Роль общественных организаций и муниципальных учреждений в социализации молодежи. Курсовая работа: Социализация молодежи в современной России

Современная цивилизация, к сожалению, не даёт уверенности человеку в успешном завтрашнем дне. Многие негативные явления, которые наблюдаются сейчас среди молодежи, являются результатом неблагоприятного социального развития, то есть прямым следствием нарушений процесса социализации.

Процесс социализации является объектом изучения зарубежных и отечественных исследователей. Особое значение исследование проблем социализации приобрело в настоящее время, в связи с ростом финансово-экономического кризиса.

Сегодня мы наблюдаем эту жажду свободы своих прав в отношении молодежи, но категорический императив, который налагает на себя обязанность, заставляет нас задаваться вопросом о формировании ценностей, определяемых просто импульсом к самоопределению. Мы не можем не включать в этот контекст ценности, которые проявляются категорически, а также от культурных влияний.

Ценности будут постоянно присутствовать в отношениях, которые мы поддерживаем с людьми с обществом, являясь частью интерсубъективности. Помехи чувственной и нравственной совести приводят нас к суждениям о ценности, которые, в свою очередь, дают нам понятие разных и непосредственно вмешиваются в интерсубъективность.

Термин социализация в переводе с латинского - socialis - означает общественный, и первоначально использовался в экономических науках . В последние годы понятие социализация используется и в исследованиях гуманитарных наук. Как известно, термин «социализация» был впервые употреблен американским социологом Ф.Г. Гиддингсом в 1887 г. В книге «Теория социализации» и означал «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни» . В настоящее время слово «социализация» обозначает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества .

В этом видении мы позиционируем молодых людей и их ценности, пытаясь ослабить свои мысли, построив оценочные суждения. И когда они ощущают в своей повседневной жизни присутствие «философских дискурсов», исходящих от лидеров нашего общества, совершенно не связанных с реальностью, в которой они живут, они видят конфликт реальности, в котором наше общество погружено сегодня. И мы ссылаемся на вопрос об устаревших и возникающих парадигмах, где идеи не являются фиксированной моделью, а серией постоянно меняющихся идей.

Надо спросить себя: где мы можем найти полную концепцию ценностей и учиться нашим подросткам в наших школах? Формирование этого нового индивидуума, открытие его возможностей, его пространства в качестве главного героя его истории, ставит перед нами задачу превратить в школы новое измерение чтения здравого смысла и, следовательно, появление «новых ценностей».

Социализация представляется как процесс включения личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений. Цель социализации, таким образом, видится в формировании социально активной личности, действия которой регулируется социальными нормами и общественными интересами. Таким образом, этот процесс «обеспечивает прочность, сохранения общества и передачу его культуры между поколениями» .

Вы в подростковом возрасте в результате этих «новых ценностей»? Согласно Статуту ребенка и подростка, лицо в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет считается подростком. Однако из-за нынешних социокультурных вопросов границы были расширены, и мы можем сказать, что период составляет от двенадцати до двадцати одного года, а в случае мальчиков - в возрасте двадцати пяти лет.

В этом предварительном эссе основное внимание уделяется формальному оперативному периоду от 15 до 18 лет, чтобы сделать возможным исследование, в котором Савиани указывает на радикальность, строгость и глобальность как требование философского размышления.

Социализирующее значение для молодежи имеют как материальные так и духовные процессы, формирующие социальное пространство и время, в котором, обретая определенные социальные характеристики, она интегрирует в общество. Результаты нашего исследования, которое происходило в МУ ГМЦ «Планета», среди воспитанников 15-19 лет демонстрируют, что условия жизнедеятельности, установки, ценности молодого поколения отличаются от тех, которые определяли особенности социализации старшего поколения, можно сказать их учителей и воспитателей. Так, например, люди старшего поколения видят насколько изменилась основа, на которой происходило в советское время и происходит сейчас формирование и развитие ребенка. Ребята пристрастны к детскому оружию и если раньше оно направлялось на врага, то сегодняшний телеэкран смакует стрельбу в бабушек во имя наживы. Если раньше в почете был человек труда, то сейчас «лавочник». «Почетный» ряд можно продолжать из разных сфер жизни, а ведь это тот первоначальный фундамент, который именуется первичной социализацией. Как правило, она надолго проникает в сознание, в душу ребенка и уже на нее нанизывается подростковая, юношеская, а затем и взрослая социализация.

Глубина важна для философского отношения так же, как и общий взгляд. Оба они связаны диалектически в силу тесной связи, которую они поддерживают с тем же методологическим движением, чья строгость в то же время гарантирует радикальность, универсальность и единство философской рефлексии.

Многие теории, которые изучают подростка, пытающегося объяснить его психическими и соматическими терминами, создавая его в стадии, характеризующейся фазой «кризиса» из-за кадровых изменений и знакомых конфликтов, которые когда-то превзошли молодого человека, были бы готовы и адаптированы к структуре взрослый мир, общество, доминирующая система. Однако в данном контексте молодой человек является не только представителем фазы человеческого развития, биологического или психического состояния. Это более того, это культурное определение, оно является продуктом культуры и, следовательно, заранее установленных ценностей.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту .

Это, из-за культуры, устанавливает тесные отношения со значениями, где они создают культуру, а это системы ценностей. В конституции знаков и инструментов, служащих для опосредования отношения людей друг к другу и к природе, ценности выбираются для создания.

Мысль, которая сформирована или опосредована знанием, хотя и не все думают о том, чтобы составлять знание или осознавать знание, будет подразумевать доступ к знаниям, которые культура располагает, или выбирать как ссылку для определенного общества. Таким образом, необходимо установить концепцию культуры или межкультурности в системе ценностей.

В ходе исследования, отмечено, что индивидуализм и рефлексивность в большей степени свойственен современной молодежи, чем их учителям и родителям 20-30 лет назад. Однако такие ценности, как образование, семья - традиционно занимают высокие позиции в ранге ценностей молодежи.

По-прежнему, востребованным у молодых является образование, представляющее одну из основных ценностей молодежи. Из 58 опрошенных респондентов, в возрасте 15-16 лет, 18 человек учатся в ССУЗах, 8 - в ПТУ и 32 - стремятся поступить в ВУЗ. Из 12 опрошенных, в возрасте 17-19 лет, 7 человек учатся в ВУЗе, 3 человек не поступили в ВУЗ ранее, но являются абитуриентами высшей школы и 2 человек учатся в ССУЗе.

Поскольку школа является местом, которое позволяет или должно согласиться на приобретение и построение систематизированных знаний, ясно, что он несет ответственность за принятие культурной позиции, гарантирующей доступ к знаниям, то есть к культурной школе.

Подросток - это тот, кто больше всего страдает от отсутствия культуры знания в формировании ценностей, поскольку на этом этапе в высшей степени междисциплинарной позы аналогичен педагогическому термину, где он отрицает, противостоит, дополняет и обогащает ценности, заранее установленные отрицать и тормозить, боясь другого, другого. Таким образом, построение новых ценностей, необходимых для современного человечества, скрывается из-за отсутствия такой типичной конструктивистской позиции подростков.

По данным нашего исследования значительная часть опрошенных студентов и школьников часто отмечает желательность получения и второго высшего образования. Также студенты и школьники отметили необходимость получения дополнительных знаний и навыков на курсах и тренингах.

По данным многих исследований материальные средства, деньги приобретают сегодня для молодых большую ценность по сравнению с тем, какую роль играли эти ценности у их сверстников 20-30-лет назад .

Таким образом, подростковый возраст - это возраст в жизни, в котором человек начинает сталкиваться со всеми дилеммами сложного общества тем, что на этом этапе происходит существенное и противоречивое измерение процесса построения идентичности и преодоления фазы, характеризующейся «ритуалом» перехода к новому.

Положение молодого человека по определению непросто. Держать своих детей в состоянии инфантилизации, постоянно, запрещая. Молодой человек вовлекается во взрослый мир со своими характеристиками и ценностями и сталкивается с несколькими другими кодеками социальных ценностей, которые испытывают его в большей или меньшей степени, с большей или меньшей степенью конфликта. Важно признать в конфликтах и ​​в поведении подростка культурную и идеологическую конфронтацию с цивилизацией в кризисе и ее значение как силы, которая порождает изменения.

Сегодня для молодых профессия, деловая карьера и призвание часто вещи разные. Высокооплачиваемая работа часто ставится выше работы интересной. Достойная работа, по их мнению, это та, которая обеспечивает достойный образ жизни. Большую роль играет «жизненный успех». По данным экспериментального исследования ценностей в Российском обществе молодежь в возрасте 16-25 лет выше, чем другие возрастные группы ценит «свободу и любовь» . Важнее, чем для других возрастных групп, для нее оказался «достаток». Более высокое место у молодежи получила «культура». Зато «труд» находится у этой возрастной группы в самом низу приведенной иерархии ценностей - пишут авторы исследования .

Можно даже сказать, что современный подросток живет одновременно в двух кризисах, своем и цивилизации. Или даже эта цивилизация живет своей фазой подросткового возраста. Тенденция, характеризующая этот этап, - с точки зрения личности, потребность молодого человека стать частью взрослого мира, а возникающие конфликты имеют корни в трудностях перехода взрослого парадара к этому новому поколению, которое наложит критический пересмотр их достижений и их мир ценностей.

Теперь, почему взрослый мир делает этот проход трудным? Поскольку взрослый мир представляет собой доминирующую идеологическую систему, и принятие обзора достижений и их мира ценностей означает рисковать условием «власти». Доминирование над молодежью незаменим для размножения общества.

Часть молодых ориентирована исключительно на гедонистические ценности и прагматизм. Молодежи сегодня свойственно более быстрое усваивание идеалов рыночной экономики. Сегодня, наряду с нежелательными последствиями сложившегося положения дел появились тенденции, которые свидетельствуют о происходящих процессах демократизации в российском обществе, успешном самоопределении молодых в новых исторических условиях. Не случайно, ещё в 1990-х гг. в докладах Правительству о положении молодежи исследователи НИЦ подчеркивали, что при всей тяжести социально-экономического положения юношества нельзя не видеть и общие позитивные результаты воздействия «перестройки» и «реформ» на молодое поколение. Молодежь получила экономическую свободу, свободу политических убеждений, свободу гражданских убеждений, свободу вероисповедания .

Взрослый мир использует этот момент - юность - внедрить идею «кризиса», пережитого молодым человеком, ослабить предмет и сделать невозможным восстановление социальных ценностей. Неоспоримо и громкое движение, которое молодой человек делает в «процессе преодоления» в поисках нового, и делает это с духом социальной справедливости. Поиск нового может означать в данном контексте навязывание, справедливо, нового знания, новой культуры.

На основании частичных результатов полевых исследований, проведенных в разных школьных помещениях, был показан определенный профиль молодых людей, что показано в резюме в прилагаемой таблице. Некоторые из них старательны, а некоторые нет; некоторые из них популярны, а некоторые нет, некоторые любят спорт, а некоторые нет. Но для всех есть шаблон развития, который не является жестким и варьируется в зависимости от социальных, культурных, экономических и аффективных аспектов.

Тем не менее, социализация современной молодежи протекает в сложных условиях, связанных с трансформацией постсоветского российского общества, сопровождающейся процессами углубления социально-экономического неравенства; с кризисом основных институтов социализации - семьи, школы, трудового коллектива. Необходимо отметить, что система ценностных ориентаций современной молодежи находится в процессе преобразования, происходящего под влиянием ценностных ориентиров западного общества, насаждаемых средствами массовой информации, которые занимают лидирующее положение в формировании сознания и мировоззрения молодых людей. Доминирующие продукты массовой потребительской культуры во многом способствуют росту агрессии и нравственной распущенности в молодежной среде, усиливая в ней негативные тенденции.

Основная дилемма этого периода - задача поиска будущего. Перспектива решения этой задачи, которая заставляет молодого человека противостоять проблемам социального контекста, которые нельзя игнорировать. Мы используем молодое выражение по двум причинам: во-первых, это нормальная форма и обычно более привычная для людей в этой возрастной группе; во-вторых, за то, что он хочет дать исследование коннотацию предмета, больше в историко-социальном измерении, чем просто психологический.

Когда мы используем термин «молодой», мы ищем идентификацию «актера», который живет в подростковом возрасте, не как первичная забота о факторах, которые связаны с этим периодом развития, а как субъект, который находится в фазе подросткового возраста со всеми его богатствами интересов, ожиданий, идей и идеально.

Несмотря на вышеперечисленные факторы, одной из особенностей социализации сегодня является то, что молодежь все чаще воспринимается не столько как объект воздействия, сколько как активный субъект социального воспроизводства, основной инновационный потенциал общества и существенный гарант его развития .

Процесс социализации молодежи в современном обществе имеет свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности. В традиционном обществе жизненный путь молодого человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается «предварительной социализации» . Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых группах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться). Ещё одной особенностью социализации молодежи в современном обществе, по сравнению с традиционным является множественность и взаимонезависимость агентов социализации .

Поведение молодого человека конца тысячелетия сильно отличается от молодого человека прошлых десятилетий, по крайней мере, в нашей реальности. Оспаривание и восстание означали как преемственность, размножение. Сегодня наша молодежь ведет себя по-другому, смесь отчуждения и безразличия к системе, что может означать новое.

Он воспроизводит историю, которая уже жила и уже была рассказана, что, как только она была повторена, она вмешивается в оригинал, гарантируя преемственность традиции. В этом частичном анализе важно подчеркнуть появление профиля молодых людей, которые находятся на очень небольшом расстоянии от профиля современного взрослого мира. Поэтому подчеркивается необходимость пересмотра сложившейся на этом этапе - подросткового возраста.

Как отмечают социологи, социокультурные модели социализации могут быть различными, зависящими от условий, целей, возможностей, субъективных характеристик социума и социализирующих субъектов . В разные периоды истории общества в зависимости от целей, возможностей и характеристик социума формы и функции социализации могут меняться. Сегодняшний подход в понимании такого значимого для общества феномена как социализация требует не сводить этот процесс к одностороннему воздействию социальной среды на личность .

Отрочество и образование молодого человека выделяются как стратегический момент для пересмотра этих ценностей именно потому, что это момент преодоления, конфликта, поиска, «метаморфозы». Молодой человек теперь не может установить иерархию своих ценностей, и это основная проблема.

Мы выделяем два фактора, которые явно оправдывают отсутствие этого референта: во-первых, мы переживаем период великого социального кризиса, и мы знаем, что одной из основных причин этого кризиса является необходимость в подлинной шкале ценностей. Все хотят быть молодыми, от детей до старости, все ищут молодежь как идеальное государство. При этом ценности, продиктованные молодыми людьми, приобретают большое значение в социальном контексте. Можно сказать, что молодежь становится новой моральной ценностью.

Человек – существо социальное, но, рождаясь в социуме, он должен пройти длительный процесс включения в него, дабы стать полноценным и полноправным членом общества. Для этого обществом созданы воспитательные институты для подрастающего поколения – детские сады, школы, высшие учебные заведения, армия. Сущность социализации молодежи состоит в интеграции в общество путем усвоения общепринятых норм и правил, а также установление собственных, межличностных связей и отношений посредством активной деятельности. Главная задача человека в этом процессе – стать частью социума, оставаясь при этом целостной личностью.

Это, несомненно, спровоцировало беспорядок в установленной логике. Известно, что для того, чтобы построить для себя масштаб ценностей, молодой человек нуждается в ссылке взрослого мира в качестве необходимого контрапункта в процессе преодоления того, что он будет жить по отношению к своей моральной автономии.

И, в процессе развития нравственности, субъект живет на разных этапах построения ценностей. В подростковом возрасте, после того, как он прожил стадию аномии и гетерономии, молодой человек переиздает стадию аномии и ставит перед собой свои ценности со значениями взрослого мира, чтобы достичь своей автономии - стадии, на которой ценности уже были отражены и интернализуются, имеют реальный смысл для субъекта и являются частью их нравственной совести. В этот момент молодой человек связан с реальностью и с социальным контекстом, который представлен системой, которая, в свою очередь, воплощается субъектами и их ценностями.

С начала 90-х годов ХХ века ситуация социализации молодых людей существенно изменилась. Эти перемены были вызваны переориентацией развития общества, экономическими кризисами, развенчание старых ценностей и невозможностью формирования адекватных новых. Особенности социализации молодежи в переходный период, который и по сей день переживает наше общество, заключаются в отсутствии единой линии. Направления социализации нового поколения отличаются от тех, которые были актуальны в нашей стране долгие десятилетия, а также между собой – это отражается в различиях уровня и образа жизни, образования, доступа к информации. Именно в этой неоднозначности заключаются и основные проблемы социализации молодежи.

Особое внимание социологов на современном этапе привлекает политическая социализация молодежи. В условиях индифферентности гражданской позиции подавляющего большинства населения очень важно формировать в молодых людях политическую грамотность и способность к собственной субъективной оценке происходящего.

Под влиянием современных тенденций западноевропейских стран значительное внимание в школах и других институтах образования уделяется гендерным аспектам социализации молодежи. Чаще всего речь идет о равноправии полов, гендерной толерантности и повышении конкурентоспособности женщин на рынке труда.

Этапы социализации молодежи

  1. Адаптация – длится с рождения до подросткового возраста, когда человек усваивает общественные законы, нормы и ценности.
  2. Индивидуализация – приходится на подростковый период. Это выбор человеком норм поведения и ценностей, приемлемых именно для него. На этом этапе выбор характеризуется изменчивостью и неустойчивостью, поэтому его называют «переходной социализацией».
  3. Интеграция – характеризуется желанием найти свое место в обществе, происходит успешно, если человек соответствует требованиям своего социума. Если нет, возможны два варианта: агрессивное противостояние обществу и
  4. Изменение себя в сторону конформизма.
  5. Трудовая социализация молодежи – охватывает весь период молодости и зрелости, когда человек является трудоспособным и может своим трудом приносить пользу обществу.
  6. Послетрудовая стадия – заключается в обобщении накопленного трудового и общественного опыта и передаче его последующим поколениям.

Факторы, влияющие на социализацию молодежи

Одним из важнейших мезофакторов является влияние интернета на социализацию молодежи. Именно интернет в целом и социальные сети в частности являются основными источниками информации для современных молодых людей. Через них на молодежь легко воздействовать и управлять.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!