На гербе какой страны африки изображен баобаб. Символом какой страны является баобаб, самое толстое дерево в мире? И всё же - где его найти

Баобаб является национальным символом острова Мадагаскар, а также нарисован на гербах Сенегала и Центрально-африканской Республики. В мире существует 10 видов баобабов. Это очень удивительное дерево, что интересно, никто не может точно указать возраст дерева. Так как у него нет годовых колец, это деревья долгожители и встречаются деревья с возрастом около тысячи лет. Ученые утверждают, что эти деревья могут прожить и до пяти тысяч лет. С первого взгляда можно понять, что это очень большое дерево с солидным размером ствола и высотой (ствол шириной до 11 метров, высота до 25 метров, а крона раскидывает ветви до 40 метров диаметре).


Баобаб используют в качестве еды: люди используют их красноватую мякоть, а обезьяны (павианы), очень любят фрукты баобаба. Иногда дерево называют хлебным деревом обезьян.


Большую часть года, месяцев 9, баобаб стоит с голыми ветвями. Поэтому его и называют деревом, которое растет корнями вверх. На самом деле растение просто заботится о сохранении влаги, которой в местах его естественного произрастания не так уж много. Только в сезон дождей и можно напиться досыта. Что баобаб делает весьма успешно: дерево представляет собой одну огромную губку, которая пропитывается влагой. Она не испаряется благодаря толстому слою коры - мягкой снаружи и крепкой и волокнистой изнутри. Встречаются утверждения, что одно взрослое дерево может накопить более 100 тысяч литров воды.

С октября по декабрь, когда наши деревья впадают в зимнее оцепенение, баобаб вступает в пору цветения и плодоношения, покрывается листьями и всячески радуется жизни. У него огромные белые цветы (до 20 см в диаметре), которые опыляются не кем-нибудь, а летучими мышами. А кто же еще будет делать это по ночам - ароматные цветки баобаба открываются всего на одну ночь, после чего опадают. Плоды дерева под стать гигантскому стволу и цветку - цветом и размерами они напоминают дыни. Они съедобны. Люди едят их красноватую мякоть, а павианы справляются с фруктом целиком. За особую привязанность павианов к этим плодам баобаб иногда называют хлебным деревом обезьян.

Впрочем, не только за сочные плоды любят это дерево. Нет ни одной его части, которая бы не использовалась людьми. Свежие листья идут в салаты, а сушеные - как приправа к различным блюдам, из сушеной мякоти плодов готовят прохладительный напиток, высушенные и смолотые семена заменяют кофе, из обработанной волокнистой коры плетут сети, циновки, веревки, грубые ткани. Сам ствол может служить жилищем, просторной кладовой, емкостью для воды.Не только люди и павианы ценят баобаб, говорят, что слон в трудную пору может съесть дерево полностью - с корой, древесиной, ветками…

Погибает дерево весьма экологично - оно потихоньку проседает и разлагается, превращаясь в конце концов в гору волокна. Удивительного гиганта, кроме Мадагаскара, можно встретить по всей Африке, а также в некоторых районах Индии и Австралии.

В прошлый раз я писала о впечатляющем своими размерами и возрастом дереве – . На другом полушарии есть не менее внушительный аналог – африканский баобаб.

Как известно, Маленький принц – герой всеми любимого литературного произведения Антуана де Сент-Экзюпери ежедневно боролся с ростками баобабов, чтобы те не дай бог не выросли и не разорвали планету на части. Баобабы на самом деле производят столь устрашающее впечатление своими гигантскими размерами, своей невероятной толщиной и причудливой кроной.

По поводу необычного внешнего вида баобабов даже существует легенда, гласящая о том, что однажды между баобабом и богом развернулся какой-то спор, в результате которого, рассерженное божество вырвало дерево из земли и воткнуло обратно вверх корнями. Так за баобабами закрепилась слава дерева, растущего корнями вверх.

Ещё одна особенность баобабов – невероятно толстый ствол, который может достигать в диаметре 4,5 метров. Из-за необычного процесса роста баобабы не имеют годичных колец, поэтому вычислить их возраст затруднительно. Но радиоуглеродный анализ показывает, что баобабы живут тысячелетиями.

И это при том, что растут баобабы в крайне неблагоприятных условиях Африки – здесь засушливые периоды сменяются периодами дождей, поэтому деревья то затопляются, то высыхают. Здесь баобабы подвергаются массовому нашествию микроорганизмов, разрушающих их кору и ствол, а листьями и плодами баобабов кто только не питается – от обезьян и летучих мышей вплоть до человека.

Но баобабы крайне живучие деревья – их кора быстро восстанавливается, они способны расти и цвести даже с практически сгнившей сердцевиной ствола, и даже поваленный или срубленный баобаб способен снова пустить корни и практически восстать из мёртвых. Когда же дерево всё-таки умирает, оно не лежит годами иссохшим бревном, а просто рассыпается на мельчайшие волокна оставляя после себя лишь груду иссохшей древесины. По-моему очень своеобразная и благородная смерть.

Баобабы – это ценнейшее дерево Африки. Мало того, что его плодами, цветками и листьями питается многочисленная местная фауна, местные жители придумали употребление почти всем частям баобаба. Его употребляют в пищу, из него строят жильё, из его волокон плетут циновки и сети, из его коры делают лекарства, клей, мыло, посуду, средство от комаров и ещё много чего.

Также баобабы изображены на гербах нескольких африканских стран.

Баобаб является национальным символом острова Мадагаскар, а также нарисован на гербах Сенегала и Центрально-африканской Республики. В мире существует 10 видов баобабов. Это очень удивительное дерево, что интересно, никто не может точно указать возраст дерева. Так как у него нет годовых колец, это деревья долгожители и встречаются деревья с возрастом около тысячи лет. Ученые утверждают, что эти деревья могут прожить и до пяти тысяч лет. С первого взгляда можно понять, что это очень большое дерево с солидным размером ствола и высотой (ствол шириной до 11 метров, высота до 25 метров, а крона раскидывает ветви до 40 метров диаметре).


Баобаб используют в качестве еды, люди используют их красноватую мякоть, а обезьяны (павианы), очень любят фрукты баобаба. Иногда дерево называют хлебным деревом обезьян.



Большую часть года, месяцев 9, баобаб стоит с голыми ветвями. Поэтому его и называют деревом, которое растет корнями вверх. На самом деле растение просто заботится о сохранении влаги, которой в местах его естественного произрастания не так уж много. Только в сезон дождей и можно напиться досыта. Что баобаб делает весьма успешно: дерево представляет собой одну огромную губку, которая пропитывается влагой. Она не испаряется благодаря толстому слою коры – мягкой снаружи и крепкой и волокнистой изнутри. Встречаются утверждения, что одно взрослое дерево может накопить более 100 тысяч литров воды.

Столь ли велики резервуары баобабов – неизвестно, но то, что он накапливает влагу – факт. За это его некоторые ботаники хотят изгнать из рядов деревьев и предлагают считать растением-суккулентом, то есть ставят на одну доску с какими-нибудь кактусами или алоэ. Еще одна интересная черта, связанная с накоплением воды, - по мере расходования влаги баобаб изменяется в размерах. В прямом смысле слова начинает усыхать и уменьшаться в размерах.

С октября по декабрь, когда наши деревья впадают в зимнее оцепенение, баобаб вступает в пору цветения и плодоношения, покрывается листьями и всячески радуется жизни. У него огромные белые цветы (до 20 см в диаметре), которые опыляются не кем-нибудь, а летучими мышами. А кто же еще будет делать это по ночам – ароматные цветки баобаба открываются всего на одну ночь, после чего опадают. Плоды дерева под стать гигантскому стволу и цветку – цветом и размерами они напоминают дыни. Они съедобны. Люди едят их красноватую мякоть, а павианы справляются с фруктом целиком. За особую привязанность павианов к этим плодам баобаб иногда называют хлебным деревом обезьян.

Впрочем, не только за сочные плоды любят это дерево. Нет ни одной его части, которая бы не использовалась людьми. Свежие листья идут в салаты, а сушеные – как приправа к различным блюдам, из сушеной мякоти плодов готовят прохладительный напиток, высушенные и смолотые семена заменяют кофе, из обработанной волокнистой коры плетут сети, циновки, веревки, грубые ткани. Сам ствол может служить жилищем, просторной кладовой, емкостью для воды.Не только люди и павианы ценят баобаб, говорят, что слон в трудную пору может съесть дерево полностью – с корой, древесиной, ветками…

БАОБАБ (Адонсония пальчатая)

ДРУГОЕ НАЗВАНИЕ: Адансония

НАЗВАНИЕ. По латыни баобаб называется Adansonia digitata. Название дано в честь Мишеля Адансона (1727-1806 годы жизни), французского путешественника и ботаника, который первым подробно описал баобаб. Иногда все адансонии называют «баобабами».

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ. Иногда местные жители называют баобаб « хлебным деревом», потому что мякоть его плодов очень привлекает обезьян. Другое название — «бутылочное дерево» баобаб получил за форму ствола. Есть и еще одно название — «лимонадное дерево» — такое имя баобабу дали в честь напитка, который готовят из мякоти его плодов. По вкусу этот напиток напоминает лимонад — отсюда и название.

ВНЕШНИЙ ВИД. Силуэт баобаба имеет совсем непривычный вид: ствол его напоминает большущую бутылку, а вот крона очень-очень редкая и состоит она из торчащих в самые разные стороны веточек.

Баобаб на гербе ЦАР (Центрально-Африканской Республики) и гербе Синегала

СИМВОЛИКА. Баобаб символизирует плодородие и жизнь, и предстаёт в роли самого Хранителя земли.

Баобаб считаетсянациональным деревом на Мадагаскаре.

В АФРИКАНСКОЙ ЛЕГЕНДЕ. Есть очень интересная версия, объясняющая необычный вид баобаба. Говорят, что когда-то Боги посадили Баобаб возле реки, но дерево было недовольно: здесь сыро, говорило оно. Тогда Боги посадили Баобаб в горах. Но дерево и там капризничало: тут неуютно. И тогда рассердившись, Боги воткнули Баобаб посреди саванны, но чуть ошиблись, и воткнули вверх тормашками. Так и выглядит он теперь: как будто дерево вверх корнями.

Именно в него, по мнению Высоцкого, может перевоплотиться недалёкий человек.

С борта самолета, летящего по маршруту Москва-Конакри, Африканский континент выглядит весьма многолико. Видишь пески Сахары, среди которых на территории Алжира неожиданно возникают обширные черные пятна - следы французских ядерных испытаний. Затем - Мавритания и живописное атлантическое побережье Сенегала, вызывающие воспоминания об Антуане Сент-Экзюпери с его "Южным почтовым". Остановка в Дакаре, "Маленьком Париже", как называют сенегальскую столицу "белые африканцы" - местные французы. Потом экзотика Гвинеи-Бисау, побережье которой усеяно бесконечными пляжами. И, наконец, Конакри, столица Гвинейской Республики, когда-то прозванная французскими колонистами "Африканской Тулузой". Пролетая над лесами и саваннами можно заметить как красуются гигантские баобабы, древесные символы, оставившие особый след в самосознании африканцев.

В истории и мифологии многих стран Черного континента баобаб олицетворяет жизнь и предстает хранителем земли. Самые старые его экземпляры насчитывают 800 и более лет и достигают почти 25 метров в окружности. Баобаб - единственное дерево в Африке, в котором устраивались склепы для усопших вождей. На другом конце континента, в бассейне реки Замбези, считается, что самое большое в тех местах дерево - "баобаб Чидзере" - это эпический герой, первый местный государственник, собиратель земель нынешних Замбии, Зимбабве и Мозамбика, преобразившийся в древесного богатыря. По легенде Чидзере превратился в дерево с глубокими корнями, так как не хотел покидать свою страну под напором сильного врага.

В Гвинее автору этих строк не раз доводилось слушать рассказы сельских старожилов о том, как от баобаба зависит благополучие племени, которому он "служит", что с этими деревьями связана судьба урожаев, поскольку их стволы могут хранить большие запасы воды. Ислам и христианство не поколебали веры африканцев в мистическую силу баобаба. В Лесной Гвинее (западная часть Гвинейской Республики) местные священники-христиане нередко вырезают на стволах баобабов лики Иисуса, которые затем служат иконами, у которых собираются прихожане. Зрелище, надо сказать, очень впечатляющее. При этом Христос, безусловно, считается чернокожим, ведь в эпоху работорговли именно он не допустил гибели десятков миллионов африканцев, позволив части из них выжить на новых землях по ту сторону Атлантики.

Многие марабуты (исламские духовные наставники) также почитают баобаб. Со сбором урожая целые кланы во главе с марабутами устраивают торжественные церемонии, посвященные лесному исполину. Мусульманские иерархи (имамы) обычно относятся к этому весьма толерантно. В трудах историков из дакарского Института фундаментальных исследований Черной Африки сообщается о том, что исламские миссионеры, начавшие проникать на африканский запад с середины VIII века, специально отмечали свои маршруты посадкой баобабов возле деревень, жители которых признавали верховенство Аллаха над традиционными духами.

Местные религиозные культы были столь сильны, что соединившись с каноническим христианством или исламом дали искомый синтез, служащий ныне фундаментом межконфессионального мира. Здесь надо заметить, что для Западной Африки многонациональная Нигерия, раздираемая межрелигиозными распрями, - скорее исключение, подтверждающее правило. Противоборство там все-таки носит в первую очередь межэтнический характер, просто вражда между этносами, исповедующими одну религию, менее заметна для мирового сообщества, чем столкновения мусульман-хауса и христиан-игбо, происходящие в непосредственной близости от крупнейших в Африке районов нефтедобычи.

Однажды гвинейские девушки рассказали мне о колдовской деревне Гранд-Попо в Бенине, пользующейся популярностью и за пределами этой страны, в том числе в соседней Нигерии. За исцелением от самых различных недугов, снятием порчи, "приворотами" и "отворотами" туда приезжают как мусульмане, так и христиане, не говоря уже об ортодоксальных адептах местных культов. Колдуны Гранд-Попо якобы могут исчезать на глазах, перемещаться в другие измерения и т.д. Методики решения личных проблем предлагаются достаточно бесхитростные. Существует, например, весьма любопытный способ "отворота" - надо посадить в два разных сосуда хамелеона и скорпиона и закопать их в одной ямке рядом с домом вашего соперника (соперницы). По законам саванны эти обитатели африканских просторов никогда не должны соприкасаться, они вообще обычно обходят друг друга за километры. Их соединение должно внести полную дисгармонию в жизнь хозяев близлежащего жилища и повернуть на 180 градусов все их личные симпатии и антипатии. Говорят, этот метод многократно успешно испытан на практике.

Особо стоит сказать о бунду, женщинах-колдуньях. Традиция бунду сохранилась в Западной Африке с далекого Средневековья. Эти добрые колдуньи противостоят злым духам и всякой прочей мистической нечисти, которой немало бродит по африканским саваннам. Лично меня вид бунду несколько шокировал. Деревянная маска с изящными чертами лица сочетается с утонченной прической, чем-то напоминающей последние изыски парижских кутюрье. При этом большая коса над головой поддерживается на макушке устремленным ввысь фалоссообразным штырем. Маска необходима, чтобы люди не узнали в колдуньях своих знакомых, ставших посредницами в общении между ними и скрытыми от человеческих глаз и ушей силами добра. Невидимые духи способны донести до бунду идеи и мысли высшего существа в мифологии малинке (этот народ составляет около 20% населения Гвинеи), Маа Ндала, который создал человека именно как своего собеседника. Посвященный Творцом в тайны бытия, Маа передал позднее своим потомкам, людям, а также духам все, что он знал. Человеческая память скоротечна, духи же способны донести через столетия самые сакральные вещи. Бунду предстают как символ женского превосходства, способности материнского начала управлять миром. Поэтому современные гвинейки, при всей своей верности пророку Мухаммаду или Христу, охотно поддерживают эту давнюю традицию. С белыми, правда, о колдовстве предпочитают не говорить. Ведь речь является активным началом магии, и кто знает, как она может повлиять на поведение чужестранцев. Тем более что мифология бунду затрагивает самые сокровенные, самые интимные и романтичные душевные струны.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!