План конспект по литературному чтению. План и конспект урока по литературному чтению. С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

План-конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Звуки[ г], [г’], буквы Г, г, звуки [д], [д’], буквы Д, д. Различие слово - слог. Заклички»

2013 г. Урок по системе Л.В. Занкова.

Цель: познакомить со звуками и буквами, которые их обозначают, учить отличать слог от слова.

Задачи:

1. Учить отличать слог от слова.
2.Знакомство с закличками - жанром русского народного творчества.
3. Развивать речь, мышление, память, внимание.
4. Прививать любовь к чтению.

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор.
. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: учебник по обучению грамоте для 1 класса.
. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю. Тетрадь по чтению к «Азбуке» №2.

1. Работа над темой.

1) Знакомство со звуками [г], [г’] и буквами Г, г.

Сегодня мы продолжаем путешествие по зоопарку. (слайд 2)

Загадка. По лужку он важно ходит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (гусь)

Как гогочет гусь? (Га-га-га)

Назвать первый звук в ловах. Какой он?

К гусю в вольер заглянул - бегемот. Почему? Ведь мы его встретили в вольере с буквой б? (слайд 3)
- Чем похожи звуки [г] и [г’]?
- Знакомство с буквой. (слайд 4)
- Назвать слова в которых есть звуки [г] и [г’].
- На что похожа буква г? (слайд 5-6)

Буква «Г» вот красота!

Это «Б» - без живота.

Чтение слогов и слов (слайд 7)

га гора
го голова
гу Галина
ги много
гы грибы

Чтение слов, деление на слоги, ударение.
Чем слог отличается от слова? Какое слово лишнее?
Печатание 2 столбика в тетради. В каком слове можно сделать ошибку?

Физминутка.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте прямо, не шумите.
Все в порядок приведите.

2) Знакомство со звуками [д] и [д’], буквами Д, д.

С нами по зоопарку путешествует … (слайд 8)

Загадка. Ежик вырос в 10 раз, получился… (дикобраз)

А кто поселился с дикобразом?

Загадка. В лесу под щебет и под свист стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд-приятель!» И ставит подпись … (дятел) (слайд 9)

Что общего в словах дикобраз и дятел? Какой это звук?

Кому послал телеграмму дятел? Какой 1 звук? Чем похожи звуки [д] и [д"]? Чем отличаются? (слайд 10)

Знакомство с буквой. (слайд 11)

Назвать слова, в которых есть эти звуки.

Чтение слогов и слов. (слайд 12)

до дом
да дым
ды дуб
ду дог
ди год

Дополнить слоги до слов. Чем похожи слова 2 столбика? Какое слово лишнее?

2.Закрепление.

Работа с учебником с. 44

1) Знакомство с закличками. (слайды 13-15)
Первую закличку учим на уроке.
Подчеркнуть в закличках буквы Г, г, Д, д.

2) Работа со схемами. Раскрашивание схем слов гуси, гриб, диван.

3) Подчеркни слова, дополни слоги до слов:

Дым доро гу гол во вы была жу жил зима

3. Итог. (слайд 16)

Что нового узнали на уроке?

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО:Баландинская Екатерина Владимировна

Место работы: муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» г. Энгельс Саратовской области.

Должность: Учитель начальных классов.

Предмет: литературное чтение

Учебник: Л. А. Ефросинина

Тема урока:«Е. Пермяк. Бумажный змей».

Тип урока: урок «открытия нового»

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации.

Образовательные

формировать:

– представления о литературных жанрах;

Развивающие

– развивать речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

– развивать умение планировать свою деятельность, соотносить выполненную работу на уроке с раннее составленным планом, оценивать результаты деятельности;

Воспитательные

– воспитывать аккуратность;

– формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Методы обучения: системно-деятельностный метод, метод проблемного обучения (решение проблемной ситуации), ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование (средства обучения): учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности.

– С добрым утром и с хорошим днем!

Наш урок с улыбки мы начнем.

– К какому уроку вы приготовились?

– Чем мы занимаемся на этих уроках?

Дети улыбаются друг другу.

– К литературному чтению.

– Мы читаем, отвечаем на вопросы, анализируем.

Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу)

Личностные (мотивация к целенаправленной познавательной деятельности)

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

Задание на сопоставление названия произведения и автора.

Детям необходимо найти лишнее произведение.

В каком разделе мы читали эти рассказы?

Почему так называется раздел?

Каким должно быть новое произведение, если оно находится в этом же разделе?

Что вы должны сделать, чтобы узнать то, чему учит произведение?

Добрая лошадь – Пляцковский

На катке – Осеева

Про то, для кого Вовка учится – Голявкин

- «Учимся уму-разуму»

Осталось название «Бумажный змей»

Поучительным.

Планирование деятельности.

Познавательные (умение извлекать информацию из схем, представлять в виде схемы)

Постановка учебной задачи.

Сведения о творчестве Пермяка.

Попробуйте спрогнозировать по заголовку то, о чем этот текст.

Из чего изготавливают змея?

(иллюстрации)

Высказывания детей.

Предположения.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)

Построение проекта выхода из затруднений («открытие»).

Словарная работа (в тексте выделены слова, снизу словарик).

Трудночитаемые слова (подчёркнуты).

Чтение учителем. Я прочитаю текст, ваша задача – запомнить сведения о змее.

О чём текст?

Что узнали про бумажного змея?

Работа в тетради.

В какую погоду запускают змея?

Мочало, дранки.

Недоставало, развевает.

То, из чего изготавливают змея.

Записывают материалы.

При лёгком ветерке.

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)

Чтение детьми. Ваша задача – определить жанр, главную мысль, запомнить героев произведения.

Какой жанр произведения? (доказать)

Кто главные герои? (модели)

Модель обложки.

Какова главная мысль рассказа?

Рассказ.

Мальчики. Дети.

Выдвижение версий. Фиксация.

(это произведение учит быть:

Добрыми

ДРУЖНЫМИ)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, работать в паре)

Учитель различает смысловую версию от характеристик героев.

Имеющиеся материалы у мальчиков. На слайде по ходу ответов детей.

Работа с иллюстрацией.

Как вы думаете, как зовут первого мальчика?

- Доказательство найдите в тексте.

Кто в центре? Докажите.

А как зовут третьего мальчика?

Доказывают выдвинутые версии.

Заполнение таблицы в тетрадях.

(работа в парах )

Определяют героев.

Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов)

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике)

Регулятивные (умение высказывать предположения на основе материала учебника)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Чья версия не подтвердилась?

Изменилась ли ваша версия? Как?

У кого не изменилась? Почему? Докажи.

Как же должны были поступить мальчики? СЛАЙД (все вместе)

Какова главная мысль?

Работа с пословицами: подобрать подходящую к тексту.

Какие жизненные ситуации вы можете привести, когда подобное случалось с вами?

Как бы вы продолжили рассказ?

Фиксация (минус-плюс).

Высказывания-обобщения.

Работа в парах. Доказывают выбор.

Рассказы детей.

Работа в парах.

Коммуникативные (умение работать в паре)

Рефлексия деятельности.

Что мы сделали, чтобы узнать то, чему учит рассказ?

Мне было интересно…

Я могу…

Я затруднялся…

Мне понравилась работа… (одноклассника)

Самооценка. Линии успешности.

Выдвинули предположения,

анализировали текст: выделили главных героев, определили характер их взаимоотношений, заполняли таблицу.

Если первоначально версия была верна – зелёная фишка, если ошибочна – красная.

Регулятивные (умение осуществлять рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции)

Предмет: литературное чтение Дата: 04.03.2016 г.

Тема. А.Л. Барто « Разлука», « В театре».

Цель: познакомить учащихся с о стихотворениями А.Л. Барто «Разлука» , «В театре», расширять знания о жизни и творчестве поэтессы ; развить внимание, память, мышление, воображение, фантазию; развить умение высказывать своё мнение, доказывать, слушать и слышать собеседника ; воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство ответственности за свои поступки, слова.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: путешествие (театр)

Оборудование: презентация к уроку, книги с произведениями А.Л. Барто для организации выставки, цветные карточки, билеты, программы.

Литература: Л итературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий 2-е изд. – «Просвящение», 2015 . – 223 с.,

Хронометраж урока.

    Организация класса. 1 мин.

    1. Знакомство с театром. (Беседа) 5 мин.

    Речевая разминка. 3мин.

    Проверка домашнего задания. 5мин.

    Работа по теме урока. 15мин.

    . 12мин.

    Рефлексия. 2 мин.

    Итог урока (Оценивание). 1мин.

    Домашнее задание. 1мин.

ХОД УРОКА

    Организация класса. Слайд 1)

Прозвенел звонок веселый,

Всех зовет он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем.

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения. А теперь садитесь, начнём урок литературного чтения. Если будете внимательно меня слушать, то вы сегодня узнаете много интересного.

Ребята, кто из Вас догадался, что наш урок сегодня будет необычным? Как Вы думаете, куда мы сегодня отправимся? (В театр). А как мы можем попасть в театр? (Нам нужно приобрести билеты). Сегодня для Вас небольшой подарок. Мы Вам дарим билеты на наш незабываемый «Литературный вечер». А прочтите, кому будет посвящен наш «Литературный вечер?» (Верно. А.Л. Барто). Вы все заняли свои места? Мы с Вами мысленно проведём небольшую экскурсию в театр. Для того чтобы знать, что нас ожидает на литературном вечере, я Вам предлагаю ознакомиться с программой. Сегодня мы с Вами будем и в роли актёров и в роли зрителей. (Слайд 2)

1. 2. Знакомство с театром. (Беседа)

Ребята, кто-нибудь из вас был в театре?

Зачем люди ходят в театр? (Культурное развитие, отдых).

А какие театры нашего города Вы знаете? (Драматический, оперы и балета, кукольный).

- Как обычно говорят, с чего начинается театр? (с вешалки).

Зрители входят в зал и что делают? (показывают билеты)

Затем снимают верхнюю одежду и проходят в зрительный зал. Находят ряд с указанным номером и садятся на место.

Как нужно проходить мимо сидящих зрителей? (лицом к ним).

Где могут сидеть зрители в театре? (в партере).

Он расположен на уровне сцены.

Какие ещё места есть в театре? (за партером на возвышении помещается амфитеатр, над ним расположен балкон).

Как называется место для выступления артистов? (сцена).

Как называется шторы которые открываются перед зрителями? (занавес).

Боковые шторы называются? (кулисами).

Хорошо, немного поговорили о театре.

2.Речевая разминка.

    1. Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?» (Слайд)

Чтобы правильно, выразительно и красиво говорить, каждый актер, перед тем как выйти на сцену проводит очень много репетиций. А мы сейчас проведём небольшую разминку для нашего артикуляционного аппарата. Все наши действия мы будем выполнять за кулисами. Готовы? Я буду вам показывать упражнения на дыхание, а вы будете за мной повторять. Итак, вместе со мной.

Как мы смеемся?

«Ха – ха – ха…»

Как воздух выходит из шарика? (вдох и выдох до конца)

«С - с – с…»

Подули на одуванчик

«Ф – ф – ф…»

2.2. Работа над скороговоркой. (Слайд)

- Прочитайте самостоятельно скороговорку.

Черной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь.

Чёрная галка чернику склевала, только, представьте, чернее не стала.

Понравилась вам скороговорка ?

Какой звук повторяется? (Звук [ч].)

Прочитайте медленно, быстро, выразительно .

3. Проверка домашнего задания.

А сейчас мы с Вами как настоящие актеры, будем выступать на сцене. Выразительно читать стихотворения. А кто мне скажет, как зовут поэта этих замечательных стихотворений? (С.Я. Маршак).

Скажите, чем они похожи? (рассказывается о природе)

А теперь некоторые ребята нам прочитают эти стихи.

Как мы оцениваем игру актёров на сцене?

( Дети оценивают чтение друг друга, аплодисментами ).

4. Работа по теме урока.

И так, начинается наш «Литературный вечер, посвященный А.Л. Барто».

Встречаем аплодисментами наших ведущих Фомину Полину и Хаджинова Артёма.

4.1. Рассказ о жизни и творчестве А.Л. Барто (слайд …)

Агния Львовна Барто родилась в семье ветеринарного врача Льва Николаевича Волова в 1906 году.

Вспоминать свое детство Агния Барто не любила. Семья вела типичную по тем временам интеллигентную жизнь: домашнее начальное образование, французский язык, парадные обеды с ананасом на десерт.

Лев Николаевич, поклонник искусства, видел будущее дочери в балете. Агния прилежно занималась танцами, но большого таланта в этом занятии не обнаруживала. Рано проявившуюся творческую энергию направляла в другое русло - стихотворное. Стихами она увлеклась вслед за гимназическими подругами.

В 1925 году девятнадцатилетняя Агния Барто выпустила свою первую книжку - "Китайчонок Ван Ли".

Во время Великой Отечественной войны семья Агнии Львовны обосновалась в Свердловске. Она работала токарем на заводе. В 1942 году ушла на фронт фронтовым корреспондентом..

В столицу Барто вернулась в 1944-м году.

Многие стихи Агния Львовна посвятила дочери Татьяне. А с появлением внука Володи написала ряд стихотворений: "Вовка - добрая душа".

А.Барто часто можно было увидеть среди ребят. Она посещала школы, присутствовала на уроках, встречалась со своими читателями в детских библиотеках. Часто приезжая на выступления Агния Барто предлагала: "Уважаемые дети, - я прочту лишь первую строчку, а вы сами продолжайте остальное". Не было случая, чтобы ребята не вспомнили стихотворение.

Всю жизнь посвятила А. Барто детской поэзии и оставила нам много замечательных стихотворений.

4.2. Выставка книг .

А.Л. Барто писала очень много. Её произведения собраны в сборники и отдельные книги.

Какие стихи А.Л.Барто вам известны? (дети рассказывают стихи, с опорой на иллюстрации в книгах)

О ко м и для кого она пишет стихи? (ответы детей)

4.3. Работа над стихотворением «В театре».

4.4. Прогнозирование текста .

Сейчас ребята давайте рассмотрим иллюстрации к стихотворению с. 113-115. Как вы думаете, о чём могла написать поэтесса в нём. (ответы учащихся).

Словарная работа.

В тексте произведения вам встретятся слова, значение которых мы сейчас уточним.

Гря́нул - внезапно и с силой раздался; загремел .

Послушайте стихотворение А. Барто. (Учитель читает стихотворение.)

Правильно ли вы предположили, о чём будет идти речь в этом стихотворении?

    1. Анализ стихотворения.

Каждый актёр перед игрой на сцене, долго и усердно репетирует свою роль. Для того чтобы у него всё получилось, он должен жить этой роль, проникнуться ею (осознать, понять). Вот и мы сейчас с Вами будем анализировать наше стихотворение, для того, чтобы прочитать его с правильной интонацией, выразительно.

Найдите строки, в которых говорится о большом желании де вочки попасть в театр.

Прочитайте о том, что девочки увидели в театре.

    Что случилось с одной из девочек? Прочитайте об этом.

    Прочитайте, как они искали номерок.

    Как вы думаете, Барто осуждает девочек или с доброй улыбкой им что-то подсказывает?

    Это стихотворение веселое, насмешливое или грустное?

Объяс ните.

    1. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Физкультминутка (антракт)

(Антракт - между действиями, актами ).

4.7. Игра «Пантомимы»

Мы перевоплощаемся в актёров. Для участия в этой сценке мне нужны 3 участника. Один автор и 2 актера, которые будут показывать действия на сцене без слов. Все мы помним правила поведения в театре? И так мы начинаем.

(Один из учеников будет читать стихотворение, а двое учеников показывать (выполнять действия). (Пантомимы- вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов).

5. Осмысление, обобщение и систематизация знаний .

5.1. Работа над стихотворением «Разлука» .

Ребята, мы сегодня познакомимся и проанализируем ещё одно стихотворение А.Барто.

- Что значит для вас слово разлука? (Высказыва ния детей, толкование в словаре. (Разлука - жизнь вдали от близких. )

- Случалось ли вам оставаться дома без мамы, но не на несколько минут или часов, а на несколько дней или недель?

- Легко ли было пережить разлуку с мамой?

- Вот и герою стихотворения Агнии Львовны было так же трудно без мамы. Об этом – стихотворение «Разлука».

- Откройте учебники на стр. 112 и рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Кто станет героем стихотворения? Что можно рассказать об этом мальчике?

1) Словарная работа.

В тексте произведения вам встретятся слова, значение которых мы сейчас уточним. Эти слова у нас на экране.

    Дети, прочитайте первое слово.

    Гамма – как вы понимаете значение этого слова?

(Гамма – последовательность музыкальных звуков, выстроенных в восходящем или нисходящем направлениях).

    Дети прочитайте второе слово.

    Командировка – как вы понимаете значение этого слова? (Служебное поручение, связанное с выездом куда-нибудь).

А что такое Прилуки ? (город) Правильно, это город, который находится на Украине в Черниговской области.

- Потерпим малость - немного, чуть – чуть.

2) Работа по тексту стихотворения.

Сейчас я прочитаю стихотворение. Вы следите, слушайте, а затем скажите, сочувствуете ли вы мальчику?

Учитель выразительно читает стихотворение.

    Понравилось ли вам стихотворение?

    Какое настроение вызвало у вас стихотворение? (Грустное, печальное.)

    Сочувствуете ли вы мальчику?

    Почему?

А теперь читаем по частям, чтобы вы его хорошо запомнили. (7 человек)

3) Анализ текста

1) От имени кого написано стихотворение?

2) Прочитайте про себя первое четверостишье и скажите, что делал мальчик для мамы?

Прочитайте второе четверостишье, что делал мальчик?

Прочитайте третий отрывок и скажите, что еще делал мальчик для мамы?

Ребята, вы назвали 6 поступков, которые мальчик делал для мамы.

Посмотрите на первую картинку. Что на ней изображено?

(Мальчик ест морковку, но он не просто ее ест, он ест овощи и фрукты, которые дает мама, а во фруктах витамины, которые необходимы для роста и здоровья детей. Это морковь, свекла, яблоки).

Теперь посмотрим на вторую картинку, что на ней изображено? Ответ на этот вопрос найдите в тексте. Правильно.

Теперь посмотрим на третью картинку, что на ней изображено?

Все что мы перечислили, это когда мама была дома.

3) Где теперь мама? Прочитайте.

4) Изменилась ли жизнь мальчика после отъезда мамы? (отложил в сторонку гаммы)

Как еще? (нагляделся в телевизор)

Ребята. Он сидел за телевизором столько, сколько он хотел, а это вредно для зрения. Телевизор нужно смотреть в определенное время и смотреть детские передачи.

Что он увидел по телевизору? (Там у них одна актриса ходит в маминой проческе)

Что же подразумевает Агния Барто под этими строчками?

Посмотрите на последнюю картинку. Что на ней изображено?

Посмотрите на их настроение. Им грустно, скучно без мамы.

Хором прочитайте стихотворение до конца.

1) Что делает мальчик?

2) По привычке или от скуки мальчик делает?

Рассудить с детьми, что его к этому приучила мама, что все нужно выполнять правильно, хорошо и добросовестно.

- Найдите глаголы. Прочитайте стихотворение, выделяя их голосом.

5.2. Составление синквейна . (слайд)

(Карточка - помогай-ка для составления синквейна )

    Главное слово: «Разлука»

    Два прилагательных (какая?)

    Три глагола (что делает?)

    Одно предложение из 4 слов(цитата, пословица)

    Слово, словосочетание, связанное с 1-ым, синоним, выра жающее личное отношение пишущего)

Например:

1.Разлука

2.Долгая, изматывающая

3.Сжигает, тревожит, мучает

4."С любимыми не расставайтесь!"(В разлуке любишь горячей.)

5.Бесконечность (Расставание с близким.)

5.3. Творческая работа.

Ребята, как мы можем поработать над текстом, чтобы наше настроение и настроение героя улучшилось? ( Придумать другое окончание стихотворения )

Попробуйте закончить стихотворение по-своему (высказывание детей по желанию).

    Рефлексия.

Ребята, на этом наше путешествие по театру подошло к концу.

- Что вы делали сегодня на уроке? (читали, думали, составляли, анализировали)

Синяя - было трудно , ж елтая – было приятно работать, много успел сделать ,

з еленая – знал ответы на все вопросы .

    Итог урока.

Итак, ребята подведём итог нашего путешествия. О какой писательнице, поэтессе мы говорили? Что вы нового интересного узнали? Какие стихотворения изучили? Что ещё вам запомнилось? Понравился ли вам урок? Достиг ли м ы поставленных целей? Покажите ваше настроение.

8. Домашнее задание.

Подготовить выр азительное чтение стихотворений стр. 112-115.

Большакова Е.С.

Учитель ДГИТ № 61

Урок литературного чтения

Тема: А.Платонов «Еще мама» (2 урок, урок обобщение)

УМК «Школа России»

Класс: 3.

Цель: продолжить работу над произведением А.П. Платонова «Ещё мама»; осознание детьми смысла названия рассказа «Еще мама», умение познавать глубину произведения. Что значит «еще»?

Задачи:

1. Образовательные – умение анализировать текст, определять жанровую принадлежность текста, контролировать уровень осмысления, глубину познания, расширить ассоциационные пространства, а именно – сравнение с другим произведением, чувственные ассоциации.

2. Развивающие: умение сравнивать, систематизировать, делать выводы, развивать критическое мышление, коммуникативные умения; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления текста

3. Воспитательные - развитие внимательного, бережного отношения к родителям, уважительного отношения к учителям.

Планируемые результаты:

Предметные : знать, что такое диалог и как он оформляется на письме; находить диалоги в тексте, заменять их косвенной речью при пересказе эпизодов, воспроизводить эпизод из текста, сохраняя основную идею и тему эпизода.

Метапредметные :

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, планировать своё высказывание; оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников.

Познавательные: выделять по просьбе учителя необходимые эпизоды из текста; выделять основную мысль и тему эпизода.

Коммуникативные: строить своё речевое высказывание по заранее составленному плану, воспроизводить спланированное высказывание, передавая чувства героев и своё отношение к ним.

Личностные: осознавать смысл приобретаемого умения, понимать, где ещё может пригодиться данное умение.

Тип урока: комбинированный урок, с использованием ИКТ.

Вид урока: урок открытых мыслей, урок исследования.

Используемые методы и приёмы:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.

2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.

3. Практические методы: устные упражнения, инсценирование частей литературного произведения.

Оборудование:

1. Аудиозапись.

2. Компьютер, мультимедийный проектор , экран, презентация, слайд-фильм А.Платонов «Еще мама».

3. Костюмы или элементы костюмов для проведения иинсценирования.

4. Родная речь. Учебник для 3 класса начальной школы.

План урока:

Этап урока

Время

Краткое содержание этапа

УУД

Организационный этап

1-2

мин

Учитель настраивает учащихся на сотрудничество, задает эмоциональный фон урока.

Включение в учебный процесс.

Коммуникативная

Компетентность.

Артикуляционная разминка

2-3

мин

Учащиеся выполняют упражнения, направленные на развитие безошибочного, выразительного чтения.

Предметные учебные действия.

Проверка Д/3

2-3

мин

Сравнение иллюстрации в учебнике и детских работ.

Формирование навыков поисковой деятельности.

Актуализация знаний

5-6

мин

Частично-поисковая деятельность, практическая работа.

Предметные учебные действия.

Физ. минутка

1-2

мин

Отдых учащихся под музыку.

Правила и культура взаимодействия.

Работа над содержанием

8-9

мин

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, «выборочное» чтение.

Предметные учебные действия.

Инсценирование текста

8-9

мин

Дети разбиваются на группы, готовят инсценировку текста, выступают перед другими

учащимися.

Все группы участвуют в обсуждении результатов работы.

Формирование умения работать в группе, оценивать работу других по заданным критериям.

Социальная компетенция.

Подведение итогов

5-6 мин

Учащиеся оценивают результат своей деятельности на уроке

Формирование самооценки, анализа выполненной работы.

Рефлексия

2-3 мин

Учащиеся высказывают свое отношение к уроку

Рефлексия мотивации, способов деятельности общения.

Домашнее задание

1-2 мин

Учитель поясняет домашнее задание

Прогнозирование.

Конспект урока:

    Организационный момент (слайд №1 музыка)

Сядьте удобно, расслабьтесь, представьте, что лучик солнышка коснулся вашей головки. Вы чувствуете его тепло, словно теплая мамина ладонь гладит ваши волосы. Скажите себе: Мне тепло и спокойно.

2. Артикуляционная разминка

На улице чудесное время года - весна. Вдохните запах весенней свежести. Представьте, что на вашу ладонь упала первая капля дождя, сдуйте ее.

На экране : …Улыбкой ясною природа (слайд №2)

Сквозь сон встречает утро года….

Прочитайте выразительно.

Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика состоит она из разных кусочков впечатлений. Сегодня на уроке мы продолжим работать над произведением Андрея Платоновича Платонова «Еще мама», которое он посвятил своей первой учительнице.

Наша задача понять, что значит для каждого из нас мама и какова роль учителя в жизни каждого из вас.

    Проверка д\з.

Посмотрите, какое интересное название у произведения «Еще мама».

Как ещё можно назвать маму? Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к слову мама.

Мамочка

Мамуля

Маменька

Матушка

Давайте ответим на вопросы № 1 после текста в учебнике на стр. 143.

Дома вы были художниками и рисовали иллюстрацию к произведению «Еще мама». Я решила назвать ваши рисунки

«Остановись, мгновенье…»

Что или кого вы изобразили на своих рисунках?

Да, вы хорошие наблюдатели. Мне очень понравились ваши рисунки, надеюсь, вы мне их подарите.

Выставка детских рисунков у доски.

    Актулизация знаний.

К какому жанру относится прочитанное произведение? (рассказ)

Почему вы так решили? Докажите. (все события следуют одно за другим, есть сюжет)

Давайте обратимся к толковому словарю русского языка

С. И. Ожегова сказано рассказ – это… (читает ребенок)

Согласны ли вы с утверждением, что школа – это второй дом? Почему?

-Я снова предлагаю вам вернуться в тот мир, в котором живут герои этого интересного рассказа

Как звали главного героя этого рассказа?

Какая семья была у Артема?

Хотел ли мальчик идти в школу? Почему? (Мальчик очень любил свою маму и в школу не хотел идти только потому, что боялся оставлять маму одну, боялся, что «она его не дождётся и от тоски помрёт».)

Что же произошло, когда Артему исполнилось семь лет.

(с. 137-138) чтение по ролям отрывка «Разговор мальчика с мамой»

С какой интонацией будем читать? Постарайтесь голосом передать внутреннее состояние героев, вспомните себя, когда вы в первый раз пошли в школу.

О чем он просил мать перед уходом? (Чтобы она его обязательно дождалась) (слайд №3)

«… жалобный и внимательный взгляд ребенка означал его постоянный страх;

он словно говорил: мама, живи всегда со мной, не умирай никогда»

Какой наказ давала мать? (Слушаться учительницу, она будет тебе в школе мамой)

Почему Артем не хотел соглашаться со словами матери?

(Он не мог представить чужую женщину в роли матери)

Какое желание возникло у Артема и у матери, когда он пошел далее один? (Им обоим хотелось вернуться домой)

Почему они не вернулись? (Они оба понимали, что надо идти учиться)

(Показать, какие испытания выпали на долю Артема?)

Как вы думаете, он никогда не ходил по этой улице? Тогда почему же ему всё кажется чужим и враждебным? (Ходил и много раз, но только не один, а с мамой, а теперь идет один, и ему видится все чужим, опасным и страшным)

Давайте вспомним произведение Л.Толстого, где автор рассказывает нам о маленьком мальчике, сбежавшим в школу. -Как называется произведение? (Филиппок )

Как звали главного героя? (Филиппок )

    Физ. минутка (слайд №4 музыка).

Я предлагаю вам немножко отдохнуть. Лягте на руку и послушайте, кто и кому может исполнять эту песню ? (Анна Герман «Колыбельная».)

6. Работа над содержанием.

Как учительница встретила Артема в школе?

- Какой художественный прием использует автор?

(сравнение «как маленькая»)

Почему Артем почувствовал в ней близкого человека? (От нее пахло теплым хлебом и сухой травой, как от матери)

Почему Артем не слушал учительницу? (Он думал о матери)

А как реагировала Аполлинария Николаевна на его невнимание? (Не ругала, понимала, что он в школе первый раз. Почувствовала его тревогу.)

С каких слов учительница начала учить Артема грамоте? (Мама, Родина)

Почему? Какие пословицы знаете ?(Хлеб, земля, Родина, мать-это то, без чего не может жить человек.) (Одна у человека мать, одна и Родина)

Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается, как мальчик стал старательно учиться грамоте (с. 142)

(слайд №5)

Какими качествами должна обладать учительница, чтобы её считали мамой? Давайте дадим характеристику учительницы, какой она была?

    добрая

    умная

    заботливая

    ароматная

    трудолюбивая

    переживающая

    внимательная

    душевная

( Учительница Артему понравилась. Он нашел в ней опору. Мальчик понял, что у него теперь две мамы: одна дома, а другая в школе.)

    Работа в группах. Инсценирование частей текста.

Вспомните, какой текст мы можем инсценировать? (В литературном произведении должны быть герои, действие, диалог). Используются элементы костюмов: платок, кепка и др.

Дети делятся на группы и инсценируют части текста:

    Разговор мальчика с мамой.

    Встреча со «страшными» животными.

    Артем на первом уроке.

    Учительница и мальчик.

    Сын вернулся домой.

Группы выступают. Дети читают текст «по ролям», используя элементы театрализации.

Послушайте часть рассказа, не вошедшую в учебник.

(слайд №7)

И Артём увидел в окне чёрную голову быка. Бык глянул на Артёма одним кровавым глазом и пошёл к школе.

- Мама! – закричал Артём.

Учительница схватила мальчика и прижала его к своей груди.

- Не бойся! – сказала она. – Не бойся, маленький мой. Я тебя не дам ему, он тебя не тронет.

- У –у –у! – прогудел бык.

Артём обхватил руками шею Аполлинарии Николаевны, а она положила ему свою руку на голову.

- Я прогоню быка.

Артём не поверил.

- Да. А ты не мама!

- Мама!...Сейчас я тебе мама!

- Ты ещё мама? Там мама, а ты ещё, ты тут.

- Я ещё. Я тебе ещё мама!...

Почему Артем не поверил, что учительница может отогнать быка? (Считал, что это может сделать только мама)

Давайте предоставим слово нашим исследователям

8. Подведение итогов

В разные периоды жизни человек по-разному чувствует любовь к матери, необходимость быть рядом с нею.

Для чего вам нужна близость матери?

Ребята в течение урока я оценивала вас, а теперь хочу, чтобы вы меня оценили. (Вопросы написаны на доске).

1. Сколько лет Артему?

2. Где сидел Артем во время урока?

3. Какие первые слова написал мальчик?

4. Каким словом учительница похвалила Артёма за старание и красивое письмо?

5 . Почему Артём спозаранку стал собираться в школу?

Проверка (слайд №9)

Проверьте свои ответы . Кто допустил ошибки?

Ребята спасибо вам за урок, в дневники выставите заработанные оценки. Мне очень понравилось с вами работать. Вы умны, рассудительны, внимательны.

И если вы считаете, что у нас сегодня с вами получился диалог, если я смогла вас расположить к себе, вы почувствовали, что я для вас была еще мамой – покажите мне сигналом, как показано на экране. (слайд №10)

9. Рефлексия

Закончите фразу.

На уроке…

Я понял…

Мне понравилось…

Я узнал…

Я хочу…

Выставление оценок.

10. Д/З Я предлагаю придумать дома продолжение рассказа.

Любовь Шарыгина
План-конспект урока литературного чтения (второй класс)

Технологическая карта урока

Предмет Литературное чтение УМК «система Л. В. Занкова»

Класс 2

Тип урока Урок открытия нового знания

1. Развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации.

2. Совершенствовать навыки ролевого характерного выразительного чтения .

3. Достичь понимания текста на уровне содержания и на уровне смысла.

4. Вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД

1. Формирование учебных мотивов.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Ребята, посмотрите на поговорки и объясните о чем они.

Ребята, какие виды устного народного творчества вы знаете?

Прослушайте. О каком жанре устного народного творчества идет речь?

Назовите жанр устного народного творчества?

Какие бывают виды сказок?

На какие группы делятся сказки в зависимости от того, кто их написал?

Чему учит сказка?

Дети занимают свои места

Отвечают

(потешки, загадки, песни, пословицы, поговорки, сказки и др.)

(сказка)

(волшебные, о животных, бытовые)

(добру, честности, порядочности и т. д.)

Метапредметные (УУД) :

регулятивные :

Осуществлять самоконтроль;

Овладевать умением прогнозировать;

Эмоционально-положительный настрой на урок , создание ситуации успеха, доверия.

коммуникативные :

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

2. Постановка учебной задачи. Пробное действие.

На уроке литературного чтения

Отбросьте все сомнения.

Мы представим очень странного

Человечка деревянного,

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный…

Кто же это? (Буратино) Картинка Буратино.

А кто это буратино,объясните. Кто уже знает что это?

О буратино

Это полено, которое ожило

Метапредметные (УУД)

регулятивные :

Определять и формулировать цель деятельности на уроке ;

Под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке ;

Определять последовательность действий на уроке .

3.«Открытие» новых знаний.

Алексей Николаевич Толстой родился 10 января (29 декабря) 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии.

Детские годы будущего писателя прошли в деревне Сосновка, которая принадлежала его отчиму. Здесь, под руководством приглашенного учителя, он получил первоначальное образование.

Алексей Николаевич стремился раскрыть перед юными читателями, показать им, то огромное идейное, нравственное и эстетическое богатство, которым пронизаны произведения русского устного народного творчества. Тщательно отбирая и просеивая сонмы фольклорных произведений, в итоге, он включил в свой сборник русских народных сказок 50 сказок о животных и около семи детских волшебных сказок.

Конечно же необходимо отметить неиссякаемый вклад Толстого в отечественную детскую литературу . Именно Алексеем Николаевичем была переведена, дополнена и написана замечательная сказка на русском языке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» .

Личностные :

Определять общие для всех правила поведения;

Определять правила работы в парах;

Оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей) .

Метапредметные (УУД)

регулятивные :

Работать по плану ;

Выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

Осуществлять самоконтроль;

Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

4. Основная часть урока

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Ребята, прочитайте название, скажите свое мнение

Чтение по цепочке

Высказывают свое мнение.

Выполняют задание Предметные :

Уметь в словах находить буквы, обозначающие два звука.

Метапредметные (УУД)

регулятивные :

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

познавательные :

Осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные :

Слушать и понимать речь других;

5. Заключительная часть урока .

Деревянный озорник из сказки в нашу жизнь проник,

Любитель взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак, и плут,

Скажите как его зовут?

Буратино проводит конкурс знатоков : «Кто это? Узнай героя по описанию» СЛАЙДЫ

1. В широкой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб. (Шарманщик Карло.)

2. Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери, через пороги и на улицу. (Буратино.)

5. На голове у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один пониже ростом размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет. (Koт Базилио и лиса Алиса.)

8. “Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок” (Пьеро)

9. “Кудрявая хорошенькая девочка с хорошеньким приподнятым носиком. (Мальвина)

10. “Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчесана, кисточка на конце хвоста перевязана черным бантом” (Пудель Артамон)

Буратино проводит викторину : Кому принадлежат эти предметы? СЛАЙД

4 Полено (Джузеппе)

3 Сачок (Дуремар)

1 Костыль (Базилио)

6 Азбука (Буратино)

2 Плетка (Карабас-Барабас)

5 Черный бант (Артемон)

Библиотекарь : проводит блиц-опрос «Герои и предметы сказки в загадках»

Деревянный шалунишка

Подружиться мог бы с книжкой.

В театр кукол он попал,

Куклам верным другом стал. (Буратино.)

Кто проказника-мальчишку

Из полена смастерил

И купил мальчишке книжку,

Чтобы в школу он ходил? (Папа Карло.)

Как зовется тот учебник,

Нам не трудно угадать :

Нужен всем он детям в школе,

Это что за балаган?

Зазывалы тут и там,

А у кассы – мамы, дети :

«Дайте нам скорей билетик!»

Тут не школа, тут игра,

Пьесу смотрит детвора.

Это что за балаган?

Отвечай скорее нам! (Театр кукол.)

Он поэт и музыкант,

Видимо, большой талант.

И еще несчастен он…

Отчего же? – Он влюблен! (Пьеро.)

Той девчонки нет прекрасней,

Той девчонки нет умней.

И Пьеро, ее вздыхатель,

Целый день поет о ней. (Мальвина.)

А сейчас открываем тетради и рисуем буратино, каким вы его представляете

буратино

Метапредметные (УУД)

коммуникативные :

Слушать и понимать речь других;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6. Рефлексия. Итог урока .

Молодцы, ребята сегодня все отлично поработали на уроке ,и настроение у ваяя я тоже думаю отличное. У вас на партах лежат смайлике, у кого отличное настроение покажите мне смайлик, у кого грустное, а у кого его совсем нет?

До свидание!

Личностные :

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!