Описание печорина во второй главе. Григорий Печорин из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”: характеристика, образ, описание, портрет. Отрицательные качества Григория Печорина

"Герой нашего времени" - первый в нашей стране психологический роман, в котором Лермонтов путем анализа поступков и мыслей главного героя раскрывает перед читателями его внутренний мир. Но, несмотря на это, характеристика Печорина - задача не из простых. Герой неоднозначен, как и его поступки, во многом благодаря тому, что Лермонтов создал не типовой персонаж, а настоящего, живого человека. Попробуем разобраться в этом человеке и понять его.

Портретная характеристика Печорина содержит весьма интересную деталь: "глаза его не смеялись, когда он смеялся". Мы можем видеть, что героя отражается даже в его внешнем описании. Ведь действительно, Печорин никогда не чувствует своей жизни целиком, по его собственным словам, в нем всегда сосуществуют два человека, один из которых действует, а второй его судит. Он постоянно анализирует свои собственные поступки, что есть "наблюдение ума зрелого над самим собою". Возможно, именно это мешает герою жить полной жизнью и делает его циничным.

Наиболее яркая черта характера Печорина - его эгоизм. Его стремление во что бы то ни стало устроить все именно так, как пришло ему в голову, и никак иначе. Этим он напоминает который не отступает, пока не получит желаемого. И, будучи по-детски наивным, Печорин никогда заранее не осознает, что от его мелочных эгоистичных стремлений могут пострадать люди. Свою прихоть он ставит выше остального и просто не задумывается о других: "я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе". Возможно, именно благодаря этой черте герой удаляется от людей и считает себя выше них.

Характеристика Печорина должна содержать и еще один важный факт. Герой ощущает силу своей души, чувствует, что рожден для высшей цели, но вместо того, чтобы заняться ее поисками, он растрачивает себя на всякие мелочи и сиюминутные стремления. Он постоянно мечется в поисках развлечения, сам не зная, чего он хочет. Так, в погоне за мелкими радостями, проходит его жизнь. Не имея перед собой никакой цели, Печорин тратит себя на пустые вещи, которые не приносят ничего, кроме коротких моментов удовлетворения.

Так как герой и сам не считает свою жизнь чем-то ценным, он начинает играть с ней. Его желание взбесить Грушницкого или направить на себя его пистолет, так же как испытание судьбы в главе "Фаталист" - все это проявления болезненного любопытства, порожденного скукой и внутренней пустотой героя. Он не задумывается о последствиях своих действий, будь то даже его смерть или смерть другого человека. Печорина интересует наблюдение и анализ, а не будущее.

Именно благодаря самоанализу героя характеристика Печорина может быть завершена, так как он сам объясняет многие свои поступки. Он хорошо изучил себя и каждую свою эмоцию воспринимает как объект для наблюдения. Он видит себя как будто со стороны, что приближает его к читателям и позволяет нам оценить поступки Печорина с его собственной точки зрения.

Вот основные пункты, которые должна содержать краткая характеристика Печорина. На самом деле его личность намного сложнее и многограннее. И навряд ли понять его может помочь характеристика. Печорина нужно найти внутри себя, прочувствовать то, что чувствует он, и тогда его личность станет понятна героям нашего времени.

Максим Максимыч о Печорине:

«Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха…»

Печорина добивается Белы любыми способами. Задумав «последнее» средство для покорения Бэлы, Печорин уже не разбирает, что хорошо, что плохо, что ложь и манипуляция, а что правда:

«Я виноват перед тобой и должен наказать себя; прощай, я еду – куда? почему я знаю? Авось недолго буду гоняться за пулей или ударом шашки; тогда вспомни обо мне и прости меня». – Он отвернулся и протянул ей руку на прощание. Она не взяла руки, молчала… Не слыша ответа, Печорин сделал несколько шагов к двери; он дрожал – и сказать ли вам? я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чем говорил шутя. Таков уж был человек, бог его знает!»

Впоследствие Печорин оправдывает свое охлаждение к Бэле особенностями своей личности:

«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно… Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…»

Впечатление, которое Печорин производит на Максима Максимыча, старик может выразить кратко и просто:

«Только Григорий Александрович, несмотря на зной и усталость, не хотел воротиться без добычи, таков уж был человек: что задумает, подавай; видно, в детстве был маменькой избалован…

А такое впечатление Печорин производит на автора:

«Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. В его улыбке было что-то детское…»

Печорин постоянно влезает в чужие судьбы, причем без спросу и без толку:

«Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!…»

Общение Печорина с Грушницким, на вид приятельское, содержит в себе целую реку подводных течений:

«Я лгал; но мне хотелось его побесить. У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку. Присутствие энтузиаста обдает меня крещенским холодом, и, я думаю, частые сношения с вялым флегматиком сделали бы из меня страстного мечтателя»

Печорин утверждает, что неспособен к дружбе и свои отношения с доктором Вернером характеризует так:

«Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!…»

Печорин считает, что равнодушие и усталость от жизни присущи всем умным людям, а не только ему:

«Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заране, что обо всем можно спорить до бесконечности, и потому не спорим… Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»

Тем не менее, в душе Григория Печорина звучат отголоски всех чувств, ярких и сильных, которые он переживал когда-либо:

«Нет в мире человека, над которым прошедшее приобретало бы такую власть, как надо мною: всякое напоминание о минувшей печали или радости болезненно ударяет в мою душу и извлекает из нее все те же звуки… Я глупо создан: ничего не забываю, – ничего!»

Когда-то Печорин разочаровался в любви:

«Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, – теперь я только хочу быть любимым…»

Его личная жизнь несчастлива, она не сложилась, несмотря на многочисленные любовные истории и романы:

«Однако мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. Отчего это? – оттого ли что я никогда ничем очень не дорожу и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? или это – магнетическое влияния сильного организма? или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным характером?»

Тем не менее, Печорин продолжает намеренно привлекать к себе людей, в том числе и женщин. Он вовлекается в приключения, интриги, опасности и противостояния, любовные истории с несчастливым концом:

«Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы… Первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти»

Счастье Печорин понимает так:

«А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви…»

Намеренно, чтобы потешить свою гордость, влюбив в себя юную девушку Мери, Печорин испытывает такие чувства:

«Я шел медленно; мне было грустно… Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние! Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя»

Но злой демон толкает героя продолжать игру:

«Она проведет ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира… А еще слыву добрым малым и добиваюсь этого названия!»

Перед дуэлью с Грушницким Печорин подводит итоги своей жизни, на тот случай, если она оборвется в поединке:

«Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться…»

Печорин трезво понимает, каким опасным человеком он является для других:

«Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»

>Характеристики героев Герой нашего времени

Характеристика героя Печорин

Григорий Александрович Печорин - главный персонаж романа «Герой нашего времени», являющийся крайне противоречивым человеком. Лермонтов описывает его то, как бесстрашного и не знающего устали героя, то сидящего целыми днями у себя в комнате, вздрагивающего от малейшего шума. То молчуна, из которого слово не вытянуть, то прекрасного оратора и собеседника. Узнаём мы его понемногу, в разные периоды его жизни.

Мы знакомимся с Печориным, когда ему 25 лет и он прибывает в звании прапорщика служить в одну из крепостей на Кавказе. Он служит под командованием Максима Максимыча . Однажды, местный князь пригласил их на свадьбу, где Печорин познакомился с его шестнадцатилетней дочерью - Бэлой , и безумно в неё влюбился. Он узнал, что брат Бэлы Азамат, готов отдать жизнь за лошадь Казбича и предложил ему Карагеза (так звали скакуна), взамен своей сестры. Тот согласился и Печорин, своровав Карагеза, стал обладателем Бэлы. Но Казбич не смог простить воровства своего коня и друга. Он выждал время, похитил Бэлу и убил её. Печорин долго мучился, а через три месяца его назначили в другой полк, и он уехал в Грузию.

В следующей главе мы узнаём как Печорин, будучи проездом в Тамани, случайно выследил контрабандистов. Девушка, завлекла его на лодку, и хотела утопить, а когда он с трудом от неё отбился и вернулся в дом, то выяснил, что его шкатулку, шашку и кинжал похитил слепой мальчик, что жил в доме и отдал главе контрабандистов Янко.

В следующей главе мы видим Печорина в Пятигорске, на водах. Там он знакомится с княжной Мери , на которую претендует его друг Грушницкий . Из зависти, он также начинает за ней ухаживать, хотя совершенно её не любит. Там же на водах, он встречает свою бывшую любовь Веру , которая его безумно любит. Когда он вскружил Мери голову, она дала отбой Грушницкому, а тот в ответ начал распространять грязные слухи про него и Мери. Печорину пришлось вызвать его на дуэль и убить. Сразу после дуэли он сообщил Мери, что её не любит. Узнав, что Вера уехала, он бросается за ней, но загнав лошадь, возвращается в Пятигорск.

В ещё одной главе, мы видим Печорина в казачьей станице, где он сначала предсказывает трагическую судьбу Вулича , а затем испытывает свою, когда один бросается на вооружённого убийцу Вулича, и скручивает его.

В конце концов, Печорин становится равнодушным ко всему на свете, он глубоко неудовлетворен своей жизнью. И вскоре, после потери радости от жизни, он, возвращаясь из Персии, умирает.

Почему Печорин – «герой нашего времени»

Роман «Герой нашего времени» был написан Михаилом Лермонтовым в 30-х годах XIX века. Это было время николаевской реакции, наступившей после разгона восстания декабристов в 1825 году. Многие молодые, образованные люди не видели тогда цели в жизни, не знали, к чему приложить свои силы, как послужить на благо людям и Отечеству. Потому и возникали такие неприкаянные характеры, как Григорий Александрович Печорин. Характеристика Печорина в романе «Герой нашего времени» – это, по сути, характеристика всего современного автору поколения. Скука – вот его характерная черта. «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», – пишет Михаил Лермонтов в предисловии. «Неужели тамошняя молодёжь вся такова?» – задаётся вопросом один из персонажей романа Максим Максимыч, близко знавший Печорина. И автор, выступающий в произведении в роли путешественника, отвечает ему, что «много есть людей, говорящих то же самое» и что «нынче те, которые… скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».

Можно сказать, что все поступки Печорина мотивированы скукой. В этом мы начинаем убеждаться практически с первых строк романа. Нужно отметить, что композиционно он выстроен таким образом, чтобы читатель мог как можно лучше разглядеть все черты характера героя, с разных сторон. Хронология событий здесь отходит на второй план, точнее, её здесь нет вовсе. Из жизни Печорина выхвачены куски, которые связаны между собой только логикой его образа.

Характеристика Печорина

Поступки

Впервые мы узнаём об этом человеке от Максим Максимыча, служившего вместе с ним в кавказской крепости. Он рассказывает историю о Бэле. Печорин ради развлечения подговорил её брата выкрасть девушку – красивую юную черкешенку. Пока Бэла холодна с ним – она ему интересна. Но как только он добивается её любви – тут же охладевает. Печорину всё равно, что из-за его прихоти трагическим образом рушатся судьбы. Убивают отца Бэлы, а потом и её саму. Где-то в глубине души ему жаль эту девочку, любое воспоминание о ней вызывает у него горечь, но он не раскаивается в своём поступке. Ещё до её смерти он признается приятелю: «Если вы хотите, я её ещё люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдам жизнь, – только мне с нею скучно…». Любовь дикарки оказалась для него немногим лучше любви знатной барыни. Этот психологический эксперимент, как и все предыдущие, счастья и удовлетворения жизнью ему не принёс, а оставил одно разочарование.

Точно так же, ради праздного интереса, он вмешался в жизнь «честных контрабандистов» (глава «Тамань»), в итоге чего несчастная старуха и слепой мальчик оказались без средств к существованию.

Очередной забавой стала для него княжна Мэри, чувствами которой он беззастенчиво играл, подав ей надежду, а затем признавшись, что не любит её (глава «Княжна Мэри»).

О двух последних случаях мы узнаём от самого Печорина, из журнала, который он одно время вёл с большим энтузиазмом, желая разобраться в себе и… убить скуку. Потом он и к этому занятию охладел. А его записки – чемодан тетрадей – остались у Максим Максимыча. Напрасно он возил их за собой, желая при случае передать хозяину. Когда такой случай представился, они оказались Печорину не нужны. Следовательно, он вёл свой дневник не ради славы, не ради публикации. В этом особая ценность его заметок. Герой описывает себя, нимало не беспокоясь о том, как он будет выглядеть в глазах окружающих. Ему нет необходимости кривить душой, он искренен сам с собой – и благодаря этому мы можем узнать об истинных причинах его поступков, понять его.

Внешность

Свидетелем встречи Максим Максимыча с Печориным оказался путешествующий автор. И от него мы узнаём, как выглядел Григорий Александрович Печорин. Во всём его облике чувствовалась противоречивость. На первый взгляд ему было не больше 23 лет, но в следующую минуту казалось, что ему 30. Походка его была небрежной и ленивой, но при этом он не размахивал руками, что обычно свидетельствует о скрытности характера. Когда он присел на скамью, то его прямой стан согнулся, обмяк, как будто в его теле не осталось ни одной косточки. На лбу этого молодого человека были видны следы морщин. Но особенно автора поразили его глаза: они не смеялись, когда он смеялся.

Черты характера

Внешняя характеристика Печорина в «Герое нашего времени» отражает его внутреннее состояние. «Я давно уже живу не сердцем, а головою», – говорит он о себе. Действительно, все его поступки характеризуются холодной рассудочностью, но чувства нет-нет и прорываются наружу. Он бесстрашно идёт один на кабана, но вздрагивает от стука ставен, может весь день провести на охоте в дождливый день и панически боится сквозняка.

Печорин запретил себе чувствовать, потому что его настоящие порывы души не находили отклика в окружающих: «Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

Он мечется, не находя своего призвания, цели в жизни. «Верно, было мне назначение высокое, потому что чувствую в себе силы необъятные». Светские развлечения, романы – пройденный этап. Они не принесли ему ничего, кроме внутренней опустошённости. В изучении наук, которым он занялся в желании принести пользу, он также не нашёл смысла, поскольку понял, что залог удачи в ловкости, а не в знаниях. Скука одолевала Печорина, и он надеялся, что хотя бы свистящие над головой чеченские пули спасут его от неё. Но на Кавказской войне его снова постигло разочарование: «Через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего». На что было ему направить свою нерастраченную энергию? Следствием его невостребованности стали, с одной стороны, неоправданные и нелогичные поступки, а с другой – болезненная ранимость, глубокая внутренняя печаль.

Отношение к любви

О том, что Печорин не потерял способность чувствовать, свидетельствует и его любовь к Вере. Это единственная женщина, которая поняла его полностью и приняла таким, как есть. Ему нет необходимости приукрашивать себя перед ней или, наоборот, казаться неприступным. Он выполняет все условия, лишь бы иметь возможность видеться с ней, а когда она уезжает, загоняет до смерти коня в стремлении догнать любимую.

Совсем по-другому он относится к другим женщинам, встречающимся на его пути. Здесь уже не место эмоциям – один расчёт. Они для него – лишь способ развеять скуку, заодно проявив свою эгоистичную власть над ними. Он изучает их поведение, как у подопытных кроликов, придумывая новые повороты в игре. Но и это его не спасает – часто он заранее знает, как поведёт себя его жертва, и ему становится ещё тоскливее.

Отношение к смерти

Ещё одним важным моментом в характера Печорина в романе «Герой нашего времени» является его отношение к смерти. Во всей полноте оно продемонстрировано в главе «Фаталист». Хотя Печорин и признает предопределенность судьбы, он считает, что это не должно лишать человека воли. Надо смело идти вперёд, «ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь». Тут-то мы и видим, на какие благородные действия способен Печорин, если его энергия направлена в правильное русло. Он храбро бросается в окно в стремлении обезвредить казака-убийцу. Его врождённое желание действовать, помогать людям находит наконец хоть какое-то применение.

Моё отношение к Печорину

Какого отношения заслуживает к себе этот человек? Осуждения или сочувствия? Автор назвал свой роман так с некоторой иронией. «Герой нашего времени» – конечно, не образец для подражания. Но он типичный представитель своего поколения, вынужденного бесцельно тратить лучшие годы. «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления», – говорит о себе Печорин и называет причину: «Во мне душа испорчена светом». Последнее утешение для себя он видит в путешествиях и надеется: «Авось где-нибудь умру по дороге». Относиться к нему можно по-разному. Несомненно одно: это несчастный человек, так и не нашедший своего места в жизни. Если бы современное ему общество было устроено иначе, он проявил бы себя совершенно по-другому.

Тест по произведению

Белинский весьма точно описал личность Печорина, назвав его героем нашего времени, своеобразным Онегиным. И они столь похожи, что расстояние между реками Печорою и Онегою гораздо больше, чем разница в их характерах. С Белинским солидарен и Герцен, который считает Печорина младшим братом Онегина. И если подумать, то нетрудно догадаться, что они действительно очень близки. Оба героя являются типичными представителями светского общества.

В молодости они оба пытались получить от жизни все, читали книги и увлекались наукой, но затем охладели к знаниям. Их всецело охватила скука. При этом герои мыслят критично, они лучше и умнее многих других.

Впрочем, духовная жизнь у каждого своя. Онегин принадлежит к эпохе общественно-политических реформ и времени, предшествующему декабристскому восстанию. Печорин же живет в период разгула реакции, когда восстанию был положен конец. Онегин при желании мог присоединиться к движению декабристов, а Печорин лишен всяческих возможностей, поэтому он сильно страдает. Во многом его страдания обусловлены глубиной и одаренностью натуры.

Действительно, с первых страниц читатели понимают, что перед ними - необыкновенный персонаж с несгибаемой волей и недюжинным умом, обуреваемый страстями и эмоциями. Печорин с удивительной проницательностью понимает людей и критически относится к самому себе. Он безошибочно угадывает характер и наклонности окружающих. Внешне он спокоен, но чувствует сильно и глубоко. Помимо своей внутренней силы, Печорин обуреваем также и жаждой деятельности.

Впрочем, себя он именует не иначе как "нравственным калекой", ибо все его действия нелогичны и противоречивы.

Эта противоречивость видна и в его облике, и в манерах. Сам Лермонтов не устает подчеркивать странности натуры героя. К примеру, когда Печорин смеется, его глаза холодны, что служит признаком либо злобы, либо постоянного пребывания в тоске. Его взгляд беглый, но тяжелый и даже дерзкий, правда, Печорин при этом очень спокоен и равнодушен. Герой скрытен, хотя в его походке угадывается некоторая ленивость и небрежность. Он и крепок, и слаб одновременно. Ему уже около 30 лет, но в его улыбке по-прежнему видна непосредственность.

Максим Максимыч тоже замечал особенности Печорина, рассказывая, что на охоте все могут устать, а Печорин никак не реагирует на усталость, или же уверяет, что простудился, бледнеет и дрожит.

На примере Печорина Лермонтов показывает "болезнь" всего поколения того времени. Печорин сам говорит о том, что вся его жизнь состоит из вереницы неудачных и тоскливых событий, противоречащих здравому смыслу и сердцу. Как же это проявляется?

В первую очередь это касается его отношения к жизни. Печорин не скрывает, что он настроен скептически и в жизни полностью разочарован, продолжая жить лишь из любопытства. С другой стороны, заметно, что он жаждет действовать.

Более того, в нем происходит непрерывная борьба чувств и разума. Печорин признается, что думает лишь головой, а все свои страсти и эмоции оценивает с точки зрения рассудка. Однако у героя горячее и понимающее сердце, способное любить. Особенно неравнодушен Печорин к природе: соприкасаясь с ней, рассеивается все беспокойство, тоска уходит, и на душе становится легко.

В отношениях с женщинами у Печорина тоже не все просто. Он поддается своим честолюбивым порывам и стремится добиться любви женщин. Он мечтает подчинить все своей воле, завоевывать любовь и преданность окружающих.

Но Печорина нельзя назвать эгоистом, поскольку великая любовь ему не чужда. Его отношение к Вере наглядно это демонстрирует. Когда герой получил ее последнее письмо, он немедленно вскочил на коня и помчался в Пятигорск, чтобы увидеть свою возлюбленную и проститься с ней. Печорин понял, что Вера очень дорога для него, важнее, чем жизнь, счастье и честь. В степи он остался без коня и от бессилия заплакал, упав на мокрую траву.

Все эти противоречия мешают Печорину жить полной жизнью. Он искренне считает, что лучшая часть его души умерла.

Накануне назначенной дуэли Печорин задумывается над своей жизнью, и размышляет, есть ли в ней цель. Он отвечает на свой вопрос в дневнике, черкнув, что чувствует в себе огромные силы, и что цель, вероятно, существовала. Но проблема заключается в том, что деятельности, которая была бы его достойна, он найти не смог. Все свои силы он тратит на мелкие и недостойные действия, например, похищает Бэлу, играет с любовью Мери, разрушает бытие контрабандистов, убивает Грушницкого. Сам того не желая, он всем несет погибель: Бэла и Грушницкий умирают, Вера и Мери обречены на страдание, огорчен и Максим Максимыч, который стал сомневаться в возможности существования дружбы и искренности между людьми.

Таким образом, самая страшная вещь в жизни Печорина - несоответствие необъятных душевных сил и мелочных поступков героя. Это противоречие губительно для всех.

Так чья же вина в том, что Печорин стал лишним в своей же жизни? Печорин признается, что его душа была изрядно испорчена светским обществом, с которым он так и не смог разорвать связь. Все молодые годы он потратил на бесплодную борьбу с высшим светом и с собой. Он глубоко запрятал и практически уничтожил все лучшие чувства, страшась непонимания и насмешек.

Но не только дворянское общество повинно в непростой судьбе Печорина, ведь из этого общества вышли и декабристы. Таким образом, Печорин - классический герой времени 30-х годов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!