослава Рериха. Позже выяснилось, что Рерих, уже тяжело больной, не давал согласия на передачу своего собрания частному музею. Фактически его коллекция, привезенная в СССР, оказалась поделенной между государственным Музеем Востока и частным МЦР. Начались претензии МЦР к государству и многолетние суды о том, кому должно принадлежать наследие Рерихов, предназначенное СФР, - государству или частной организации. И вправе ли МЦР занимать усадьбу Лопухиных в центре Москвы.

А теперь еще и следователи в ходе расследования уголовного дела, связанного с банкротством Мастер-Банка, пришли в МЦР, опечатали его собрание и вывезли в Музей Востока. Это нормально?
- Давайте по пунктам. Первый. Насколько известно из сообщений СМИ, Мастер-Банк выдавал кредиты отобранным частным лицам, которые покупали на эти средства картины Рериха и передавали то ли Борису Булочнику, то ли в МЦР, то ли за долги, то ли в дар. Потом эти лица подпадали под процедуру банкротства - и концы в воду.

Конечно, хорошо, что пополнялся музей МЦР, но как быть с законностью процедур и долгами вкладчикам? Кто первый в ряду пострадавших от разоренного банка, таким образом прикрывавшегося псевдоблаготворительностью? Государство или вкладчики? Разрешит ли государство реализовать часть картин, чтобы возместить потери вкладчиков, или найдет другое решение, чтобы сохранить коллекцию? Я не знаю ответов.

Второй пункт. Что касается музея МЦР, то необходимо сохранить профессиональный костяк сотрудников, который стал заложником ряда лиц из руководства МЦР. Важно, чтобы государство не повторило ошибки, которую допустило с квартирой Юрия Рериха.

- А что там произошло?
- В квартире Юрия Рериха находилось значительное количество его картин. У него не было наследников, и государство могло поставить вопрос о признании этого имущества выморочным с последующей передачей картин в собственность государства.

Этого не сделали, и нашелся негодяй, который присосался к бывшей экономке Юрия Рериха и жил на то, что продавал его коллекцию.

Важно, чтобы Международный центр Рерихов не стал увеличенной во много раз квартирой Юрия Рериха.

Вернемся к югославским «рерихам». Если произведения окажутся в России, то на них два претендента - Музей Востока и ваш музей. У кого больше прав?
- Снова отвечу по пунктам. Первый. Мы заинтересованы в получении картин Рериха, но только в том случае, если их передача России как государству будет законно обоснованной и произведена на твердых правовых основаниях.

Второй. Если будет так, то далее решать, конечно, будет государство. Но в любом случае, я уверен, что как и сейчас, так и в будущем мы найдем общее с нашими коллегами из Музея Востока понимание. Перед Санкт-Петербургским государственным музеем-институтом семьи Рерихов задача формирования представительной рериховской художественной коллекции стоит крайне остро, перед Музеем Востока в таком плане она не стоит вовсе.

Добавлю, что перед нами стоят общие цели государственной защиты рериховского наследия, обеспечения его изучения и актуализации в интересах российской и мировой культуры.

Картины Рериха в Белграде и Загребе

Произведения Рериха в Белграде: «Бургустан. Кавказ» (1913), «Звоны» (1919), «Берендеи. Деревня» (1921), два эскиза костюмов к опере «Снегурочка» (1921), «Преподобный Сергий Радонежский» (1922), «Благие посетившие» (1923).

Произведения Рериха в Загребе: «Идолы» (1910), «Канченджанга» (1924), «Ташидинг» (1924), «Паранирвана» (1926), «Ашрам», «Жилище Такура», «Приказ Учителя», «Путь в Кайлас», «Тибетский стан», «Утренняя процессия» (все - 1931).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!