Задания на нахождение имени существительного. Имя существительное (карточки). Вставить пропущенные окончания, определить падеж

Тестовые задания для 6 класса

«Имя существительное»

1.Найдите правильный вариант ответа: Морфология изучает…

А) состав слова и словообразование

Б) слово как часть речи и его формы

В) правила произношения слов

Г) правила постановки знаков препинания

2. Какого признака нет у имени существительного:

А) рода

Б) времени

В) падежа

Г) числа

3. Найдите правильный вариант ответа: Имя существительное – часть речи, которая обозначает…

А) предмет

Б) признак предмета

В) признак другого признака

Г) действие предмета

4. Найдите слова, употребляемые только в единственном числе:

А) косьба, белизна, свежесть, синева

Б) асфальт, камень, столб, дорога

В) ходок, ходьба, хождение, переход

Г) плавание, пловец, пловчиха, плавник

5. Найдите строчку с разносклоняемыми существительными

А) время, семя, путь

Б) рояль, семья, бремя

В)путь, семя, родня

Г) ворота, яблоня, путь

6. Существительные, употребляемые только во множественном числе

А) бревна, сани, вожжи

Б) семена, рельсы, каникулы

В) школы, грабли, обои

Г) сумерки, шахматы, духи

7. Найдите существительные 3-го склонения

А) конь, огонь, роскошь

Б) жизнь, способность, тяжесть

В) брат, мышь, собака

Г) плач, силач, малыш

8. Найдите правильный порядок склонения существительного ПЕНЬ

А) пень, пня, пень, пне, пню, о пне

Б)пень, пня, пне, пню, пнем, о пне

В) пень, пня, пню, пень, пнем, о пне

Г) пень, пня, пню, пнем, пень, о пне

9.Укажите слово с буквой О в суффиксе после шипящих:

А) сверточ..к

Б) горшоч..к

В) бумаж..нка

Г)поясоч..к

10. Укажите несклоняемые существительные среднего рода

А) жюри, пальто

Б) пианино,инженер

В) шимпанзе,край

Г) эскимо, время

11. Укажите существительные мужского рода

А) вуаль, герань, мозоль

Б) пропуск, пропаганда, прощание

В) искусство, шоссе, повидло

Г) тюль, рояль, кофе

12.Укажитеимя существительное по следующимморфологическим признакам: ср.р., 2 скл, Предл.п., ед.ч.

А) о кофе

Б) у окна

В) в кино

Г)в молоке

13. Найдите существительные 1-го склонения

А) планета, космос, луноход

Б) ракета, дядя, молодежь

В) лошадь, лекция, мышь

Г) польза, семья, лошадка

14. Определите существительные общего рода

А) сирота

Б) бухгалтер

В) учитель,

Г)помощница

15. Сколько падежей в русскомязыке

А) 8б) 6В) 7 Г) 5

16. Найдите имя существительное

А) троим

Б) третьих

В) троих

Г) тройка

17 Определите строку, где НЕ пишется слитно

А) (не) было, (не) вежа

Б) (не) стоять, (не) ряха

В) (не) годование, (не) уч

Г) (не) навидеть, (не) стоять

18. Определите склонение существительных: Из деревни, за рекой, в машине

А) 1-го склонения

Б) 2-ое склонение

В) 3-е склонение

Г) общее склонение

19. Определите собирательные существительные

А) листва, молодёжь, крестьянство

Б) Семиречье, человек, березняк

В) добро, книга, зло

Г) кружка, хлопья, кнут

20. Найдите собственное имя существительное

А) семерка, б) Семиречье

В) городГ) сорока

21. Укажите слово, которое пишется слитно с – ПОЛ

А) (пол) Европы

Б) (пол) листа

В) (пол) квартиры

Г) (пол) арбуза

22. Найдите слово с суффиксом ЩИК.

А)подпис.. ик

Б) развед.. ик

В)камен.. ик

Г) пульмет.. ик.

23.Укажите слова с буквой Ев суффиксах имен существительных:

А)руч..нка, жуч..к.

Б) лож..чка, ореш..к

В) медвеж..нок, лож..чка

Г) хомяч..к, собач..нка

24. Укажите существительноес суффиксом ИК:

А)кузнеч..к, словар..к

Б) песоч..к, ящич..к

В)огонеч..к, платоч..к

Г)узелоч..к, хвост..к

25.Выберите группу существительных, у которых верно указана форма множественного числа:

А)много ботинок, чулков,макаронов, помидоров;

Б) много ботинков, чулок, макарон, помидор;

В) много ботинок, чулок, макаронов, помидоров;

Г) много ботинок, чулок, макарон, помидоров.

ТЕСТ

по теме «Имя существительное», 6 класс

Вариант 1

1. Соедините стрелками приведенные примеры и группу по значению:

Воображение конкретное

Магазин вещественное

Ребятня отвлеченное

Молоко собирательное

2. В каком слове неверно обозначено ударение?

А) каталОг

Б) диспАнсер

В) ходАтайство

Г) добЫча

Журнал (П,п)ионер девочка (Л,л)юба мульфильм (Р,р)усалочка пароход (О,о)рёл

Объясните свой выбор: _________________________________________________________

_____

4. Отметьте вариант, в котором род существительного определен неверно:

А) Невежа (общий род)

Б) Тюль (мужской род)

В) Шимпанзе (средний род)

Г) Изморозь (женский род)

5. Выпишите из предложений слово(а), имеющее(ие) форму только множественного числа:

Деду Семену понадобились очки для чтения газеты. До этого он разглядывал листву на дереве во дворе и оставил их на подоконнике. Совсем скоро должны наступить прохладные дни, поэтому дед каждый день любовался осенней природой.

________________________________________________________________________

6. Данные слова распределите по столбикам таблицы: планетарий, стена, веер, степь, земля, имя, гвардия, облако, картофель, луч.

7. Выберите правильный(ые) вариант(ы) объяснения правописания окончания существительных:

А) учебник по астрономии (слово 1 склонения, Дат. П.)

Б) рисунок на тарелке (слово 1 склонения, Пр. П.)

В) рассказать о дочери (слово 3 склонения, Пр.)

Г) легенда о городе (слово 2 склонения, Род. П.)

Баку по роду главного слова в расшифрованном словосочетании

Леди по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект

НИИ по полу лица, указанного в предложении

9.Вставьте пропущенные буквы:

Талантливый объез...ик, с тяжёлой поклаж…й, маленький горшоч…к, положить в кармаш…к, юный выдум…щик, забавный медвеж…нок, мокрым плащ…м

10. Выберите варианты слитного написания не с существительным:

А) Невероятный (не)ряха

Б) (Не)дорога, а долгие сборы волновали его.

В) (Не)город он любил.

Г) (Не)желание трудиться

11. Распределите слова по колонкам: (пол)стула, (плащ)палатка, (земле)мер, (шести)летие, (пол)Лесного, (полу)мрак

12. Определите значение суффикса в существительном ДВОРНИК:

А) Суффикс, образующий имена существительные с отвлеченным значением

Б) Суффикс, образующий имена существительные со значением лица

В) Суффикс, образующий имена существительные со значением конкретных предметов

Г) Суффикс, образующий имена существительные со значением уменьшительно-ласкательным

Вариант 2

В данном тесте вам предстоит выполнить 12 заданий по теме «Имя существительное». Задания можно выполнять в любом порядке. Не торопитесь, будьте внимательны. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

1.Соедините стрелками приведенные примеры и группу по значению:

Бензин конкретное

Зверьё вещественное

Полка отвлеченное

Мужество собирательное

2.В каком слове неверно обозначено ударение?

А) срЕдства

Б) щавЕль

В) медикамЕнты

Г) квАртал

3. Найдите лишний вариант из приведенных, подчеркните его:

Город (Л,л)есной сказка (З,з)олушка птица (О,о)рёл река (В,в)олга

Объясните свой выбор: ____________________________________________________

________________________________________________________________________

4.Отметьте вариант, в котором род существительного определен неверно:

А) Мозоль (женский род)

Б) Разиня (женский род)

В) Маэстро (мужской род)

Г) Имя (средний род)

5. Выпишите из предложений слово(а), имеющее(ие) форму только единственного числа:

Деду Семену понадобились чернила, чтобы написать письма родным. Керосина в лампе оставалось немного, и грусть деда увеличивалась. Он скучал без внуков, которые могли приезжать к нему очень редко.

________________________________________________________________________

6.Данные слова распределите по столбикам таблицы: гений, книга, голубь, тишь, глобус, знамя, полиция, озеро, картошка, туш

Если вы нашли слово, которое не может быть занесено в таблицу, выпишите его ниже и объясните причину этого: _______________________________________________________________

7.Выберите правильный(ые) вариант(ы) объяснения правописания окончания существительных:

А) тропинка в инее (слово на -ее, Пр. П.)

Б) Город в тумане (слово 2 склонения, Пр. П.)

В) не найти дороги (слово 1 склонения, Пр. П.)

Г) дожидаться полночи (слово 3 склонения, Род. П.)

8. Соедините стрелками приведенные примеры и способы определения рода:

Сочи по роду главного слова в расшифрованном словосочетании

мадам по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект

МИФИ по полу лица, указанного в предложении

9. Вставьте пропущенные буквы:

Трудолюбивый сма…ик, варенье с алыч…й, зеленый дубоч…к, пирож..к с капустой, работа бетон…ика, забавный бельч…нок, крюч…чек для ключей

10.Выберите варианты слитного написания не с существительным:

А) (Не)любовь, а жалость владела им.

Б) глубокая (не)нависть

В) (Не)знание правила его подвело.

Г) (Не) лев это.

11. Распределите слова по колонкам: (пол)учебника, (скатерть)самобранка, (воздухо)лёт, (семи)летие, (пол)дня, (полу)месяц

12.Определите значение суффикса в существительном ЧАЙНИК:

1)Суффикс, образующий имена существительные с отвлеченным значением

2)Суффикс, образующий имена существительные со значением лица

3)Суффикс, образующий имена существительные со значением конкретных предметов

4)Суффикс, образующий имена существительные со значением уменьшительно-ласкательным

Ключ к тесту

Вариант 1.

1.Воображение - отвлеченное, магазин - конкретное, ребятня - собирательное, молоко - вещественное

2.ДиспансЕр

3.Девочка Люба, так как здесь имя собственное пишется без кавычек

4.Шимпанзе

6.Не в таблице - имя, разносклоняемое

8.Баку - по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект, леди - по категории одушевленности/неодушевленности, НИИ - по роду главного слова в расшифрованном словосочетании, невежа - по полу лица, указанного в предложении

9.Талантливый объездчик, с тяжёлой поклажей, маленький горшочек, положить в кармашек, юный выдумщик, забавный медвежонок, мокрым плащом

11.Полстула, плащ-палатка, землемер, шестилетие, пол-Лесного, полумрак

Вариант 2.

1.Бензин - вещественное, зверьё - собирательное, полка - конкретное, мужество - отвлеченное

2.квартАл

3.сказка «Золушка», так как здесь второе слово пишется в кавычках (здесь может быть и другой ответ: птица орел, так как второе слово является нарицательным), засчитываются оба варианта, если дано объяснение

5.Керосин, грусть

6.Не в таблице - знамя, разносклоняемое

8.Сочи - по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект, мадам - по категории одушевленности/неодушевленности, МИФИ - по роду главного слова в расшифрованном словосочетании, соня - по полу лица, указанного в предложении

9.Трудолюбивый смазчик, варенье с алычой, зеленый дубочек, пирожок с капустой, работа бетонщика, забавный бельчонок, крючочек для ключей

11.Пол-учебника, скатерть-самобранка, воздухолёт, семилетие, полдня, полумесяц

Оценивание

1.По 0, 5 балла за каждое правильное соединение, максимум - 2 балла

2.1 балл за верный ответ

3.1 балл за верный ответ + 1 балл за объяснение, максимум - 2 балла

5.1 балл за правильно выполненное задание (если выписано больше или меньше слов, ставится 0 баллов)

6.По 0, 5 балла за каждый верно заполненный столбик (если в столбике не хватает слов или есть лишнее, ставится 0 баллов) + 0, 5 баллов за выписанное слово + 0,5 балла за объяснение, максимум - 2,5 балла

7.По 1 баллу за верный ответ, максимум - 2 балла

8.По 0, 5 балла за каждое правильное соединение, максимум - 2 балла

9.По 0,5 балла за каждое верное написание, максимум - 3,5 балла

10.По 1 баллу за верный ответ, максимум - 2 балла

11.По 0,5 балла за каждый верно заполненный столбик (если в столбике не хватает слов или есть лишнее, ставится 0 баллов), максимум - 1 балл

Всего за тест можно получить 21 балл

10-15 б - «3», 16 - 19 б - «4», 20-21 б - «5»

Тест по русскому языку для 5 класса на тему «Имя существительное»

Ткаченко Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 58 г. Арзамаса Нижегородской области
Описание. Тест «Имя существительное» предназначен для учащихся 5 класса, разработан в 4-х вариантах. Учитель может использовать его на уроках повторения и обобщения как тренировочный материал, а также как КИМ на уроках контроля знаний учащихся.
Цель: диагностика уровня усвоения программного материала учащимися по теме «Имя существительное».
Задачи:
- повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»,
- закрепления навыка работы с тестами,
- контроль уровня усвоения теоретического материала по теме «Имя существительное».

Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 20 минут. Работа включает в себя 20 заданий, которые представляют собой задания с выбором ответа.
К каждому заданию предлагаются 4 варианта ответа, из которых только один верный.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Оценивание: «5» - от 90% до 100% правильных ответов;
«4» - от 80% до 90% правильных ответов;
«3» - от 60% до 80% правильных ответов;
«2» - ниже 60% правильных ответов.
Желаем успеха!
Вариант 1.

1) мышь
2) прыгать
3) мы
4) красный

1) конь
2) мяч
3) стол
4) дом

1) мороз
2) яйцо
3) кукла
4) море
Задание 4. Образуйте от существительного конь форму Д. п. ед. ч.:
1) коню
2) конём
3) коне
4) коням

1) ножницы
2) птицы
3) киты
4) берега

а) роскош…
б) (много) дач…
в) малыш…
г) мяч…
на лесной тропинке
1) неодушевленное, нарицательное, 1 склонение
2) неодушевленное, нарицательное, 3 склонение
3) неодушевленное, собственное, 2 склонение


1) Мама, ягода, юноша
2) Конь, рожь, брошь
3) Мама, море, ветка
4) Земля, кот, печка
Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму среднего рода.
1) Солнце осветило все вокруг.
2) Сверху посыпался иней.
3) Мы весело играли в футбол.
4) Маша читает что-то очень интересное.

1) газета Московский комсомолец
2) рассказы Горького
3) Машины игрушки
4) взобрался на Эльбрус
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме предложного падежа.
1) Шумит в густом лесу золотой дождь.
2) Девочка вырвала сорную траву и вскопала землю.
3) Усталый заяц вернулся с ночной охоты.
4) Мох спускается зелёными прядями до самой земли.

Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова гармошка:
1) 1 склонение, женский род
2) 1 склонение, мужской род
3) 2 склонение мужской род
4) 3 склонение, женский род

А. на лесной опушк… Б. одинокая б…рёзка В. К серой мыш…
Г. рыжая л…сичка
1) АБ 2) АБВ 3) АВГ 4) АБВГ

Ребята любят летние каникулы.
а) дополнение
б) подлежащее
в) сказуемое
г) обстоятельство

1) какаду
2) молния
3) зима
4) стая
1) дитя
2) зима
3) крыша
4) молоко

1) молодые шофера
2) квалифицированные инженеры
3) опытные инструкторы
4) незаменимые токари

С (небо) падали пушистые снежинки.
1) Родительного падежа
2) Винительного падежа
3) Именительного падежа
4) Предложного падежа

1) Ключ…к
2) Замоч…к
3) Ботиноч…к
4) Венич…к

1) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., одуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.

Вариант 2.
Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
1) игра
2) игривый
3) играющий
4) играть

1) рожь
2) кот
3) девочка
4) мама
Задание 3. Найдите существительное мужского рода:
1) конь
2) роскошь
3) листва
4) зима
Задание 4. Образуйте от существительного мяч форму П. п. ед. ч.:
1) мяче
2) мяча
3) мячу
4) мячом
Задание 5. Найдите существительное, имеющее форму только мн. ч.:
1) плоскогубцы
2) руки
3) носы
4) листва
Задание 6. В каком существительном после шипящего пишется ь?
а) печ…
б) плач…
в) смерч…
г) ключ…
Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
в красном платье

2) одушевленное, нарицательное, 2 склонение
3) неодушевленное, собственное, 1 склонение
4) неодушевленное, нарицательное, 3 склонение
Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 2 склонения?
1) Сено, поле, море
2) Сено, молодежь, море
3) Ветер, буря, стужа
4) Лошадь, тётя, стол
Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму женского рода.
5) 1) Маша читает что-то очень интересное.
6) 2) Сверху посыпался иней.
7) 3) Мы весело играли в футбол.
8) 4) Солнце осветило все вокруг.
Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
1) в сказке Царевна-лягушка
2) город Орёл
3) речка Обь
4) город Москва
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме родительного падежа.
1) Петя расстроен, потому что у него нет мяча.
2) Маленький ёжик вышел на прогулку.
3) За окном разыгралась вьюга.
4) В траве закраснелась земляника.
Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова полночь:
5) 1) женский род, 3 склонение
6) 2) женский род, 1 склонение
7) 3) женский род, 2 склонение
8) 4) мужской род, 3 склонение
Задание 13. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все слова, в которых пропущена буква е.
9) А. л…сник Б. ж…знь В. на лекци… Г. р…ка
10) 1) АГ 2) АБВ 3) АВГ 4) АБВГ
Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
Девушка листала журнал, рассматривала фотографии людей и природы.
а) определение
б) дополнение
в) обстоятельство
г) сказуемое
Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
1) кино
2) окно
3) зерно
4) сено
Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
1) путь
2) синь
3) звон
4) стон
Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
1) лучшие докторы
2) бдительные кондуктора
3) золотые купола
4) достойные повара
Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
Мама несет на (руки) маленькую дочку.
1) Предложный падеж
2) Дательный падеж
3) Творительный падеж
4) Именительный падеж
Задание 19. В каком существительном пропущена буква и?
1) Сухар…к
2) Ножич…к
3) Следоч…к
4) Огонёч…к
Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:

1) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.

3) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., м. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.
4) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпа, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.

Вариант 3.
Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
1) листва
2) надолго
3) кто-то
4) зимний
Задание 2. Выберите одушевленное имя существительное:
1) кот
2) колос
3) яйцо
4) молоко
Задание 3. Найдите существительное женского рода:
1) печка
2) юноша
3) солнце
4) день
Задание 4. Образуйте от существительного море форму П.п. мн.ч.:
1) морях
2) море
3) морями
4) морем

1) детвора
2) опилки
3) выборы
4) деньги

а) борщ…
б) лож…
в) молодеж…
г) глуш…
Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
на крутом берегу
1) неодушевленное, нарицательное, 2 склонение
2) неодушевленное, нарицательное, 1 склонение

4) неодушевленное, собственное, 2 склонение
Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 3 склонения?
1) роскошь, дичь, речь
2) мощь, помощь, (нет) груш
3) мелочь, дом, стая
4) дочь, синь, полянка
Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму мужского рода.
1) Был морозный день.
2) Голодной птице зима – это смерть.
3) Солнце осветило все вокруг.
4) Наступила долгожданная весна.
Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
1) журнал Мурзилка
2) Куликовская битва
3) озеро Байкал
4) Зимний дворец
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме именительного падежа.
1) Папа купил ковёр.
2) Папа купил ковёр.
3) Дикие ветки дают кислые яблоки.
4) Маленький котёнок весело прыгает в густой траве.
Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова карандаш:
1) мужской род, 2 склонение
2) мужской род, 1 склонение
3) женский род, 1 склонение
4) средний род, 2 склонение

А. ш…нель Б. ц…фра В. лыж… Г. ц…ган
1) АБВ 2) АВ 3) АВГ 4) БВГ
Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
Моя мама – учитель литературы.
а) сказуемое
б) подлежащее
в) дополнение
г) определение
Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
1) метро
2) полотно
3) солнце
4) жгут
Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
1) время
2) корма
3) рожь
4) мороз
Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
1) пара носок
2) пара сапог
3) пара чулок
4) пара ножниц
Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
Шустрые белочки прыгают по (деревья).
1) Дательный падеж
2) Предложенный падеж
3) Родительный падеж
4) Винительный падеж

1) Кошелёч…к
2) Сухар…к
3) Трамвайч…к
4) Костюмч…к
Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:

1) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., ж. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.
2) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., в ед. ч., в В.п.
3) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.
4) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпа, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.

Вариант 4.
Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
1) изморось
2) моросящий
3) моросит
4) подморозило
Задание 2. Выберите неодушевленное имя существительное:
1) потолок
2) заяц
3) щенок
4) муха
Задание 3. Найдите существительное среднего рода:
1) зерно
2) дядя
3) роскошь
4) слон
Задание 4. Образуйте от существительного юноша форму Р. п. ед. ч.:
1) юноши
2) юноше
3) юношей
4) юношу
Задание 5. Найдите существительное, имеющее форму только ед. ч.:
1) горе
2) очки
3) брюки
4) сани
Задание 6. В каком существительном после шипящего НЕ пишется ь?
а) камыш…
б) суш…
в) тиш…
г) мыш…
Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
научила Таню
1) одушевленное, собственное, 1 склонение
2) неодушевленное, собственное, 2 склонение
3) одушевленное, нарицательное, 3 склонение
4) одушевленное, нарицательное, 1 склонение
Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 1 склонения?
1) доброта, высота, синева
2) красота, мгла, тень
3) солнце, изморось, весна
4) капля, дождь, облако
Задание 9. Укажите предложение, в котором все существительные имеют форму мужского рода.
1) А вот и лесной царь – белый гриб.
2) Рыхлый снег раскрывал мне тайны ночной жизни жи¬вотных.
3) Большому кораблю – большое плаванье.
4) Остро пахло сырой землёй, прелыми листьями.
Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
1) журнал Огонёк
2) кошка Мурка
3) студент Иванов
4) пёс Бобик
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме дательного падежа.
1) Летом я отправлюсь к дедушке в деревню.
2) Издали раздается гул паровоза.
3) С крыши стекают мутные потоки воды.
4) Зимой хорошо сидеть у печки!
Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова сокровищ:
1) средний род, 2 склонение
2) мужской род, 2 склонение
3) женский род, 3 склонение
4) мужской род, 1 склонение
Задание 13. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все слова, в которых пропущена буква и.
А. птиц… Б. революц…я В. щипц… Г. ц…рк
1) БГ 2) АБВ 3) АВГ 4) БВГ
Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
Таня сидела у окна и тихо плакала.
а) подлежащее
б) дополнение
в) обстоятельство
г) определение
Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
1) пальто
2) ружьё
3) малинник
4) свежо
Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
1) имя
2) филе
3) метро
4) лассо
Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
1) красивая тюль
2) ценный комментарий
3) важная бандероль
4) темная вуаль
Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
Зеленый лес зашумел от порывов (ветер).
1) Родительный падеж
2) Винительный падеж
3) Дательный падеж
4) Предложенный падеж
Задание 19. В каком существительном пропущена буква е?
1) кулёчек
2) Балконч…к
3) Попугайч…к
4) Гвозд…к
Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:
1) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпы, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.
2) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.
3) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., в ед. ч., в В.п.
4) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., м. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.

Примечание.
Ответы.

В предложенных тестах правильный ответ ко всем заданиям находится под цифрой 1. Учитель, планирующий использовать данную разработку, в праве поменять местами правильные ответы.

Использованная литература:
1. Бояринова И.П., Ермилина О.Е. Русский язык и культура речи. Интернет-курс для подготовки к ЕГЭ.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2013.

Елена Лебедева
Занимательные игровые задания по русскому языку

Занимательный русский язык .

1) Игровые задания , направленные на отработку орфографических норм.

Игра «Словарное лото»

Каждый ребенок получает карточку, на которой написано 8 словарных слов. Учитель или ученик достает из коробочки карточки и читает слова. Ребенок, у которого есть такое слово на карточке, закрывает его фишкой. В конце игры выявляем победителя, т. е кто первый из детей закрыл слова. Затем учитель дает задание : списать слова, выполнить взаимопроверку, поставить оценки друг другу.

Карточки для игры

весело огурец

собака овощи

магазин топор

берёза урожай

быстро огурец

молоко ученик

магазин учительница

берёза машина

Игра «Мягкая посадка»

При отработке какой-либо темы или орфограммы эта игра побуждает интерес, активизируя весь класс. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово или вопрос прозвучит. Например, изучается тема «Правописание безударных гласных» . Учитель бросает мяч и называет слово «земляной» . Ученик ловит мяч и называет проверочное слово «земли» . Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием , продолжает стоять и пытается исправить положение.

Игра «Я работаю волшебником»

Ребята получают задания : превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа.

Стол – столовая

Мебель – мебельная

Диван – диванная

Такая игра проводится в парах. В конце игры подводятся итоги, выявляют пары – победители – волшебники, которые не только правильно образовали слова, но и написали их без ошибок.

Игра «Кто быстрее?»

Переставьте слоги местами. Запишите полученные слова, разделите их на слоги.

Качай чайка

Камыш мышка

Навес весна

Рано нора

Наши шина

Насос сосна

2) Игровые задания , направленные на отработку орфоэпических норм.

Игра «Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор из слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся – за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. Пример : даны слова – километр, шофёр, центнер, крапива, свекла, сантиметр.

Игра «Пригласите друга на обед»

Ученикам предлагается список меню обеда, на который необходимо пригласить друга. В меню, конечно, записаны слова : щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот, тефтели. Детям необходимо обратиться к друзьям, зачитав им меню без ошибок. Можно обыграть ситуацию встречи друзей.

Игра «Конкурс дикторов» .

Учащимся необходимо прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенные слова. «Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3 – й декады текущего месяца до конца квартала».

3) Игровые задания , направленные на развитие речи.

Учащимся 1 класса очень полезны такие игры, т. к. как они развивают речь, познавательный интерес, воображение, моторику рук.

Игра «Запишем сказку»

Учитель читает детям сказку или рассказ (для начала лучше небольшой, состоящий из 4-5 основных эпизодов, затем предлагаете ему пересказать текст. Это довольно сложно : практически у всех детей связный пересказ вызывает трудности. Успокойте ребенка и предложите ему записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. А записывать сказку можно с помощью картинок. Дети рисуют на листочке несколько квадратов. Вместе с детьми вспоминаем, о чем говорилось в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадрате рисуют девочку около домика. Затем так же рисуют продолжение сказки. Учитель помогает делить сказку на смысловые части.

В результате дети зарисовывают в картинках весь сюжет и пересказывают сказку по своим иллюстрациям.

Игра «Давайте сочинять!»

Предложите детям сочинить сказку. Определите тему – придумать сказки о зайчиках. Затем обсудите, в какой роли будет выступать зайчик в сказке : он может жить в лесу и дружить со зверями, а может быть игрушкой, которую подарили мальчику, зайчик может выступать в сказке как трусишка и, наоборот, как храбрец. А может быть, придумать сказку про то, как трудно заметить белого зайчика на снегу? Через несколько минут дети рассказывают сказки, которые обсуждаются и оцениваются. Высокую оценку получает наиболее последовательная, детализированная и оригинальная сказка.

Игра «Волшебный лес»

Каждый участник игры получает лист бумаги и карандаши. На листе выполнены незаконченные изображения (см. далее) .

Детям необходимо нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю. Затем рассматриваете рисунки, слушаете истории и отмечаете наиболее полные, оригинальные.

Игра «Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни.) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (. га) .

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов : а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, с

Назвать слова, противоположные по значению : Тонкий - Острый - Чистый - Громкий - Низкий - Здоровый - Победа - и т. п.

Игра «Кто больше?»

Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово.

Например : ФОТОГРАФИЯ – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т. д.

Добавлять другие буквы воспрещается!

Можно использовать и другие варианты :

Предлагается слово-корень : стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например : ДОМ – домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.

4) Игровые задания , направленные на систематизацию знаний о частях речи.

Игра «Домино» (по теме «Глагол» )

Каждый участник игры получает карточку, которая разделена на две части. В одной части написано начало правила или формулировка вопроса, на другой продолжение ответа. Дети должны соединить по принципу домино все карточки.

Какие суффиксы имеют глаголы в прошедшем времени перед суффиксом -л-? Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

Чем чаще всего выражен глагол в предложение? Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени?

Какое окончание имеют глаголы II спряжения? В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.

Игра «Зебра» (по теме «Имя существительное» )

Игру можно проводить в группах. Каждая группа получает полоски бумаги белого и черного цвета. На белых полосках написаны вопросы по теме, а на черных детям необходимо записать ответы. Чередуя полоски между собой, дети составляют рисунок «зебры» . Побеждает та группа, которая быстрее всех и правильней запишет ответы на вопросы.

Игра «Собираем урожай» (по теме «Имя прилагательное» )

Эту игру можно проводить в конце урока или в конце изучения данной темы. Учитель раздает детям картинки яблок, груш, слив, вишен, абрикосов (можно по несколько штук каждому ребенку, на столе стоит корзина. Предлагает детям : «Давайте соберем урожай. Надо сформулировать правило по теме «Имя прилагательное» и опустить картинку в корзину. Формулировки правил не должны повторяться. Давайте посмотрим, кто больше всех положить фруктов и ягод в корзину».

Игра «Чистая доска»

Детям очень нравится эта игра. Для ее организации перед объяснением нового материала в разных концах доски записывают вопросы, которые могут выражены как в обычной форме, так и схемой. Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре : «Посмотрите на доску, она заполнена различными вопросами. Ответы на них содержатся в моём объяснении. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте правильный ответ на него, то вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».

Другой вариант (когда игра проводится не в первый раз) игры может включать небольшое соревнование : «Какой ряд учащихся поможет убрать с доски больше вопросов?» Если некоторые вопросы останутся без ответа, то они автоматически становятся для ребят домашним заданием .

5) Лексико-фразеологические игры.

Игра «Собери, объясни, докажи»

Игру можно проводить как индивидуально, так и в командах, группах, в парах. Детям предлагается набор слов на полосках бумаги. За определенное время необходимо составить фразеологические обороты, объяснить смысл, привести пример из жизни, или литературного произведения. Например : КАК, МАКАР, СВИСТИТ, НА ЯЗЫКЕ , ВЕТЕР, ВЕРТИТСЯ, В КАРМАНАХ. В РУКАВИЦАХ, КАНУЛ, ТЕЛЯТ, В ВОДУ, НЕ ГОНЯЛ, ЕЖОВЫХ.

Игра «Угадай-ка!»

Учитель бросает мяч ребёнку и называет фразеологические обороты. Ученики ловят мяч и объясняют значение. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Например : кожа да кости – худой; дырявая память – забывчивый; на всех парусах – быстро. Перемывать косточки – обсуждать; хоть кровь из носу – обязательно; рукой подать – близко; как рыба в воде – уверенно.

Игра «Наоборот»

Эта игра аналог предыдущей, только наоборот. Учитель называет детям слова, а ребята должны заменить фразеологическими оборотами.

Например : метко – не в бровь, а в глаз. Неожиданно – как снег на голову. Тесно – негде яблоку упасть. Темно – хоть глаз выколи.

Игра «Аукцион»

В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Например : покупать кота в мешке, всяк кулик свое болото хвалит, мартышкин труд, брать быка за рога, комар носа не подточит.

6) Существует еще один вид игр, отличительным признаком которых является внешние правила. Их называют тренинговыми. К ним относятся :

1) настольные игры; (домино, лото) ;

2) игры на основе заданного алгоритма (ребусы, кроссворды, шарады, головоломки) .

Педагогами и психологами доказано, что составление интерактивных игр самими детьми способствует не только лучшему усвоению учебного материала, но и развитию письменной речи, систематизации знаний по темам, развивает внимание, мышление, умение выделять основное, развивает познавательную активность

На уроках можно предложить детям решение кроссвордов, составленных как учителем, так и детьми.

По теме «Имя существительное» 3-й класс

По теме «Местоимение» 3-й класс

Творческие задания по теме:

«Имя существительное»

Вопросы:

    Что называется именем существительным?

    Какие бывают имена существительные?

    Как изменяются имена существительные?

    Три склонения имён существительных?

    Падежи имён существительных (вопросы, предлоги, особенности)?

    Как определить падеж имён существительных?

    Падежные окончания имён существительных 1 склонения?

    Падежные окончания имён существительных 2 склонения?

    Падежные окончания имён существительных 3 склонения?

1 вариант:

    Спиши:

Весной около дороги ребята нашли черепаху. Солнце разбудило её от спячки. Она с трудом шла по дорожке. Ребята порадовались находке.

    Найди в тексте слово, которое подходит к схеме:

Бросили (дорога), работал (охранник), гуляли (лес), жил (Олег), читать (журнал), ехать (поезд), слова (песенка), рассказала (праздник).

2 вариант:

    Спиши:

Мы шли по дорожке к роще. На опушке рощи было много лесных ягод. Вот к берёзке подлетели сороки. Дятел застучал клювом по осинке.

    Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Подчеркни грамматическую основу в первом предложении. Укажи части речи. Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

Вскрикнуть (боль), выпрыгнул (песочница), сорвать (дерево), пролить (стол), рассказать (мама), лежит (постель), налить (стакан), говорить (друг).

3 вариант:

    Спиши:

На верхушке ёлки Кирилл и Геннадий укрепили звезду. От веточки к веточке потянулись золотые паутинки. Ёлка ожила, засветилась миллионами огней.

    Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

Подъехать (вокзал), снять (яблоня), смеяться (радость), плыть (море), шёл (тропинка), живёт (город), вместе (подруга), сидел (кресло).

4 вариант:

    Спиши:

Из деревни по дороге идут колхозники. Около рощи они пошли по тропинке. На поляне свернули с тропинки и направились к речке. У речки в стоге сена сидела группа ребят.

    Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Подбери из текста слово к схеме: Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

Смотреть (книга), рисовать (альбом), дружить (Ольга), приехать (тётя), лежать (песок), увидеть (ворота), позвать (класс), петь (весна).

5 вариант:

    Спиши:

В осеннем лесу ветер свободно гуляет. Ничто не мешает ему качать серёжки у ольхи. Он подхватывает пыльцу. Пыльца летит по всему лесу. Солнце освещает яркие и пушистые цветы.

    Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Составь схему последнего предложения. Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

Лежал (печь), держала (книга), подошёл (сторожка), подружилась (одноклассница), висели (дуб), смеялись (радость), сделал (поделка), думал (подарок).

6 вариант:

    Спиши:

Тяжелеют кисти у рябин. Я долго бродил по лесу и вышел на поляну. Там возвышалась большая копна сена. Я лёг в душистое сено, дышал запахом травы, смотрел на облака.

    Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Подчеркни грамматическую основу во втором предложении. Укажи части речи. Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

Работать (порт), писать (дедушка), стоять (дом), следить (речь), выбежал (дубрава), попросил (учительница), увидела (киоск), нашла (сумка).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!