Краткие сведения о проповеди и о судьбе святых апостолов. Святой апостол Лука (†84) Св апостол

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Святой Иаков был сыном праведного Иосифа, которому была обручена Пречистая Дева 1 . От юности своей возлюбил он строгое житие: никогда не вкушал он различных брашен, не употреблял масла, но один только хлеб служил ему пищею; также никогда он не пил ни вина, ни другого какого-либо хмельного напитка, но утолял жажду водой; не посещал он и бани, - словом, отвергал все, что доставляло телу удовольствие; на теле своем он постоянно носил грубую власяницу; все ночи посвящал он молитве, забываясь сном лишь на короткое время; от частых земных поклонов кожа на коленах у него загрубела на подобие верблюжьей. Чистоту девства своего Иаков соблюдал до конца своей жизни 2 .

О том, почему он называется братом Божиим, дошло до нас такое предание. Когда отец его Иосиф разделял землю между своими детьми от первой жены, он захотел дать также некоторую часть и Господу Иисусу Христу, родившемуся от Пречистой Девы, обрученной Иосифу; все сыновья Иосифа воспротивились сему желанию их отца; один лишь Иаков принял Иисуса Христа (тогда еще малого отрока) в совместное владение своею частью, почему и стал называться братом Господним. Название сие было дано Иакову также и по следующему случаю. Когда Господь наш Иисус Христос воплотился, и Пречистая Дева Богородица бежала с Ним в Египет, тогда и Иаков бежал вместе с ними, сопутствуя Пречистой Богородице и святому Иосифу, отцу своему.

Когда Иисус Христос достиг совершеннолетнего возраста и учил народ о царствии Божием, являя себя истинным Мессиею, святой Иаков уверовал в Него и, внимая Его Божественному учению, еще сильнее воспламенился, любовью к Богу и стал вести жизнь еще более строгую и благочестивую. И Господь особенно возлюбил святого Иакова. Так, после добровольного Своего страдания и воскресения из мертвых Христос явился особо от других апостолов Иакову, брату Своему по плоти, как о сем упоминает апостол Павел, говоря:

- Потом же явися Иакову, таже апостолам всем (1Кор.18:7)3.

Видя праведное и Богоугодное житие Иакова, все нарекли Иакова праведным, - и он причтен был к числу семидесяти апостолов. Ему была вверена новопросвещенная церковь Иерусалимская 4 . Руководимый Святым Духом, Иаков первый составил и написал чин Божественной литургии, - который затем сократили, ради немощи человеческой, сначала - Василий Великий, а затем - Иоанн Златоуст 5 . Пася в Иерусалиме стадо Христово, святой многих Иудеев и Еллинов своим учением обратил к Богу и наставил на правый путь. От него осталось также соборное послание к двенадцати коленам Израилевым, - источник воистину богодухновенного и душеполезного учения, коим украшается вся Церковь Христова, поучаясь вере и добрым делам 6 . Все не только верующие 7 , но даже и неверные относились к святому Иакову с великим уважением и почтением за его добродетельную жизнь: первосвященники, кои сами только раз в год входили во Святая Святых 8 для совершения службы, не препятствовали праведнику входить туда и молиться. Видя чистоту его непорочной жизни, они даже и имя ему изменили, а именно стали именовать его Обли или Офли 9 , что значит: "ограда, утверждение людям", или же называли его праведнейшим из всех. Часто не только днем, но даже и ночью Иаков входил во Святая Святых и здесь, падая ниц, со слезами приносил Господу молитвы за весь мир. Весь народ любил Иакова, ради его святости; многие из старейшин иудейских уверовали в учение, которое он проповедовал, и все наслаждались, слушая его; много народа собиралось к нему: одни - желая услышать его поучение, другие - коснуться края его одежды. В это время архиереем Иудейским сделался Анания 10 . Видя, что весь народ внимательно слушает учение Иакова, и многие обращаются ко Христу, Анания с книжниками и фарисеями, из зависти к святому, гневались на него и, затаив в сердце своем злобу, стали помышлять, как бы убить его. И сговорились они просить святого, чтобы он своим поучением отвратил людей от Христа; при этом они решили, если он не согласится сделать это, убить его.

Между тем приближался праздник Пасхи, и множество народа стекалось отовсюду в Иерусалим, чтобы там встретить сей праздник.

Фест, проконсул, избавивший апостола Павла от рук Евреев 11 и пославший его в Рим, тогда уже умер, а преемника ему еще не присылали из Рима. Воспользовавшись сим, книжники и фарисеи обратились в храме с такой просьбой к Иакову:

Умоляем тебя, праведный человек, чтобы ты в день праздника Пасхи, на который собралось отовсюду множество народа, произнес ему поучение; убеди их, что они заблуждаются, считая Иисуса Сыном Божиим, и уговори их отказаться от ложного своего мнения. Мы все почитаем тебя, внимаем тебе, - как и весь народ; все мы твердо убеждены в том, что ты говоришь одну только истину и не взираешь на лица; так уговори же народ, чтобы он не прельщался Распятым Иисусом; молим тебя - стань на высокой кровле храма, чтобы всем можно было видеть и слышать тебя, ибо на праздник собралось - ты сам видишь - много людей, как из евреев, так и из других народов.

После сих слов они возвели его на крышу храма и громко закричали:

О, праведник! тебе все мы должны верить. Народ сей заблуждается, последуя Распятому Иисусу; посему скажи нам по истине, что думаешь сам ты о Христе?

Что спрашиваете вы меня о Сыне Человеческом, Который добровольно потерпел страдание, был распят, погребен и на третий день воскрес из мертвых? Он ныне сидит на небесах одесную Вышняго и снова приидет на облаках небесных судить живых и мертвых.

Слыша такое свидетельство Иакова о Иисусе Христе, народ весьма возрадовался, и все в один голос воскликнули:

Слава Богу! Осанна Сыну Давидову!

Фарисеи же и книжники сказали:

Неосмотрительно поступили мы, позволив Иакову говорить о Иисусе, ибо народ пришел еще в большее смущение.

И вот, в злобе и ярости, они свергли с кровли храма Иакова на страх всем, чтобы не верил народ словам святого.

И праведник прельстился, - кричали они.

Упав с крыши храма, Иаков сильно разбился; еле живой, праведник стал на колени и, подняв свои руки к небу, так молился:

Господи! отпусти им грех сей, ибо они не ведают, что творят.

Фарисеи же стали бросать камни в святого, которые причиняли ему раны. Один человек из рода Рихавова воскликнул:

Остановитесь, что вы делаете? праведник молится за вас, а вы побиваете его камнями.

В это время один человек с белильным вальком в руках бросился на святого и с такой силой ударил его по голове, что весь мозг вытек на землю, и в сем мучении Иаков предал дух свой Господу.

Святое тело его погребено было там же около храма, причем верующие горько оплакивали праведника. В течение 30 лет святой был епископом Иерусалимской церкви и на 66 году жизни пострадал за Христа, Коему со Отцем и Святым Духом - честь и слава во веки веков 12 . Аминь.

Тропарь, глас 2:

Яко Господень ученик восприял еси, праведне, Евангелие, / яко мученик имаши еже неописанное, / дерзновение яко брат Божий, / еже молитися яко иерарх: / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:

Отчее единородное Бог Слово, пришедшее к нам в последняя дни, Иакове божественне: перваго тя показа иерусалимлян пастыря и учителя, и вернаго строителя таинств духовных. Темже тя вси чтим, Апостоле.

________________________________________________________________________

1 Память св. праведного Иосифа, обрученника Пресвятой Девы Марии совершается 26-го декабря. Согласно с ясными свидетельствами Писания (Мф.13:55; Мрк.6:3; Гал.1:17), Церковь, вопреки мнению некоторых толкователей явно отличает святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, от принадлежащих к лику 12 апостолов Иакова Зеведеева, память которого празднуется 30-го апреля, и Иакова Алфеева, память которого совершается 9-го октября. Иаков, брат Господень по плоти, именуется так, как сын Иосифа от первой жены. Он был родным братом апостола Иуды из лика 12-ти, отчего сей, по его имени, получил наименование Иаковлева, и Иосии из лика 70 апостолов, и известен также под именем Иакова "малого" или "меньшого" (Мрк.15:40).

2 Св. апостол Иаков от самого рождения был назореем, т. е. лицом, посвященным Богу, давшим Ему добровольно обеты строгого воздержания от всякого вина и вообще крепких напитков, от стрижения волос и пр. Обеты назорейства служили выражением чистоты и святости жизни, какая должна принадлежать всему народу Израильскому, как народу богоизбранному и потому священному.

3 Предание к сему прибавляет, что в продолжение страстей Христовых св. апостол Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи, до тех пор пока Господь не воскреснет из мертвых, и что Господь, по воскресении Своем, удостоил его Своего особенного явления в сей самой пещере. Посему, впоследствии, в первые века христианства, пещера эта была обращена в храм, и теперь еще ее показывают благочестивым поклонникам.

4 По словам древних писателей, ближайших ко времени апостольскому (Климента Александрийского, Евсевия Кесарийского и др.), по вознесении Спасителя, апостолы Петр, Иаков Зеведеев и Иоанн, хотя и предпочтенные от Господа, не стали спорить о чести, но избрали св. Иакова епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви - матери христианских церквей, когда ему было 34 года от рождения, согласно предъизбранию его и назначению к сему служению Самим Христом.

5 Божественная литургия, составленная св. апостолом Иаковом, братом Господним, доселе совершается в Иерусалиме в день памяти сего апостола.

6 Соборное послание написано св. Иаковом около 59 года по Р. Хр. к христианам из Иудеев, живших в рассеянии, во время гонения на христиан, заставившего их удалиться из Иерусалима. Послание сие исполнено высокого учения и евангельского духа. Оно состоит из различного рода нравственных наставлений и, по общему содержанию своему, может быть названо увещанием к терпеливому перенесению страданий. За богослужением православной Церкви соборное послание апостола Иакова прочитывается все, не только в качестве рядового апостольского чтения за литургией, а и за другими молитвословиями (напр. во время елеосвящения, на молебне во время бездождия и даже за всенощным бдением, в качестве паремии).

7 Всеобщее благоговейное уважение к апостолу Иакову верующих, во главе с самими апостолами, особенно сильно выразилось на апостольском соборе, бывшем в Иерусалиме около 60 года по Р. Хр. для решения вопроса: должно ли обращающихся к Церкви из язычников принуждать к обрезанию и соблюдению ветхозаветного закона обрядового. Апостол Иаков председательствовал на сем соборе и, после долгих споров и рассуждений, после речи апостола Петра и рассказа апостолов Павла и Варнавы об успехах их проповеди среди язычников, заключил соборные рассуждения своею речью, в которой в определенных чертах предложил свое суждение поднятому вопросу, полагая "не затруднять обращающихся к Богу язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе" (Деян.15:13-20). Это суждение всеми уважаемого праведного Иакова принято было всем собором и утверждено явным для всех изволением Св. Духа (28 ст.). Около того же времени апостол Павел, желая проверить чистоту своего учения, обратился к апостолам: Петру, Иоанну и Иакову, которых почитал столпами Церкви Христовой, поставляя первым из них Иакова (Гал.2:10), - и те признали в нем великое достоинство учителя языков. С таким глубоким уважением относился апостол Павел к св. Иакову и впоследствии. Когда перед первыми узами своими он прибыл в Иерусалим, то первым долгом счел отправиться к св. Иакову и рассказал ему, как столпу Церкви Христовой и предстоятелю старейшей Церкви Иерусалимской, о том, что сотворил Бог у язычников его служением (Деян.21:18-19).

8 "Святое Святых" представляло собою внутреннюю, самую священнейшую часть храма Иерусалимского, куда входил один лишь первосвященник, и при том только раз в год, в день очищения, поставлял свою кадильницу с фимиамом и кропил жертвенною кровью над очистилищем для очищения грехов народа. Но ковчега завета с его святынями (жезлом Аарона прозябшим, златым сосудом с манною, скрижалями закона, данными Богом чрез Моисея) в храме в это время уже не было. Здесь находился только один камень от первого храма Соломонова, а завеса, отделявшая Святое Святых от следующего отделения храма - святилища, во время крестной смерти Иисуса Христа разодралась на двое, сверху до низу.

9 По-гречески: "овлиас" - защита или оплот народа и правда.

10 Анания - первосвященник Еврейский, сын Неведея, получивший первосвященническое достоинство от Ирода Агриппы II; был упорным врагом христиан и вообще человеком дерзким, жестоким и несправедливым и принадлежал к секте саддукеев, отвергавших предания, Промысл Божий, духовность и бессмертие души, бытие ангелов, - и утопавших в чувственных наслаждениях и пороках и земных интересах. Будучи виновником смерти апостола Иакова, Анания впоследствии несправедливо судил также апостола Павла и желал погубить его (Деян.23:2,14-15;24:1-9), но за свои неправды сам испытал самую горькую участь: тем же царем Агриппою лишен первосвященства и, наконец, был убит во время восстания иудеев против Римлян.

11 Фест, по прозванию Порций, - Римский правитель Иудеи, управлявший ею не более трех лет и скончавшийся около 62 года по Р. Хр.; он заботился о восстановлении рядка в Палестине, употребляя для сего и строгость, и правосудие.

12 Мученическая кончина апостола Иакова последовала около 63 года по Р. Хр. Он скончался в престарелом возрасте. На месте кончины его и погребли; над его могилою подле храма и доселе стоит памятник. По свидетельству Оригена, церковного писателя III века, смерть Иакова праведного, случившаяся незадолго до войны Иудейской, произвела такое впечатление на Иудеев, что следовавшая за нею бедствия войны и разрушение Иерусалима почитались ими наказанием Божиим за убиение сего праведника. - В XI веке св. Феофан песнопевец, архиепископ Никейский, блаж. Георгий Никомидийский и впоследствии Византий написали многие песнопения в честь св. ап. Иакова, ныне поемые в день его памяти. Мощи св. ап. Иакова были в Константинополе при русском паломнике Антонии в 1200 году в приделе Халкопратийского храма, а глава - в храме святых апостолов. В настоящее время мощи его, по свидетельству некоторых, находятся в Риме в Церкви 12 апостолов. В Москве на Старо-Иерусалимском подворье сохраняется часть мощей его, присланная Александрийским патриархом Иерофеем в 1853 году.

Господь Иисус Христос совершил наше спасение через страдание и крест­ную смерть. Он воспринял нашу плоть и кровь, чтобы «смертию ли­шить силы имеющего державу смерти» (Евр. 2,14). Он во всём уподобился братии, чтобы «как Сам… претерпел, быв искушен», мог помочь и иску­ша­е­мым» (Евр. 2,18). Страданием Христос «навык послушанию» (Евр. 5,8) «и сде­лался для всех послушных ему виновником вечного спасения» (Евр. 5,9).

Потому страдания в жизни человека – не бессмысленны. В первую оче­редь, они – путь христианина, которым он уподобляется Христу, соединяется с Ним и, таким образом, участвует в Его спасении. Страдания должны вос­п­ри­ниматься, как подражание Господу Иисусу Христу и следование за Ним (1 Пет. 2, 21; Иак. 1, 3–4).

Чтобы с постоянством нести страдания и скорби, «нужно иметь тер­пе­ние и крепкую веру, взирая на будущее воздаяние, как делали все, ветхо­за­вет­ные праведники» (Евр. 11). Нам, имея такое количество свидетелей, сле­ду­ет идти указанным путём, взирая на «Совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест» (Евр. 12,2).

Через скорби, страдания и наказания мы становимся детьми Божиими (Евр. 12,7). Как любящий Отец, Бог наказывает того, кого Он усыновил. Стра­дания и скорби – путь к исправлению и очищению. Страдая, человек «пе­рестаёт грешить» (1 Пет. 4, 1–2). Сейчас нам кажется, что наказания – по­вод для печали, но потом наученным через него они «доставят мирный плод праведности» (Евр. 12,11). Если человек страдает за совершенные им злые дела, это, конечно, не может восприниматься, как награда, но как вполне спра­ведливое воздаяние. Невинные же страдания уподобляют человека Хри­с­ту, поскольку и Он претерпел крестную смерть, будучи безгрешным (1 Пет. 2, 19–20,22–24; 3,17–18; 4,14–19). Св. ап. Пётр призывает терпеливо и с кро­тостью переносить незаслуженные страдания, напоминая верующим проро­чество Исаии о кротости Христа, ранами Которого мы исцелились (1 Пет. 2, 19–25). Каждому своя мера страданий и своя за него ответственность (Иак.1, 9–12). Утешением в страданиях для нас является будущая радость и тор­жес­т­во в явление Христа (1 Пет.4,13).

Страдания христиан – это свидетельство истинности исповедуемой ими веры, поскольку воодушевляют и других к исповеданию Христа. Так узы св. ап. Павла послужили к успеху евангельской проповеди (Флп. 1,14).

Подобно тому, как Сын Божий, добровольно приняв страдания, уни­чи­жил Себя, «приняв зрак раба, смирил Себя, быв послушен даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 7,8) «навык послушанию» Отцу, и нас наши стра­дания научают смирению и послушанию (Евр. 5, 7–9).

Страдания Христа послужили к Его славе (Флп. 2,9). Верующему в Го­с­пода нужно участвовать в страданиях Христа, «сообразуясь смерти Его» (Флп. 3,10), чтобы достичь воскресения и вечной жизни с Ним. Наше уничи­женное тело Господь в будущем «преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё» (Флп. 3,21).

Социальным вопросам, интересующим первых христиан, но акту­аль­ных для всех поколений в посланиях святых Апостолов уделяется довольно много внимания. Одним из таких можно назвать вопрос об отношении хри­с­ти­ан к светской власти.

Согласно учению Апостолов, христиане должны оказывать почтение (1 Пет. 2,17; Рим. 13,7), благорасположение, проявлять покорность и верность (Тит. 2, 9–10; 1 Пет. 2,13) гражданским властям:

ü поскольку всякая власть, особенно наказывающая зло и поощряющая доб­ро, должна восприниматься, как данная от Бога, в силу чего повиновение ей является знаком благоговения перед Богом и, напротив, противление ей является противлением воле Божией (Рим. 13,1–2);

ü из страха наказания за злые, не угодные дела, не забывая при этом, что ис­тин­но бояться стоит лишь наказания Божия (Рим. 13,3–4; 1 Пет. 2,14);

ü по нравственным причинам, т.е. по требованию христианской совести ра­ди Господа (Рим. 13,5; 1 Пет. 2, 13; 1 Тим. 2,3–4), помня, что «если хрис­ти­анская совесть… противится исполнению требований власти, идущих про­тив этой совести, то христианин обязан более повиноваться голосу со­вести, чем требованию власти… Право неисполнения повелений власти пре­доставляется… исключительно в делах религии, когда власть государ­с­твенная начинает деспотическими мерами искоренять истинную веру» ;

Христианам надлежит молиться за власть придержащих, ибо от них во многом зависит мирное течение нашей жизни (1 Тим. 2, 1–3).

Послание св. Ап. Павла к Филиппийцам

Послание св. ап. Павла к Филиппийцам можно назвать «посланием ра­дости», поскольку в нем Апостол многократно выражает свою радость об ус­пехе евангельской проповеди и вере братьев во Христе, а также призывает к радости о Господе всех верующих, к единодушию в вере (Флп. 1 ,25; 2 ,1–2; 3 ,1). Св.Апостол говорит о том, что сам он с радостью приносит молитву Го­споду за участие филиппийцев в благовествовании (Флп. 1,4–5) и радуется их верности Господу и Его служению (Флп. 2,2; 4,1).

Филиппийцы были искренне преданы ап.Павлу и всячески старались со­действовать его служению. Апостол радуется этому, поскольку оказывая милосердие ему, как служителю Христову, его ученики служат Господу (Флп. 2,17–18) и отвечает филиппийцам горячей любовью и радостью за них (Флп. 4,10). Преданные ап.Павлу филиппийцы были обеспокоены заклю­че­ни­ем его в узы и св.Апостол ободряет их, говоря, что и узы его послужили для пользы дела, ибо «большая часть из братьев в Господе, ободрившись уза­ми,.. начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Бо­жие». (Флп. 1,14).

Еп.Кассиан, упоминая о том, что в современной науке посл. к Филип­пийцам было названо «посланием радости», высказывает мнение, что Апос­тол, увидев то, что способно помешать радости возлюбленных его учеников (вероятно, речь идёт о проповеди иудействующих, поскольку в Флп. 3,3 го­во­рится об обрезании), решил предостеречь их (Флп. 3,2).

Св.ап. Павел сам о себе говорит, что он оставил всю свою прежнюю об­разованость и положение в обществе ради познания Господа, веры во Хрис­та, участия в Его страданиях и достижения воскресения (Флп. 3, 8–11). И всех верующих во христа он призывает мыслить так же, стремиться к подра­жанию Христу в Его смирении и страданиях. Как и все христиане, «фи­лип­пийцы должны подражать Павлу. Его путь последования за христом должен стать и их путём» .

Следовать же за Христом нужно путём Его смирения и послушания Бо­гу, ведущим к славе (Флп. 2, 5–11). Восприняв образ человеческий, Христос в Своём предельном послушании Богу Отцу дошел до предельного уничи­же­ния – позорной крестной смерти. Но за этим следовало и прославление от От­ца, заключающееся в даровании Ему имени «выше всякого имени» (Флп. 2,9).

Делу воплощения, а значит и уничижения Христова послужила Пресв. Богородица. Путём же, «который привёл Деву Марию к тайне безмужного зачатия, было беспредельное смирение… Следующие за Христом путём Его смирения, должны вместе с Ним войти в славу» .

Послание св. Ап. Павла к Ефесянам и Колоссянам

Согласно учению св. апостола Павла:

v Христос есть истинный Бог (Кол. 1 , 15–17; 2 ,9).

v В Господе Иисусе Христе открылась тайна превечного предопределения ко спасению (Еф. 1 , 4,9; 3 , 9,11).

v Искупление есть откровение божественной любви. (Еф. 3 , 18–19).

v Спасение совершает вся Святая Троица – по благоволению Отца Христом в Духе Святом (Кол. 1 , 19).

v Искупление совершено без всякой заслуги с нашей стороны (Еф. 2 , 8).

v Крестная смерть Спасителя – Жертва, которая принесена всей Пресвятой Троице (Еф. 5 , 2).

v Постредством этой жертвы Господь Иисус Христос примирил человека с Бо­гом (Кол. 1,20), «убив вражду» (Еф. 2,16).

v В человеческой природе Христа мёртвое по преступлению человечество оживотворено, воссоздано и вознесено на небеса (Еф. 2 ,5–6; Кол. 3 ,10–11).

v Христос разрешил от грехов, разрушил клятву, избавил от власти диавола, искупил Своею Кровию (Еф. 1 , 7; Кол. 1 , 12–13, 2 , 14–15).

v Христос стал залогом нашего воскресения. (Кол. 1 , 18, 3, 3,4).

v На Кресте была создана Церковь (Еф. 1 , 22–23; 5 , 25–27), в которой разру­ше­на преграда между иудеями и язычниками. (Еф. 2 , 14–16,18. Кол. 1 , 21–22).

v Для спасения необходимо пребывать в Церкви. (Еф. 5, 23; Кол. 2, 18–19).

v Спасение имеет универсальный характер (Еф. 1 , 10; Кол. 1 , 20,23).

Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина; с раннего детства он изучал Закон Божий по Священным Книгам под руководством . Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий уверовал в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним и был избран в число 70 учеников, которых Господь «посылал по два пред лицем Своим» (). По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12 апостолов вместо отпадшего Иуды Искариотского (). После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами ( ; ). Из Иерусалима с и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден . После этого апостол Матфий путешествовал в Амасию, город на берегу Понта. Во время 3-го путешествия апостола Андрея святой Матфий был с ним в Едессе и Севастии. По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия), Македонии, многократно подвергаясь смертельной опасности, но Господь сохранял его живым для дальнейшей проповеди Евангелия. Однажды язычники заставили апостола выпить отравленное питье. Апостол выпил его и не только сам остался невредимым, но исцелил и других узников, ослепших от этого питья. Когда святой Матфий вышел из темницы, язычники тщетно искали его, так как он сделался для них невидимым. В другой раз, когда язычники в ярости бросились, чтобы убить апостола, земля разверзлась и поглотила их. Апостол Матфий вернулся в Иудею и не переставал просвещать своих соотечественников светом учения Христова. Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил очень многих к вере во Христа. Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма апостола Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме. Нечестивый Анан произнес речь, в которой кощунственно хулил Господа. В ответ апостол Матфий показал на пророчествах Ветхого Завета, что Иисус Христос – Истинный Бог, Мессия, обещанный Богом Израилю, Сын Божий, Единосущный и Совечный Богу Отцу. После этих слов апостол Матфий был осужден синедрионом на смерть и побит камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову как противнику кесаря. (По некоторым источникам, апостола Матфия распяли на кресте. Некоторые указывают, что он скончался в Колхиде). Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года.

Апостол Андрей был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее — добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей — греческое и в переводе значит «мужественный».

Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым (происходившим с ним из одного города — Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы. Многие начали думать, что может быть Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь. В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: «Равви (Учитель), где Ты живешь?» — «Пойдите и увидите», — ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: «Мы нашли Мессию». Так Петр присоединился к ученикам Христовым.

Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. Из Евангелия мы знаем, что братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой — рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: «Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков». Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.

Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течении всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.

После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. Земля, на которой позднее образовалась Россия. Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. «Верьте мне, — сказал апостол своим ученикам, — что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей». Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.

После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос (Патра), расположенном у Коринфского залива. Здесь через возложение рук он многих людей исцелил от недугов, в том числе и знатную Максимиллу, которая от всего сердца уверовала во Христа и стала ученицей апостола. Так как многие жители Патры уверовали во Христа, местный правитель Егеат возгорелся ненавистью против апостола Андрея и приговорил Его к распятию на кресте. Апостол, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя.

Правитель Егеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязав ко кресту наподобие буквы X, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение, тем не менее этот приговор остался в силе.

Вися на кресте, апостол Андрей непрестанно молился. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62 года после Рождества Христова.

Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы X, под сенью которого русские одержали множество побед.

Вконтакте

Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он всё оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двоенадесятицы святых апостолов, 12 учеников Спасителя.

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии.

Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.

Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери (6 сентября).

Жизнеописание

Имя

Имя Фома имеет еврейское происхождение и означает «близнец» (греческий вариант его имени: др. -греч. Δίδυμος - Дидим ). Эта «расшифровка» его имени указана и в Евангелии (см. Ин. 11:16), так он и называется в церковных песнопениях.

неизвестен , Public Domain

Толкование этого второго названия даёт историк Никифор Каллист Ксанфопул в Синаксаре в Фомину Неделю, помещённого в Цветной Триоди. Никифор пишет:

Фома именовался Близнец или потому, что родился вместе с другим, или из-за сомнения в Воскресении, или потому, что у него от рождения срослись два пальца правой руки (очевидно, средний и который пред ним, называемый указательным); справедливо было бы и мнение, что ему предстояло усомниться и пальцами этими осязать. А другие говорят, и это самое достоверное, что «Фома» переводится с еврейского как «близнец».

Впрочем, «Толковая Библия Лопухина» указывает, что правильнее понимать его прозвище не как «близнец», а как «человек двоящейся природы». Полагают, что Фома происходил из галилейского города Пенеады.

Евангельское повествование

Фома был избран Христом одним из двенадцати апостолов (Мф. 10:2-4, Мк. 3:14-19, Лк. 6:13-16), о чём нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука. Однако они всего лишь упоминают имя Фомы среди имён прочих апостолов.

Dionisius (1440–1502) , Public Domain
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!