Упражнения для памяти 7 лет. Хорошая память или как научиться запоминать если скоро в школу

Многие родители интересуются, как развить память у ребёнка 7 лет. Ведь именно в этом возрасте он начинает ходить в школу, и на него обрушивается большой поток информации, который необходимо запомнить.

Как тренировать память у детей

Как же тренировать память у детей? Делать это лучше в форме игры. Если несколько вариантов занятий, которые могут увлечь малыша и в тоже время развить способность к запоминанию.

Действительно тренировкой памяти у детей можно и нужно заниматься. Комплекс способностей высших психических функций будет пополняться, но это произойдёт только, если создать для этого специальные условия.
  1. Прочитайте малышу небольшую сказку, а потом обсудите её с ребёнком. Спросите, как звали главного персонажа, что с ним происходило и чем кончилась сказка. Возможно малыш не сможет сразу ответить на все вопросы, помогайте ему. Когда вы будете просить его пересказать третью или четвёртую сказку, ребёнок уже перед вашим прочтением слушать будет более внимательно, чтобы постараться лучше запомнить текст.
  2. Еще одна игра, как правило, приводит детей в восторг. Возьмите пять или семь мелких предметов, выложите их на поднос. Попросите малыша запомнить каждый предмет, а затем скажите ему отвернуться. Уберите один предмет. Задача ребёнка сказать, какой именно вещицы не хватает на подносе. Игру можно усложнять раз от раза, добавляя большее количество изделий, которые необходимо запомнить. Потом можно будет убирать не один, а два или три предмета. Таким образом, зрительная способность к запоминанию будет развиваться.
Помните, что заниматься с ребёнком можно, где угодно: на прогулке, в дороге, в очереди к врачу.

Самое главное чтобы это нравилось малышу, и он с удовольствием участвовал в занятиях, желая показать свои успехи. Попросите запомнить малыша сколько ступенек в подъезде, сколько проехало машин, отдельные детали одежды у знакомых или встречных людей.

Внимание - один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания .

Ребенок не только должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, но и удерживать свое внимание в течении всего урока, а это много! Малыш также не должен отвлекаться на посторонние дела - а иногда так хочется поговорить с соседом или порисовать новым фломастером.

Успехи вашего ребенка в школе во многом зависят и от его памяти .

Маленькие дети запоминают много самой различной информации. Достаточно прочитать малышу стихотворение несколько раз, и он уже сам рассказывает его наизусть. Однако, память маленького ребенка непроизвольна, то есть он запоминает то, что запомнилось, потому что было интересно. В школе ребенку придется запоминать большие объемы информации. Он должен запомнить не то, что интересно, а то, что нужно, да еще столько, сколько нужно.

Возрастные особенности

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течении 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым (отобрать несколько фигур определенной формы) .

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, рисунки) .

К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость внимания , что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности зависит от ее привлекательности для него.

В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти , что позволяет им без специальной цели запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания - повторение (шепотом, либо про себя) . Также ребенок может использовать более сложный способ - логическое упорядочивание (разложить запоминаемые картинки по группам) . Ребенок начинает использовать новое средство - слово : с его помощью он анализирует запоминаемый материал. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства.

Игры на развитие памяти и внимания

Игра «Что изменилось?»

Описание : разложить на столе несколько предметов, знакомых ребенку. Попросить его отвернуться и убрать один из предметов. Предложить ребенку посмотреть назвать недостающий предмет. Можно поменять игрушки местами, добавить то, чего не было, заменить один предмет другим, заменить предметом отличающимся цветом или размером (красный кубик поменять на желтый, крупную деталь от конструктора - на мелкую и т . п.).

Игра «Хлоп» («Топ» )

Описание : взрослый перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если взрослый назовет животное, или топнуть ногой если услышит слово «дом» . Более сложный вариант : ребенок должен хлопнуть в ладоши, если взрослый назвал предмет, который может быть красного цвета.

Игра «Посмотри и сделай так же»

Взять любую раскраску, выбрать крупный одиночный предмет и закрасить одну его половину. Предложить ребенку раскрасить вторую часть точно так же, как раскрашена первая.

Игра «Волшебный сундучок»

Описание : положить в коробку несколько разных предметов. Взрослый говорит : «Я нашла волшебный сундучок! Давай посмотрим, что же там лежит» . Доставая предметы по одному, можно дать им краткую характеристику : «Смотри - это мяч, какой он круглый, красный! А вот - машина, она с кузовом и колесами. Да здесь еще и лото есть. Какое оно разноцветное, с разными картинками! И еще ложка, большая папина ложка» сложить все предметы в коробку и предложить ребенку угадать по описанию предмет. «Она с кузовом и с колесами; оно разноцветное и с картинками и т. п.» .

Игра «Съедобное - несъедобное»

Описание : ребенок ловит мяч, если взрослый кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловиться. Так же можно играть, используя тематические группы : живое - неживое, тихое - громкое, птицы - животное и т. п.

Игра «Успей дотронуться»

Описание : предложить ребенку, пока идет счет до 5, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т. д.» можно усложнить игру, увеличив количество объектов : «Дотронься до двух круглых предметов» .

Игра «Я скажу, а ты - запомни»

Описание : предложить ребенку повторить те предметы, которые будут перечислены. Начинать следует с небольшого количества предметов. На первых занятиях можно группировать объекты по темам, например : перечислять предметы посуды, мебели и т. п. В дальнейшем можно увеличить количество перечисляемых предметов, добавлять вещи из разных смысловых групп : диван, стол, чашка, мяч, шапка и т. п.

Игра «Запомни и расскажи»

Описание : рассмотреть с ребенком картинку с простым сюжетом, например : изображение нескольких цветов или деревьев. Убрать картинку и попросить ребенка рассказать то, что он запомнил : сколько было цветов, какого они цвета, где они росли, чем они отличаются друг от друга. В дальнейшем можно подбирать картинки с большим количеством элементов.

Игра «Я быстрее»

Описание : встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некотором отдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например : «Все круглое (желтое, мягкое) », «Домашние или дикие животные» , «Посуда» , «Мебель» и т. п.

Игра «Помнишь ли ты?»

Описание : предложить ребенку перечислить мебель, которая стоит у бабушки в гостиной. Или вспомнить, что находится во дворе детского сада. Для описания можно использовать любые объекты или действия, например : «Помнишь ли ты, что делал клоун в цирке» .

Память – психический процесс, развитие которого требуется начинать с самого раннего детства. Развитие зрительной, двигательной, слуховой, тактильной памяти наряду с воображением, мышлением и вниманием является залогом и успешного накопления знаний, и дальнейшего их применения. Например, занятия по развитию памяти в дошкольном возрасте способствуют тому, что ребенок будет хорошо усваивать материалы школьной программы. Поэтому и родители в домашних условиях, и педагоги в детском саду должны на занятиях и во время игровой деятельности уделять должное внимание заданиям на развитие памяти. Примеры таких дидактических игр и упражнений для детей 5-7 лет приведены в статье далее.

«Нарисуй и перескажи сказку»

Процесс запоминания нового материала у ребенка должен происходить на основе образов. Например, вы читаете малышу сказку. Пересказать ее ему словами еще трудно, тем более после одного только прочтения. Предложите ребенку сказку нарисовать. Разделите условно сказку на части, прочтите одну часть и обсудите с ребенком, о чем говорится в этом разделе, и нарисуйте, например, главных героев и чем они занимались. И так далее читайте каждую часть и прорисовывайте ее. Это необязательно должны быть сюжетные картинки, можно воспроизводить и символами, и образами. А далее ребенок сможет, глядя на последовательность рисунков, пересказать материал.

«Запомни и нарисуй фигуры»

Упражнение развивает и зрительную память, и внимание, и логическое мышление. Взрослый на альбомном листе цветными карандашами рисует геометрические фигуры - квадрат, прямоугольник, круг, треугольник. Ребенку в течение двух минут дают ознакомиться с изображениями на листе, а далее предлагают нарисовать такие же фигуры в альбоме, при этом прячут исходник. Малыш должен повторить фигуры и по количеству, и по цвету.

В этом задании можно использовать не только геометрические фигуры, но и простенькие предметные изображения, воспроизвести которые ребенку будет несложно, например это могут быть мячик, ель, кубик, грибочек и т. п. Если малыш уже знает печатные буквы и умеет их воспроизводить, в игре можно применять и их.

«Назови пару к слову»

Взрослый записывает на листик около десятка пар слов, которые по смыслу между собой связаны, например, ложка-вилка, солнце-туча, собака-кошка. Далее читает пары слов ребенку, не спеша, и с интонацией 3 раза. После предлагает ребенку назвать пару к тому или иному слову. Такое упражнение развивает кратковременную память. А проигрывание игры через несколько часов и дней способствует развитию и долговременной памяти.

«Найди отличия»

Материалом для такой игры могут быть сюжетные картинки в специальной обучающей литературе для детей или же взрослые могут нарисовать их сами. Ребенок рассматривает сначала одну картинку в течение нескольких минут, при этом обсуждает с взрослым детали: кто изображен, что держит в руках, что надето у героя на голову и т. п. Вторая картинка в это время спрятана. Далее первая картинка убирается и перед ребенком выкладывается вторая. Он должен назвать отличия на этом изображении. Завершается игра сравнением двух картинок и поиском неназванных отличий.

«Узнай на ощупь»

Упражнение развивает тактильную память, воображение. Перед ребенком ставят 6-7 игрушек или объемных геометрических фигур (это могут быть кубик, шар, цилиндр и т. д.). Он смотрит на них, называет. Далее малышу завязывают глазки и дают в руки одну игрушку. Он должен посредству тактильных ощущений отгадать, что за предмет у него в руках. Игра продолжается, пока все игрушки не будут названы. Теперь ребенку предлагают назвать, в какой очередности ему давали игрушки: какой был первый предмет, второй, последний.

«Что изменилось?»

Игра на развитие зрительной памяти. На столе раскладываются разные предметы в произвольном порядке в количестве от 5 до 8 штук. Малыш рассматривает их и отходит. Взрослый меняет местами несколько предметов. Ребенок возвращается, смотрит, называет, что именно изменилось.

С этими же предметами можно провести игру «Что пропало?» или «Что добавилось?» Когда ребенок отходит, на стол подставляется 1-2 предмета или, наоборот, убираются. Малыш называет изменения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!