«Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них?» (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»). Cочинение «Какую идейную нагрузку несёт образ Ванюшки в рассказе "Судьба человека" Как соколов встретился с ваней

Ванюшка в произведении М.А.Шолохова «Судьба человека» является прообразом чистоты и наивности. В годы войны 1941 – 1945 гг. трагически умирают родители мальчика, отец на фронте, а мать в поезде от разорвавшейся бомбы. У Ванюшки ничего и никого не осталось, ни родных, ни крыши над головой. И тут на своем жизненном пути, а именно осенью 1945 г. в Урюпинске он встречает Андрея Соколова. Все внимание в данном рассказе сосредоточено именно на этом человеке. Но описание его образа было бы не полным без мальчика Ванюшки, маленького, но сильного.

Когда Андрей Соколов встречает Ванюшку, на вид ребенку лет 5 – 6. Мальчуган был весь грязный, лохматый и голодный. Мужчина берет Ванюшку на воспитание и говорит ему, что он – его отец. Мальчишка радуется этой новости, возможно в глубине души понимая, что это ложь. Ванюшка соскучился по человеческой ласки и теплоте, поэтому и принимает Андрея Соколова как отца. Ребенок очень обрадовался такой встрече, целовал, обнимал Андрея, приговаривал, что ждал и верил в то, что он найдет его.

Мужчина любит Ванюшку как родного сына, ухаживает за ним. Сначала сводил в парикмахерскую, потом искупал, а когда Ванюшка уснул, побежал по магазинам. Купил ему рубашку, сандалии и картуз. Ванюшка скучал по Андрею Соколову, когда того не было дома. Эти двое – осиротевшие люди, нашедшие друг друга.

В рассказе «Судьба человека» автор не сразу дает портретную характеристику Ванюшки. Он делает это постепенно. Рассказ ведется от лица повествователя и главного героя. При встрече с Андреем Соколовым на пристани, рассказчик внимательно рассматривает Ванечку и в тоже время шутит с ним, называя «стариком». У мальчика кудрявые русые волосы, а ручки розовые и холодные. Больше всего запомнились Ванюшкины глаза – светлые и голубые.

Этот ребенок – маленькая, но сильная личность. Он уже столько всего пережил. Ванюшка сумел отогреть холодную душу Андрея Соколова, тоже много повидавшего на своем пути.

Рассказ «Судьба человека» - это произведение о победе над человеческой судьбой. Мальчик маленький, но сильный духом стал смыслом жизни для человека, у которого судьба отобрала все самое дорогое, ради чего стоит жить.

Вариант 2

У каждого человека своя судьба и своя дорога в жизни. Порой нам не под силу изменить жизненные ситуации, ведь то, что предначертано свыше, обязательно исполнится, хотим мы этого или нет. Жизнь это череда происходящих событий: хороших, приятных, а порой плохих и приносящих несчастье человеку. Но все события и люди, которые встречаются в жизни человека, это не случайно. Всё это имеет свой смысл, свою цель, нужно только уметь понимать.

В произведении Михаила Шолохова «Судьба человека» Ванюша появился в жизни Андрея Соколова тоже не случайно и главный герой это быстро понял. При первой встрече этот парнишка, которому было пять-шесть лет, произвёл сильной впечатление на Соколова. Этот маленький оборвыш, как его называет автор, так полюбился Андрею Соколову, что он скучал по нему, и каждый вечер спешил к чайной, чтобы увидеть Ванюшку. Этот парнишка был сирота, отец его погиб на фронте, а мать убило бомбой в поезде, и Ванюша остался совершенно один. Ночевал он там, где придётся, кормился около чайной тем, что дадут прохожие.

Ребёнок был грязный, лицо покрыто пылью, волосы немытые и нечесаные. Но зато глазки его были такими яркими и выразительными, как звёздочки на ночном небе. Это были детские глаза, которые излучали веру и надежду, что всё будет хорошо. Ванюша действительно верил, что его отец скоро вернётся из фронта, и они будут вместе. Он каждый день гулял около чайной или просто сидел на крыльце, болтая ножками, и ждал. Настолько сильная была у ребёнка вера, потому что он понимал, что дети не могут жить одни, у них должны быть родители.

Все ожидания и надежды Ванюши сбылись, у него появился отец. Сколько было радости и восторга, когда он услышал от Андрея Соколова, что он его отец. Мальчишка кинулся на шею, прижался к щеке этого взрослого человека. Ребёнка переполняли чувства, он тоненько и звонко кричал, это был радостный крик души от огромного счастья. Ванюша всем своим детским сердцем верил, что это действительно и есть его отец, у него не возникало и капли сомнения. Ведь парнишка так сильно этого хотел.

Андрей Соколов забрал мальчика к себе, и стали жить вместе. Он с отцовской заботой ухаживал за ним, а с чем не мог справиться, то помогала хозяйка дома, у которой жил временно Андрей. Ребёнок со всей детской любовью принимал эту заботу, ведь ещё недавно он был лишён этого. Ванюшка всегда старался быть вместе с отцом, поменьше с ним расставаться, а Андрей этому не противился.

Они две осиротевшие души, как две песчинки нашли друг друга, взрослый и ребёнок, такие разные и такие похожие в своём горе. На душе у каждого из них стало легко и светло, жизнь вновь обрела для обоих смысл.

Сочинение про Ванюшу

Рассказ Шолохова “Судьба человека» пронизан трагизмом войны, ее бесчеловечностью по отношению к судьбам людей. Два одиночества совершенно случайно встречаются и находят друг друга. Андрей Соколов, храбро сражавшийся в горниле войны, потерял в этой войне свою семью и Ванюшка, у которого отца убили на фронте, а мать погибла при бомбежке поезда. У них общая беда – война их осиротила. Главный герой рассказа Андрей Соколов потерял интерес к жизни, но маленький Ванюшка спас его от горькой судьбы.

Ванюшку Андрей встретил возле чайной. Несколько дней он наблюдал за беспризорным ребенком, который питался объедками. На вид это был мальчик лет 5-6, с русыми кудрявыми волосами, запутанными и непричесанными, с грязным от пыли лицом и в такой же грязной одежде. Но одежда у него была добротная, что говорило о том, что о нем очень заботилась мама.

Никто из прохожих не обращал внимания на мальчишку, ибо таких много разбросала по свету война. А вот Андрей обратил внимание, ибо он был таким же одиноким, а может и потому, что глаза мальчишки излучали теплоту и доверчивость, они были по-детски наивны и светились на замурзанном личике, как звездочки после ночного дождя.

Мальчик был доверчивым, он сразу прильнул к Андрею, когда тот сказал, что он его папа. Ванюшка обрадовался тому, что теперь не один, что у него есть родная душа, что он кому-то нужен. Возможно, он и понимал, что Андрей не отец ему, но мальчик больше всего на свете хотел, чтобы это было правдой, и он поверил в то, что у него теперь есть отец.

Андрей взял Ванюшку на воспитание, и мальчик оказался очень разговорчивым, шустрым и озорным, он внес в его жизнь большие перемены, наполнил ее счастьем и радостью. Андрей очень полюбил его и обрел смысл жизни.

Ванюшка же обрел отцовскую любовь и быстро привязался к своему новому отцу, скучал, когда того долго не было дома, встречал с работы.

Этот мальчик спас Андрея Соколова от печальной участи судьбы, он скрасил его существование, заставил поверить в будущее, которое казалась ему бесполезным и одиноким. Этот маленький мальчик полностью изменил жизнь Андрея.

В образе Ванюшки автор показал суровую правду о детях послевоенной поры, которые остались сиротами. Они голодали, беспризорничали, но не теряли воли к жизни и мужественно сносили все невзгоды и лишения. Эти дети, как и Ванюшка, обладали волей и стойкостью, душевной чистотой и наивностью. Они верили в светлое будущее.Сочинение на тему Что такое Нравственность - разум сердца

С самого детства нам всегда говорят, что за все отвечает мозг. Но увы, взрослые ошибались. Нравственность – это разум сердца, а не мозга. Конечно же, мозг решает делать ли ту или иную вещь, но в итоге сердце подсказывает верный путь.

  • Сочинение Раскольников и Свидригайлов сравнительная характеристика

    Произведение Федора Михайловича Достоевского поражает читателя многообразием образов и противоречивостью характеров героев. Одним из главных героев произведения является Раскольников. Он довольно неоднозначный и непростой человек

  • Система образов в произведении Слове о полку Игореве

    Данное великолепное произведение можно назвать как историческим, так и народным, ведь оно одновременно содержит в себе элементные части этих направленностей.

  • 2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

    Пояснение.

    Комментарии к сочинениям

    2.1. Что сближает образы «маленьких людей» - Акакия Акакиевича и портного Петровича? (По повести Н. В. Гоголя «Шинель».)

    И Акакий Акакиевич, и Петрович - «маленькие люди», униженные и оскорбленные. Жизнь их ничего не стоит, они словно гости в этой жизни, не имеющие в ней ни своего места, ни определенного значения. Шинель - образ, с которым так или иначе связаны все герои повести: Башмачкин, портной Петрович, сослуживцы Башмачкина, ночные грабители и «значительное лицо». Так, и для Акакия Акакиевича, и для Петровича появление новой шинели – поворотное событие в жизни. Петрович «чувствовал в полной мере, что сделал немалое дело и что вдруг показал себе бездну, разделяющую портных, которые подставляют только подкладки и переправляют, от тех, которые шьют заново». Новенькая шинель, в которую облачается Башмачкин, символически означает как евангельскую «ризу спасения», «светлые одежды», так и женскую ипостась его личности, восполняющую его неполноту: шинель - «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость».

    2.2. Каким предстает лирический герой в поэзии А. А. Фета?

    Поэзия А.А. Фета отражает мир «летучих настроений». В ней нет места политическим, гражданским мотивам. Основными темами являются природа, любовь, искусство.

    Лирический герой Фета тонко ощущает переливы и переходы состояний природы («Шепот, робкое дыханье», «Учись у них - у дуба, у березы», «Ласточки»).

    В раздумьях о гармонии и противоречиях человека и природы лирический герой находит свое предназначение - служить красоте, которую понимают только «посвященные» («Одним толчком согнать ладью живую», «Как беден наш язык!..», «Мелодия», «Диана»)… Противоречия составляют и основную черту любовной лирики. Любовь - «борьба неравная двух сердец», вечное столкновение индивидуальностей, это «блаженство и безнадежность» («Она сидела на полу», «Последняя любовь», «С какою негою, с какой тоской влюбленной»),

    2.3. Какова роль женских образов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

    Женские образы романа, яркие и самобытные, служат, прежде всего, для того, чтобы «оттенить» натуру Печорина. Бэла, Вера, княжна Мери… На разных этапах жизни героя они сыграли для него важную роль. Это совершенно разные по характеру женщины. Но у них есть одна общая черта: судьба всех этих героинь складывалась трагично. В жизни Печорина была женщина, которую он любил по-настоящему. Это Вера. Кстати, стоит задуматься над символичностью ее имени. Она была его верой в жизнь и в себя. Эта женщина поняла Печорина полностью и приняла его целиком. Хотя ее любовь, глубокая и серьезная, принесла Вере одни лишь страдания: « …я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву…убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было!»

    А что же Печорин? Он любит Веру, как умеет, как позволяет ему его искалеченная душа. Но красноречивее всех слов о любви Печорина говорит его попытка догнать и остановить любимую женщину. Загнав в этой погоне лошадь, герой падает рядом с ее трупом и начинает безудержно рыдать: «… я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие - исчезли как дым».

    Каждый из женских образов романа по-своему уникален и неповторим. Но у всех них есть нечто общее - пагубная страсть к таинственному, неизведанному - к Печорину. И лишь одна девушка не поддалась обаянию героя романа. Это ундина из повести «Тамань».

    Все женщины в романе «Герой нашего времени» просто хотели быть счастливы. Но счастье - понятие относительное, сегодня оно есть, а завтра…

    2.4. Какое значение для Андрея Соколова имела встреча с Ваней? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».)

    Андрей Соколов обладает удивительным мужеством и душевной крепостью, пережитые ужасы не делают его озлобленным. Главный герой ведёт непрерывную борьбу внутри себя и выходит из нее победителем. Этот человек, потерявший родных ему людей в годы Великой Отечественной войны, находит смысл жизни в Ванюше, который также остался сиротой: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя!» Именно этот мальчик со «светлыми, как небушко, глазами» и становится новой жизнью главного героя.

    Встреча Ванюши с Соколовым была значимой для обоих. Мальчик, у которого отец погиб на фронте, а маму убило в поезде, все еще надеется, что его найдут: «Папка, родненький! Я знаю, что ты меня найдёшь! Всё равно найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь». У Андрея Соколова просыпаются отцовские чувства к чужому ребёнку: «Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся…» Славный герой рассказа снова совершает какой-то душевный, а, возможно, и нравственный подвиг, когда берёт мальчишку себе. Он помогает ему встать на ноги и почувствовать себя нужным. Этот ребёнок стал своеобразным «лекарством» для искалеченной души Андрея.

    От общения с Фёдором Бондарчуком у Павла Полунина остались плохие воспоминания

    В 1959 году история беспризорника Ванюшки, которого в кинодраме Сергея БОНДАРЧУКА «Судьба человека» достоверно сыграл Павел ПОЛУНИН, тронула всех. 19 января нынешнего года он отпраздновал 60-летие. «Экспресс газета» поздравила Павла Евгеньевича с юбилеем и узнала, как сложилась его жизнь после съемок в классике отечественного кино.

    В солидном мужчине сегодня сложно узнать чумазого пацаненка, каким мы запомнили его в фильме. Однако годы не отняли у Павла Полунина детскую непосредственность и доброту. В этом мы убедились сами, заглянув к нему и его приветливой супруге в гости в уютную «однушку» в центре Железнодорожного.

    Мы с женой живем скромно, но я всегда старался, чтобы семья ни в чем не нуждалась, - начал разговор повзрослевший «Ванюшка». - За жизнь сменил много профессий: начинал учеником слесаря, инженером работал, секретарем в обкоме комсомола, завотделом в бюро молодежного туризма. В середине 2000-х попал под сокращение. Торговал автозапчастями, потом устроился в такси.
    - У вас был хороший старт для того, чтобы стать актером.
    - В «Судьбу человека» я попал легко, хотя на роль Ванюшки было много претендентов. Когда Бондарчук отчаялся найти подходящего мальчишку, мой отец - тогда студент ВГИКа - предложил меня. Это была первая режиссерская работа Сергея Федоровича, и он часто консультировался с самим Шолоховым. Перед съемками мы приехали в станицу Вешенская. Шолохов сразу спросил, кто будет играть мальчонку. Меня вывели из строя,писатель подошел, потрепал по волосам и сказал: «Посмотрим, какой из тебя выйдет Ванюшка». Одобрил, значит. Кстати, помните момент, когда Ванюшка с Соколовым бегут по разливу с цветущими яблонями? На самом деле яблони отцвели еще до съемок, а Дон уже ушел в русло. Чтобы снять красивую сцену, группе пришлось рубить деревья и к каждой веточке приделывать бумажные цветы.

    Вам ведь и шести лет тогда не было, как справлялись?
    - Самым сложным было запомнить текст. Я еще не умел читать, поэтому заучивал роль на слух, со слов мамы. Помог и сам Бондарчук: всюду возил меня с собой, даже если сцен с моим участием не снимали. Мама с отцом в то время жили не очень дружно, и мужского воспитания мне не хватало. Сергей Федорович смог расположить меня к себе, наверное, поэтому сцена встречи Соколова и Ванюшки, когда мальчик кричит: «Папка, родненький, я знал, что ты меня найдешь!» - вышла так убедительно.
    - Сняли с первого раза?
    - Бондарчук применил интересный кинематографический трюк: обычно режиссер сначала снимает, а потом идет озвучивание, а здесь наоборот - сперва записали звук, а потом изображение. Для этого меня вместе со звукооператором на два часа вывезли в степь.

    Для ребенка сняться в кино - всегда приключение. Много открытий сделали для себя?
    - Со мной разговаривали как с настоящим актером, а вот капризничать не позволяли - мама быстро на место ставила. Правда, один раз Сергей Федорович довел меня до слез: забраковал головной убор, который мне дали на съемку, - слишком чистый для беспризорника. Рядом толпились местные пацаны. Бондарчук подошел к одному, отдал мою фуражку, а мне на голову нахлобучил засаленную кепку. От обиды я разревелся.
    - Вы очень убедительно изображали оборвыша, подбирающего арбузные корки у чайной.
    - Тогда я не понимал, о чем фильм. Эпизод у чайной мы снимали под Воронежем. Меня облачили в лохмотья, включили камеру, и тут к Бондарчуку подошла местная жительница: «Что же это у вас ребенок такой бедненький и голодный? Возьмите, мы с бабами кое-что ему собрали - одежонку, пирогов напекли». Это было так трогательно. После войны прошло совсем немного времени, однако люди не очерствели душой и были готовы отдать последнее.

    А как натурально вы суп уплетали в кадре!
    - Перед съемками эпизода Бондарчук позвал мою маму и предупредил, что сцена серьезная - я должен сыграть так, будто меня два дня не кормили. Можете себе представить: во время съемок я с аппетитом смолотил двухлитровую кастрюлю рассольника! Бондарчук был шокирован. «Ты что, и вправду его не кормила?» - обратился он к маме. На самом деле рассольник был очень вкусный - до сих пор его люблю.
    - На что потратили гонорар за роль Ванюшки?
    - Во время съемок я зарабатывал больше, чем сейчас. Оклад был 1000 рублей. Мама, как «воспитатель малолетнего актера», получала 800. Это были приличные деньги - булочка стоила семь копеек. На те деньги мама прикупила мне новую одежду и все, что необходимо, к школе.


    Одноклассники вам завидовали?
    - Нет, но когда наш класс собрались переводить в другую школу, по каким-то причинам перешли все ребята, кроме меня. Одноклассники посчитали, что меня оставили по блату, поэтому частенько за это поколачивали. Я недолго мелькал на экране. После «Судьбы человека» снялся еще в десяти фильмах («Аннушка», «Первое свидание», «Друзья и годы» и др. - А. К.), а потом наступила ломка голоса, характера. В несколько фильмов меня пробовали, но не брали. Например, пробы в картину «Вождь краснокожих» провалил из-за слишком доброго взгляда: режиссеру нужен был звереныш, который взрослому дяде мог за шиворот картошку запихнуть, да еще и пинка выписать. В «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элем Климов выбирал между мною и Виктором Косых. А вот в «Гиперболоид инженера Гарина» меня мама не пустила: там по сюжету мальчика убивают лазерным лучом - плохая примета.

    На этом ваша актерская карьера закончилась?
    - После школы я пытался поступить во ВГИК, но провалил экзамены и пошел в армию. Кичиться своей работой в кино я не стал и сказал родителям, что попробую самостоятельно поступить на актерский. К тому же после развода с отцом мама вышла замуж за Евгения Полунина, который дал мне свою фамилию, - в титрах к «Судьбе человека» я значился как Паша Борискин, так что фамилия Полунин никому ни о чем не говорила. Отслужив, еще дважды пробовал поступить, но не вышло. На третий раз подключилась мама: она каким-то образом договорилась с Бондарчуком, чтобы тот на меня посмотрел. Мы встретились во ВГИКе, Сергей Федорович завел меня в зал, где сидела госкомиссия, и попросил прочесть что-нибудь. Я растерялся: «Думал, вы спросите, как моя жизнь сложилась, поинтересуетесь моими делами». Вышел из зала - и закрыл для себя путь в кинематограф. Но я об этом не жалею.


    С Сергеем Федоровичем Бондарчуком больше не виделись?
    - Еще один раз в 1984 году на 25-летии фильма. Завод имени Лихачева выдвинул «Судьбу человека» на соискание Государственной премии. Мы приехали туда, выступили и разошлись. Тогда мне был 31 год. А в 2009-м нас с супругой пригласили в Вешенскую на празднование 104-й годовщины со дня рождения Михаила Шолохова. Я не был на той земле полвека, но, приехав, вспомнил все - даже то, где когда-то находились овчарня и курятник. А вот от общения с сыном Бондарчука - Федором у меня остались плохие воспоминания. Когда фильму исполнилось 45 лет, я ему позвонил. Федор ответил сухо: «Я этими вопросами не занимаюсь, обратитесь к кому-нибудь другому». Видимо, был занят длинноногими девицами - в то время он вел передачу «Ты - супермодель». Я рассудил так: уж если родному сыну ничего не надо, я-то зачем буду лезть?

    Ответ оставил Гость

    Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Ранней весной 1946 года, то есть в первую послевоенную весну, встретил случайно М. А. Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили в прошлое, а потребность высказаться все увеличивалась. И вот в 1956 году он написал повесть "Судьба человека". Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа - Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.
    Андрей Соколов – мужчина высокого роста, сутуловатый, руки его большие и тёмные от трудной работы. Одет он в прожжённый ватник, который был заштопан неумелой мужской рукой, и общий вид у него был неухоженный. Но в облике Соколова автор подчеркивает «глаза, словно присыпанные пеплом; наполненные такой неизбывной тоской» . Да и исповедь Андрей начинает со слов: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» . И не может он найти ответ на этот вопрос.
    Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. . С детства узнал, почем «фунт лиха» , в гражданскую войну сражался против врагов советской власти. Затем он уезжает из родной воронежской деревни на Кубань. Возвращается домой, работает плотником, слесарем, шофером, создает семью.
    С сердечным трепетом вспоминает Соколов довоенную жизнь, когда имел семью, был счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди -- он попадает в фашистский плен.
    Соколову пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытался бежать, но неудачно, расправился с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира.
    Не уронил Андрей достоинство советского человека в поединке с комендантом концлагеря. Хотя Соколов был измучен, истощён, обессилен, но всё-равно был готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что поразил этим даже фашиста. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. Но беды по-прежнему преследуют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом, живет теперь Соколов лишь надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась. В последний раз стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны.
    Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. История с Ванюшкой – это как бы окончательная черта в истории Андрея Соколова. Ведь если решение стать Ванюшке отцом означает спасение мальчика, то последующее действие показывает, что и Ванюшка спасает Андрея, дает ему смысл дальнейшей жизни.
    Я думаю, что Андрей Соколов не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы, и несмотря на все тяготы и невзгоды все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!

    В русской литературе много произведений, рассказывающих о Великой Отечественной войне. Ярким примером является рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека», где автор дает нам не столько описание войны, сколько описание жизни простого человека в тяжелые военные годы. В рассказе «Судьба человека» главные герои не исторические личности, не титулованные чиновники, ни прославленные офицеры. Они обычные люди, но с очень непростой судьбой.

    Главные герои

    Рассказ Шолохова небольшой по объему, он занимает всего десять страниц текста. И героев в нем не так уж и много. Главным героем рассказа является советский солдат – Андрей Соколов. Все, что происходит с ним в жизни, мы слышим из его уст. Соколов является рассказчиком всего повествования. Его названый сын – мальчик Ванюша – играет в рассказе важную роль. Он завершает печальную историю Соколова и открывает новую страницу его жизни. Они становятся неотделимы друг от друга, поэтому отнесем Ванюшу к группе главных героев.

    Андрей Соколов

    Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова. Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa?

    Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.

    Много пришлось пережить Соколову: и голод, и плен, и потерю семьи, и смерть сына в день окончания войны. Но все он вытерпел, все пережил, потому что имел сильный характер и железную силу духа. «Нa то ты и мужчинa, нa то ты и солдaт, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нуждa позвaлa», – говорил сам Андрей Соколов. Его русский характер не позволил ему сломаться, отступить перед трудностями, сдаться врагу. Он вырвал жизнь у самой смерти.
    Все лишения и жестокости войны, которые перенес Андрей Соколов, не убили в нем человеческие чувства, не очерствили его сердца. Когда он встретил маленького Ванюшу, такого же одинокого, как и он, такого же несчастного и никому не нужного, он понял, что может стать его семьей. «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети», – решил Соколов. И стал для бездомного мальчика отцом.

    Шолохов очень точно раскрыл характер русского человека, простого солдата, воевавшего не за звания и ордена, а за Родину. Соколов – один из тех многих, которые сражались за страну, не жалея своей жизни. В нем воплотился весь дух русского народа – стойкого, сильного, непобедимого. Характеристика героя рассказа “Судьба человека” дана Шолоховым через речь самого персонажа, через его мысли, чувства, поступки. Мы идем вместе с ним по страницам его жизни. Соколов проходит сложный путь, но остается человеком. Человеком добрым, сочувствующим и протягивающим руку помощи маленькому Ванюше.

    Ванюша

    Мальчик лет пяти-шести. Он остался без родителей, без дома. Отец его погиб на фронте, а мать убило бомбой, когда ехали в поезде. Ходил Ванюша в оборванной грязной одежде, а ел то, что подадут люди. Когда он встретил Андрея Соколова, то потянулся к нему всей душой. “Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!” – со слезами на глазах кричал обрадованный Ванюша. Он долго не мог оторваться от отца, видимо, боялся, что потеряет его снова. Но в памяти Ванюши сохранился образ настоящего отца, он помнил кожаный плащ, который тот носил. И Соколов говорил Ванюше, что, наверное, потерял его на войне.

    Два одиночества, две судьбы переплелись теперь так крепко, что не разлучить их уже никогда. Герои «Судьбы человека» Андрей Соколов и Ванюша теперь вместе, они одна семья. И мы понимаем, что жить они будут по совести, по правде. Они все выстоят, все переживут, все смогут.

    Второстепенные герои

    В произведении существует и ряд второстепенных героев. Это жена Соколова Ирина, его дети – дочери Настенька и Олюшка, сын Анатолий. Они в рассказе не говорят, они незримы для нас, о них вспоминает Андрей. Командир автороты, чернявый немец, военврач, предатель Крыжнев, лагерфюрер Мюллер, русский полковник, урюпинский друг Андрея – все это герои рассказа самого Соколова. У некоторых нет ни имени, ни фамилии, потому как они являются эпизодическими героями в жизни Соколова.

    Реальным, слышимым героем здесь является автор. Он встречается с Андреем Соколовым на переправе и является слушателем истории его жизни. Именно с ним ведет разговор наш герой, ему он рассказывает свою судьбу.

    Тест по произведению

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!