Как появились воздушные змеи в европе. Воздушный змей. Список использованной литературы

О.БУЛАНОВА

Воздушные змеи были изобретены в Китае еще до того, как историки начали писать свои хроники. Первые воздушные змеи китайцы начали делать из бамбука и листьев растений. После изобретения шелка в 2600 г. до н.э. китайцы стали делать воздушные змеи из бамбука и шелка.

В китайских рукописях рассказывается, о воздушных змеях в форме птиц, рыб, бабочек, жуков, человеческих фигур, которые раскрашивали в самые яркие цвета.

Наиболее распространенным типом китайского змея был дракон – фантастический крылатый змей. Огромный дракон, поднимаемый в воздух, являлся символом сверхъестественных сил.

В китайском фольклоре много историй о том, что воздушных змеев запускали как для удовольствия, так и для дела. Наиболее часто их применяли в военных целях. Кроме этого, китайцы использовали воздушных змеев для того, чтобы измерить расстояние между своей армией и стенами замка противника.

Рассказывают, что полководец Хань Синь, пытаясь вызволить императора, запустил змея из своего лагеря и по длине веревки определил точное расстояние до стены осажденной столицы, благодаря чему сумел устроить подкоп.

Еще при помощи змеев в небо поднимали разведчиков – наблюдателей.

Существует легенда о том, что в 202 г. до н.э. генерал Хуан Тенг и его армия были окружены противниками и им грозило полное уничтожение. Говорится, что случайный порыв ветра сорвал с головы генерала шляпу, и тогда к нему пришла идея создания большого количества воздушных змеев, снаряженных звуковыми устройствами.

Согласно китайским хроникам, осажденный в своей столице китайский император Лю Бан запускал их над лагерем мятежников. Якобы невидимые ночью, снабженные свистульками змеи издавали страшные звуки, деморализуя солдат противника.

Глубокой ночью эти воздушные змеи летали прямо над головами армии противников, которые, услышав загадочные завывания в небе, запаниковали и убежали.

Однако в Юго-Восточной Азии и Новой Зеландии умеющее парить в воздухе устройство, видимо, придумали независимо от Китая. Его сооружали из пальмовых листьев и использовали в рыбной ловле, подвешивая к парящей над водой нити крючки. Кроме того, он применялся крестьянами в качестве огородного пугала.

Не стоит забывать и о религиозном значении воздушных змеев: в большинстве культур Дальнего Востока уходящая в небо нить служила символом связи с богами воздуха и душами предков. В Таиланде она призвана была отгонять муссонные дожди.

В VII в. воздушный змей долетел до Японии. Возможно, они были принесены в страну Буддийскими миссионерами в давние времена, около 618-907 гг.

В Японии воздушные змеи приобрели популярность, ему стали придавать форму журавля, рыбы, черепахи. Стали появляться воздушные змеи в виде красочно раскрашенных полотен.

На древних японских рисунках также можно встретить изображение воздушных змеев, по форме значительно отличавшихся от китайских.

Воздушные змеи в этой стране служили как бы связующим звеном между человеком и богами. Змеев запускали для того, чтобы отпугнуть злые силы, защититься от несчастий, обеспечить хороший урожай и здоровье.

Рассказы о том, как эти устройства поднимали в воздух “шутихи”, строительные материалы и даже людей, весьма многочисленны. Например, самурай Тамемото был вместе с сыном сослан на остров Хатидзе. Этот японский Дедал соорудил гигантский воздушный змей, на котором его сын сумел улететь с острова.

Сюжет, видимо, сказочный, однако исторически засвидетельствованы змеи “Ван-Ван” с размахом крыльев 24 м и длиной хвоста 146 м. Такая махина весом под 3 тонны легко могла поднять в воздух человека.

В Индии популярность приобрели сражения змеев, они и сейчас во время праздника Макар Санкранти собирают огромные толпы зрителей.

Широкое распространение воздушные змеи получили в Корее. Вначале их применение носило чисто религиозный характер, а затем запуск змеев стал увлекательным видом занятий и зрелищ.

В Малайзии воздушные змеи тоже были популярны. Типичный малайский воздушный змей имеет форму криволинейного симметричного треугольника. Каркас его состоит из трех пересекающихся прутьев, обтяжка – из грубой ткани.

В Европе, разумеется, тоже имели представление о подъемной силе ветра. Наверняка у греческих моряков не раз срывало парус и он трепыхался в воздухе, а у римских простофиль порывом сносило шляпу, и она взмывала на тесемках.

Какой-то особенной изобретательности для создания воздушного змея не требуется. И все-таки факт остается фактом: единственное, до чего додумался Запад, это “дракон” (греческое слово, обозначавшее змею).

Так примерно с 100 г. н.э. именовали римское кавалерийское знамя в форме современного сачка для бабочек, только подлиннее. “Дракон” надувался от ветра (указывая лучникам его направление), извивался и пугал неприятеля свистом. Ниспадающий цилиндрический хвост флюгера из ткани, извивающейся как туловище дракона, придавал всадникам уверенности в себе и создавал угрожающий вид, который придавал страх врагу.

Также флюгера указывали стрельцам направление и силу ветра. Но короткое древко – это не уходящая ввысь нить. По сравнению с восточными шедеврами идею “дракона” следует считать весьма приземленной.

Вообще же, согласно европейским традициям, изобретение воздушных змеев приписывается греческому математику Аркитасу Тарентскому, который около 400 г. до н.э. сконструировал деревянную птицу, основываясь на исследования полетов птиц. Считается, что его воодушевил увиденный китайский воздушный змей – птица.

Любопытны старинные записи о первых практических применениях воздушных змеев, в одной из них говорится, что в IX в. византийцы якобы поднимали на воздушном змее воина, который с высоты бросал в неприятельский стан зажигательные вещества.

В 906 г. киевский князь Олег воспользовался воздушными змеями при взятии Царьграда. Летопись говорит, что над неприятелем в воздухе появились “кони и люди бумажны, вооружены и позлащены”.

А в 1066 г. Вильгельм Завоеватель использовал воздушные змеи для военной сигнализации при покорении Англии. Но, к сожалению, о форме древних европейских змеев, об их конструктивных и летных свойствах не сохранилось никаких данных.

С парящим змеем земляков познакомил вернувшийся из Китая в 1295 г. неугомонный Марко Поло. Игрушка понравилась, но популярной не стала. Первый (незаконченный) европейский рисунок змея типа “тайская кобра” датируется 1326 г.

В 1405 г. появляется первое верное описание воздушного змея – в трактате по военной технологии. А на картинке 1618 г., изображающей жизнь голландского Миддельбурга, мы видим мальчишек, запускающих змеев знакомой нам и сегодня ромбовидной формы.

Но только к XVII в. воздушные змеи стали обычным явлением в Европе. В начале XVIII в. увлечение запуском воздушных змеев было уже чрезвычайно популярно. Воздушные змеи использовались в завораживающих зрелищах и различных шоу, а не только как безобидная игрушка для детей.

Таким образом, в Европе этот предмет не приобрел ни мистического, ни религиозного значения. Зато приобрел научное, правда, не сразу. В 1749 г. шотландский метеоролог Александр Вильсон поднял на высоту 3000 футов градусник.

Тремя годами позже Бенджамен Франклин в Филадельфии поставил знаменитый эксперимент с электричеством: во время грозы он запустил змея с прикрепленным к нему куском проволоки. От дождя все сразу же намокло. Результат: металлический ключ в руках Франклина заискрил. Открыв при помощи змея электрическую природу молнии, Франклин изобрел молниеотвод.

Воздушные змеи применялись для изучения атмосферного электричества великим русским ученым Михаилом Ломоносовым и английским физиком Исааком Ньютоном.

Ньютон, когда он был еще школьником, провел несколько фактически незафиксированных экспериментов касательно наиболее экономной формы воздушного змея.

В 1826 г. Джордж Покок запатентовал тележку, приводимую в движение воздушным змеем: она развивала скорость до 30 км/ч, и Покок пугал крестьян, разъезжая по окрестностям Бристоля на повозке без лошадей.

В 1847 г., когда протягивали переправу над Ниагарским водопадом, первую веревку с берега на берег (250 м) перебросили с помощью воздушного змея.

Возникало много и других идей: например, использовать змеев для спасения людей с тонущего корабля. Исследователи делали множество экспериментов связанных с подъемом всяческих грузов, а также людей. Начиная с 1894 г., воздушный змей систематически применяется для изучения верхних слоев атмосферы.

Значительное усовершенствование змея произвел австралийский ученый Лоренс Харграв в 90-х гг. XIX в. В 1893 г. Харгрейв создал змея в виде коробки без дна. Это было первое принципиальное усовершенствование конструкции с древнейших времен.

Летающие коробки Харграва явились не только большим толчком для развития “змейкового” дела, но и, несомненно, помогли при конструировании первых самолетов.

Но вскоре началась эра аэропланов и о змеях забыли. Хотя во время обеих мировых войн их использовали – на подводных лодках для улучшения обзора и в спасательных наборах летчиков для поднятия антенны радиоприемника.

Широкое применение воздушный змей нашел в метеорологических обсерваториях Германии, Франции и Японии. 3мей поднимался на очень большую высоту.

Например, в обсерватории Линдерберга (Германия) добились подъема воздушного змея более чем на 7000 м.

Первая радиосвязь через Атлантический океан была налажена с помощью коробчатого воздушного змея. Итальянский инженер Г. Маркони запустил в 1901 г. на острове Нью- Фаундлен большой воздушный змей, который летал на проволоке, служившей приемной антенной.

В начале XX в. работу над змеями продолжил капитан французской армии Сакконей. Он создал еще более совершенную конструкцию воздушного змея, являющуюся одной из лучших и по настоящее время.

Новая жизнь воздушного змея началась в 50-х гг., когда Фрэнсис Рогалло изобрел конструкцию без перекладин – распростертой в воздухе ее держал ветер. Это был параплан, стирающий грань между парашютом, дельтапланом и воздушным змеем.

Каждый год в апреле месяце в Китайском городе Вэйфань проходит оригинальный праздникмеждународный фестиваль воздушных змеев, на который собираются любители этого развлечения, профессиональные спортсмены, производители летающих конструкций и просто туристы из различных стран.

У китайцев воздушные змеи популярны не только у детей, но и у взрослого населения. Изготовление и запуск воздушных змеев в этой стране стало целой традицией, ведущей начало от человека по имени Лу Пань или Куншу Пянь жившего в V или IV веке до нашей эры. Он делал эти летающие игрушки в форме птиц или змеев с крыльями, сказочных драконов, которые могли держаться в воздухе по нескольку дней и при этом выполнять в полете различные пируэты. От этого и произошло название «воздушный змей». Несколько позже, этого человека даже приравняли к божеству и считали покровителем ремесленников.

Конструкции летающих змеев ещё в те древние времена были очень разнообразные. Но наибольший интерес представляет летающий дракон — фантастический крылатый змей. Почему именно в форме драконов? Да потому что в Китае перед драконами преклонялись, как перед мудрыми и добрыми существами. Огромный дракон, парящий в воздух, считается символом сверхъестественной силы. Кроме того, запускание воздушного змея у китайцев и ассоциируется с уходом всех бед и дурных мыслей. Это поверье сохранилось и сегодня, поэтому часто можно видеть как в девятый день девятого месяца, в праздник — день змея, их запускают в присутствии всех членов семьи.

Конструкция такого летающего дракона достаточно сложная. Она представляет собой два-три десятка объемных каркасов обшитых бумагой или тканью, которые образовывают длинное круглое тело дракона, извивающегося в полете. У дракона большая голова с открытой пастью, через которую ветер проникает в пустое туловище, надувает его, благодаря чему он держится в воздухе. В некоторых конструкциях остов туловища дракона состоит круглых из дисков, уменьшающихся к хвосту и связанных между собой шнурами.

Для большего эффекта используется «змеиная музыка», специальное приспособление из сухих головок мака, с вставленными в них камышовыми свистками. Звук этих свистулек напоминает завывание ветра в дымовой трубе. К пасти дракона крепится леер, а к хвосту шелковые ленты, которые извиваются при полете. К змеям прикрепляют фонарики, изготовленные из цветной бумаги или фейерверки — начинённые горючей смесью трубочки, вспыхивающие разными цветами. На многих змеях изображаются портреты, а хвост делается их шелковых лент.

Воздушные змеи всегда были популярными не только у детей богатых родителей, но и у детей из бедных семей, потом у что изготовление воздушного змея достаточно дешевое, они изготавливаются из подручного материала, в основном из бумаги и бамбука. Главное для того что бы змей поднялся выше всех заключается в мастерстве его изготовления, в его правильной форме и балансировке, хотя и внешнему виду змея всегда придавалось особое внимание. С изобретением в Китае шелка, вместо бумаги для изготовления змеев стали использовать этот легкий и прочный материал.

Как бы там ни было, именно в Китае изготовление воздушных змеев со временем стало отдельным ремеслом, почти искусством. Воздушные змеи, изготовленные в Китае, продают во многих странах мира. Со временем воздушные змеи стали известны на всех континентах. Они стали достоянием не только детей, но и взрослых почитателей летательных аппаратов. Помимо Китая воздушные змеи получили широкое распространение в Корее, Японии, Таиланде, Малайзии, Полинезии и др. Внешне змеи в этих странах значительно отличается от китайских, там они приобрели новые формы.

В Европу воздушные змеи попали с Востока в средние века. Хотя историки считают что независимо от Китая в древней Греции такую же летающую конструкцию изобрел в IV в. до н.э. древнегреческий ученый Архит Тарентский. Но, к сожалению, чертежей и рисунков конструкции древних европейских змеев не сохранилось. Доподлинно известно о существовании воздушных змеев и на Руси. Киевский князь Олег ещё в 906 г. при взятии Царьграда использовал летающих бумажных змеев. Мореходы делали попытки использовать воздушных змеев для усиления парусности судов.

Если первое время в Европе воздушные змеи использовались только для развлечения для детей, то вскоре им нашли более достойное применение в различных сферах. Ученые стали использовать змеев для изучения атмосферы. С их помощью измеряли температуру воздуха на разных высотах, выясняли природу молнии. Русский ученый Попов при помощи воздушных змеев поднимал радиоантенны. М.В.Ломоносов и английский физик И.Ньютон с помощью воздушных змеев изучали атмосферного электричество. На основе воздушных змеев проектировались идеальные размеры и формы летательных аппаратов. Их часто их использовали и в военных целях. С помощью таких змеев разбрасывали листовки, проводили разведку вражеской территории, их начиняли порохом и когда они достигали противника, их взрывали.

Виды воздушных змеев

С годами конструкции змеев постоянно усовершенствовались. Появилось несколько основных видов воздушных змеев. По устройству и форме аэродинамических поверхностей различают:

Одноплоскостные

Это змеи простейшей конструкции, у них невысокая подъёмная сила и малая ветровая устойчивость. Для балансировки у таких змеев обязательно присутствует шнур с грузиком, так называемый хвост.

Многоплоскостные или этажерочные

Эти змеи более сложной конструкции, обладающие средней подъемной силой и повышенной ветровой устойчивостью.

Коробчатые и многоячеечные

Это летательные конструкции из отдельных ячеек в форме параллелепипедов были изобретены австралийским ученым Л. Харгравом в 1894-1895 гг. Главной их особенностью стала их высокая устойчивость.

Составные или групповые

Это так называемые змейковые поезда, состоят из группы воздушных змеев, собранных в одну гибкую систему. Именно такие змейковые поезда использовали военные. Змеи такой конструкции позволяли поднимать в воздух наблюдателя. Они обладали высокой подъемной силой и живучестью, при повреждении одного или даже нескольких звеньев такой змей можно было посадить, что бы спасти разведчика.

Даже с появлением современных моторизованных летательных аппаратов, интерес к легким конструкциям, летающим на принципе воздушного змея, окончательно не исчез. Мало того, он и сейчас продолжает развиваться. Энтузиасты воздушных змеев постоянно совершенствуют свои конструкции. Самыми популярными сегодня считаются:

Бескаркасные воздушные змеи

Это змеи, которые в своих конструкциях не имеют жёстких деталей. Они выполнены из воздухонепроницаемой ткани. Форма змея поддерживается потоком воздуха, а в некоторых выполняются герметичные полости, которые накачиваются воздухом.

Название флоуформ произошло от английского «flowform от flow», что значит протекать. Это - одностропный неуправляемый змей. В флоуформе поток воздуха проходит через внутреннее пространство и выходит через отверстия в задней части. Флоуформ обладает стабильным полётом, поэтому часто используется кинооператорами для аэросъёмок.

Название парафойл происходит от английского «parafoil от foil», что означает «плёнка». Достаточно большой воздушный змей с замкнутым внутренним пространством. Он имеет воздухозаборное отверстие, через которое воздухом внутри змея создаёт избыточное давление, придающее оболочке змея заданную форму. Бывает одностропные, неуправляемые, декоративные змеи, а так же двух и четырёхстропные, так называемые кайт-парафойлы, используемые спортсменами.

Это наиболее распространенный вид спортивно-развлекательного змея, способный поднимать в воздух человека. Название происходит так же от английского «kite» — «воздушный змей». Это большой управляемый воздушный змей площадью до 12 квадратных метров. Кайт предназначен для буксировки человека по воде или по снегу. Уменьшенный вариант кайта, площадью до 4-х квадратных метров, так называемый пилотажный кайт, используется для обучения управлению большим кайтом. Наиболее популярны по конструкции виды кайтов: парафойл и надувной.

Фестиваль воздушных змеев

Если в давние времена запуск воздушных змеев носил чисто религиозный характер, затем были попытки практического использования змеев, со временем он превратился просто в увлекательное занятий и популярное зрелище. В 1984 году, на родине воздушного змея, в Китае, в городе Вэйфань впервые был организован фестиваль воздушных змеев. На этот фестиваль собрались не только китайские любители этого интересного развлечения со своими семьями, но и профессиональные спортсмены и производители летающих конструкций из более чем шестидесяти различных стран. С тех пор фестиваль воздушных змеев в Вэйфане попучил статус международного и теперь он проходит в этом городе ежегодно в апреле месяце, когда в этом регионе наступают ветреные дни.

Подобные фестивали стали популярными во многих странах мира. Наиболее известны: в Бонди бич в Австралии в сентябре, в Кливленде в США в сентябре, в Южной Корее в марте, в Бристоле в Англии в сентябре, в Брисбене в Австралии в октябре – ноябре, в Беркелей в Калифорния в июле, Фестиваль Великих Озер на озере Мичиган в мае, фестиваль в Himeji в Японии, в Линкольн сити в Орегоне в конце июня, в Ванкувере в Канаде в середине июня, в Аделаиде в Австралии в марте, в Сингапуре в конце июня, в начале апреля в Вашингтоне, в Портсмуте в Англии в конце августа, в Новой Зеландии в Christchurch в конце января, в Утараяна в Индии в январе, фестиваль Вунг Тау во Вьетнаме в начале апреля, в Узбекистане в Чимгане в мае, в Червии на Адриатическом побережье Италии в конце апреля — начале мая и во многих других странах. В России такие празднества с запуском воздушных змеев проводят во многих регионах, но наиболее известен фестиваль воздушных змеев «Пестрое небо» в Коломенском.

У любителей воздушных змеев появился и свой праздник — Всемирный день воздушных змеев «World Kite Day», который проводится во второе воскресенье октября, в этот день во всем мире любители воздушных змеев запускают в небо свои летающие изобретения.

Первое что вы увидите на любом фестивале воздушных змеев – это гигантские надувные воздушные змеи. Конечно они впечатляют, и не только своим размером. Такие змеи изготавливаются с высокой точностью из большого количества нейлоновых или полиэфирных панелей, чаще всего они представляют из себя морских существ, в этом образе они наиболее эффектны.

Эти воздушные змеи надуваются как правило спереди, с помощью воздухозаборников. Которые тщательно замаскированы под внешний вид животного.

На создание таких кайтов уходит очень много времени, и поэтому не удивительно, что они могут стоить очень дорого, цены на эти творения доходят до миллиона рублей. Тем не менее организаторы фестивалей готовы представлять на своих шоу подобных воздушных змеев, потому что посетителям они очень нравятся. Надувные воздушные змеи являются непременным участником любого фестиваля как в Европе так конечно и в Азии, где они перемешаны с огромным числом современных и традиционных змеев.

Парафойлы (Parafoils)

Наиболее распространённые и простые из них – «wind socks» так называемый носок развивающийся по ветру, турбины и баннеры. Вы сможете увидеть этих змеев среди гигантских на любом шоу воздушных змеев в России, Европе или Азии.

Конструкция конструкция классического Парафойла представляет из себя несколько поверхностей, разделенных на клетки вертикальными ребрами. Клетки имеют отверстия, при набегании потока воздуха – он надувает конструкцию оказывая давление на клетки змея. Самые большие из этих змеев могут поднимать в воздух тяжелые предметы, камеры, зонды и даже людей.

Конструкция Парафойла представляет из себя несколько поверхностей, разделенных на клетки вертикальными ребрами. Клетки имеют отверстия, при набегании потока воздуха – он надувает конструкцию оказывая давление на клетки змея.

Иногда для стабилизации этого воздушного змея в полете требуется большое количество килей, перегородок и других элементов, по конструкции это один из сложнейших воздушных змеев. Причина популярности этого вида воздушных змеев в том, что с их помощью можно поднимать тяжелые предметы на высоту гораздо легче, чем с помощью любого другого кайта подобного размера.

Дельта кайт (Delta)

Следующий по распространённости – это конечно дельта кайты. Наиболее простая конструкция этого воздушного змея представляет собой простой треугольник

При кажущейся простоте, для изготовления такого воздушного змея надо иметь изрядный опыт. А вот запуском правильно собранной конструкции справится даже ребенок. Поэтому первого воздушного змея хорошо бы купить именно этой фоhмы. Мы часто комплектуем их дополнительным хвостом, который стабилизирует полет при не равном ветре. По мере роста вашего мастерства вы можете отсоединить хвост для быстрого и эффектного полета

(в нем вы найдете множество вариантов воздушных змеев Delta)

Роккаку (Rokakku)

С точки зрения летных свойств этого змея он даст большую фору Дельта кайтам если сравнивать их в одной ценовой категории, кроме того они отличаются большей стабильностью и надежностью, особенно это становится заметным когда скорость ветра приближается к критической для воздушных змеев. Как и любой приличный Delta кайт эти красавцы не нуждаются в хвостах, потому что наличие хвоста делает его менее маневренным и более плавным в полетах.

Изначально Роккаку появилсь в Японии и использовались не только как украшение но и как оружие

Все виды коробчатых воздушных змеев представляют из себя конструкцию из набора реек и ткани для создания сотовой структуры. Традиционный простейший коробчатый змей представляет из себя конструкцию из 2х замкнутых коробок- ячеек.

Большинство людей могут себе представить как он выглядит, эти изображения представлены во многих книгах и хорошо нам знакомы. Многие современные змеи сделаны на основе той старой конструкции, и выглядят просто замечательно. Некоторые дизайнеры пошли на многое, чтобы построить удивительные, сложные конструкции, которые используют простой принцип коробки в полетах….

Роторный воздушный змей

Довольно редкий вид воздушных змеев и единственный воздушный змей вращающийся в полете. Поэтому его полет не похож на полет обычных воздушных конструкций

Полет воздушного змея основан на эффекте Мангуса и для полета такой конструкции достаточно даже слабого и не ровного ветра

Один из самых интересных видов воздушных змеев. Однако чтобы справиться с полетом, вам придется приложить некоторые усилия

Воздушный змей имеет не одну а как правило 2 или 4 стропы управления. Несмотря на то, что они летают как правило гораздо ниже своих собратьев, они безусловно очень привлекательны благодаря их постоянной смене направления движения, не говоря уже о современной тенденции к супер-ярким цветовым схемам.

Еще одним видом трюковых воздушных змеев являются пилотажные кайты. Они названы так потому что изначально были придуманы для тренировки профессиональных кайтеров и в сущности являются их не большой копией. Благодаря тому, что в сложенном виде имеют совершенно не большой вес и размер, а так же не боятся повреждения при падении очень популярны

Дата: 2013-08-21

История происхождения, возникновения воздушного змея основывается, прежде всего, на преданиях, традициях и обычаях. Все дело в том, что материалы, применявшиеся при изготовлении воздушных змеев, не могли сохраняться продолжительное время. Дерево, бумага, ткань, листья и ветки растений и им подобные материалы разрушаются довольно быстро, тем более что никто не сохранял специально для потомков своих воздушных змеев. Поэтому древние легенды – наш основной источник данных.

Итак, вспомним, что в каждой сказке есть доля истины, поставим в угол зарождающийся скептицизм и перейдем непосредственно к истории воздушного змея.

Вероятнее всего, появление воздушного змея произошло одновременно в Китае и Малайзии. Именно в Китае самой популярной фигурой для такого предмета была змея с головой дракона, видимо, поэтому мы несколько тысячелетий сохраняем это название. После этого с буддийскими паломниками воздушный змей проник в Японию, а оттуда с японскими торговцами и путешественниками распространился по всем странам Тихого океана.

Возникновение идеи летающей конструкции, несомненно, основано, как и большинство великих открытий, на подсмотренных у природы фактах и явлениях. Наиболее популярной является история о работающем в поле китайском крестьянине, у которого ветер сорвал с головы широкополую шляпу. В последний момент крестьянин успел ухватиться за тесьму, привязанную к шляпе, и пока не кончился порыв ветра, эта шляпа парила в воздухе, изо всех сил пытаясь вырваться в небеса, словно птица.

Я, конечно, не cчитаю, что этот крестьянин вообще задумался об этом, а тем более пошел тут же мастерить летающую шляпу, но это вообще не важно, на самом-то деле. История знает немало примеров успешного использования естественных природных действий на благо человечества - это и принцип бумеранга, и изобретение колеса и многого другого. Никто уже не знает, как именно это произошло, и кто конкретно до этого задумался – значение изобретения и его популярность поглотила важность персон и обстоятельств. Так что у крестьянина ли сорвало ветром шляпу или у очередного правителя очередной династии, и шляпу ли, а то может быть какой либо путешественник заметил огромную птицу, тянущую за веревку украденную на выпасе и привязанную к ней козу, которой почти удалось вырваться? Тут есть, где разгуляться фантазии…

С первых веков своей жизни воздушный змей применялся в трех основных направлениях – это военные действия, обряды и быт.

Применение воздушного змея в военных целях сводилось в первую очередь к измерению расстояния до вражеских объектов, поднятию в воздух разведчиков, устрашению врагов (крепили к воздушному змею различные звуковые устройства и запускали ночью в стан неприятеля, пролетавшие змеи издавали устрашающие протяжные звуки, деморализуя суеверных воинов – в 202 году до нашей эры так сделал генерал Хуан Тенг, изменив исход сражения в свою пользу).

В Юго-Восточной Азии и Новой Зеландии воздушных змеев делали из пальмовых листьев, их применяли для рыбной ловли, подвешивая приманку к пролетающему над водой змею. В качестве приманки использовали сплетенную паутину, которая волочась по водной поверхности, привлекала внимание рыб. Жертва, атакуя приманку, запутывалась в паутине и становилась добычей рыбака, находящегося в привязанной к змею лодке. Сельские труженики отпугивали воздушными змеями птиц с полей, используя их в качестве огородного, а точнее полевого пугала.

В Индии с древних времен и по настоящее время неизменной популярностью пользуются сражения воздушных змеев, собирая огромное количество зрителей на представление.

В разных уголках Азиатского региона существует великое множество легенд, мифов, сказок и былин, в которых воздушному змею отводилась весьма важная роль. Вот, например, история о самурае Тамемото, которого вместе с сыном сослали на остров Хатидзё. Тамемото не смирился с судьбой, и, сделав огромного воздушного змея, вызволил своего сына из заточения, отправив его на материк.

Однако, есть реальные доказательства существования гигантских воздушных змеев, например, японский Ван-Ван – размах крыльев 27 м, а длина хвоста 146м. весила такая махина около 2,5 тонн. Для запуска такого змея требовалось 200 человек, для леера брали корабельный якорный трос. Если во время запуска этого змея дул довольно сильный ветер, то человеческими силами опустить Ва-Ван на землю было невозможно, приходилось ждать ослабления ветра. Первые свидетельства о таких громадинах датируются 1692 годом в Японии.

К воздушным змеям прикрепляли бумажные фонарики, и даже фейерверки – выходило сказочное, фантастическое шоу. Ночью такой комплект выглядел особенно завораживающе.

Обряды – казалось, что немного приблизившись к небу, где жили боги и, привлекая их внимание своей яркой внешностью, было больше шансов обратить внимание небожителей на свои молитвы. Так, например, запуская змея, отпугивали нечисть и защищались от злых сил, болезней, просили богатый урожай. При рождении ребенка в Корее в небо запускали воздушного змея, который уносил с собой все беды и несчастья, которые явились в этот мир вместе с новорожденным.

Европейская жизнь воздушного змея в традиционном азиатском варианте началась в конце 13 века, после возвращения известного путешественника Марко Поло из своей экспедиции в Азию. В описании своего путешествия М.Поло подробно описал назначение и конструкцию китайских воздушных змеев.

Тем не менее, подобные конструкции существовали гораздо раньше – в Древней Греции и Древнем Риме. Причем даже существует гипотеза о том, что древнегреческий ученый Архитас, увидев китайского воздушного змея (как бы это могло быть? – я не нашел ни одного подтверждения) сконструировал деревянную птицу.

Древний Рим использовал силу ветра примерно также как и китайцы. В первых двух столетиях н.э. римские воины в качестве военных флагов использовали своеобразные тканевые воздушные змеи в виде различных животных с широко открытой пастью. Такие флаги укрепляли на высоких шестах, что бы были видны издалека. При этом они придавали уверенность своим воинам, устрашали врагов – развивающиеся яркие объемные туловища и хвосты животных грозили неприятелю неминуемым поражением. Кроме того флаг-флюгер показывал силу и направление ветра, помогая стрелкам корректировать свои действия.

В Европе воздушные змеи получили широкое распространение с 17 века, а набольшую популярность они получили с начала 18 века. И это спустя почти 500 лет после возвращения великого путешественника Марко Поло из Азии в конце 13 века.

Воздушного змея использовали в своих опытах М.В. Ломоносов, И. Ньютон, Л. Эйлер.

В 1752 году Бенджамин Франклин с помощью воздушного змея доказал электрическую природу молнии. Он запустил вовремя грозы змея, к лееру которого привязал железный ключ. Молния, попавшая в змея, сожгла его, но по промокшей веревке добралась до ключа и искрилась вокруг него некоторое время. Последствием этого опыта стало изобретение громоотвода.

Данные, полученные при изучении аэродинамики воздушного змея, являлись важным материалом для определения конструкции крыльев первых самолетов.

Использование воздушных змеев в военных целях продолжалось до начала 20 века и достигло пика в первую мировую войну. Воздушные змеи поднимали в воздух разведчиков, которые передавали на землю данные о локализации сил противника. Да что там, они могли быстро составить карту местности, и это значительно облегчало тактику военных действий. Воздушных змеев применяли для сброса на территории врага агитационных материалов, зажигательных бомб и даже лазутчиков. На большие воздушные змеи крепили стальные тросы и поднимали их на подходах к защищаемым объектам, такое заграждение представляло серьезное препятствие для вражеских летчиков.

После этого, примерно с 20-х годов 20 века, с началом бурного развития авиации, воздушные змеи постепенно сначала отошли на второй план, а потом и вовсе прекратили свои активные военные действия.

В Советском Союзе с 30-х годов прошлого века воздушные змеи с большим энтузиазмом использовались в активной жизни населения страны. Пионеры использовали змеев во время проведения военных игр в качестве сигнализации. Зимой можно было превратить воздушного змея в буксир, не забыв перед этим встать на лыжи или сесть на сани.

Воздушные змеи для различных целей составляли в целые «воздушные поезда» из нескольких, отличающихся по размеру змеев. Количество воздушных змеев в таком комплекте доходило до десятка. Это позволяло многократно увеличить мощность змея, увеличить его живучесть и функциональность при изменении погодных или других внешних факторов.

Изучение возможностей воздушного змея, разнообразие целей его применения дает возможность ученым и исследователям проводить опыты, приводящие к весьма неожиданным результатам.

Одним из самых ярких примеров может служить предположение американки Морин Клеммон о том, что египетские пирамиды строились с помощью тяговой силы воздушного змея. Эта женщина своим энтузиазмом вдохновила в 2001году исследовательскую группу из Калифорнийского технологического института во главе с профессором аэронавтики Мори Гариб провести реальные опыты поднятия тяжестей с помощью воздушного змея. Эксперимент увенчался успехом – им удалось приподнять и поставить в вертикальное положение лежащий на земле обелиск длиной 4,5 метра и весом около трех тонн. Положительный результат опыта, так же как и один из египетских барельефов, находящийся в каирском музее и изображающий большую птицеподобную фигуру, множество людей под ней и протянутые между ними веревки, дали основание руководителям этих экспериментов предложить свое видение процесса постройки египетских пирамид. Ничего не буду утверждать, тем более что разбирающиеся в египтологии граждане закидают меня тапками, но как версия эта гипотеза вполне имеет право на жизнь – да, с помощью воздушного змея возможно поднятие тяжестей любого объема на любую высоту. Результат при этом зависит лишь от размеров воздушного змея.

В настоящее время воздушные змеи не то, что бы просто не забыты, они живут полноценной, активной жизнью. Воздушные змеи помогают метеорологам в изучении верхних слоев атмосферы. На воздушных змеях можно укрепить не только термометр и барометр, но и фото- и видеоаппаратуру, впоследствии используя полученные данные для топографических карт. Использование воздушного змея в таких целях значительно выгодней, проще и дешевле, чем привлекать тяжелую летную технику. Изготовление и полеты воздушного змея – одно из любимых занятий сотен тысяч детей и взрослых, которые устраивают массовые демонстрации и соревнования полетов воздушных змеев в разных уголках мира. Радиолюбители как 100 лет назад, так и сейчас используют воздушного змея для получения устойчивого сигнала. При этом проволока, на которой крепится змей, исполняет роль мощной антенны. Такой способ использовал и А.С Попов в эпоху зарождения радио.

Развлечение – неотъемлемое назначение воздушного змея. Его можно запускать в небо и выписывать там фигуры высшего и не очень пилотажа, а можно использовать его в качестве буксира и с упоением кататься на лыжах по заснеженным равнинам или на водных досках по морским волнам. Такое удовольствие называется кайтсерфингом, и в настоящее время существуют целые компании, специализирующиеся на производстве оборудования для кайтсерфинга. А в сети интернет существует несколько десятков порталов, предлагающих свои услуги по обучению катанию под кайтом зимой и летом.

У воздушного змея есть свой праздник. Ежегодно во второе воскресение октября во всем мире празднуется Всемирный день воздушных змеев.

На этом все.

До следующих встреч на страницах сайта .

История воздушных змеев

Воздушные змеи относятся к древнейшим летательным аппаратам. Первые документы о них встречаются еще за несколько веков до начала нового летоисчисления. В китайских рукописях рассказывается, что воздушные змеи в форме птиц, рыб, бабочек, жуков, человеческих фигур, которые раскрашивали в самые яркие цвета.

Наиболее распространенным типом китайского змея был дракон - фантастический крылатый змей. Огромный дракон, поднимаемый в воздух, являлся символом сверхъестественных сил. В ряде местностей Китая до недавнего времени сохранились следы обычая массового запуска воздушных змеев в девятый день девятого месяца - день змея .

Летающий дракон конструктивно сложен. Два-три десятка легких бумажных конусов образовывали длинное круглое тело чудовища, живописно извивающегося в полете. Змей-дракон имел крупную голову с оскаленной пастью. Сквозь пасть ветер проникал в пустое туловище и, надувая его, поддерживал в воздухе. Иногда вместо конусов в конструкцию остова дракона входили постепенно уменьшающиеся круглые диски, которые были связаны между собой шнурами. Каждый диск пересекался тонкой бамбуковой планкой, на конце которой укреплялись большие перья.

Для усиления эффекта была придумана специальная «змеиная музыка», напоминающая завывания ветра в дымовой трубе. Приспособление, издающее эти звуки, изготавливали из сухих головок мака, в которые вставляли камышовые свирельки. К пасти дракона прикрепляли леер, а к хвостовой части - две длинные шелковые ленты, которые извивались в воздухе вместе со змеем.

Интересное зрелище представляли фонарики, изготовлявшиеся из тонкой цветной бумаги, и фейерверки, прикреплявшиеся к змеям.

Широкое распространение воздушные змеи получили в Корее. Вначале их применение носило чисто религиозный характер, а затем запуск змеев стал увлекательным видом занятий и зрелищ.

На древних японских рисунках также можно встретить изображение воздушных змеев, по форме значительно отличавшихся от китайских.

Типичный малайский воздушный змей имеет форму криволинейного симметричного треугольника. Каркас его состоит из трех пересекающихся прутьев, обтяжка - из грубой ткани.

Изобретение змея, независимо от существовавшего в странах Востока, европейские историки приписывают древнегреческому ученому Архиту Тарентскому (IV в. до н.э.).

Любопытны старинные записи о первых практических применениях воздушных змеев в одной из них говорится, что в IX в. византийцы якобы поднимали на воздушном змее воина, который с высоты бросал в неприятельский стан зажигательные вещества. В 906 г. киевский князь Олег воспользовался воздушными змеями при взятии Царьграда. Летопись говорит, что над неприятелем в воздухе появились «кони и люди бумажны, вооружены и позлащены». А в 1066 г. Вильгельм Завоеватель использовал воздушные змеи для военной сигнализации при покорении Англии.

Но, к сожалению, о форме древних европейских змеев, об их конструктивных и летных свойствах не сохранилось никаких данных.

Долгое время ученые Европы недооценивали значение воздушного змея для науки. Только с середины XVIII в. воздушный змей начинает применяться при работах. В 1749 г. А. Вильсоном (Англия) змей дал использован для подъема термометра с целью определения температуры воздуха на высоте. В 1752 г. ученый-физик В. Франклин воспользовался воздушным змеем для исследования молнии. Открыв при помощи змея электрическую природу молнии, Франклин изобрел молниеотвод.

Воздушные змеи применялись для изучения атмосферного электричества великим русским ученым М. В. Ломоносовым и английским физиком И. Ньютоном.

Запуская в воздух воздушные змеи, М.В.Ломоносов изучал верхние слои атмосферы и природу молнии. 26 июня 1753 года Ломоносов "при помощи змея извлек молнию из облаков". Он запустил воздушный змей в грозу и по его бечевке, используемой как проводник, извлек разряд статического электричества. Эти опыты едва не стоили ему жизни- Ломоносов случайно вышел из комнаты незадолго до сильного электрического разряда, а находившийся там академик Рихман погиб.

Змей начинает оказывать науке ценные услуги. Поэтому неудивительно, что в 1756 г. знаменитый математик Л. Эйлер написал следующие строки: «Воздушный змей, эта игрушка для детей, презираемая учеными, может, однако, заставить глубоко над собой задуматься».

С 1848 года много работ по подъему воздушных змеев провел командир Охтенской пиротехнической школы К.И.Константинов. Он разработал систему спасения судов, терпящих аварии вблизи берега: на судно с помощью воздушных змеев подавался сначала тонкий шнур, а затем уже крепкий канат.

Значительное усовершенствование змея произвел австралийский ученый Л. Харграв в 90-х гг. XIX века. Воспользовавшись работами первого планериста, немецкого инженера О. Лилиенталя, Харграв впервые применил в качестве воздушного змея две сквозные коробки, соединенные друг с другом. Лилиенталь, конструируя свои планеры, заметил, что такие аппараты имеют хорошую устойчивость в воздухе. Харграв терпеливо искал выгодные пропорции своих коробок. В конце концов появился первый коробчатый воздушный змей, уже не требующий хвоста для устойчивости в полете.

Летающие коробки Харграва явились не только большим толчком для развития змейкового дела, но и, несомненно, помогли при конструировании первых самолетов. Это положение подтверждается сходством с двухкоробчатым воздушным змеем бипланов Вуазена, Сантос-Дюмона, Фармана и аппаратов других первых авиаконструкторов.

Первый подъем человека на коробчатых воздушных змеях был осуществлен также Харгравом. Пассажир был поднят на четырех змеях общей площадью 22 м 2 .

Начиная с 1894 г., воздушный змей систематически применяется для изучения верхних слоев атмосферы. В 1895 г. при Вашингтонском бюро погоды была организована первая змейковая станция. В 1896 г. в Бостонской обсерватории была достигнута высота подъема коробчатого змея, равная 2000 м, а в 1900 г. там же змей был поднят на высоту 4600 м.

В 1897 г. начаты работы с воздушными змеями и в России. Они велись в Павловской магнито-метеорологической обсерватории, где в 1902 г. было открыто специальное змейковое отделение.

К 90-м годам XIX века относятся работы русских ученых- председателя Русского технического общества М.М. Поморцева и академика М.А. Рыкачева по применению воздушных змеев в области метеорологии. Поморцев создал для этих целей ряд оригинальных змеев, а Рыкачев сконструировал специальные приборы. Начиная с 1894 года воздушные змеи систематически использовались для изучения верхних слоев атмосферы.

Широкое применение воздушный змей нашел в метеорологических обсерваториях Германии, Франции и Японии. 3мей поднимался на очень большую высоту. Например, в обсерватории Линдерберга (Германия) добились подъема воздушного змея более чем на 7000 м.

На пороге XX века воздушные змеи помогли изобретателю радио А.С.Попову в усовершенствовании беспроволочной телеграфной связи - на змеях поднималась в воздух антенна.

Первая радиосвязь через Атлантический океан была налажена с помощью коробчатого воздушного змея. Итальянский инженер Г. Маркони запустил в 1901 г. на острове Нью-Фаундлен большой воздушный змей, который летал на проволоке, служившей приемной антенной.

Вопросами полета змеев занимались не только ученые, ими интересовались и военные ведомства. Так, в 1899 году на маневрах Киевского военного округа группа солдат подняла в воздух с помощью лебедки поезд из нескольких коробчатых воздушных змеев с кабиной для наблюдателя. Змеи коробчатой конструкции были построены по проекту капитана С.А.Ульянина.

Коробчатым змеем Харграва заинтересовалось английское военное ведомство. Лейтенант английской армии Коди видоизменил змей Харграва. Он увеличил его площадь путем добавления боковых крылышек, размещенных на всех углах коробок, усилил прочность конструкции и ввел совершенно новый принцип сборки и разборки змея. На таких змеях стали подниматься в воздух военные наблюдатели.

В начале XX в. работу над змеями Коди продолжил капитан французской армии Сакконей. Он создал еще более совершенную конструкцию воздушного змея, являющуюся одной из лучших и по настоящее время. Сакконей, пользуясь богатыми субсидиями военного ведомства, имел возможность широко поставить свои опыты. Он основательно разработал принцип буксирного подъема змеев: одна группа змеев поднимала в воздух основной леер (трос), другая - буксировала по тросу груз. Сакконей установил первые рекорды высоты и грузоподъемности воздушных змеев.

Работы Сакконея нашли своих продолжателей во многих армиях Европы. В России полковником Ульяниным был создан для армии специальный воздушный змей. Ценным и остроумным новшеством в змеях его конструкции были шарнирные крылья, автоматически увеличивающие площадь змея при ослабевании ветра. Кроме Ульянина, змеями увлекались Кузнецов, Прахов и др., создавшие удачные конструкции. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. в русской армии были специальные змейковые подразделения.

Параллельно с работами Коди в Европе, главным образом во Франции, проводили свои эксперименты и другие конструкторы. Из них следует упомянуть Поттера, который изменил место крепления уздечки и создал змей с килевыми плоскостями, увеличивающими грузоподъемность.

Интересную конструкцию оригинального однокоробчатого змея предложил французский инженер Лекорню. Он создал змей, коробка которого напоминает пчелиные соты. Идею постройки своего змея Лекорню обосновал, наблюдая полет птиц. Если смотреть на летящую птицу, то можно заметить что плоскости корпуса и крыльев образуют некоторый угол. Такой же установочный угол в 30 градусов Лекорню сделал у горизонтальных плоскостей змея.

Во время первой мировой войны войска различных стран и особенно Германии применяли для наблюдательных постов привязные воздушные шары, высота подъема которых, в зависимости от условий боя, достигала 2000 м. Они давали возможность наблюдать расположение противника в глубь фронта и через телефонную связь направлять огонь артиллерии. Когда же ветер становился слишком сильным, вместо воздушных шаров применяли коробчатые змеи. В зависимости от силы ветра составлялся поезд из 5-10 больших коробчатых змеев, которые прикрепляли к тросу на определенном расстоянии друг от друга на длинных проволоках. К тросу привязывали корзину для наблюдателя. При сильном, но довольно равномерном ветре наблюдатель поднимался в корзине на высоту до 800 м.

Такой способ наблюдения имел то преимущество, что он позволял подойти ближе к передовым позициям противника. Воздушные змеи не так легко расстреливались, как воздушные шары, представлявшие собой очень большую мишень. Кроме того, выход из строя отдельного змея отражался на высоте подъема наблюдателя, но не вызывал его падения. Попадания же в шар одной зажигательной ракеты было достаточно для его гибели, так как он наполнялся легковоспламеняющимся водородом.

Воздушные змеи во время первой мировой войны использовали также для защиты важных военных объектов от нападения самолетов противника путем устройства заграждений, состоявших из маленьких привязных воздушных шаров и воздушных змеев, поднимавшихся до высоты 3000 м. С шаров и змеев спускались проволочные тросы, которые создавали для самолета противника большую опасность. Германия применила такие заграждения для защиты верфи подводных лодок и ангаров в Бельгии.

Для змейковых заграждений ангаров у Брюсселя были изготовлены змеи больших размеров в виде привязных самолетов. Змеи копировали очертания самолетов различных конструкций (монопланов, бипланов) с целью ввести в заблуждение летчиков противника.

Весной 1915 г. в Германии произошел интересный случай, когда привязной самолет ввел в заблуждение не летчиков противника, а собственную зенитную батарею. Однажды рано утром в воздух был поднят привязной самолет-биплан. Вскоре после подъема он скрылся в облаках. Когда к полудню облака рассеялись, в их разрыве внезапно показался этот самолет. У немецких наблюдателей создалось впечатление, что облака неподвижны, а биплан летит с довольно большой скоростью. Вскоре он исчез в облаке с тем, чтобы тут же снова появиться в следующем разрыве. Посты воздушного наблюдения и связи сообщили: «Вражеский самолет». Зенитные батареи открыли заградительный огонь. Вокруг аэродрома гремели пушки, стараясь уничтожить воздушного врага. Самолет то исчезал в облаках, то снова показывался, и заградительный огонь продолжался до тех пор, пока немцы, наконец, не поняли, что обстреляли собственный привязной самолет. Последний не был сбит лишь потому, что при стрельбе делалась поправка на мнимую скорость движения самолета и снаряды неизменно оказывались впереди неподвижной мишени.

Змейковое дело в Европе достигло наивысшего расцвета к концу войны, в 1918 г. После этого интерес к воздушным змеям ослабел. Бурное развитие авиации начало вытеснять змей из военного дела.

Многие конструкторы, ранее увлекавшиеся змейковым делом, перешли к работе над самолетами. Но их опыт постройки змеев не прошел бесследно. Он, безусловно, сыграл свою роль в истории авиации на первой стадии развития самолета.

В Советском Союзе увлечение воздушными змеями началось почти одновременно с авиамоделизмом. Уже на первых всесоюзных состязаниях летающих моделей в 1926 г., были представлены довольно хорошо летавшие коробчатые змеи, построенные киевскими авиамоделистами под руководством И. Бабьюка. Одиннадцать полотняных змеев с общей рабочей площадью 42,5 м 2 были запущены на стальном тросе толщиной 3 мм со специальной аэростатной лебедки. Конструкция этих змеев - видоизменный классический тип Сакконея.

Количество поездов из коробчатых змеев, представляемых на всесоюзные авиамодельные состязания, увеличивалось. В состязаниях 1935 г. участвовало 8 поездов. Тогда впервые наиболее полно было показано разнообразное применение воздушных змеев. По лееру вверх и вниз бегали «воздушные почтальоны», при помощи которых прыгали куклы-«парашютисты», сбрасывались «бомбочки» и листовки, демонстрировалась дымовая завеса. Куклы-«парашютисты» совершали затяжные прыжки вслед за сброшенным живым «десантом» - белыми мышами в клетке. Сбрасывание со змеев моделей планеров стало обычным явлением. С высотного старта улетало за несколько километров немало моделей планеров.

В пионерских лагерях воздушные змеи все чаще и чище применяли для сигнализации во время военных игр. Нередко зимой можно было видеть легко скользящего по снегу лыжника, буксируемого воздушным змеем.

Змейковое дело стало одним из разделов первоначальной авиационной подготовки пионеров и школьников, а воздушные змеи - полноправными летательными аппаратами наряду с моделями самолетов и планеров.

При серпуховском Доме пионеров в 1931 г. была создана и успешно работала детская змейковая станция. Руководителей этой станции ежегодно приглашали с их змейковой командой на всесоюзные авиамодельные соревнования.

Вскоре опыт серпуховичей стал широко известен. Ежегодно всесоюзные соревнования стали проводиться самостоятельно. На соревнования свои команды представляли змейковые станции Саратова, Киева, Тулы, Сталинграда и других городов.

Руководители детских змейковых станций и юные «змейкачи» с большим увлечением конструировали змеи и запускали их, проводили работу среди пионеров и школьников.

В 1937 г. а Звенигороде Центральным советом Осоавиахима СССР были организованы I Всесоюзные состязания воздушных коробчатых змеев. Неблагоприятные метеорологические условия (отсутствие необходимого ветра) не дали возможности добиться рекордных полетов змеев. Но все же, хотя и на небольшой высоте, удалось проверить их конструктивные особенности.

В 1938 г. в поселке Щербинка (ныне город Московской обл.) проводились II Всесоюзные состязания коробчатых змеев, на которых были показаны конструкции, представлявшие исключительный интерес. Например, серпуховская детская змейковая станция представила змей видоизмененной конструкции «Грунд» с несущей площадью 20 м 2 . Змей поднимал груз массой до 60 кг. Были показаны змей-парашют, змей-планер и другие.

На III Всесоюзных состязаниях коробчатых змеев, происходивших в 1939 г. в Серпухове, были установлены рекорды полета змеев на высоту. Одиночный змей, сконструированный киевским авиамоделистом (так стали называть и создателей воздушных змеев) Громовым, был поднят на высоту 1550 м. Поезд, составленный из коробчатых змеев конструкции саратовского авиамоделиста Григоренко, был поднят на высоту 1800 м. В годы Великой Отечественной войны (1943 г.) А. Григоренко был награжден за боевое применение коробчатых воздушных змеев.

На IV Всесоюзных состязаниях были четко определены технические требования к конструкции воздушных змеев. Например, каждый змей должен был держаться в воздухе при скорости ветра не более 4-5 м/с у земли, несущая площадь у каждого змея должна быть не менее 5 м 2 , общая площадь змейкового поезда должна быть такой, чтобы при ветре не более 7 м/с можно было поднять груз массой не менее 80 кг. Количество воздушных змеев должно быть не более 10 шт. Головной змей мог иметь большую площадь, конфигурация и окраска змеев произвольная.

На каждом змейковом поезде можно было установить различные приспособления и механизмы, например «воздушные почтальоны», способные поднять груз массой до 2 кг, замки для составления змейкового поезда (при диаметре леера не менее 3 мм) приспособления для аэрофотосъемки и другие.

По условиям соревнований каждая команда должна была представить сценарий игры, в процессе которой предполагалось запустить змейковый поезд. В сценарий можно было включить, например, бомбежку, т. е. сбрасывание «бомб» на какую-то, ранее намеченную цель, выброску «воздушного десанта» (сбрасывание кукол), гонки на лыжах, перевозку раненого на санях, которые тянет змей, звуковую, световую и другие виды сигнализации со змея, сбрасывание донесений и листовок.

Соревнования проводились на высоту полета одиночного змея, на высоту запуска змейкового поезда, на максимальную грузоподъемность змейкового поезда, на быстроту сборки и запуска одиночного змея.

Для обеспечения успеха на соревнованиях во многих коллективах кружков делали различные вспомогательные средства. Например, в серпуховском Доме пионеров школьники-авиамоделисты изготовили динамометр для испытания прочности леера. Динамометр, установленный на змее, при критическом напряжении включал красную лампочку. В этом же коллективе был изготовлен анемометр из старого будильника, и с помощью этого прибора записывалось изменение силы метра.

Школьники устанавливали на змее барограф, устройство для сбрасывания в заданную точку одиночной куклы-«парашютиста» или группового «десанта».

Юные авиамоделисты Коломенской станции юных техников (Московская обл.) построили коробчатые змеи с подкрылками, что обеспечивало змею большую устойчивость при угле стояния около 50 градусов. Авиамоделисты Воронежской станции юных техников строили профилированные коробчатые змеи.

Саратовские авиамоделисты привезли на соревнование змейковый поезд из пяти коробчатых змеев, Каждый змей массой до 9 кг. Головной змей имел общую площадь 17 м 2 . На змейковом поезде был установлен фотоаппарат, который делал 12 фотоснимков. Поезд способен был буксировать одного лыжника.

Команда киевских авиамоделистов привезла на соревнования змейковый поезд из шести змеев. С него можно было сбрасывать большую куклу-«парашютиста» (до 70 см, при этом купол парашюта составлял в диаметре 4 м).

После Второй мировой войны интерес к воздушным змеям переходит в новое русло - развитие и использование его пилотажных свойств.

В 1949 г. Френсис Рогалло изобретает гибкое крыло.

А в 1964 г. Доминой Джалберт начинает использовать крыло парафойлового типа, что способствовало развитию таких современных летательных аппаратов, как параплан и спортивный парашют.

С появлением в 1972 году двух-стропного игрового фигурно-пилотажного воздушного змея Питера Пауэлла, резко возрос интерес к спортивному пилотированию.

В 70-е годы несколько англичан использовали круглые змеи-парашюты для создания необходимой силы тяги на водных лыжах. В 1977 году голландец Гисбертус Панхюс получил патент. Спортсмен стоял на доске, которая приводилась в движение змеем-парашютом.

Швейцарец Рен Кугн плавал в середине 80-х годов на конструкции, похожей на кильватерную доску, и для создания тяги использовал параглайдер. Вероятно, он был первым спортсменом, который сумел сделать высокий прыжок при легком ветре.

В 80-х годах, основоположник кайтбагги спорта - Питер Линн из Новой Зеландии, создал багги конструкцию из нержавеющей стали. Кайт багги - специальная трехколесная тележка для катания за воздушным змеем (кайтом).

И, наконец, в 1984 году французы Доминик и Бруно Леганю, занимавшиеся виндсерфингом и серфингом, получили патент на «морское крыло», которое легко перезапускалось с поверхности воды. Братья Леганю целиком посвятили себя развитию кайтсерфинга, начиная с ранних 1980-х. Особенностью конструкции их кайта стал передний надувной баллон, который позволял достаточно легко поднимать кайт в случае падения его на воду.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!