Диктанты по русскому языку осень. Диктанты по русскому языку. Радуга на реснице

1 четверть

Входной диктант в 4 классе

Диктант № 1

Осенняя пора.

Грамматическое задание:

1. Девятое предложение разобрать по членам предложения, указать части речи и связь слов в предложении.

2. Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне и проверить её написание.

3. Определить количество слогов, букв и звуков в словах: осень, гроздья

Диктант №2

Осенью

Стоят чудные деньки. Листья на деревьях жёлтые, оранжевые, красные. В садах созрели плоды. На огородах идёт уборка картофеля, моркови, капусты. Помидоры и огурцы засолили. С полей собрали богатый урожай пшеницы.

Улетают в дальние края наши пернатые друзья. Ласточки уже в пути. Старые утки учат молодых летать. Воробьи, вороны, сороки переселяются ближе к теплому жилью людей. В лесу стало тихо.

2четверть

Контрольный диктант № 3

Кто как зиму встретил.

Наступила зима. Ранним утром Илья пошёл на охоту. Мороз щипал щёки.

В берёзовой роще тишина. Летучие мыши забрались в дупло. Ёж в норе прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь спит в берлоге. Белочка сменила на зиму шубку и починила гнездо. Лисица в норе из листьев мягкую постель сделала.

Утром ребята отправились в берёзовую рощу. Стояла чудесная тишина. Свежий воздух приятно щипал лицо.

диктант № 4

Лес зимой

Однажды зимой мы пошли в лес. В зимнем лесу тишина. Всё покрыто блестящим белым покрывалом. В чистом холодном воздухе кружатся лёгкие одинокие снежинки. Мохнатые ветви елей украшает серебристый иней. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. В дремучем лесу ни души, ни следа. Мы долго любовались красотой чудесного зимнего царства.

3 четверть

Контрольный диктант № 5

На поляне

Пригревает весеннее солнце. На лесной полянке тает снег. С горки по дороге побежал весёлый говорливый ручеёк. Опустели зимние квартиры в старом пне. Вылез из норки ёж. Он помылся, почистился и побежал по полянке искать еду. Оживает под тёплым солнышком огромный лесной дом - муравейник. С раннего утра до позднего вечера хлопочут муравьи. Они несут то травинку, то сосновую иголку. Подлетают к старому пню птицы. они устроят у пенька гнездо.

Ты радостно наблюдаешь за всем живым на земле. Береги родную природу!

Контрольный диктант № 6

Летняя гроза

Потемнело, нахмурилось небо. Побежали мрачные грозовые тучи. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев. Закружилась пыль по дороге и умчалась.

Засверкали молнии, прокатился по небу гром. Ударили по листьям первые тяжёлые капли дождя. Вдруг на землю обрушилась сплошная стена воды.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, проясняется туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем и лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже выглянуло горячее солнце, но дождь ещё не прошёл. Это падают дождинки с деревьев и блестят на солнце .

Контрольный диктант №7

Колючая красавица

4 четверть

диктант № 8

Прогулка

Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту весеннюю пору на душе! Передо мной ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучики солнца. В чаще кустов и деревьев звонко распевают птицы. Звуки их песен разливаются по всей окрестности. В полном разгаре настоящая весна.

В глубоком овраге у берёзовой рощи журчит холодный ключ. Сяду я на пенёк у ключа, достану кружку и кусок хлеба. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух!

1. Выполни синтаксический разбор предложения:

I в. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев.

II в. Солнце льёт на землю жаркие лучи.

2. Укажи падежи существительных и прилагательных в предложении:

В ночном небе вспыхнули огни праздничного салюта.

Контрольный диктант №9

Наступила весна. Погода стоит чудесная. Радостно сияет весеннее солнце. Прилетели с далёкого юга певуньи-ласточки. Далеко по тихому лесу разносятся их задорные песни.

Летали они к старому домику. Осыпался домишко и развалился. Каждый день носили щебетуньи в клювах солому, глину, прутики. Долго работали птички. Хорошее получилось гнездо.

Скоро в просторном гнёздышке появились желторотые птенцы. Узнал об этом чёрный кот. Стал он следить за птенчиками, решил полакомиться.

Увидали ласточки кота и стали отвлекать его от гнезда. Оберегают они своих маленьких детёнышей от опасности.

Контрольный диктант № 10

Май-пора быстрых перемен. Нависла над рощей синяя туча, и зазвенел дождь. Не успел дождь вылиться, а над берёзами уже зелёная дымка.

Птицы распевают днём, иные даже ночью. Лучше всех поют соловьи и певчие дрозды. Но и безголосые не унывают, шумят.

Дятел носом барабанит, аист клювом трещит. Лягушки и те хором поют, а на болоте танцуют журавли.

Май - пора светлых ночей. Появляются цветы. Пчёлы гудят, мёд собирают.

И юннатам много работы. Идёт посадка, прополка, подрезка деревьев.

Птицам пора птенцов выводить. Много интересного событий происходит в природе в мае.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык "Сборник диктантов"»

1 четверть

Входной диктант в 4 классе

Диктант № 1

Осенняя пора.

Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой. (62 слова)

Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой.

Грамматическое задание:

    Девятое предложение разобрать по членам предложения, указать части речи и связь слов в предложении.

    Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне и проверить её написание.

    Определить количество слогов, букв и звуков в словах: осень, гроздья

Диктант №2

Стоят чудные деньки. Листья на деревьях жёлтые, оранжевые, красные. В садах созрели плоды. На огородах идёт уборка картофеля, моркови, капусты. Помидоры и огурцы засолили. С полей собрали богатый урожай пшеницы.

Улетают в дальние края наши пернатые друзья. Ласточки уже в пути. Старые утки учат молодых летать. Воробьи, вороны, сороки переселяются ближе к теплому жилью людей. В лесу стало тихо.

2четверть

Контрольный диктант № 3

Кто как зиму встретил.

Наступила зима. Ранним утром Илья пошёл на охоту. Мороз щипал щёки.

В берёзовой роще тишина. Летучие мыши забрались в дупло. Ёж в норе прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь спит в берлоге. Белочка сменила на зиму шубку и починила гнездо. Лисица в норе из листьев мягкую постель сделала.

Утром ребята отправились в берёзовую рощу. Стояла чудесная тишина. Свежий воздух приятно щипал лицо.

диктант № 4

Лес зимой

Однажды зимой мы пошли в лес. В зимнем лесу тишина. Всё покрыто блестящим белым покрывалом. В чистом холодном воздухе кружатся лёгкие одинокие снежинки. Мохнатые ветви елей украшает серебристый иней. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. В дремучем лесу ни души, ни следа. Мы долго любовались красотой чудесного зимнего царства.

3 четверть

Контрольный диктант № 5

На поляне

Пригревает весеннее солнце. На лесной полянке тает снег. С горки по дороге побежал весёлый говорливый ручеёк. Опустели зимние квартиры в старом пне. Вылез из норки ёж. Он помылся, почистился и побежал по полянке искать еду. Оживает под тёплым солнышком огромный лесной дом – муравейник. С раннего утра до позднего вечера хлопочут муравьи. Они несут то травинку, то сосновую иголку. Подлетают к старому пню птицы. они устроят у пенька гнездо.

Ты радостно наблюдаешь за всем живым на земле. Береги родную природу!

Контрольный диктант № 6

Летняя гроза

Потемнело, нахмурилось небо. Побежали мрачные грозовые тучи. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев. Закружилась пыль по дороге и умчалась.

Засверкали молнии, прокатился по небу гром. Ударили по листьям первые тяжёлые капли дождя. Вдруг на землю обрушилась сплошная стена воды.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, проясняется туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем и лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже выглянуло горячее солнце, но дождь ещё не прошёл. Это падают дождинки с деревьев и блестят на солнце.

Контрольный диктант №7

Колючая красавица

Пожелтела листва на берёзе. Опадают покрасневшие листочки осин. Только ёлочка не роняет иголок. Она меняет наряд постепенно. Для этого ёлке нужно около девяти лет. До поздней осени не спит колючая красавица.

В зимнюю пору ёлочка засыпает. Тяжёлые снежные комья не ломают у ёлки гибких ветвей. В белой шапочке и белом шарфике выглядит она нарядной.

Зимой в ельнике тепло. В нём ночуют птицы. Еловые лапы не пропускают ветер.

Почувствует ёлочка приход длинного весеннего дня и оживёт.

4 четверть

диктант № 8

Прогулка

Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту весеннюю пору на душе! Передо мной ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучики солнца. В чаще кустов и деревьев звонко распевают птицы. Звуки их песен разливаются по всей окрестности. В полном разгаре настоящая весна.

В глубоком овраге у берёзовой рощи журчит холодный ключ. Сяду я на пенёк у ключа, достану кружку и кусок хлеба. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух!

1. Выполни синтаксический разбор предложения:

I в. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев.

II в. Солнце льёт на землю жаркие лучи.

2. Укажи падежи существительных и прилагательных в предложении:

В ночном небе вспыхнули огни праздничного салюта.

Контрольный диктант №9

Наступила весна. Погода стоит чудесная. Радостно сияет весеннее солнце. Прилетели с далёкого юга певуньи-ласточки. Далеко по тихому лесу разносятся их задорные песни.

Летали они к старому домику. Осыпался домишко и развалился. Каждый день носили щебетуньи в клювах солому, глину, прутики. Долго работали птички. Хорошее получилось гнездо.

Скоро в просторном гнёздышке появились желторотые птенцы. Узнал об этом чёрный кот. Стал он следить за птенчиками, решил полакомиться.

Увидали ласточки кота и стали отвлекать его от гнезда. Оберегают они своих маленьких детёнышей от опасности.

Контрольный диктант № 10

Май-пора быстрых перемен. Нависла над рощей синяя туча, и зазвенел дождь. Не успел дождь вылиться, а над берёзами уже зелёная дымка.

Птицы распевают днём, иные даже ночью. Лучше всех поют соловьи и певчие дрозды. Но и безголосые не унывают, шумят.

Дятел носом барабанит, аист клювом трещит. Лягушки и те хором поют, а на болоте танцуют журавли.

Май – пора светлых ночей. Появляются цветы. Пчёлы гудят, мёд собирают.

И юннатам много работы. Идёт посадка, прополка, подрезка деревьев.

Птицам пора птенцов выводить. Много интересного событий происходит в природе в мае.

Обычно в первой половине сентября проводятся входные работы по русскому языку. Чаще всего это диктанты. Их тексты содержат те виды орфограмм и пунктограмм, которые изучались в прошлом учебном году. Основная цель диагностики — определить уровень остаточных умений и навыков обучающихся.

До 8 класса тексты сопровождаются грамматическими заданиями. В 9-11 классах такие задания не предусмотрены, но по желанию учителя их можно ввести.

Пятые классы пишут по текстам итоговых диктантов, проведённых в конце учебного года ещё в начальной школе. Данные тексты адресованы учащимся с 5 по 11 класс. Обратите внимание: количество текстов становится больше в 9-11 классах. Практически все диктанты объединены осенней темой, что удачно сочетается с временем их проведения.

Скворцы

Светит весеннее солнце. В саду раздаётся задорная птичья песенка. Это вернулся из далёких стран весёлый скворец. Зимовал он далеко на юге, за тёплым морем. А вернулся в родной домик.

Сделали ему скворечник школьники и прикрепили на дереве. Звонкая песня скворца повсюду. Скворец хорошо подражает разным звукам. В его песне услышишь свист, трещание, кваканье, как у лягушек. Не песня, а целый птичий разговор!

Скворец не только распевает песни, но и помогает скворчихе строить гнездо. Скоро появятся скворчата. Родители будут кормить птенцов червячками и гусеницами. (83 слова.)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор: Сделали ему скворечник школьники и прикрепили на дереве. (1 вариант) Родители будут кормить птенцов червячками и гусеницами. (2 вариант).

2. Определите падеж у имён существительных в своём предложении.

3. Разберите по составу слова: песенка, зимовал, далёкие (1вариант); разговор, прикрепили, весёлый (2 вариант).

Диагностический диктант для 5 класса

Весеннее солнце

Весеннее солнце разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.

Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.

Лес грозно шумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.

Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой берёзы. И снова над лесом светит ласковое солнце.

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор: Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. (1 вариант) Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке. (2 вариант).

2. Разберите по составу слова: загрустила, дуплистой, травинка (1вариант); перелетали, весеннее, тропинки (2 вариант).

3. Подпишите над словами части речи: в 3 абзаце (1вариант); в 4 абзаце (2 вариант).

Предзимье

Печален осенний день в лесу. Голые стоят разноцветные осины и берёзы. 4 Осыпает иглу высокая лиственница. Давно высохли и поблёкли травы. Серое небо прильнуло 3 к земле.

Надоедливо моросит колючий дождь. Так проходит неделя за неделей. А потом вдруг налетает шумная буря. Гнутся вековые ели. Со стоном ломаются на вырубках старые осины. Ветер гонит жёлтую сухую листву по просекам и тёмным руслам речек. 4

Стихает буря. И однажды утром первым делом обнаруживаешь, что земля ночью надела белый халат. Слегка морозит. Но это не настоящая зима. А пока в лесу просторно и чисто, похрустывает 3 снежок, словно свежий кочан капусты. (По Р. Панову.)

(92 слова.)

Грамматическое задание

1. Разбор по составу слов: осенний, ломаются, вырубках (1вариант), вековые, налетает, снежок (2 вариант).

2. Синтаксический разбор: Ветер гонит жёлтую сухую листву по просекам и тёмным руслам речек. (1 вариант) Голые стоят разноцветные осины и берёзы. (2 вариант).

3. Морфологический разбор: прильнуло (1 вариант), похрустывает (2 вариант).

Диагностический диктант для 6 класса

Последние грибы

Ветер разлетелся по сторонам. Липа вздохнула и стряхнула с себя миллион золотых листиков. 4 Ветер ещё раз рванул со всей силой. И тогда слетели все листья. Остались на чёрных ветвях старой липы только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, а потом подобрался 3 к тёмной туче. Брызнула она и сразу вся разошлась 3 дождём.

Другую тучу ветер прогнал далеко за горизонт. И вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи. Мокрые леса и поля сразу засверкали.

Рыжие листья засыпали землю. Но я нашёл немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберёзовиков. 4 Это и были последние грибы. (По М. Пришвину.)

(92 слова.)

Грамматическое задание

1. Разбор по составу слов: разлетелся, прогнал, листиков (1вариант), вырвались, поиграл, рыжиков (2 вариант).

2. Синтаксический разбор: Липа вздохнула и стряхнула с себя миллион золотых листиков. (1 вариант)

Но я нашёл немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберёзовиков. (2 вариант).

3. Морфологический разбор: разошлась (1 вариант), подобрался (2 вариант).

Диагностический диктант для 6 класса

Помощь человека

Возле моей пещерки опустился баклан. Он тёрся клювом о камни и смешно прыгал на месте. 4 Чёрные перья взъерошились на спине. Из его глотки вырвался громкий хрип. Баклан не испугался меня и не улетел. Он даже старался привлечь к себе внимание.

Только теперь я увидел, что нижняя половина его клюва была схвачена створками устрицы.

Надо выручать беднягу! Вытащил я нож, изловчился и схватил баклана за шею. 4 Умная птица сжалась от страха, но не пыталась вырваться.

Я осторожно раздвинул створки устрицы. Баклан всё ещё стоял. Он не понимал, что освобождён из живого капкана. Но вот он метнулся от меня и тяжело взлетел. (100 слов.)

Грамматическое задание

1. Разбор по составу слов: выручать, раздвинул, испугался (1вариант);

вырваться, метнулся, сжалась (2 вариант).

2. Синтаксический разбор: Он тёрся клювом о камни и смешно прыгал на месте. 4 (1 вариант)

Вытащил я нож, изловчился и схватил баклана за шею. 4 (2 вариант).

3. Морфологический разбор: из живого 3 капкана (1 вариант), чёрные 3 перья (2 вариант).

Диагностический диктант для 6 класса

Приезд на дачу

Грузовик свернул в дачный посёлок и остановился перед укрытой плющом дачей. Шофёр с помощником откинули борта и взялись сгружать вещи. Ольга открыла ключом дверь на террасу.

С террасы виднелся большой сад. В глубине его торчал неуклюжий двухэтажный сарай. Над его крышею развевался маленький красный флажок.

Пока разгружали и вносили в дом вещи, Ольга вышла в сад. Она пробралась через орешник и смахнула с лица паутину. 4

Тут Ольга услышала быстрый, тревожный шёпот. Тяжелая лестница с треском полетела на землю. Над крышей сарая задрожали верёвочные провода. Ольга остановилась, осмотрелась, прислушалась. Но среди зелени, за чужим забором и в окне сарая она никого не увидела. 4 (100 слов.)

Грамматическое задание

1. Разбор по составу слов: неуклюжий, тревожный, маленький (1вариант);

двухэтажный, верёвочные, дачный (2 вариант).

2. Синтаксический разбор: Она пробралась через орешник и смахнула с лица паутину. 4 (1 вариант)
Но среди зелени, за чужим забором и в окне сарая она никого не увидела. 4 (2 вариант).

3. Морфологический разбор: прислушалась (1 вариант), смахнула (2 вариант).

Диагностический диктант для 6 класса

Перед грозой

Ночь на исходе. Вокруг тишь да гладь.

Стелются и словно дремлют травы. Лепечет ветерок, шумит неглубокая речонка. Появляется желание искупаться. Не хватает сил сдерживать себя.

Песчаной дорожкой, по придорожной траве спускаешься к речке. 4 Сердце замирает при одной мысли о холодной воде и стучит неровным ритмом. 4

Вдруг надвигается какой-то шум, появляется скопление чёрных туч. Кажется, что ничто не сможет разогнать и развеять их. Но вот внезапно налетает резкий ветрище. Наверное, разразится гроза. Опалённые поля с нетерпением ждут влаги.

Распускающиеся утренние цветы радостно тянутся навстречу первым каплям дождя. Но раскаты грома слышатся уж где-то далеко, и гроза проходит стороной. (100 слов.)

Грамматическое задание

1. Разбор по составу слов: утренние, слышатся, ветрище (1вариант); тянутся, песчаной, речонка (2 вариант).

2. Синтаксический разбор: Песчаной дорожкой, по придорожной траве спускаешься к речке. 4 (1 вариант)

Сердце замирает при одной мысли о холодной воде и стучит неровным ритмом. 4 (2 вариант).

3. Морфологический разбор: по придорожной 3 траве (1 вариант), неглубокая 3 речонка (2 вариант).

Звенящая тишина

Поздней осенью облетает с деревьев листва. Лес становится тихим и прозрачным. Я люблю в эту пору встречать рассвет на какой-нибудь опушке. Утренняя тишина ошеломляет. Стук собственного сердца кажется глухим и громким, как удары молота по кровельному железу. Но через минуту угаснут эти удары, словно бы стёртые 3 тишиной. 4 А воздух, молчащий 3 до этого, зазвенит в ушах тоненьким звуком. 4 Кажется, над головой поёт раскалённая нить электрической лампочки. И вдруг неожиданно слышишь какой-то писк.

«День, день...» — раздалось в ветвях ближайшей ели. «День, день...» — отозвалось с соседней сосенки. И пропала звенящая тишина, растаяла.

Что-то шевельнулось в чёрных лапах великана-дерева. Пригляделся и увидел пичугу малую. Не пойму: это синичка или ещё какой неразлучный певец нашего леса. До рассвета ещё добрых полчаса, а птицы уже подали голоса. (По В. Степанову.)

(123 слова.)

Грамматическое задание

1. Выписать местоимения из 1 абзаца (1 вариант), из 3 абзаца (2 вариант) и указать их разряд.

А воздух, молчащий 3 до того, зазвенит в ушах тоненьким звуком. (1вариант). Но через минуту угаснут эти удары, словно бы стёртые 3 тишиной. (2 вариант).

3. Морфологический разбор: молчащий (1 вариант), стёртые (2 вариант).

Диагностический диктант для 7 класса

Симфония уходящего лета

Очень быстро летят последние дни уходящего 3 лета. На лугу можно увидеть грустных аистов, собирающихся 3 в стаи и готовящихся к отлёту. 4 Их птенцы, теперь уже не похожие на птенцов, проводят свои последние тренировки перед полётом. 4 Луг почти пустой, невесёлый. Только изредка пахнёт тебе в лицо аромат последних летних цветов, таких нежных и красивых. В этот миг кажется, что природа бессильна заставить их закрыть лепестки на зиму.

Солнце ласково смотрит сквозь бархатные белоснежные облака, но его улыбка уже не может согреть землю, как летом. Дожди стали частыми гостями. Птицы какие-то странные: спешат, кричат. Только под вечер успокаиваются, голоса их становятся тише. И лягушек уже не слышно. Лишь ветер насвистывает печальную симфонию прощания с летом. Спасибо тебе, лето, за все радости, которые ты нам подарило. Здравствуй, золотая осень! (125 слов.)

Грамматическое задание

1. Выписать местоимения из 1 абзаца (1 вариант), из 2 абзаца (2 вариант) и указать их разряд.

2. Синтаксический разбор предложения: На лугу можно видеть грустных аистов, собирающихся в стаи и готовящихся к отлёту. (1вариант).

Их птенцы, теперь уже не похожие на птенцов, проводят свои последние тренировки перед полётом. (2 вариант).

3. Морфологический разбор: уходящего (1 вариант), собирающихся (2 вариант).

Диагностический диктант для 7 класса

Лесные озёра

Проходя сквозь чащи и дебри, речка Сия, подобно ожерелью, нанизывает на себя несколько десятков больших и малых лесных озёр. И у каждого свой особый пейзаж.

Михайловское — это ширь и синий простор. Озеро Плешково лежит в плоской круглой чаще, в зелёных дремотных берегах, окантованных 3 зарослями камыша. 4 Рассказывают, здесь хорошо берёт щука и окунь. Самое красивое озеро — Дудинцы — привлекает полной уединенностью, смолистым настоем окружающих 3 его сосновых боров, кувшинками вдоль крошечных островов.

Каждое озеро может рассказать о рыбацкой удаче, об ошеломительных восходах и закатах, о ночлегах в маленькой продымленной избушке, о тихой радости несуетного бытия.

Меж сонных берегов ползут рваные клочья тумана. Лёгкими порывами ветра его сносит в сторону, к заболоченным зарослям ольхи и ивы. Там, коченея и напитываясь холодом, он превращается в сплошное молоко. 4 (По О. Ларину.)

(124 слова.)

Грамматическое задание

1. Выполнить разбор по составу слов: проходя, дремотных, продымленной (1 вариант), напитываясь, рыбацкой, заболоченным (2 вариант).

2. Синтаксический разбор предложения:

Озеро Плешково лежит в плоской круглой чаще, в зелёных дремотных берегах, окантованных зарослями камыша. (1вариант).

Там, коченея и напитываясь холодом, он превращается в сплошное молоко. (2 вариант).

3. Морфологический разбор: окантованных (1 вариант), окружающих (2 вариант).

Диагностический диктант для 7 класса

Лиственница

Дерево — это целый мир! В стволе его дырки, продолбленные дятлами. В каждой дырке кто-нибудь живёт: то жук какой, то птичка. На дереве выросло ястребиное гнездо, свитое меж толстым суком и стволом. 4 В травке, в сплетении корней позапрятаны мышиные гнёзда. Муравейник привален к стволу.

Сама лиственница внутри полая. Кто-то давно развёл под нею огонь. Ствол выгорел. Но дерево ещё жило и при этом давало приют всякой живности.

Я залез в угольное нутро лиственницы. Слышу: гудит, поскрипывает, жалуется оно мне деревянным, нескончаемым плачем. Вышел я из чёрного дупла, притронулся к стволу дерева, покрытого зажившими и незаживающими травмами, которые залечить у дерева нет уже сил.

Долго ещё звучал во мне деревянный стон, слышный только в дупле лиственницы. 4 Теперь я знаю, что дерево тоже умеет стонать и плакать безутешным голосом. (126 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполнить разбор по составу слов: продолбленные, незаживающими, ястребиное (1 вариант); зажившими, нескончаемым, мышиные (2 вариант).

2. Синтаксический разбор предложения: Долго ещё звучал во мне деревянный стон, слышный только в дупле лиственницы. 4 (1вариант).

На дереве выросло ястребиное гнездо, свитое меж толстым суком и стволом. 4 (2 вариант).

3. Морфологический разбор: позапрятаны 3 (1 вариант), привален 3 (2 вариант).

Диагностический диктант для 7 класса

Гости

Через несколько минут Никита, стоя в коридоре, увидел, как тяжело отворилась обитая войлоком дверь, влетел клуб морозного пара. Появилась высокая и полная женщина, вся запорошенная снегом. 4 Она держала за руку мальчика в сером пальто с блестящими пуговицами и в башлыке. За ним, стуча морозными валенками, вошёл ямщик, с ледяной бородой, с жёлтыми сосульками вместо усов, с белыми мохнатыми ресницами. На руках у него лежала девочка, склонив голову на плечо ямщика. 4

Войдя, высокая женщина воскликнула громким басом: "Александра Леонтьевна, принимай гостей!"

Это была матушкина приятельница, живущая всегда в Самаре. Сын её, ожидая, когда с него снимут башлык, глядел на Никиту. Матушка приняла у кучера спящую девочку. Девочка вздохнула, открыла синие большие глаза и вздохнула ещё раз, просыпаясь. (116 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполнить разбор по составу слов: запорошенная, просыпаясь, появилась (1 вариант); живущая, склонив, воскликнула (2 вариант).

2. Синтаксический разбор предложения: На руках у него лежала девочка, склонив голову на плечо ямщика. 4 (1вариант).

Появилась высокая и полная женщина, вся запорошенная снегом. 4 (2 вариант).

3. Морфологический разбор: стоя (1 вариант), ожидая (2 вариант).

Диагностический диктант для 7 класса

Слоны

Слоны ходят стадами, под предводительством старого мудрого животного. Иногда это закалённый в боях слон, иногда старая умная слониха. Принюхиваясь, слоны поднимают кверху хоботы, а почуяв врага, тревожно трубят. 4 Обычно они стараются уйти подальше. Вот сейчас здесь было целое стадо, а через минуту слоны словно испарились. Без звука, без шороха умеют они исчезать в чаще.

Разъярённый слон страшен. Он может не только растоптать человека или убить его хоботом, но и машину перевернуть. 4 Недаром в древности в войсках Персии и Карфагена были боевые слоны.

В Индии слоны издавна работают как домашние животные. Они удивительно умны, понятливы. Слон может доставать воду из колодца, корчевать лес, таскать тяжёлые брёвна. А какая из слона получается нянька! (111 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполнить разбор по составу слов: закалённый, испарились, растоптать (1 вариант); разъярённый, стараются, корчевать (2 вариант).

2. Синтаксический разбор предложения:

Он может не только растоптать человека или убить его хоботом, но и машину перевернуть. 4 (1вариант).

Принюхиваясь, слоны поднимают кверху хоботы, а почуяв врага, тревожно трубят. 4 (2 вариант).

3. Морфологический разбор: принюхиваясь (1 вариант), почуяв (2 вариант).

Диагностический диктант для 7 класса

Возвращение в мир детства

Войдя во двор, я огляделся. Картина, напомнившая мне моё детство, была удивительно милой и мирной. Среди двора стояла большая бабушкина изба, занимая много места и являясь центром всего хозяйства. За ней расположились спускавшиеся к реке огороды.

Залаяв, вылез из будки мохнатый пёс. Он подошёл, понюхал меня и, будучи от природы добродушным, завилял хвостом.

Не обращая на меня внимания, бродили по двору куры. Поросёнок, похрюкивая, возился в хлеву.

Вдруг дверь распахнулась, и, замерев от удивления, я увидел на пороге бабушку. Она совсем не постарела. Не веря своим глазам, она смотрела на меня. Прошло столько лет, а бабушка была прежней. Я бросился к ней сломя голову, не помня себя от счастья. Передо мной промелькнуло давно прошедшее детство. (119 слов).

Грамматическое задание

1. Выписать из текста предложение с причастным оборотом, графически его обозначить (1 вариант); выписать из текста предложение с деепричастным оборотом, графически его обозначить (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: огляделся, спускавшиеся, залаяв (1 вариант); расположились, напомнившая, похрюкивая (2 вариант).

3. Морфологический разбор слова: напомнившая (1 вариант); прошедшее (2 вариант).


Родная земля

Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо. На земле снова начиналось лето. Так продолжалось в течение целой недели.

Опираясь на палку, выломанную из старой заброшенной засеки, шагал он лугами, сосняком, мысленно не переставая благодарить встретившуюся старушонку, открывшую ему этот полузабытый способ передвижения по родной земле.

Первую ночь он провёл возле порожистой речонки, да чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбешку. Ночлег под открытым небом, под звёздами вошёл у него в привычку. Питался он сухарями, размоченными в ручье, печёной картошкой, ягодами.

Он был по-настоящему счастлив. Никогда прежде не доставляли ему столько радости такие пустяки, как запах дыма, шорох падающей с дерева сухой прошлогодней шишки, полыхающая на солнце рябина. Когда он по утрам слышал прощальные песни журавлей, у него на глазах выступали слёзы. (По Ф. Абрамову.)

(122 слова.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор: Питался он сухарями, размоченными в ручье, печёной картошкой, ягодами. (I вариант); Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо. (II вариант)

2. Сделайте морфологический разбор слов: I вариант — открывшую ; II вариант — выломанную .

3. Разберите слова по составу: I вариант - размоченными, по-настоящему, опираясь; II вариант - падающей, мысленно, расчищая.

Диагностический диктант для 8 класса

Живые огни

Среди ночи выбрался я из палатки и остановился поражённый. Ночь цвела огнями! Огнями всех мыслимых расцветок!

Над головой высоко зелёный участок луны, вокруг него - серебряные брызги росинок-созвездий...

Тут и там вдруг перечеркивают глубинную черноту неба таинственные капельки падающихметеоритов. Даже чудится, будто, падая, звякают они, расшибаясь о камни ущелий. И тогда вспышки далёких пастушьих костров на склонах представляются искрами, высеченными звездой.

Над чёрными копнами кустов мерцают искорки светляков. Точь-в-точь искры над буйным костром, когда в него тычут палкой!

Из чащи куста светят глаза непонятные, какие-то неуловимые и неверные. То вдруг нальются розоватым туманом, то вдруг холодно позеленеют, как будто накаляются и остывают. В кустах затаился бархатный кот.

Праздник ночных огней. Звёзды, горящие, как глаза, и глаза, мерцающие так же, как звёзды. (По Н. Сладкову.)

(124 слова.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор: Среди ночи выбрался я из палатки и остановился поражённый. (I вариант); И тогда вспышки далеких пастушьих костров на склонах представляются искрами, высеченными звездой. (II вариант)

2. Сделайте морфологический разбор слов: I вариант — падающих; II вариант — высеченными.

3. Разберите слова по составу: I вариант - выбрался, поражённый, расшибаясь; II вариант - затаился, неуловимые, высоко.

Диагностический диктант для 8 класса

Улыбка

Работа была как требовательный, строгий, придирчивый муж, с которым трудно жить, но которого всё-таки любишь. Изнурительное раннее вставание, толкотня по автобусам, круговорот мелких гостиничных дел. Иногда Вера приходила домой полумёртвая. Дрожали руки, ключ не попадал в скважину.

Только бы добраться до постели, рухнуть и спать. Но это были минуты. Стоило ей умыться горячей водой, переодеться в домашний, с птицами, японский халат, сунуть ноги в бархатный уют разношенных 3 тапочек, как появлялись светлые точки.

Слышались лёгкие шаги Анны Савишны, спешившей на кухню греть обед. 4 Усталость таяла. За столом Вера сидела, уже мужественно улыбаясь. 4 Маргарита Антоновна бурно восторгалась всем, что подавалось на стол. Белая скатерть, хрустальные подставки для ножей и вилок, салфетки в серебряных кольцах создавали бодрящее 3 чувство праздника. Вот уже Вере и не хотелось спать. А всё − улыбка. Та самая, которой требовал от неё когда-то муж: "Улыбнись − и тебе самой станет весело". Теперь она понимала, что это правда. (По И. Грековой. «Хозяйка гостиницы».)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Слышались лёгкие шаги Анны Савишны, спешившей на кухню греть обед. (I вариант). За столом Вера сидела, уже мужественно улыбаясь. (II вариант).

2. Разберите слова по составу: восторгалась, придирчивый, усталость, (I вариант); переодеться, гостиничных, вставание (II вариант).

3. Произвести морфологический разбор слова: бодрящее (чувство) (I вариант); разношенных (тапочек) (II вариант).

Диагностический диктант для 8 класса

Спутница

Не раз в дождливые сентябрьские дни наблюдал я серенькую птичку с красноватой грудкой и таким же горлышком. Она называется зарянкой и величиной не больше синички, с такими же тонкими лапками и клювиком. Отыскиваешь в частом мелколесье последние красноголовые подосиновики, и она около вертится. Остановишься посмотреть на неё, а птаха тоже тебя наблюдает, сидит в полутора-двух метрах и головку с одного бока на другой перекладывает.

А как-то раз, собирая орехи на зарастающей 3 орешником и осинником вырубке, я опять свою старую спутницу увидел. 4 Красногрудка бегает по земле и склёвывает с травинок, сбитых 3 моими ногами, букашек. 4

Вот оно, в чём дело! Погода хмурая, несколько раз дождь настраивался. Насекомые забились под травинки и палые листья. Я же хожу и тревожу их ногами, заставляю шевелиться и показывать себя. Вот у зарянки и получается приятное с полезным: букашек наловит да и любопытство своё птичье умерит. (По Н. Пашкову.)

(141 слово.)

Грамматическое задание

1. Выписать служебные слова из 1 абзаца (1 вариант), из 3 абзаца (2 вариант).

2. Синтаксический разбор предложения:
Красногрудка бегает по земле и склёвывает с травинок, сбитых моими ногами, букашек. (1вариант).

А как-то раз, собирая орехи на зарастающей орешником и осинником вырубке, я опять свою старую спутницу увидел. (2 вариант).

3. Морфологический разбор: сбитых (1 вариант), зарастающей (2 вариант).

Диагностический диктант для 8 класса

Осенние краски

Зачин осени без особых примет. Вроде бы те же несколько хмурые дни и краски всюду прежние. Но вглядитесь в зелёные дали. Горизонт будто отодвинут, кругом просторней, светлей стало. «Осень яснее лета», — тонко подмечено 3 в народном календаре. Воздух прозрачней и чище, не носится теперь в нём цветочная пыльца. Вот и весь секрет хрустальных дней первоосенья.

А потом эти багровые и лиловые тона! И что интересно, сперва они проявляются на самом нижнем этаже леса. Взять, к примеру, листья костяники. Летом были зелёные-зелёные, а сейчас зарделись, словно налились густым румянцем. Даже спорыш раскраснелся, стелется на опушках живописным полотном, а на ощупь жёсткий, грубый. Осенние опята, высыпавшие на пнях среди пожелтевших 3 папоротников, громоздятся кучками. 4 Только срезать успевай! Летние виды грибов сходят. Теперь всё чаще попадают в корзину тугие листопадники: грузди, волнушки, рыжики и поздние белые. 4 Осенний гриб крепок и нечервив. (По А. Стрижеву.)

Грамматическое задание

1. Выписать служебные слова из 1 абзаца (1 вариант), из 2 абзаца (2 вариант).

2. Синтаксический разбор предложения:
Осенние опята, высыпавшие на пнях среди пожелтевших папоротников, громоздятся кучками. (1вариант).

Теперь всё чаще попадают в корзину тугие листопадники: грузди, волнушки, рыжики и поздние белые. (2 вариант).

3. Морфологический разбор: подмечено (1 вариант), пожелтевших (2 вариант).

Диагностический диктант для 8 класса

Путь к озеру

Было раннее солнечное утро, в зарослях слышались свист, щёлканье, перебранка просыпающихся 3 птиц. Меж сонных берегов ползли рваные клочья тумана. Лёгкими порывами ветра его сносило в сторону, к заболоченным зарослям ольхи и ивы. Там, коченея и напитываясь холодом, он превращался в сплошное молоко. 4 Но солнце забиралось всё выше, вытаивая лёгкую изморозь. Туман понемногу растворялся. Берега, освещённые утренним солнцем, отодвинулись в неясной колдовской дымке. 4

Легко представить себе путника, обессиленного, облепленного прожорливым комарьём, который долго бредёт по тайге, сбивая ноги, проваливаясь в зыбкие качающиеся мхи. Но душа его упрямо стремится вперёд, к долгожданному озеру. Сквозь расступившиеся заросли вдруг блеснёт лезвие голубой воды. А за ним откроется сияющее пространство, изрезанное 3 белыми гребешками. Только тогда он почувствует, сколь велика душа у этого озера и какова сила его притяжения. Пейзаж без воды слеп и безжизнен. Сколько раз я убеждался в этом! Заглянул в озеро и словно выпрямился, взбодрился. (По О. Ларину.)

(142 слова.)

Грамматическое задание

1. Выписать наречия из 1 абзаца (1 вариант), из 2 абзаца (2 вариант) и указать их разряд по значению.

2. Синтаксический разбор предложения:
Там, коченея и напитываясь холодом, он превращался в сплошное молоко. (1вариант).

Берега, освещённые утренним солнцем, отодвинулись в неясной колдовской дымке. (2 вариант).

3. Морфологический разбор: просыпающихся (1 вариант), изрезанное (2 вариант).

Горит костёр рябины красной

Кружит разноцветная метелица. Обрывает осень роскошный наряд деревьев, бросает его на дороги, несёт в реки и лужи, словно стараясь смыть яркую весёлую краску. Холодно по утрам. Нет-нет да и покроется трава серебристой пылью. Правда, выдаются погожие и тёплые дни. И тогда кажется, будто снова вернулось лето. Но ненадолго. И вот снова мелкий холодный дождь, низкое свинцовое небо, прощальные крики перелётных птиц.

С каждым днём прозрачнее становится лес. Теряет он свою таинственность, роняет на землю роскошный убор. И тогда запылают на лесных опушках рябиновые костры. Долго будут гореть они, озаряя лес своим холодным пламенем, пока не налетят на них шумные и шустрые ватаги дроздов.

Нарядна рябина с весны до осени. Весной светло-жёлтые, почти белые пушистые шапки цветов украшают это дерево с ажурной кроной. «Почему ажурной?» — вы спросите. Присмотритесь внимательнее. Ажурной делают её листья. Не правда ли, кажется, что кто-то набросил на рябину сплетённое кружево? Потом на рябине начнут поспевать ягоды, делаясь с каждым днем всё оранжевее и ярче. Пока наконец не вспыхнет рябиновый костёр. (По Т. Горовой.)

(161 слово.)

Диагностический диктант для 9 класса

Лесистый мыс

Лавируя среди густого камыша, егерь правил «Ветерок» к узкому лесистому мысу. Он выключил мотор, и нос лодки мягко ткнулся в тину. Вдоль заболоченного берега росли молоденькие березы и осинки, заслонившие собой хмурую неприбранную тайгу. Стволы некоторых осин были изгрызены зайцами почти до основания.

Блаженная, дремотная теплынь пала на землю. Всё вокруг было величественно, просто и надёжно, а в тишине слышалось даже собственное сердце. Но вот где-то в чаще хрустнула ветка, испуганно вскрикнула сойка, и её голос передался другим обитателям леса. Долгим машинописным стуком отозвался дятел, прошуршала в хвое белка и тут же исчезла...

Тропинка, по которой мы шли, была устлана мелким валежником, окантована сочным малахитовым мхом. Душным облаком реял над нами хвойный настой, кружил голову запах опавших и уже перебродивших листьев. Под высохшими ветками елей краснела брусника, выглядывали подосиновики, волнушки, маслята. На ходу подбирая грибы, лесники очищали их от листьев и осторожно, чтобы не повредить шляпки, накалывали на острые ветки деревьев — примерно на высоте человеческого роста. Как проголодается белка зимой, будет, значит, у неё сушёное лакомство. (По О. Ларину.)

Диагностический диктант для 9 класса

Лесные пожары

Пожары на Севере редко бывали повальными, когда огнём объяты целые стволы и пламя бушует, выбрасывая длинные языки. Чаще всего случались пожары низовые. Горели сухая трава, мох, а высота пламени едва достигала метра. Но сколько несчастий для леса приносил такой огонь!

Погибали хвойный подрост, кустарники, выходящие на поверхность корни деревьев. Нередко низовой пожар действовал как раковая опухоль, как мина замедленного действия. Внешне, казалось бы, невредимые, но на самом деле обессиленные деревья уже не могли сопротивляться полчищам жучков-короедов и прочей насекомой нечисти, которая миллионами крепких челюстей вгрызалась в древесную мякоть, превращая её в труху.

Можно ли подсчитать урон, нанесённый живой природе одним невинным на первый взгляд туристским костром? Думаю, математика здесь бессильна. Конечно, можно посчитать гектары сгоревшего леса, стоимость пожарных работ. Но войдут ли в такую калькуляцию погибшие животные, птицы, растения?

Этот убыток, моральный и материальный, просто непредсказуем, он не попадёт ни в одну бухгалтерскую ведомость, точно так же, как непредсказуемо содержание лесного пожарника, лётчика, егеря.

Мои спутники почти закончили утренний обход. Их загорелые лица выражали усталое довольство и благодушие. (По О. Ларину.)

Рябина

Рябина — одно из любимых деревьев в народе. Недаром её величают рябинушкой. Не только на лесных опушках и в редколесье можно встретить это дерево. Сажают его возле домов, вдоль дорог.

Рябина обыкновенная — стройное дерево высотой до пятнадцати метров с гладкой серой корой. Растёт она по лесным опушкам, в редколесье, во втором ярусе лесов. Рябинушка неприхотлива к почвам и не боится морозов. Вот только свет очень уж любит. Обычно на вырубках среди молодой поросли можно встретить много рябинок. Но подрастут другие деревья, и не окажется среди них красавицы рябины. Мало света было ей, вот и погибла.

Плоды рябины, которые в народе зовут ягодами и яблочками, не только красивы, но и полезны. Они широко применяются в народной медицине. Плоды рябины — ценное витаминное сырье. В них особенно много яблочной и лимонной кислоты.

Рябина относится к семейству розоцветных. Род рябин объединяет различные виды деревьев или крупных кустарников, которые растут почти во всех лесах нашей страны. Обычно они не очень высоки, от десяти до двадцати пяти метров.

Различны по окраске и цветки рябины. Белые, светло-жёлтые или красноватые, они собраны в крупное соцветие. А к осени превратятся они в крупные гроздья ягод оранжево-красного, пурпурного, иногда синеватого цвета. (По Т. Горовой.)

Диагностический диктант для 10 класса

Осенняя пора

В сентябре осень приходит в леса и лесостепи Русской равнины. Те места, что лежат южнее хвойной тайги, зовутся у нас средней полосой. В её природе нет пышности и яркости влажных тропиков или скудости и суровости пустынь. Она скромна и обаятельна, её краски мягки, запахи тонки.

Иногда сентябрь начинается здесь дождями. Они льют из низких туч — затяжные, монотонные. Вокруг тускло и скучно. В сентябре поутру полёгшие травы седеют от инея.

Но во второй половине месяца часто приходит пора, которую народ зовёт «бабьим летом». В «бабье лето» задремавшая было природа иногда пробуждается вновь. Снова зацветают малина, земляника, черёмуха, шиповник. Оживляются мухи и шмели, а плодовитые зайчихи, казалось бы вопреки законам природы, рожают малышей. Люди называют этих зайчат «листопадниками».

Время идёт. Кружит золотая лиственная метель. Птицы трогаются на юг. Очень высоко плывут косяки журавлей и гусей. Ласточки, зяблики, скворцы летят ниже — тучей.

Если в средней полосе осень длится три месяца, то в Сибири — полтора-два. Уже в августе приходит сюда осень, а в октябре ложится снег. Особенная осень в Якутии. Здесь три основные краски: лазурь неба, золото крон и красноватый цвет древесных стволов. Сибирь — страна лесов. Их обитатели готовятся к длинной и суровой зиме. (190 слов.)

Диагностический диктант для 10 класса

Осень в Сибири

Сентябрь — осенний месяц, но он совсем не одинаков на побережье Ледовитого океана и на юге.

Осень начинается в Арктике на просторах Сибири. Под косыми лучами северного солнца красным, оранжевым, жёлтым пламенем вспыхнули краски осенней тундры. Это начало полярной осени. Здесь она наступает ещё в летнем месяце — августе. К сентябрю тундра выцветает, буреет. Крепкие ночные морозы схватывают пропитанную влагой почву. Снег сыплется всё чаще, и к концу месяца тундра белеет.

Сибирь — страна лесов. Их обитатели готовятся к длинной и суровой зиме. Медведь ищет берлогу, барсук чистит нору, белки и бурундуки делают запасы грибов, ягод, орехов. В это же время ласка, горностай, песец, лиса и другие пушные звери линяют и одеваются в красивые зимние шубы.

На Дальнем Востоке своя осень. Лето здесь чаще сырое. Зато осень тихая, теплая и ясная. Это лучшее время года у берегов Тихого океана. Прогретое Японское море сверкает бездонной голубизной. Краски дальневосточной осени неистовы, преобладает красно-багровый цвет, до самого горизонта простираются пламенеющие сопки.

Южнее лесов раскинулись степи, почти целиком распаханные. Но кое-где сохранилась заповедная первозданная целина. Там под бледно-голубым знойным небом волнуются и мерцают заросли ковыля.

Вот так осень, начиная в августе своё шествие по стране, к середине октября завоевывает всё пространство. (190 слов.)

Диагностический диктант для 10 класса

Хрустальный холм

Серые сплошные облака обложили всё небо. Лес, тянущийся за речкой, казался совсем тёмным. Лишь кое-где сквозь сплошную черноту продёрнуты белые ниточки — стволы берёз.

Я подошла к хорошо знакомому холму и от неожиданности остановилась. Летом этот холм, пологим склоном сбегающий к речке, казался лохматым, заросшим высокими пушистыми растениями. Незатейливые цветы их собраны в метёлки. Их часто продёргивают между пальцами, загадывая, что получится: «петушок» или «курочка».

Сейчас, поздней осенью, метёлки, конечно, облетели. Но на пожелтевших стебельках вместо них сверкали хрустальные бусинки. Стебельки так и склонялись под их тяжестью. Казалось, подуй ветер, и раздастся нежный перезвон.

Может, это семена такие удивительные? Попробовала я сорвать растение, но бусинки тотчас осыпались. И остался у меня в руках по-осеннему голый стебелёк с растопыренными во все стороны тоненькими жёлтыми веточками.

Сорвала я ещё одно растение. Только теперь уже осторожно. И, как бывало летом с метёлками, продёрнула его между пальцами. Бусинки тотчас исчезли. А пальцы у меня стали мокрые. Бусинки-то из воды были. Это туман причудливо осел на стебельках.

Вот на какой хрустальный холм привелось мне набрести в это скучное, унылое утро. Оказывается, даже в такой безрадостный день вокруг нас множество удивительных, просто сказочных вещей. (По Е. Суровой.)

Сентябрь

В погожий день ещё мелькают над жухлыми травами нарядные бабочки, трепетно стучат большие стрекозы-коромысла. Отрадны и птицы с их прощальными песнями. Особенно голосисты скворцы, поющие у родных домишек. Вдаль пронеслись молодые трясогузки. Скоро осеннее небо огласится криками журавлиных стай.

Впереди будут ещё и по-настоящему ведренные дни, когда природа ненароком расщедрится на тепло и ласку. За полосой ненастья — яркая теплынь «бабьего лета». Золотые снопы лучей вернут среднерусским просторам не только приветливые улыбки цветов, но и звонкие песни пернатых, кучевые, причудливые облака, радушие светлых вод.

Сентябрь — умильная пора года! Запасайтесь бумагой и карандашом, надо торопиться в поля, луга, к реке, чтобы не упустить случая узнать самые свежие осенние новости.

Застарелое жнивье кое-где заткано тончайшим шёлком пауков-тенетников. А на озимом клину — изумруд чистейшей зелени: всходы выкрасились, преодолев младенческую лиловость.

В лесу самое интересное сентябрьское явление — начало листопада. В сентябре расстанутся с летней красотой вязы, черемухи и липы. Кроме погоды, на скорость листопада влияют также местность, грунтовые воды, особенности почвы и, конечно, возраст деревьев.

Взглянем и на клумбы. Как они встретили осень? Похоже, что во всей красе. Поздние цветы стоят горделиво и к тому же собой обаятельны, живописны. Особенно радуют взор густо-красные канны, венчающие мощные стебли. Им стоять неувядаемыми до самых морозов. (По А. Стрижеву.)

(202 слова.)

Диагностический диктант для 11 класса

Зверёк-барометр

Желтеет тайга, близится осень. В кедровых шишках созрел, налился маслом орех, до вишнёвого цвета зарумянилась брусника. То там, то здесь виднеются фиолетовые, оранжевые, серые сыроежки. Часто встречаются, словно вшитые в зелёный мох, багряные рыжики.

Набрав полное лукошко грибов, выхожу на вырубку. Облюбовал пенёк повыше, сел отдохнуть. Всюду тихо, дремотно, таинственно. Лес пламенеет в неугасимых огнях, как бы нарочно раскрашен в яркие, радужные краски. Вдруг сбоку шорох.

И откуда ни возьмись передо мной появляется забавный зверёк — бурундучишка.
Хвост у него длинный, ершистый, на спине пять продольных полосок. А выпуклые чёрные пуговички глаз обрамлены светлыми колечками, которые создают впечатление, будто зверёк бегает в очках.

Известно, что бурундук хлопотлив, любопытен и, как никто другой из дикого царства тайги, доверчив к человеку. Вот и теперь, проверив, чем наполнено лукошко, он как бы в недоумении поглядел на меня, вскочил на валежину. Круть-верть на одном месте. Замер столбиком, постоял, качнулся с боку на бок раз, другой и, словно сокрушаясь о чем-то, заплакал. Печально-тоскливые звуки, издаваемые зверьком, поразительно напоминали тихий жалобный плач. Казалось, что бурундучишка изливает мне своё не ведомое никому горе, с плачем жалуется на какого-то обидчика.

Если уж бурундук закричал в тайге, то обязательно жди ненастья. И, правда, к вечеру небо затянуло тучами, начался затяжной осенний дождь. (По П. Стефарову.)

(203 слова.)

Диагностический диктант для 11 класса

Лесной шум

Степной ветер беззвучно размахивает лёгкими, как паутинки, метёлками ковыля, пригибает к земле шелковистую сочную траву и стремительно несётся дальше. Но плотной стеной встречают его лесные полосы, выращенные на целине. Деревья дружно сплетают ветви, словно взявшись за руки, раскачивают укоризненно вершинами и гневно шипят каждым лепестком.

Попробуйте прислушаться, и вы убедитесь, что леса шумят по-разному — каждый своим голосом.

Сосновый бор шумит тягуче, как-то задумчиво, с едва заметным присвистом. Голос лиственного леса удивительно похож на шум горной речки с её журчанием, далёким звоном чуть слышных колокольчиков и множеством других звуков, слитых в общий хор. Молчаливей всех саксаульные леса пустынь, лишённые листьев и хвои. Они совсем не шумят даже на сильном ветру, а только слабо шелестят, совсем как зимние голые осины с промёрзшими на морозе ветвями, деревянными голосами, точно оправдывая значение этого слова.

Если кому приходилось ночевать рядом со снежными вершинами, среди красочных альпийских лугов, около зарослей полярных берёзок ростом всего до колен, тот помнит, как по ночам едва слышно шипит по-змеиному этот карликовый лес поднебесных вершин под порывами лёгкого бриза.

Диагностический диктант для 11 класса

Игуана

Гигантская древесная ящерица — зелёная игуана — встречается по берегам многочисленных притоков Амазонки и в мангровых зарослях Гвианы и Бразилии. Особенно много игуан обитает на мелких островах Атлантического побережья.

Игуана при первом взгляде производит отталкивающее впечатление. Четырехгранная голова, сидящая на короткой толстой шее, разрисованная тёмными полосами зелёная спина, вдоль которой тянется неровный зубчатый гребень, уродливая, похожая на мешок, складка кожи, свисающая под грудью, и длинный, сжатый с боков хвост не делают игуану красавицей. Однако для индейцев игуана — прекрасная добыча. Мясо её считается деликатесом, а сваренные яйца, мягкие, как масло, — излюбленное лакомство.

Иногда индейцы охотятся на игуан с ружьём при помощи специально натасканных собак. Но ловля игуан при помощи петли привлекает больше и считается спортом.

Питаются игуаны растительной пищей, главным образом листьями и плодами деревьев. Большую часть жизни игуаны проводят на деревьях, хотя умеют прекрасно плавать и нырять. При приближении опасности звери прыгают в воду.

В сентябре самки игуан уходят в верховья рек, где откладывают яйца в прибрежном песке или дюнах. Каждая самка откладывает по пятнадцать-двадцать яиц. Иногда несколько самок откладывают яйца в одну ямку. Инкубатором служит солнце. Вылупившиеся детёныши остаются без всякого надзора и вырастают совершенно самостоятельно. (По Е. Линник.)

Диагностический диктант для 11 класса

Голоса деревьев

Осень хозяйничала в лесу. Листва деревьев от прикосновения её холодного дыхания окрасилась во все горячие цвета: лимонно-жёлтые, золотистые, багряные, оранжевые.

Я шёл по едва приметной тропинке, припорошенной опавшими листьями. Она петляла меж дубов-великанов. Вдруг я услышал звучный шлепок — к моим ногам подкатился толстый, пузатый жёлудь-крепыш. Я поднял его и положил на ладонь. Увесистый, дышащий силой кусочек плоти дерева-богатыря, он, как зеркало, отражал искорки неяркого осеннего солнца. Словно какой-то чудесный и искусный мастер отполировал его и любовно покрыл лаком. Но мастер, как видно, не остался доволен делом рук своих и смастерил ещё ладную клетчатую шляпку, кокетливо надев её ему набекрень.

В звенящей тишине леса, нарушаемой лишь перестуком дятла да попискиванием перелетающей с ветки на ветку птицы, сухой звук упавшего жёлудя напоминал ружейный выстрел. День и ночь в дубравах слышны эти звуки — жёлуди отважно падают с веток дубов, старых, кряжистых и мудрых.

Упавшие жёлуди ласково укроет снег, а весной, когда следы зимы растопят горячие солнечные лучи, они прорастут, упрямо взметнув к теплу и свету нежно-зелёные упругие листочки.

Попробуйте прислушаться, и вы убедитесь, что деревья шумят по-разному, каждое из них разговаривает по-своему.

Вот на широкой улице степного села растут рядом пирамидальный тополь и берёза. Ветер уже начисто подмёл улицу, но всё ещё находит где-то в закоулках немного пыли и несёт её, как снежную позёмку, по асфальту шоссе. Берёза на свежем ветру из себя выходит, размахивая мягкими ветвями, как космами растрёпанных волос.

А рядом пирамидальный тополь, весь устремлённый вверх, едва пошевеливает толстыми ветвями, и чтобы вызвать его на большой разговор, нужен ветер во много раз сильнее. И только когда хочется повернуться и ветру спиной — тогда закачают вершинами гордые тополя и повернут свои листочки светлым низом кверху. Совсем не то, что разговорчивая берёза, готовая от любого ветерка размахивать ветвями и шуметь.

Ну, а про осину каждый знает, что это самое разговорчивое дерево в лесу. Её листья трепещут и лепечут себе под нос, когда ветер настолько мал, что ни один листик не шевелится у других солидных деревьев.

Как красив осенний лес. Воздух свеж и наполнен ароматами опавшей листвы. Желтые, багровые, пурпурные и оранжевые листья тихо кружат в воздухе и падают на землю. Скоро ковер из опавших листьев укутает поляну и тропинки в лесу.

На ветках рябины полыхают гроздья ягод. Это любимое лакомство птиц. Воробьи и вороны слетаются к рябине и склевывают сочные, наливные ягодки.

Но птиц не слышно в лесу. Многие улетели на юг, в теплые страны. Вслед за солнышком потянулись утки и грачи. Журавлиная стая острым клином устремилась вдаль.

Тихо в лесу. Только слышно, как в кустах валежника трещит сучьями медведь. Он ищет оставшиеся на кустах ягоды. Очень скоро медведь заляжет в берлогу и заснет до самй весны.

На ветках деревьев огненными стрелами мелькают белки. Запасливые белки ищут орехи и ягоды, чтобы пополнить запасы на зиму.

Вале́жник (валеж, валежный лес) - упавшие на землю в лесу стволы деревьев или их части: сучья, ветви, сухие и гниющие. Сломленный ветром (бурелом), навалом снега и т. п. лес, а также лес срубленный и полуобработанный, но не вывезенный и брошенный (часто как забракованный). Вообще всякий поваленный или лежащий на земле лес, в большей или меньшей степени утративший технические качества и ценность. Сухой валежник может использоваться в качестве топлива.

Контрольные работы 5-й класс.

Диктант №1.

Осень в тайге.

Шла по тайге золотая осень. На узкой тропинке она прошуршала пожухлым листом. На извилистой речке и озере к рассвету она расстелила молочно-сизые туманы. Густой туман с речки добрался к лесу. Он спрятал конец старой просеки, края поляны. Сел туман на резные листья осинки, березки, ели. Появилась осенняя седина и на тополе, клене, рябине.

Ночью деревья тронул легкий мороз, а к утру лужицы успели затянуться хрупким ледком. Малахитовые елочки покрылись серебряным инеем.

Вот на опушке остановилось оленье стадо, прислушалось к осенней поступи. Шустрая мышь к узкой норке пробежала. Прошуршал по тропинке еж. Торопится, готовится к зиме. Удивительную тишину нарушил резкий треск сучьев, хруст льдинок. Это пробирается сквозь бурелом медведь, спешит залечь в берлогу на зиму.

  1. Выполните морфологический разбор слова на опушке .
  2. Произведите фонетический разбор слова ели.
  3. Сделайте морфемный разбор слова удивительную .
  4. Выпишите из любого простого предложения все возможные словосочетания.

Диктант №2.

Тема: “Причастие. Причастный оборот”.

Лесные звуки.

Тысячи звуков родятся весною в ожившем лесу. Чудится шепот еще не проснувшейся земли. От пенька на пенек пробежала тоненько пикнувшая мышь. Прогудел стукнувшийся о березу и грузно упавший неповоротливый жук. Сидящий на неожившем дереве дятел пустил звонкую барабанную трель.

На макушке березы, покрывшейся дымом молодой листвы, громко кукует кукушка и вдруг неожиданно замолкает. Окруженный золотым сиянием солнца воркует голубь, а притаившийся в еловой чаще тихо попискивает рябчик.

На закате солнца страшно ухнет расхрабрившийся филин. Прокричит бесшумно пролетающая сова, а со всех сторон отзовутся ей празднующие весну зайцы. А в холодных лужах неустанно поют чему-то радующиеся лягушки.

Басом прогудит вылетевший из земного убежища шмель. И уж тянет свою песенку первый комар.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите все причастия из текста, выделите орфограмыы.
  2. Фонетический разбор: весною.
  3. Морфологический разбор: неповоротливый.
  4. Морфемный разбор: притаившийся, вылетевший.
  5. Определите стиль и тип текста.

Диктант №3.

Тема: Деепричастный оборот.

В сумерках огонек разгорался все ярче и ярче, приветливо мигая издалека мальчугана. Но еще глубже хмурился, темнел в сумерках беспокойный Никольский лес.

Спускаясь по тропинке, Димка вдруг остановился, услышав что- то интересное. За поворотом, у берега, кто-то пел высоким переливающимся альтом, как-то странно, хотя и красиво разбивая слова… На берегу он увидел небольшого худенького мальчишку, валявшегося возле затасканной сумки. Заслышав шаги, тот оборвал песню и с опаской посмотрел на Димку…

С размаху бросившись на землю, Димка заметил, как мальчишка испуганно отодвинулся.

Грамматическое задание :

  1. Фонетический разбор: огонек ;
  2. Морфемный разбор: остановился, валявшегося;
  3. Морфологический разбор: спускаясь, испуганно;
  4. Синтаксический разбор: На берегу он увидел…
  5. Выпишите все причастия из текста.
  6. Определите тип и стиль речи.

Диктант

Тема: “Местоимение”

1) Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. 2) В городах приметы не нужны. 3) Огненную рябину заменяет эмалированная синяя табличка с названием улицы. 4) Время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. 5) Предсказания погоды передаются по радио. 6) В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. 7) Но стоит провести две- три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние. 8) Приметы связаны со всем: цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света. 9) В приметах заключено много точного знания и поэзии. 10) Есть приметы простые и сложные. 11) Самая простая примета – это дым костра. 12) То он поднимается столбом к небу, спокойно струится вверх, вые самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. 13) И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется еще и знание завтрашней погоды.

А 1. В каком предложении говорится о том, нужны ли приметы в городе?

А 2. Выпишите все местоимения. Произведите морфологический разбор.

А 3. К какому стилю относится фрагмент этого текста?

1) научный

2) разговорный

3) художественный

4) официально – деловой

А 4. Какие типы речи представлены в данном фрагменте текста?

1) описание

2) описание и рассуждение

3) повествование

4) повествование и рассуждение

А 5. Из предложения 4 выпишите существительное, образованное бессуффиксным способом.

А 6. Среди предложений 9-13 найдите то, в котором используются антонимы.

А 7. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение.

Контрольная работа по теме: “Имя числительное”.

Обязательная часть.

1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните имена числительные как члены предложения.

Первые часы.

Историки предпол..гают, что часы первыми создали арабы. В те времена, то есть тысяча – тысяча двести лет назад, арабы значительно пр..восходили европейцев своей культурой и образованностью.

Считает..ся, что самые первые часы в Европе по..вились в 1223 году.

В Росси.. часы стали извес..ны почти одновременно с Западной Европой. Уже в 13 веке лет..писцы начинают ак..уратно указывать не только год и день события, но и его час.

В 1404 году в Москве были установлены башен..ые часы, на дворце князя Василия, сына Дмитрия Донского.

2. Запишите данные числа словами.

12, 20, 50, 115, 800, 5248.

3. Просклоняйте имя числительное вместе с именами существительными.

356 страница.

4. Впишите в данные предложения имена числительные (словами).

У нас не хватает(555) рублей. Российские спортсмены встречаются со спортсменами (5) континентов по (34) видам спорта. Царь-колокол, стоящий в Московском Кремле, весит свыше (1200) пудов, т.е.(200) тонн.

5. Замените количественные имена числительные подходящими порядковыми с именами существительными час .

Рассвет в декабре начинается в 8 часов 20 минут.

В 19 часов 50 минут по радио передавали концерт.

Автобус отходит в 10 часов 20 минут.

6. Найдите в данных словах имена числительные, докажите правильность своего выбора.

Тройка, трехчасовой, тринадцатый, тройной, утроить.

7. Составьте с данными словосочетаниями предложения, подчеркните в них имена числительные как члены предложения.

8. Тест. Выберите правильный вариант ответа.

9. Согласуйте данные в скобках слова в нужном падеже. Определите падеж имен числительных.

Копать (оба, обе) руками. (Оба,обе) девочек не было на уроке. Вязать (оба, обе) спицами. Завязать (оба, обе) конца.

10. Составьте три предложения, употребив числительные оба и обе в разных падежах.

Дополнительная часть.

  1. К количественным числительным 3.5.7 запишите однокоренные слова разных частей речи.
  2. Запишите примеры русских народных загадок, пословиц и поговорок, в которых употребляются имена числительные.
  3. Расшифруйте запись данных слов. Запишите их правильно.Блещущий чи100тою, пре2рительно приготовь, вме100 осе3ны, сес3цы ухи3лись, 100лько ус3ц.
  4. Составьте и запишите небольшой текст, используя числительные. 1вариант: тип речи - описание, стиль – публицистический; 2 вариант: тип речи – повествование, стиль – художественный, 3 вариант: тип речи – рассуждение, стиль – научный.

Контрольная работа по теме: “Наречие”.

Обязательная часть.

1. Вставьте буквы а или о в суффиксы наречий.

Занов.., издавн.., затемн.., искос.., изредк.., снов., направ.., сев.., вправ.., наглух.., досыт.. .

2. Укажите номера предложений, в которых в наречиях после шипящих не нужен Ь? Почему?

  • я открыл окно настеж.. .
  • я лежал навзнич.. в траве.
  • все прбежали проч.. .
  • дочери ее вышли замуж.. .
  • он говорил точ..-в-точ.. так же.

3. Вставьте там, где надо ь укажите, какие это части речи.

Наотмаш.., гореч.., спряч.., свеж.., колюч.., уж.., зрелищ.., лиш.., (не)проч.., навзнич.., экипаж.., вираж.., глядиш.., полноч.., ноч.. .

4. Раскройте скобки, выпишите сначала словосочетания, в которых наречия пишутся через дефис, затем все остальные.

(По)январски морозно, видно (по)всюду, точь(в)точь по учебнику, жить бок(о)бок, завязать крест(накрест), встать (по)парно, наконец(то) пришел, (во)первых, выполнить кое(как), едва(едва) ответил.

5. НЕ слитно или раздельно.

(Не)заметно они стали (не)обходимыми для меня. Было решено (не)медленно уезжать. Я их прождал (не)меньше часа. Я его (не)сразу заметил.

6. Расставьте в наречиях ударение.

Удобнее, сослепу, мельком, иначе, дочиста, завидно, вовремя, попросту, тотчас, наперегонки, насмерть, исподволь.

Дополнительная часть.

1. Составьте предложения с парами слов. Какие это части речи?

  • вовремя – во время.
  • вмиг – в миг.
  • поэтому – по этому.

2. Слитно или раздельно.

(Без)оглядки, (на)изнанку, (в)даль, (на)спех, (в)просак, (в)потемках, (на)веки, (на)перекор, (в)разбивку, (на)выбор, (в)полголоса, (в)обнимку, (до)востребования.

3. Н илиНН. Укажите части речи.

  • оратор говорил убежде(н,нн)о.
  • говорил обоснова(н,нн)о.
  • заявление было обоснова(н,нн)о.
  • решение его было мгнове(н,нн)о.

4. Могут ли наречия употребляться при существительных? Если – да, то приведите примеры.

5. Объясните слово тщетно , подобрав к нему наречия-синонимы. Запишите синонимический ряд.

6. От прилагательного величественный образуйте наречие, подберите к этому наречию синонимы.

7. Напишите сочинение по данному началу.

Кутузовский проспект… Поклонная гора! Отсюда открывается величественный вид на Москву. На этом месте 2 сентября 1812 года Наполеон тщетно ждал депутацию “бояр” с ключами от Кремля…

Контрольная работа:

“ Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи”

1. Решите вопрос о слитном и раздельном написании.

(Не)вмешиваясь в события, (не)было намерений, (не)взлюбить с первого взгляда, (не)покладая рук, песня (не)допета, (не)открыв двери, девушка (не)ранена, (не)лепый поступок, взлететь (не)высоко, а низко, (не)навистный человек, вести себя (не)непринужденно, это (не)дорого, но красиво, вовсе (не)заботливый, (не)сказав, (не)нужно беспокоится, (не)где отдохнуть, (не)у кого спросить, (не)чем гордиться, (не)кто иной, (не)когда отдыхать.

А1. Найдите случай слитного написания НЕ.

А) (не)разжигая огня

Б) пришел (не)вовремя

В) (не)проветренная комната

Г) ковер (не)соткан

А2 Найдите случай раздельного написания НЕ.

А) женщина (не)образована

Б) меня (не)долюбливают

В) в доме (не)прибрано

Г) (не)большая, но интересная брошюра

А3 В каких случаях НЕ пишется слитно?

А) (не)обожжены

Б) (не)праведный грех

В) абсолютно (не)засеянные поля

Г) (не)греющее зимнее солнце

А4 В каких случаях НЕ пишется раздельно?

А) (не)обнажая плеч

Б) поля (не)заброшены

В) (не)окрепший лед

Г) (не)нависть

А5 В каких случаях НЕ пишется слитно?

А) (не)взирая на лица

Б) все делает (не)торопясь

В) (не)доучка

Г) (не)сгораемый сейф

Творческое задание: Одинаково или по-разному вы напишите не в словосочетаниях и предложениях: совсем (не)отдохнул; (не)оправдав доверия; гости (не)встречены вовремя?

Контрольная работа

Русский язык 4 класс

проверочные и контрольные диктанты.

Уровень 1

Пришла осень.

Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья.

Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они редко теперь выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.

Слова для справок: порыжела, наружу, заметила.

Уровень 2

Подарки осени.

Быстро пролетели последние дни лета. Птицы уже готовы к отлёту. Заблестели в воздухе тонкие паутинки. Посыпались на землю пёстрые осенние листья. Под листьями спрятались грибы. Трудно отличить опавший листок от гриба. Дружной семейкой растут опята на старых пнях. Особенно много опят на вырубках. Там настоящее грибное царство! Осень щедро раздаёт свои подарки людям и животным. А ветер насвистывает грустную песню.

Осенняя прогулка.

Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах.

Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые ёлочки. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки.

В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.

Радостные ребята вернулись домой.

Медвежонок.

Выгнали однажды охотники из берлоги медведицу. А в берлоге кто-то кричит. Вытащил Геннадий Григорьевич из берлоги медвежонка. До деревни он нёс малыша в куртке.

Медвежонок оказался очень любопытным. На окне стояли цветы. Малыш зацепился когтями, потянул горшок зубами. Тот покачался и упал. Цветок оказался кисленьким и сочным. Из кучи земли выполз толстый и аппетитный червяк. Он полз, извивался. Червяк тоже был вкусный.

Охотник погрозил малышу пальцем. Медвежонок спрятался за печку и ворчал.

Журавли.

Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.

Журавли летели над лесами, полями,шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.

На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.

Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!

Чудесная пора осени.

Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо.

Я выхожу из дома, беру вёсла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Рыбалка.

Летом я отдыхал в деревне Озерки. Она раскинулась на берегу Днепра. Я любил лежать на мягком песке и смотреть на волны.

Раз старший брат Иван взял меня на рыбалку. Чуть свет мы подъехали к реке. На берегу горели костры. Съезжались рыбаки. Мы разложили вещи, поставили палатки. Все ждали рассвета. Тишина. Ночь стояла тёплая. Я проверил удочки, наживу. Должен быть хороший улов.

Друзья леса.

Круглый год ребята нашей школы охраняют лес. Перед новогодним праздником проводят дежурство на дороге. Сотню лесных красавиц они спасли от гибели. Весной оберегают русские берёзки от любителей берёзового сока. В лесу много посадок. Саженцы прижились, окрепли, подросли. Радостно смотреть на них, переходя от поляны к поляне. На скатерти снега следы птиц и зверей. Вот к норке прибежала мышь. Тишина в лесу. Красив наш лес. Береги его красоту!

Доброе дело.

Погода переменилась. К утру вся окрестность была окутана густым туманом. Подул резкий ветер. Затрещал мороз.

Инна и Геннадий пошли в соседнюю деревню на большой праздник. На празднике было весело. Дети возвращались домой довольные. Они шагали по зимней дороге. Редко по краям попадались деревья. Ветви были покрыты снегом.

Вдруг Гена увидел двух птичек. Лежали они на обочине дороги еле живые. Птички погибнут от мороза. Надо взять их домой.

Ребята принесли птиц домой. Они оживут. Инна и Геннадий сделали доброе дело.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!