Методические указания по выполнению практических занятий по литературе. Казахская головная архитектурно-строительная академия колледж

Контраст как основной идейно- композиционный принцип повествования в романе

Л.Н. Толстого «Война и мир». )

Принцип контраста (антитезы) можно определить как важнейший художественный принцип романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Толстому было важно раскрыть суть исторического процесса, у которого два состояния: либо война, либо мир. Эти два понятия четко определены и противопоставлены Толстым. Война представлена им как "противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие", а мир – как жизнь людей без войны под мирным небом и без пролития невинной крови. Для автора очень важен переход от состояния мира к состоянию войны, так как здесь у него появляется возможность противопоставить поведение тех или иных героев его романа в данной героической ситуации.

Принцип контраста проявляется на всех уровнях художественного текста: от проблематики до построения системы персонажей и приемов психологического изображения.

1. В самом заглавии произведения Толстого содержится проблема: заглавие не однозначно, имеет много значений. Слово "война" означает в"Войне и мире" не только военные действия, не только события, происходящие на поле сражения; война может происходить в повседневной жизни людей /вспомним такую войну из-за наследства графа Безухова/ и даже их душах (духовные искания героев, внутренняя борьба). Еще более насыщенным в смысловом отношении является слово "мир": мир как противопоставление войне и"мир" как общность людей в целом.

Заглавием окончательной редакции романа Л.Н.Толстого стало "Война и мир", то есть мир как антитеза войне. Сочетание "война и мир" становится ключом к историческому процессу в целом. Таким образом, мир - это категория универсальная, это жизнь, это вселенная.

2. Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается двумя полюсами: на одном полюсе - добро и мир, объединяющие людей, на другом - зло и вражда, разобщающие людей. Толстой испытывает своих героев с точки зрения закона "непрерывного движения личности во времени". Герои «мира», способные к душевному движению, к внутренним изменениям, по мысли автора, несут в себе начала "живой жизни".Герои «войны» , неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала разлада. В своем романе Толстой резко противопоставляет этих персонажей.

При описании мира главным критерием , на основе которого происходит противопоставление персонажей,является отношение к семье, к детям. В "мертвом" мире, где все подчинено единственной цели, состоящей в увеличении собственного состояния любыми способами, заключение брака выступает лишь как одно из возможных средств. Ни для кого из принадлежащих к данному лагерю не составляет трудностей перешагнуть через семью, равно как и через прочие моральные устои. В этом отношении наиболее ярким является образ Элен. Единственной целью, с которой она вступила в брак с Пьером Безуховым - наследником всего состояния графа Безухова, было получение части наследства. Разрыв с мужем и получение большей половины его богатства является логическим завершением построенной ею интриги.

Совершенно противоположное отношение к моральным ценностям царит в мире "живом". Для его представителей семья, дети являют собой высший идеал, становятся истинной целью человеческой жизни. Наиболее показательна в данном отношении семья Ростовых, атмосфера в которой - любовь и полное взаимопонимание - прямо противоположна интригам, зависти и злости в семье Курагиных. Дом Ростовых открыт для каждого, и любой пришедший к ним будет принят с должной добротой и радушием. Не случайно после возвращения с фронта Николай Ростов направляется именно в родительский дом. Характерно также различие между отношением к детям в семьях Курагиных и Ростовых. Единственное желание князя Василия - поскорее избавиться от "спокойного дурака" Ипполита и "беспокойного дурака" Анатоля, при этом еще и приумножив свое состояние. Напротив, для Ростовых дети представляют важную ценность и никакой ребенок не может быть нелюбимым. 3. Но кроме плоскости мира в романе существует плоскость войны , где герои предстают в совершенно иной ипостаси.Основным критерием в данной плоскости Толстой выбирает отношение к Родине, проявление патриотизма . Мир "живой" - это мир истинных патриотов, чувства которых по отношению к Родине совершенно искренны и неподдельны. Андрей Болконский не руководствуется никакими иными соображениями, кроме мыслей о защите Отечества, когда пытается противостоять всеобщей панике и отступлению под Аустерлицем. Князь Андрей не задумывается ни о повышении, ни о наградах, он подчиняется лишь собственному чувству долга. Полной противоположностью Андрею Болконскому является Борис Друбецкой. Основной своей задачей он видит не защиту Отечества, а продвижение по службе, причем не заслугами на поле боя, а лестью, лицемерием, подхалимством по отношению к начальству. Для него ничего не значит судьба людей, он готов ими пожертвовать ради собственного повышения и представления к награде. В несколько иной форме проявляют патриотизм Ростовы. Николай не может убить человека вне зависимости от того, на чьей стороне он находится, но при отступлении из Москвы Ростовы жертвуют собственным имуществом ради спасения раненых. Совершенно по-иному ведет себя Берг. Пользуясь всеобщим бедствием и смятением, ему удается приобрести "шифоньерку" за ничтожно малую цену, причем эта "сделка" становится предметом его гордости. Истинный патриотизм также демонстрируют герои, не принадлежащие ни к одному из миров и действующие только в плоскости войны, но также противопоставленные "мертвому" лагерю. Наиболее показателен в этом отношении подвиг капитана Тушина, и особенно его восприятие своего героизма. Тушин даже не задумывался о героической сути своего поступка - напротив, он пытается оправдаться и просит помощи у Андрея Болконского. По мысли Толстого, истинный патриот даже не замечает того факта, что он совершает подвиг, - для него это лишь долг перед Родиной, лишенный всякого героического флера. Под это определение подходит подвиг и батареи Тушина, и батареи Раевского, совершенный самыми обыкновенными, ничем не примечательными людьми. Таким образом, принцип контраста является базовым для построения системы образов романа и характеристики основных персонажей. Фактически контраст, противопоставление двух миров - "мертвого" и "живого" - составляет основу произведения, определяет его структуру. Это один из способов изображения характеров, и как средство создания исторического пространства. И, очевидно, именно этот принцип обеспечивает целостность произведения, несмотря на колоссальное количество героев, широкие временные рамки и его идейную насыщенность.


по теме «Анализ текста»

Наталья Николаевна Рудакова,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №21» г. Северодвинска

Название учебно-методического комплекса: УМК по русскому языку М. М. Разумовской и др. для 8 класса

Тип урока: урок-практикум.

Цели урока:

· образовательная (совершенствование навыка анализа текста на уровне содержания и формы);

· развивающая (развитие умения доказательно обосновывать свою точку зрения);

· воспитывающая (формирование умения воздействовать в коллективе).

План урока:

1) организация урока:

а) определение цели урока;

б) составление стратегического плана, формирование задач;

2) работа в группах;

3) закрепление (оформление ответов в тетради);

4) самооценка и оценка деятельности;

5) распространение успешных решений.

Оборудование: раздаточный материал (карточки для работы в группах, таблица «Анализ текста»).

Ход урока:

1. Организация деятельности.

Мотивация. Вашему вниманию предлагается запись «Звуки природы», прослушайте фрагмент и ответьте на вопросы:

Какие чувства и мысли возникли у вас в момент звучания записи?

Какие темы вы подняли бы при обсуждении фрагмента?

Слушая звуки птиц, сопровождаемые нежной музыкой, я представила: кругом растут деревья и благоухают цветы, настроение у меня радостное. Я почувствовала себя счастливой, освобожденной от тягостных мыслей и переживаний. Я подумала о том, что человек и природа - единое целое, что человек влияет на природу, а природа оказывает лечебное, успокаивающее действие на человека.

Слово учителя: Мы подняли очень важные темы для обсуждения: «тесная взаимосвязь природы и человека», «красота природы и ее благотворное влияние на человека». Темы актуальны и требуют внимательного рассмотрения. Обратимся к фрагменту из книги «Трава» известного русского писателя Владимира Солоухина (упражнение № 000 на стр. 210) и проанализируем текст.

Целеполагание. Посмотрите внимательно на тему урока и сформулируйте цель.

- Что мы понимаем под анализом текста?

- Какие понятия необходимо рассмотреть для того, чтобы проанализировать текст (содержание и форма)?

Составление стратегического плана, формирование задач.

Определите задачи урока, наметьте план своих действий, расшифровав понятия «форма» и «содержание»:

· высказать впечатление о тексте;

· определить тему, сформулировать проблему и идею текста;

· определить стиль, тип речи;

· найти языковые средства и определить их роль в тексте;

· высказать свою точку зрения (этапы работы записаны на обратной стороне доски).

Посмотрите внимательно на доску и соотнесите свой план действий с тем, который представлен на доске (анализ задач).

Фронтальная работа с классом.

Для анализа текста необходимо вспомнить некоторые термины и познакомиться с новым понятием (парцелляция).

Тема – то, о чём говорится в тексте.

Проблема – вопрос, требующий исследования.

Идея – основная мысль.

Контраст – противопоставление.

Метафора – скрытое сравнение.

Парцелляция – выделение из предложения какого-либо члена, чаще всего второстепенного, и оформление его после точки в виде самостоятельного неполного предложения. Делается это для того, чтобы подчеркнуть значение этого члена предложения и усилить выразительность всего текста. Во всем мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.

Чтение текста (упражнение № 000 на стр. 210) и высказывание впечатления.

2. Работа в группах.

3. Закрепление (оформление ответов в таблице).

Таблица

Анализ текста

1. Определите тему, поставьте вопрос к тексту и сформулируйте идею.

Тема: о стремительном развитии технического прогресса, о равнодушии к миру природы.

Проблема: что может спасти человека?

Идея: только природа способна оживить замороженную душу человека.

Позиция автора: «Люди научились летать и люди разучились удивляться этому». Человек разучился удивляться, в малом видеть великое, в неприметном – прекрасное и загадочное. Причины равнодушия писатель определяет так: развивается технический процесс, преумножаются возможности людей, и плоды цивилизации отдаляют человечество от мира естественных ощущений.

3. Определите стиль, типы речи, ответ аргументируйте (используйте материал на стр.204, 206).

Публицистический стиль: речевая ситуация
(1 – много, официальная обстановка, воздействие на массы посредством общественно значимой информации); тип речи – рассуждение-размышление.

4. Найдите ключевые слова во 2 абзаце, объясните их значение, используя словарь Ожегова.

«Отупение чувств», «обжорство техническим процессом». Грубое слово «обжорство», употребленное в переносном значении, подчеркивает избыток, перенасыщение плодами цивилизации. Обжорство, или чревоугодие, - один из смертных грехов. Человечество горько расплачивается за безразличие к природе.

5. Найдите парцелляцию в 3 абзаце. Определите роль синтаксического средства.

Говоря о парашютике одуванчика, В. Солоухин использует парцелляцию. Писатель акцентирует внимание читателей на крохотном цветке. Маленький парашютик, летящий в небесной выси и опускающийся на землю, способен зародить в душе прекрасные чувства.

6. На каком композиционном приеме строится текст? Какова роль этого приема в раскрытии идеи и авторской позиции?

7. Проанализируйте 4 абзац, определите, какие языковые средства используются в тексте. Для справки: ряды однородных членов, метафора, цитата, сравнение, олицетворение, эпитет.

Цитата («Одуванчик из солнца уже превратился в луну…), метафора («Проклюнется из мертвого холода слабый первый толчок душевного пульса…»), ряды однородных членов помогают зримо представить чувства человека, любующегося одуванчиками.

4. Самооценка и оценка деятельности.

Как достигли поставленных задач? Какие этапы урока самые интересные?

5. Распространение успешных решений.

С какой целью рассматривали языковые средства?

Домашнее задание: проанализируйте текст (№ 000), используя план, составленный на уроке.

Конспект лекционных занятий

Тема лекции № 6: Тождество, нюанс и контраст

Понятие тождества, нюанса и контраста. Слова контраст и нюанс не являются специфическими архитектурными терминами, они общезначимы и применяются тогда, когда нужно определить степень различия между какими-либо предметами или явлениями. Контраст (франц. сontrastе) – противоположность в каком-либо отношении. Нюанс (франц. nuance) - оттенок, тонкое различие в чем-либо. Исходным состоянием при отсчете различия является состояние полного сходства, совпадения, одинаковости, идентичности, т.е. тождества.

Контрастным считают такое отношение между сравниваемыми объектами, в которых явно преобладает различие, нюансным – когда явно преобладает сходство при незначительном различии.

Тождество, нюанс и контраст так же, как и масштабность, являются категориями архитектурной композиции и в тоже время ее средствами, с помощью которых решаются многие композиционные задачи. Они играют формирующую и регулирующую роль в создании целостной архитектурной композиции, определяя меру отношений между другими средствами композиции.

Тождество, нюанс и контраст присутствуют в каждом объекте архитектуры, однако заметно проявляются в том случае, если какое-то из них преобладает и приобретает роль ведущего отношения в структуре формы.

Тождество как принцип полного сходства элементов в архитектурной композиции. Принцип тождества является самым древним законом взаимодействия элементов, из которых когда-либо возводились обитаемые сооружения. Тождественные (практически) элементы в виде стволов деревьев издавна служили материалом для ограждения обитаемых пространств разного рода. Тождественны по форме и величине блоки из естественного искусственного камня, а также кирпичи.

Однако какова роль тождества в построении композиционно целостной архитектурной формы? В некоторых странах этот принцип, на основе которого построены размерные модули, является существенной частью национальной культуры. Вспомним татами - японское жилище построено по этому принципу. Тем не менее, тождество в построении композиции играет лишь определенную роль и имеет определенные ограниченные возможности. Поэтому формы, построенные на основе повторяющихся элементов, как правило, содержат дополнения, включения, отличающиеся от основного материала, фона или закономерности.

Нюанс как отношение близких состояний свойств элементов архитектурной формы. Нюансные различия между размерностью отдельных элементов и в интервале между ними служат основой построения ритмических рядов, в том случае, если эти различия нарастают или убывают равномерно. Простой способ обнаружения «рождения» ритмического ряда является рассматривание любого метрического ряда (колоннады или шеренги фонарных столбов) в перспективе. Нюанс как количественное отношение величин служит мерой в формировании целостной архитектурной формы и участвует в сложной совместной «работе» всех средств архитектурной композиции, формирующих все состояния формы: легкость и тяжесть, массивность и пространственность и т. п.

Следует, однако, заметить, что в ряде случаев к нюансным различиям в форме нужно относиться внимательно и избегать их в работе, считая прямыми ошибками. К ошибкам такого рода относятся так называемые «плохие углы» - тупые или острые по отношению к прямому, но оцениваемые глазом как уродливый, искаженный, неполноценный прямой угол. Отклонение вертикальной линии от строгой вертикали или горизонтальной – от горизонтали в незначительной степени, даже в весьма малой, остро воспринимается глазом как некий беспорядок и связано с ведущей ролью вертикали и горизонтали как направлений, определяющих ориентацию человека в пространстве.

Вряд ли можно считать нюансные различные достаточной основой для построения целостной композиции, но это возможно осуществить, если поставить целью создание спокойной уравновешенной формы, лишенной, однако, почти всякой динамичности, но тем не менее гармоничной.

Контраст как проявление различий в свойствах объемно-пространственных форм. Применение такого композиционного средства, как контраст, является одним из основных путей в процессе поиска выразительной и динамичной архитектурной формы. Трудности, возникшие при попытке построения целостной композиции с помощью лишь нюансных различий в форме и ее элементах, объясняются главным образом тем, что в восприятии человека быстрее и активнее фиксируются элементы окружения, выделяющиеся среди остальных своей величиной, геометрической формой или положением в пространстве. Именно поэтому представление о контрасте в архитектурной композиции связывается прежде всего с акцентными узлами, доминантами, а также элементами, играющими в композиции особую роль, а поэтому требующими специальных срдств для выявления этой роли и обеспечивающих повышенную информативность.

Принцип контрастного различия может быть использован в сопоставлении формы с окружающим пространством. Степень взаимодействия доминантного элемента композиции со средой, в которую он включен, может изменяться и в пределах контрастной характеристики. Арсенал возможностей контрастных противопоставлений практически неисчерпаем. Некоторые примеры контрастов в объемно-пространственной композиции необходимо дополнить нюансировкой, без которой они оказываются резкими, грубыми. Если форма, лишенная контраста, маловыразительна, то форма, не дополненная тонкими нюансными отношениями, неизбежно окажется грубой. Так мощная колоннада, подчеркнутая сильными тенями, лежащими в глубине, гармонично дополняются тонкой пластикой изящного фриза, игрой рефлексов и сложных теней ее капителей. Всегда следует помнить о мере контрастности сравниваемых элементов – слишком сильный контраст способен разрушить форму. Может быть прав был Гераклит Эфесский, утверждавший, что скрытая гармония сильнее явной?

Контрольные вопросы:

1. Какова основная роль контраста, нюанса и тождества как средств формирования целостной композиции в архитектуре?

2. К каким ошибкам может привести недооценка знания особенностей использования этих средств архитектурной композиции?

3. Может ли быть достигнута требуемая степень выразительности архитектурной формы с помощью нюансных или тождественных отношений между ее элементами?

Глоссарий

Написать конспект .

Литература:

1. Основная

1. Объемно-пространственная композиция. Под редакцией А.В. Степанова М.: Архитектура, 2004

2. Основы архитектурной композиции. Иконников А.В. Степанов Г.П. М.: Искусство, 1971

2. Дополнительная

1. Архитектурная композиция. Араухо И. М.: Высшая школа, 1982

2. Теория композиции в советской архитектуре. Кириллова Л. И. М.: Стройиздат, 1986

Лучший из романов И.С. Тургенева, несомненно, «Дворянское гнездо». Он имел самый большой успех у русских читателей, какой когда-нибудь имели произведения писателя. В школьном изучении его, на наш взгляд, следовало бы предпочесть роману «Отцы и дети» по нескольким причинам. Идеологические, социальные проблемы романа «Отцы и дети» для мало приобщенного к общественной жизни нашего молодого поколения почти недоступны, а главное, неинтересны. Для того, чтобы разъяснить суть и смысл вульгарного материализма и антропологизма Базарова, показать своеобразие его революционности и демократизма, учителю требуется несколько уроков, но и при этом идеи героя остаются во многом не понятыми. Для того, чтобы их уяснить, требуется материал для сопоставлений, для закрепления изученного. Но в настоящее время из школьной программы исключен роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», и это означает, что такого материала нет.

На уроках литературы чаще всего неверно истолковывается авторская оценка образа Базарова. В школе глубоко укоренилась традиция доверчивого отношения к трактовкам Д.И. Писарева. Его «воспевание» героя в статьях, написанных почти полтора века тому назад, подкрепляется и очевидной авторской симпатией к Базарову, выразившейся в начальных главах романа, которые, как правило, анализируются на уроках достаточно подробно. Показать, как меняются, усложняются авторские оценки героя к концу произведения, почему этот образ и весь роман становится своеобразным предупреждением молодому поколению, учителю просто не хватает времени. Чаще всего образ Базарова понимается как образ чуть ли не идеального, а значит, достойного подражания героя. Ребятам близки его отрицание, максимализм и категоричность, все это наши дети принимают за норму, следовательно, мы волей или неволей воспитываем в них «нигилистов».

«Дворянское гнездо» – роман о вечном, о долге и любви. В нем затрагиваются необычайно актуальные в наше время проблемы глубоких и сильных духовных начал, свойственных русскому человеку: веры, любви к Родине, самоотверженного служения долгу. Тургенев размышляет в романе о судьбе России как истинный патриот. Главные герои романа близки нравственному идеалу, в них автор вкладывает собственные представления о русском человеке. Роман учит ребят разбираться в людях, отличать добро от зла, скромность и правду – от лжи и двуличия. Авторская нравственная позиция в произведении высказана ясно и убедительно.

Работу над романом лучше всего начать с урока, посвященного изображению в нем дворянства. Для анализа следует взять первые 13 глав. Учитель начнет разговор о русском дворянстве с вопросов о том, что знают ребята об этом сословии; в каких известных им произведениях и как изображено русское дворянство, его жизненный уклад, культура, круг интересов; каковы авторские оценки этого сословия в целом и отдельных его представителей в произведениях Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова. Перейдя к роману Тургенева, учитель спросит ребят, почему рассказ о Лаврецком начинается с истории его рода; что дает эта история для понимания образа. Подводя итоги беседы, учителю необходимо сказать о том, что русских писателей всегда волновала судьба дворянства, и хотя относились они к этому сословию по-разному, однако в дворянской среде видели лучших представителей русской нации: Стародум, Чацкий, Татьяна, Ленский, Гринев, автор в поэме Гоголя… Тургенева тоже всегда волновала судьба русского дворянства, он считал, что она непосредственно связана с судьбой России. Учитель расскажет ребятам, почему свой роман Тургенев называл «Дворянское гнездо», какое место в Орле так называется (при этом можно использовать иллюстрации), привлечет сведения из истории создания произведения.

Следующий этап урока – работа над текстом первых глав, характеристика Марьи Дмитриевны, Марфы Тимофеевны, Паншина, отца Лизы Калитиной, представителей рода Лаврецких, семейства Коробьиных. Выводы тоже прозвучат на уроке: Тургенев изображает русское дворянство по-пушкински объективно, показывая его разным. Это дворянство столичное, чиновное, и поместное. У каждого героя-дворянина есть достоинства и недостатки, однако большинство живет своим личными, эгоистическими интересами, забывая о долге перед народом и Родиной. Тургенев показывает, что в жизни этого сословия много случайного и наносного: отцам нечего завещать детям, прочные семейные устои и традиции отсутствуют. Доказательством тому служат истории прадеда, деда и отца Федора Лаврецкого. Для выводов по уроку желательно использовать материал из работ Ю.В. Лебедева: учебника для 10 класса, биографических книг о Тургеневе.

Предметом анализа на следующих уроках будет образ Федора Ивановича Лаврецкого. Уже в романе «Рудин» Тургенев открывает новый для себя тип героя – «социально-психологический тип времени», как определяют его исследователи. Рудин – это человек 1830-х годов, Лаврецкий – герой 1840-х. В этом герое Тургенев отразил приметы собственной личности и биографии, обобщил те лучшие черты русского дворянства, близкого народной среде, верного традициям национальной культуры, которые воплощали в образах своих героев И.А. Гончаров (Обломов, бабушка Бережкова, Тушин), С.Т. Аксаков (представители рода Багровых), Л.Н. Толстой (Болконские, Ростовы, Безуховы и др.). Тургенев критикует в романе дворянскую беспочвенность, оторванность отца героя от родной культуры, от русских корней, от народа: он то галломан, то англоман, глубоко презирающий Россию. Именно поэтому убеждения, жизненная позиция демократа и патриота Федора Ивановича Лаврецкого выработана им самостоятельно, можно сказать, выстрадана.

О чем говорит читателю имя героя? Тургенев называет героя Федором. Его имя означает «Божий дар» (Жития Святых).Так наречен он был в честь одного из любимых в русском народе святых мучеников Федора Стратилата (гл. 9). В.М. Маркович в своих работах проводит параллель между Житием Федора Стратилата и жизненной историей героя Тургенева. Он пишет: «Некоторые моменты характеристики и судьбы Лаврецкого сопоставимы с мотивами жизнеописания Федора Стратилата и могут рассматриваться как скрытые парафразы этих мотивов. Федор Стратилат сравнивается с Гераклом, такое же сравнение мелькает и в характеристике Лаврецкого («юный Алкид»). Приглашенный принять участие в языческом празднестве, Федор Стратилат разбивает языческих идолов. Не соотносятся ли с этим, по косвенной ассоциации, стихи Михалевича, повторяемые Лаврецким («И я сжег все, чему поклонялся»)? Стратилату помогают сострадание и молитвы Евсевии – в самой общей форме это составляет параллель попыткам Лизы помочь Лаврецкому и укрепить его. К Федору, перенесшему неисчислимые муки, является ангел и делает его нечувствительным к боли. Опять-таки, если взять этот мотив в самых общих чертах, то можно рассматривать его как реалистический парафраз - освобождение Лаврецкого от страданий после пережитого им душевного перелома. Наконец, агиографическому финалу, рассказу о том, как Федор Стратилат совершает акт самоотречения и кротко идет навстречу смерти, соответствует еще один, тоже трансформирующий его, реалистический парафраз – умиротворенное прощание Лаврецкого с жизнью, светлое примирение его с концом».

Образ Лаврецкого несет в себе не только временное, но и вечное начало: в авторской концепции – это сын России. Почему героя можно так назвать? Лаврецкий – сын дворянина и крепостной крестьянки, поэтому он и наделен русским богатырством. Читатель узнает об этом из слов Марфы Тимофеевны: «Ну, а молодец ты, молодец; чай, по-прежнему десять пудов одной рукой поднимаешь?» «Русскость» подчеркнута в его внешности: «От его краснощекого, чисто русского лица, с большим белым лбом, немного толстым носом и широкими правильными губами, так и веяло степным здоровьем, крепкой, долговечной силой. Сложен он был на славу, и белокурые волосы вились на его голове, как у юноши. В одних только его глазах, голубых, навыкате и несколько неподвижных, замечалась не то задумчивость, не то усталость, и голос его звучал как-то слишком ровно».

Лаврецкий и духовно принадлежит именно русской жизни. Для доказательства этой мысли необходимо вспомнить о том, с какой целью герой садится на студенческую скамью, как только получает свободу от семейного гнета, как старательно он занимается в университете, хотя и выглядит в студенческой среде белой вороной, чем занят после женитьбы, живя в Париже. Герой постоянно думает об одном: его место в родной глуши, его цель – землю пахать.

Как характеризует Лаврецкого история его женитьбы на Варваре Павловне Коробьиной? Почему он так страстно и сильно полюбил эту девушку? Почему совершает эту ошибку? Как поплатился за нее? Какие черты его характера раскрываются в истории женитьбы и разрыва с женой? Главной причиной несчастья Лаврецкого сам Тургенев считает его неправильное воспитание: до 23 лет герой не знал женского общества, не знал людей, был воспитан, по прихоти отца, «спартанцем». Именно поэтому за внешней привлекательностью и умом Варвары Павловны герой не сумел разглядеть ее двуличия, расчетливости и безнравственности. Она же умело и хитро скрывает свое истинное лицо. Оказавшись в роли обманутого мужа, «доброго толстяка», как называет его любовник Варвары Павловны в случайно прочитанной Лаврецким записке, герой прозревает. Это прозрение дается ему очень тяжело. Он потрясен: «голова у него закружилась, пол заходил под ногами… Он и закричал, и задохнулся, и заплакал в одно мгновение». «Он обезумел, – пишет Тургенев. – Он так слепо доверял своей жене; возможность обмана, измены никогда не представлялась его мысли». В момент появления жены герой «был в состоянии истерзать ее, избить ее до полусмерти, по-мужицки, задушить ее своими руками». Однако Лаврецкий сдерживает порывы своей полукрестьянской натуры и расстается с женой. Ему потребовалось четыре года, чтобы оправиться от этого удара и обрести способность вернуться на Родину: «Он не был рожден страдальцем; его здоровая природа вступила в свои права».

Можно ли назвать Лаврецкого блудным сыном своей Родины? Кто такой блудный сын? Для того, чтобы объяснить ребятам значение этого выражения, можно обратиться к евангельскому тексту: Евангелие от Луки, гл. 15. Да, Лаврецкого можно назвать блудным сыном, хотя он покидает Россию во многом по воле жены, но этой воле и сам не противится. Жизнь на западный, светский манер уже и в Лавриках ему не претит. Тема блудного сына звучит в словах Марфы Тимофеевны («Человек возвратился на родину…»), – в признании героя самому себе («Хорош возвращаюсь я на родину…»).

Сюжет романа строится как история духовного приобщения героя к жизни России. Как оно показано в романе? Этапы такого приобщения четко прослеживаются, и эпизоды, связанные с ними, необходимо анализировать на уроках. Первый из них – эпизод в доме Калитиных. Именно в этой сцене показано то, как припадает Лаврецкий к ногам старой Марфы Тимофеевны, которая когда-то приняла его мать-крестьянку, в доме которой он родился. Дворянская Россия в лице Марьи Дмитриевны, Леночки, Лизы, Паншина предстает перед героем разной. Это и провинциальное барство с его никчемностью, и петербургское преуспевающее чиновничество, а рядом с ними – поэтическая одухотворенность юности.

Второй эпизод – поездка Лаврецкого в Васильевское. Почему именно это поместье выбирает герой, почему он едет не в Лаврики? Лаврики напоминают о жене и ее семействе, о том, что причиняет герою душевную боль. В главах 18-20 автор показывает, как происходит приобщение Лаврецкого к русской природе. Писатель рисует не прекрасные, как это часто у Тургенева, а именно русские пейзажи: «Тарантас его быстро катился по проселочной мягкой дороге. Недели две как стояла засуха; тонкий туман разливался молоком в воздухе и застилал отдаленные леса; от него пахло гарью. Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу; довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струей, не разгоняя зноя. Приложившись головой к подушке и скрестив на груди руки, Лаврецкий глядел на пробегавшие веером загоны полей, на медленно мелькавшие ракиты, на глупых ворон и грачей, с тупой подозрительностью взиравших боком на проезжавший экипаж, на длинные межи, заросшие чернобыльником, полынью и полевой рябиной; он глядел … и эта свежая, степная, тучная голь и глушь, эта зелень, эти длинные холмы, овраги с приземистыми дубовыми кустами, серые деревеньки, жидкие березы – вся эта, давно им невиданная, русская картина навевала на его душу сладкие и в то же время почти скорбные чувства, давила грудь его каким-то приятным давлением». Русский пейзаж и образ родной земли в сознании героя неразрывны. Образ родины дополнен образами русских людей: старик Антон, который помнит даже прадеда Лаврецкого Андрея и гордится тем, что «с его барином хорошие господа знаются», забытая героем Апраксея и др. Близость к русскому народу и русской природе рождает в его душе обостренное чувство родины.

Важно включить в урок анализ 20 главы романа, прокомментировать символические образы, которые в ней появляются. Это образ «дна реки». С ним связано представление автора о жизни, ее своенравном течении. Это течение принимает только тех, кто ему безусловно покоряется, кто не требует от жизни больше, чем она ему может дать. Сейчас герой ощущает себя на дне реки, он согласен с ее течением и не хочет большего. Когда Лаврецкий узнает о смерти жены, полюбит Лизу, он почувствует себя на поверхности реки, а вместе с тем ощутит опасность: река жизни может выбросить его своим прихотливом течением, лишить счастья (гл. 30).

Второй символический образ в этой главе – образ тишины. Для Тургенева, как и для Н.А. Некрасова, не без влияния которого этот образ появляется в романе, тишина народной жизни –

не предшественница сна:

Ей солнце правды в очи блещет,

И думу думает она (поэма «Тишина»).

Не случайно герой восклицает: «И какая сила кругом, какое здоровье в этой бездейственной тиши!» Образ тишины связан со смирением героя перед народной жизнью и народной правдой. Тишина для него - результат самоотречения, отказа от всяческих эгоистических помышлений. В этом видится близость Тургенева славянофилам, для которых тишина – это «внутренняя тишина духа», «высшая духовная красота», «внутренняя нравственная деятельность», пишет Е.И. Анненкова.. Красота и обаяние тихой жизни видятся и слышатся Лаврецкому здесь, в его неказистом Васильевском, где жила его тетка Глафира, предсказавшая, а точнее, накликавшая ему несчастную судьбу, но и до последнего своего часа думавшая о нем и для него сберегавшая добро, нажитое предками. Только после того, как герой услышит эту «тишину» русской жизни, он сможет понять и полюбить Лизу – с «тишиной» ее веры, с глубокой, скрытой красотой ее души.

Следующие уроки по роману целиком можно посвятить теме любви. Однако прежде чем говорить о ней, необходимо охарактеризовать образ Лизы. Имя ее означает «почитающая Бога». Героиня своим поведением оправдывает его значение. Автор посвящает ей гл. 35. Анализируя главу, важно выяснить: кто и как повлиял на формирование внутреннего мира героини; в чем особенности религиозности Лизы, какие представления о долге и счастье свойственны ей; каков нравственный облик девушки; что сближает ее с Лаврецким, в чем различие их убеждений; можно ли назвать Лизу дочерью России. Обобщая ответы ребят, основанные на конкретных сведениях из текста, учитель не забудет сказать о том образе русской девушки в романах и повестях Тургенева, который получил название «тургеневской девушки» и приобрел нарицательное значение.

«Тургеневскими девушками» называют Наталью Ласунскую и Асю, Елену Стахову и Марианну, других героинь в произведениях писателя. Всех их характеризует незаурядность, сила характера, нравственная чистота, но при этом и страстность, умение глубоко и самоотверженно любить, красота и поэтичность, малая зависимость от той ограниченной и по преимуществу пошлой среды, из которой они вышли, способность совершить выбор героя и жизненного пути в соответствии с собственными нравственными принципами и убеждениями. К этому же типу принадлежит и Лиза Калитина. В сравнении с другими героинями Тургенева ее характер и поступки получают в романе более последовательное и законченное объяснение, когда автор вводит образ няни Агафьи. Лиза показана писателем как дочь России: по рождению она принадлежит России дворянской, а духовно – России народной. С народом ее сближает вера в Бога, общая духовная основа. Чтобы ребята могли наглядно увидеть различие религиозного чувства Лизы и ее матери, можно проанализировать эпизод из гл. 32 – всенощная в доме Калитиных: «Лиза, как стала, так и не двигалась с места и не шевелилась; по сосредоточенному выражению ее лица можно было догадаться, что она пристально и горячо молилась. Прикладываясь ко кресту по окончании всенощной, она также поцеловала большую красную руку священника»; Марья же Дмитриевна «стояла впереди всех, перед креслами; она крестилась изнеженно-небрежно, по-барски – то оглядывалась, то вдруг поднимала взоры кверху; она скучала». Вера Лизы «горяча», глубока, искренна, сильна, аскетична.

Прежде чем перейти к теме любви в романе, учитель обязательно должен задать ребятам вопросы о том, является ли верующим человеком Лаврецкий; кто приводит его в церковь; как чувствует и ведет себя там герой; что является основой духовной близости Лаврецкого и Лизы. Обратимся к гл. 31: «Ему было и хорошо и немного совестно. Чинно стоявший народ, родные лица, согласное пение, запах ладану, длинные косые лучи из окон, самая темнота стен и сводов – все говорило его сердцу. Давно не был он в церкви, давно не обращался к богу; он и теперь не произнес никаких молитвенных слов, – он без слов даже не молился, – но хотя на мгновенье если не телом, то всем помыслом своим повергнулся ниц и приник смиренно к земле. Вспомнилось ему, как он в детстве всякий раз в церкви до тех пор молился, пока не ощущал у себя на лбу как бы чьего-то свежего прикосновения; это, думал он тогда, ангел-хранитель принимает меня, кладет на меня печать избрания. Он взглянул на Лизу… «Ты меня сюда привела, – подумал он, – коснись же меня, коснись моей души». Она все так же тихо молилась; лицо ее показалось ему радостным, и он умилился вновь, он попросил другой душе – покоя, своей – прощенья…».

Этот эпизод явно свидетельствует о том, что с детства Лаврецкий приобщен к Богу, к церкви, однако приобщение было, скорее, внешнее: вера Лаврецкого неглубока и по-детски эгоистична: от посещения церкви он ждал доказательства собственной избранности. Теперь же для героя посещение церкви – это приобщение к жизни тех «родных лиц» представителей народа, что его окружают, это знак возвращения в родной дом, на родную землю, перед правдой которой он повергается ниц. Возвращение блудного сына состоялось, герой покаялся, и родина, как отец в евангельской притче, щедро одаривает его величайшим счастьем высокой, духовной, взаимной любви русской девушки. Искренняя вера в Бога, глубокое ощущение неразрывной связи с родной землей – вот что прежде всего сближает героев.

Анализируя эпизоды, в которых показано зарождение и развитие любовного чувства героев (гл. 7, 17, 22, 24, 26-34), учитель поставит перед классом следующие вопросы: как случилась их первая встреча; что удивило Лаврецкого в Лизе; что думает он о ней, когда едет в Васильевское; какие чувства испытывают герои во время посещения Лизой Васильевского; как показано их постепенное сближение; почему признание в любви прозвучит после спора Лаврецкого с Паншиным; как отнесется к этому спору Лиза; что чувствуют и думают герои, когда понимают, что любят; как участвует в любовных отношениях героев природа: о чем «говорит» героям ночь в гл. 27; как ночь «приводит» героев друг к другу в гл. 34; почему после свидания с Лизой ночь «ведет» Лаврецкого к Лемму.

Во время первой встречи с героиней Лаврецкий говорит Лизе о том, что уже в детстве у нее было «такое лицо, которого не забываешь», она удивляет его тем, что ходит по воскресеньям к обедне, и вдруг, может быть, неожиданно для самого себя, Лаврецкий просит Лизу помолиться за него. Лаврецкого удивляет возможность брака между Лизой и Паншиным, он уже испытывает к Лизе глубокую симпатию: «Славная девушка… Она и собой хороша. Бледное, свежее лицо, глаза и губы такие серьезные, и взгляд честный и невинный. <…> Рост славный, и так легко ходит, и голос тихий. Очень я люблю, когда она вдруг остановится, слушает со вниманием, без улыбки, потом задумается и откинет назад свои волосы». Однако Лаврецкий запрещает себе даже мечтать о Лизе.

Вновь героев «сводит» музыка. Лиза играет любимую Лаврецким «серьезную» музыку Бетховена в присутствии Лемма. Общаясь с ним, герой понимает, что старик поклоняется чистоте и духовной красоте Лизы. Его поклонение втайне разделяет Лаврецкий. Под влиянием чувства к Лизе Лемм задумывает музыкальное сочинение, темой которого должно стать единство всего сущего, единство человека и мироздания, высшая гармония, к которой только может быть приобщен человек: “чистые звезды” и ”любовь”. Подобные чувства доступны лишь для чистой, поэтической души.

Ощущение приобщенности героини и себя самого к миру природы, к тайне жизни Родины испытывает Лаврецкий во время ужения рыбы рядом с Лизой на пруду. Она вся от той «тишины», которую так ясно услышал Лаврецкий здесь, на родине, в Васильевском: «Красноватый высокий камыш тихо шелестел вокруг них, впереди тихо сияла неподвижная вода, и разговор у них шел тихий». Ночью, провожая Лизу, Лаврецкий особенно остро ощутит их духовное единение: «Быстро и ровно катилась карета; Лиза наклонилась вперед; только что поднявшийся месяц светил ей в лицо, ночной пахучий ветерок дышал ей в глаза и щеки. Ей было хорошо. Рука ее опиралась на дверцы кареты рядом с рукою Лаврецкого. И ему было хорошо: он несся по спокойной ночной теплыни, не спуская глаз с доброго молодого лица, слушая молодой и в шепоте звеневший голос, говоривший простые, добрые вещи… Невольно вспоминаются при чтении этого отрывка строчки из стихотворения В.А. Жуковского «Песня» (1808): «Тобою чувствую себя; В тебе природе удивляюсь». Заметим, ощущение подобной родственности окружающему миру, миру другой души невозможно без того высокого духовного настроя, без того добра, которыми живут эти избранные небесами и самим Богом предназначенные друг другу души. Ночь покоит в своей тиши, ласкает и лелеет, согревает своим добрым теплом молодое расцветающее чувство героев: «Ночь, безмолвная, ласковая ночь, лежала на холмах и на долинах; издали, из благовонной глубины, бог знает откуда – с неба ли, с земли, – тянуло тихим и мягким теплом».

Родство душ героев романа Тургенева невозможно без общности их убеждений. И это не только демократизм, вера в Бога, но и глубокое, органичное для всякого истинно русского человека патриотическое чувство. Тургенев наглядно показывает это в гл. 33 и 34, сталкивая в споре Паншина и Лаврецкого. Для паншиных, представителей чиновничьего Петербурга, самодовольных бюрократов-западников, «Россия – пустырь, на котором можно осуществлять любые общественные и экономические эксперименты. Устами Лаврецкого Тургенев разбивает крайних либералов-западников по всем пунктам их головных, космополитических программ. Он предостерегает от опасности “надменных переделок” России с “высоты чиновничьего самосознания”, говорит о катастрофических последствиях тех реформ, которые “не оправданы ни знанием родной земли, ни верой в идеал”», – пишет Ю.В. Лебедев. «Лиза не вымолвила ни одного слова в течение спора между Лаврецким и Паншиным, но внимательно следила за ним и вся была на стороне Лаврецкого. Политика ее занимала очень мало; но самонадеянный тон светского чиновника… ее отталкивал; его презрение к России ее оскорбило. Лизе и в голову не приходило, что она патриотка; но ей было по душе с русскими людьми; русский склад ума ее радовал; она, не чинясь, по целым часам беседовала с старостой материнского имения, когда он приезжал в город, и беседовала с ним, как с ровней, без всякого барского снисхождения. Лаврецкий все это чувствовал; он бы не стал возражать одному Паншину; он говорил только для Лизы. Друг другу они ничего не сказали, даже глаза их редко встречались; но оба они поняли, что тесно сошлись в этот вечер, поняли, что и любят и не любят одно и то же». Именно этот спор определяет выбор Лизы: она решительно предпочтет Паншину Лаврецкого.

Признание героев в любви автор показывает сразу же после спора. Героев приведет друг к другу ночь. На ее волю отдастся Лаврецкий, выйдя из дома Калитиных. «Лаврецкому не хотелось идти домой: он вышел из города в поле. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было; Лаврецкий долго бродил по росистой траве; узкая тропинка попалась ему; он пошел по ней». Ночью как будто оживают неодушевленные предметы: тропинка, калитка, дом, дверь. Тропинка приводит его к калитке, которая легко открывается, «словно ждала прикосновения его руки». Герой узнает сад Калитиных и понимает, что вступает в диалог с окружающим его миром: «Это недаром», – думает он. Дом «вдруг глянул на него своим темным фасом», «внизу дверь на балкон широко зевала, раскрытая настежь». Голос ночи, ее призыв к счастью слышит и Лиза: она зачем-то спускается со второго этажа и подходит к раскрытой балконной двери. Герой зовет ее и протягивает к ней руки.

При очевидном родстве душ героев, их представления о любви разные. Объясняясь с Лизой, Лаврецкий убежден, что теперь все его счастье зависит от нее. Он говорит Лизе, что готов отдать ей всю свою жизнь, она же отвечает ему: «Это все в божьей власти», – хорошо понимая, что такая жертва может и не понадобиться. Само чувство любви герои переживают по-разному, но обоим оно приносит не только радость, но и страх за свое будущее. О Лаврецком автор пишет: «…он окончательно в тот же день убедился в том, что полюбил ее. Не много радости принесло ему это убеждение <…> худо то, что она вовсе не захочет пойти со мной. Недаром же она сказала мне, что я ей страшен“». Лиза действительно постоянно испытывает чувство страха перед своей любовью к Лаврецкому, а во время их объяснения говорит: «Мне страшно; что это мы делаем?» «Она стыдится той радости, той жизненной полноты, какую обещает ей любовь <…> В самые счастливые минуты жизни Лаврецкий и Лиза не могут освободиться от тайного чувства стыда, от ощущения непростительности своего счастья», – пишет Лебедев.

Далее перед учителем встает трудная задача растолковать классу особенности тургеневских представлений о любви, счастье и долге человека. Перед ребятами необходимо поставить ряд вопросов, ответы на которые они найдут в гл. 36 – 45: почему невозможно оказалось счастье Лаврецкого и Лизы; что думают об этом сами герои; как они распоряжаются собственными судьбами; почему они не видят других выходов из сложившейся ситуации; согласен ли автор с решениями героев.

Неожиданное возвращение Варвары Павловны Лиза и Лаврецкий расценивают как наказание. Тургенев был убежден, что в России в эпоху крепостного права, когда миллионы несчастны, нищи, голодны, не может быть счастлив по-настоящему совестливый и глубоко чувствующий русский человек. Любовь его героев изначально обречена. Укором влюбленному Лаврецкому является образ увиденного им в церкви крепостного мужика, у которого умер сын (гл. 44). Лаврецкий и Лиза из тех совестливых русских людей, которые знают, что любое их собственное горе относительно на фоне горя общего, горя и бед окружающего их народа. Конечно, подобное сознание не приносит счастья, зато ведет к смирению и согласию с совестью, утишает душевную боль: «Оглянись, кто вокруг тебя блаженствует, кто наслаждается? Вон мужик едет на косьбу; может быть, он доволен своей судьбою… Что ж? захотел ли бы ты поменяться с ним?» – думает Лаврецкий (гл. 41). И снова обратимся за помощью к работам Ю.В. Лебедева: «Катастрофа любовного романа Лизы и Лаврецкого не воспринимается как роковая случайность. В ней видится герою суровое предупреждение, возмездие за пренебрежение общественным долгом, за жизнь его отца, дедов и прадедов, за прошлое самого Лаврецкого. Тургенев вкладывает в уста героя свою неизменную мысль о том, что в этой жизни человек не в силах совместить личное счастье и исполнение долга».

Как возмездие принимает случившееся и Лиза, решающая уйти в монастырь, совершая тем самым нравственный подвиг. «Такой урок недаром, – говорит она (гл. 45), – да я уж не в первый раз об этом думаю. Счастье ко мне не шло; даже когда у меня были надежды на счастье, сердце у меня все щемило. Я все знаю, и свои грехи, и чужие, и как папенька богатство наше нажил; я знаю все. Все это отмолить, отмолить надо <…> отзывает меня что-то; тошно мне, хочется мне запереться навек». Лаврецкому и Марфе Тимофеевне такое решение Лизы не может не казаться странным, потому что оба они знают: за ней нет никакой личной вины, кроме чистой и поэтичной любви к Лаврецкому. Но вера Лизы аскетична, отношение ее к самой себе не знает снисхождения: она убеждена, что любовь к женатому человеку греховна, испытывает глубокое чувство вины перед Варварой Павловной, хотя и не может ее уважать. Лиза чужая в мире, где торжествуют ложь и двуличие. Ее стремление сохранить душу чистой, отмолить грехи отцов, о которых сами они забыли, не может быть не понято близкими ей по душе людьми.

Кто же, по мысли автора, наслаждается жизнью в современной ему России? Кто вполне счастлив? Отвечая на эти вопросы, учитель посвятит один из уроков анализу глав, в которых изображается «воскресшая из мертвых» Варвара Павловна. Это гл. 36, 37, 39, 40, 43. Для осмысления этого образа необходимо ответить на ряд вопросов: каково значение имени героини; как описана ее внешность (можно сравнить два портрета: гл. 12 и 37); искренно ли ее раскаяние; как ведет себя Варвара Павловна в сценах с Марьей Дмитриевной, Гедеоновским, Паншиным и с Марфой Тимофеевной, Лизой, Лаврецким; что думает она о тех людях, с которыми общается, что думают они о ней; как автор показывает двуличие героини; что общего у Варвары Павловны с «западником» Паншиным; какую роль в характеристике героев играет музыка.

Имя Варвара происходит от слова «варвар», оно означает «иноземка, грубая», и своим поведением героиня вполне оправдывает его значение. Варвара Павловна появляется в доме мужа со словами раскаяния: «Теодор, я перед вами виновата, глубоко виновата, – скажу более, я преступница». Но раскаяние героини не искренне. Это сразу понимает Лаврецкий по ее внешности: она тщательно причесана, надушена и кокетливо одета в черное (очевидно, имеющее целью подчеркнуть скорбь и страдания), но дорогое шелковое платье с воланами. Во время разговора она «осторожно» ломает «удивительно красивые пальцы с розовыми лощеными ногтями», пытаясь разжалобить Лаврецкого, говорит о своей тяжелой болезни, о том, что была близка к самоубийству, и о дочери, ради которой осталась жить. Она надеется растрогать Лаврецкого словами о том, что покорится ему, как рабыня, заклинает его простить ее ради дочери, но он прекрасно видит ее игру и притворство, Варвара Павловна для него – актриса, разыгрывающая сцену из мелодрамы.

Не обмануть ей и Марфу Тимофеевну: она сухо обходится с женой Лаврецкого, не глядя на нее и почти не разговаривая с ней. Впрочем, Варвара Павловна и не стремится добиться ее расположения: для нее Марфа Тимофеевна – лицо малозначительное.

Встреча с Варварой Павловной для Лизы мучительна. Она считает себя виноватой перед женой любимого ею человека, и эта встреча для нее – наказание. Она заставляет себя взглянуть на Варвару Павловну и даже улыбнуться ей. Но «почтительное» поведение светской львицы, ее «вкрадчивый голос», выражение лица, «хитрая улыбка, холодный и в то же время мягкий взгляд, движение ее рук и плечей, самое ее платье, все ее существо – возбудили такое чувство отвращения в Лизе, что она ничего не могла ей ответить и через силу протянула ей руку». Нравственное чувство Лизы безупречно, ей ненавистны неискренность и мелкие уловки.

Однако недалекую и нравственно неразборчивую Марью Дмитриевну Варвара Павловна сумела очаровать своим наигранным смирением и кротостью, самоуничижением и раскаянием, лживыми словами о том, что сердце у нее «всегда было русское», льстивым угождением и многими талантами. Тургенев не однажды подчеркнет игру героини: говорит она с Марьей Дмитриевной «тихим голосом по-русски» (совсем как Лиза!), «овладела рукой», «подобострастно поднесла ее к розовым и полным губам», «сомлела … под поцелуем». Варвара Павловна умеет «скромно» рассказать о Париже и своих путешествиях, намеренно рассмешить слушательницу и тут же всплакнуть «при воспоминании о том, какое чувство она испытала, когда в первый раз услыхала русские колокола: “Так глубоко поразили они меня в самое сердце”, – промолвила она». Расчет Варвары Павловны точен: Марья Дмитриевна как родную приняла ее, скомпрометировавшую себя в глазах всего общества, развратную женщину, оставленную мужем, посадила за стол вместе со своими дочерьми, ввела в общество города и тем самым реабилитировала в глазах этого общества. Забыты и перечеркнуты все нравственные нормы, все правила приличия.

Марье Дмитриевне нравится роль покровительницы, благодетельницы и заступницы, именно поэтому она мечтает примирить мужа и жену. Жаль только, что Федор Иванович расстраивает ее планы: он не верит ни единому слову жены, ее наигранному раскаянию. «Примиряет» его с Варварой Павловной Лиза. Она просит его по-христиански простить жену. Смирившись, он поедет вместе с Варварой Павловной в Лаврики, хотя отношение к жене не изменится. Жить с ней Лаврецкий теперь не сможет никогда.

Такое положение вещей вполне устраивает Варвару Павловну, ей нужны от мужа только деньги. Читатель видит, как уже в доме Марьи Дмитриевну она кокетничает с Гедеоновским и Паншиным. Околдовывая «старого болтуна», она «кокетливо-почтительна», а наедине откровенно заигрывает с ним, чем вызывает восхищение. С молодым петербургским чиновником Паншиным у Варвары Павловны еще больше общего: они оба «артисты». Они говорят на одном языке: это язык светских сплетен, пустой болтовни о Париже, о модных авторах и произведениях. Разговор между героями происходит на французском языке, что немало радует Марью Дмитриевну, которой льстит то, что ее гостиная в этот момент становится похожа на парижский салон. В присутствии Варвары Павловны Паншин быстро забывает о необходимости изображать страдания по поводу отказа ему Лизы, да и сама Лиза для него «исчезла как бы в тумане»: он весел, раскован, его наружность «как бы по волшебству» «мгновенно» меняется.

В общении с Паншиным Варвара Павловна переходит границы дозволенного, обнаруживая удивительную смелость, а точнее - наглость: она произносит, прикрывшись тетрадью нот, по-французски вполголоса слова, раскрывающие ее истинное отношение к недалекой и тщеславной Марье Дмитриевне: «Она не изобрела пороха, эта милая дама». И напуганный и очарованный ее смелостью Паншин тут же выражает свое согласие с ней, тем самым предавая свою благодетельницу, «позабыв ласки и преданность Марьи Дмитриевны, позабыв обеды, которыми она его кормила, деньги, которые она ему давала взаймы». Нарушены не просто нормы приличия, но оба героя демонстрируют в этот момент собственный аморализм, крайнюю степень нравственного падения. Они стоят друг друга: оба безнравственные, тщеславные, себялюбивые люди, способные на предательство. Но Варвара Павловна смелее, умнее, опытнее Паншина, он нужен ей для развлечений, для той постоянной атмосферы веселья, в которой только она и может жить. В дальнейшем она сумеет заполучить над ним «неограниченную, безвозвратную, безответную власть», сделает его своим любовником и постоянным обитателем Лавриков.

Средством изображения духовного мира персонажей в романе служит музыка. Музыкальная тема проходит через все произведение. В гл. 4 Тургенев показывает, как по-разному относятся к музыке и музыканту Лемму Паншин и Лиза, и это сразу же убедит читателя в их очевидном душевном несоответствии. Другая сцена, в которой показаны Лемм, Лиза и Лаврецкий в их отношении к «серьезной» музыке Бетховена (гл. 21), свидетельствует о внутреннем родстве всех этих героев. Не случайно, что в музыке Лемма Лаврецкий услышит после объяснения в любви с Лизой, как «говорило и пело все его счастье».

Для Варвары Павловны музыка – это легкая игра, необходимое средство обольщения и самовыражения для артистической натуры. Тургенев намеренно использует красноречивые и однозначные характеристики игры и пения героини: «удивительная виртуозка»; «бойко пробежала пальцами по клавишам»; «кокетливо “сказала” французскую ариетку»; «мастерски сыграла блестящий и трудный этюд Герца. У ней было много силы и проворства»; «внезапно заиграла шумный штраусовский вальс <…> в самой середине вальса она вдруг перешла в грустный мотив … Она сообразила, что веселая музыка нейдет к ее положению». «Голос у Варвары Павловны утратил свежесть, но она владела им очень ловко».

С не меньшей иронией охарактеризован отношением к музыке и «дилетант» (по определению Лемма) Паншин. Еще в гл. 4 автор пишет о «бурном аккомпанементе» Паншина самому себе при исполнении им собственного романса, о том, как он вздыхал, опускал глаза и понижал голос, желая продемонстрировать, как тяжело ему переносить безответное чувство любви к Лизе. Рядом с Варварой Павловной важно показать себя истинным артистом, и он «сперва робел и слегка фальшивил, потом вошел в азарт, и если пел не безукоризненно, то шевелил плечами, покачивал всем туловищем и поднимал по временам руку как настоящий певец».

Заметим, что автор, изображая развлечения в гостиной Марьи Дмитриевны, постоянно использует прием контрастного сопоставления поведения ее посетителей и тех, кому эти люди причиняют боль и страдания. Это Лаврецкий, который с появлением в городе жены вынужден скитаться по чужим углам: он то ночует у Лемма, то запирается в комнате собственного камердинера, молчаливо переживая собственное горе, Лиза, безмолвное страдание которой столь велико, что старуха Марфа Тимофеевна становится перед ней на колени, целует ее бледные руки и проводит всю ночь у ее изголовья.

В заключительный урок по роману необходимо включить анализ эпилога. В произведениях Тургенева эпилогам всегда отводилось особое место: в них сообщалось о дальнейшей судьбе героев, об их жизненных итогах, прояснялось авторское отношение к ним. Обо всем этом учитель и спросит учеников в ходе анализа эпилога.

«В эпилоге романа звучит элегический мотив скоротечности жизни, стремительного бега времени. Прошло восемь лет, ушла из жизни Марфа Тимофеевна, не стало матери Лизы Калитиной, умер Лемм, постарел душой и телом Лаврецкий. В течение этих восьми лет совершился, наконец, перелом в его жизни: он перестал думать о собственном счастье, о своекорыстных целях и достиг того, чего добивался, - сделался хорошим хозяином, выучился “пахать землю”, упрочил быт своих крестьян» (Ю.В. Лебедев). В сцене встречи Лаврецкого с молодым поколением дворянского гнезда Калитиных в эпилоге выражено предчувствие Тургеневым ухода в прошлое целой эпохи русской жизни. Роман появился в печати в 1859 году, накануне крестьянской реформы, которая очень многое меняла не только в жизни русского крестьянства, но и в жизни дворянства. Оно оказалось перед лицом таких жизненных испытаний, которые обернулись трагедией для многих его представителей. В романе рядом с Лаврецким оказываются те силы, которые связаны с будущим – светлым, здоровым, открытым навстречу всему лучшему. Не случайно, что действие в эпилоге происходит весной: «Опять повеяло с неба сияющим счастьем весны; опять улыбнулась она земле и людям; опять под ее лаской все зацвело, полюбило и запело». Дом Калитиных «как будто помолодел», он, «казалось, кипел жизнью и переливался весельем через край», из окон «неслись на улицу радостные легкие звуки звонких молодых голосов, беспрерывного смеха». Как элегическое прощание с жизнью звучат слова Лаврецкого: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!» Герой живет «в виду конца, в виду ожидающего бога». Обращаясь к молодому поколению, Лаврецкий говорит: «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы <…> жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака; мы хлопотали о том, как бы уцелеть, – и сколько нас не уцелело! – а вам надобно дело делать, работать…». Учитель может задать ребятам вопрос о том, почему элегическое звучание этого отрывка обычно вызывает у читателей ассоциации с Пушкиным, и напомнит о стихотворении «Вновь я посетил…», в котором звучат строки:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст…

Словами Лаврецкого писатель выражает свое понимание трагической судьбы человека. В приветствии, обращенном к молодому поколению, слышится самоотречение героя, сознание бесполезности, ненужности собственной жизни. Однако Тургенев считал, что Лаврецкие расчищали дорогу молодому поколению, способствовали созданию условий для его счастья.

Особенно впечатляющим, «ударным» моментом в эпилоге является картина последнего свидания Лизы и Лаврецкого. Оно безмолвно, как то чувство, что не умерло в душах героев, и автор не хочет прикасаться к нему, предоставляя право читателю домыслить и «дочувствовать» самому. В данной ситуации Тургенев остается верен собственным художественным принципам. Он всегда был убежден, что художник должен быть «психологом, но тайным». Все, что чувствует героиня, выражает ее внешность: «… она прошла близко мимо него (Лаврецкого. – Н.Е ), прошла ровной, торопливо-смиренной походкой монахини – и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо – и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу».

Обращение к роману «Дворянское гнездо» в школе предоставляет возможность учителю включить в уроки несколько тем для обсуждения совместно с учащимися. Стремясь актуализировать содержание романа, учитель может на уроке задать ребятам вопросы о том, существуют ли в наше время типы героев, изображенные в романе; кто из героинь – Лиза или Варвара Павловна – ближе и дороже им; как они относятся к жизненному выбору Лаврецкого и Лизы; каковы представления Тургенева о русском человеке, совпадают ли они с современными и т. д. Те же вопросы можно предложить в качестве тем сочинений. Размышление над выдвинутыми проблемами может стать нравственным уроком для учащихся.

Литература

1. Лебедев Ю. Тургенев. М., 1990.

2. Маркович В.М. Между эпосом и трагедией (О художественной структуре романа «Дворянское гнездо») // Проблемы поэтики русского реализма XIXвека. Л., 1964. С.73.

3. Анненкова Е.И. Русское смирение и западная цивилизация (спор славянофилов и западников в контексте 40-50-х годов XIXвека) // Русская литература. 1995. № 1.

Задачи: Дать понятие контраста в литературе как художественного приема

Подобный материал:
  • Задачи темы: 1 Дать понятие клетки как основной структурной и функциональной единицы , 432.6kb.
  • Задачи изучения темы: Проявить интерес к основам художественного языка живописи. Дать , 151.25kb.
  • Тема урока Кол-во , 144.36kb.
  • Задачи: Дать краткий обзор жизни и творчества М. Осоргина. Выявить особенности художественного , 38.75kb.
  • Т. И. Надина, 2009 год № Дата Название раздела указанием кол-ва часов; тема урок , 550.59kb.
  • Урока Тема цель , 930.33kb.
  • Тематическое планирование по русской литературе в 6 классе , 853.8kb.
  • Учебная программа / расширенный курс 110 часов Дизайн интерьера Предмет художественного , 37.67kb.
  • Задачи: Дать понятие о пословице и поговорке как фольклорных жанрах. Совершенствовать , 222.78kb.
Тема «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный прием рассказа.

Цели: помочь ученикам выявить особенности рассказа, писательский замысел.

Задачи:

  1. Дать понятие контраста в литературе как художественного приема.
  2. Провести наблюдение над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет картины бала и наказания солдата.
  3. Раскрыть гуманистический пафос рассказа «После бала».

^ Ход урока

Учитель: Сегодня 4 февраля, урок литературы. Мы с вами продолжаем разговор о рассказе Л.Н.Толстого “После бала”. Сегодня мы попробуем рассказа, проведем наблюдение над языковыми средствами, с помощью которых Л.Т.Толстой Какие события описаны в рассказе?

Дети: .В основе рассказа лежат подлинные события. Рассказ построен как воспоминания пожилого человека Ивана Васильевича о случае, перевернувшем всю его жизнь. Спустя много лет Иван Васильевич рассказывает этот случай своим молодым друзьям, у которых пользуется большим уважением. Сам же рассказ Ивана Васильевича молодого тоже ведется от первого лица и состоит из двух частей: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата.

Учитель: Итак, у нас два повествователя, два рассказа, и один находится в другом, т.е. рассказ в рассказе – это композиционный прием, иначе его называют рамочная композиция или обрамление.

Учитель: Дома вы провели наблюдение над языковыми средствами: отметили эпитеты обрисовки праздника на балу у губернского предводителя и эпитеты из второй части рассказа – сцены наказания солдата. Проведем сопоставительный анализ этих частей.

^ АНАЛИЗ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

Словарная работа:

Дети: (4 ученика и учитель читают первую часть с. 334 - 337, «Бал был чудесный… …….).

Учитель : Выпишем ключевые слова-эпитеты из этой части.

^ Коллективное заполнение таблицы:

Учитель: Чем объяснить, что в сцене бала герой рассказа воспринимает всё окружающее «с восторженным умилением»?

^ Дети: Он влюблен, он очарован праздничной атмосферой бала, близостью любимой девушки, ощущением счастья, молодости и красоты.

Учитель: С каких слов начинается вторая часть? Почему рассказ не поделен на главы?

Дети: Со слов «Когда я вышел на поле… Рассказ не поделен на главы, чтобы добиться большего контраста, большего впечатления на читателя. Переход происходит внезапно, когда чувства в душе героя ещё не остыли.

Учитель: Прозвучало новое слово «контраст» - это литературоведческий термин.

Ученик: Контраст – противопоставление. Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя.

Учитель: Запишем в тетрадь: Контраст – противопоставление.

^ АНАЛИЗ ВТОРОЙ ЧАСТИ

Словарная работа

Дети: 3 ученика читают вторую часть с.340 «Когда я вышел на поле…»

Учитель: Выпишем ключевые слова-эпитеты из второй части.

^ Коллективное заполнение таблицы:

Анализ таблицы. Беседа Вывод: все построено на контрасте.

Учитель: Определите роль белого цвета в обеих частях рассказа.

Дети : В первой части белый цвет – это цвет радости, чистоты, любви. Во второй части белый цвет – это цвет боли, мук, страданий и унижения истязаемого солдата. Этим белым цветом подчеркивается контраст двух эпизодов.

Учитель: Какой цвет противоположен белому? Найдите подтверждение этому в тексте.

^ Дети: Белому цвету противопоставлен черный цвет: «…я увидал …что-то большое, черное…,…я стал различать много черных людей».

Учитель: Что символизирует черный цвет? Почему Л.Н.Толстой использует словосочетание черные люди, а не люди в черном?

Дети: Иван Васильевич еще не видит всей картины, он увидел только что-то большое, черное, и это черное вызывает у него тревогу. Черные люди наказывают человека, они несут ему боль, страдание, муку.

Учитель: На фоне черных людей белый оскал истязаемого солдата выглядит особенно ужасным. В рассказе есть еще одна деталь – перчатка полковника. Эта деталь связывает части рассказа. В первой части полковник надевает замшевую перчатку, когда идет танцевать с дочерью. При этом он говорит, улыбаясь: с.336 «Надо все по закону». Во второй части этой же рукой в замшевой перчатке полковник бьет «по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Фраза «Надо все по закону» приобретает зловещий смысл: по закону надо избивать провинившегося изо всех сил.

Учитель: Попробуем определить, с помощью каких слов передает Толстой впечатление бесконечно повторяющегося ужаса казни? Прочитайте отрывок на с. 341. (…все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая фигура полковника…). Какие слова повторяются три раза? Бездушие, длительность и ужас совершающегося Толстой передает повторением одних и тех же слов . Этот прием повтора есть и в первой части.

Дети: читают отрывок на с. 335 (И я вальсировал еще и еще…, я еще раз выбрал ее…, она улыбалась и говорила мне: «enkore». Слово «еще» усиливается французским «enkore». Этот повтор передает ощущение счастья.

Учитель: Подведем итог. Какие выводы можно сделать из наших наблюдений?

Дети: Сцена бала и события после бала противопоставлены друг другу, т.е. контрастны. Контраст наблюдается во всем: между обликом полковника на балу и на плацу, между описанием бала и описанием наказания, между цветами, музыкой, между описанием психологического состояния героя…

^ Вывод: В чем же заключается замысел писателя, зачем он использует контраст?

Учитель: Контрастное изображение в рассказе «После бала» позволяет писателю выявить сущность характеров героев и раскрыть социальные противоречия русской действительности. Контраст двух частей рассказа основан на литературном приеме антитезы.

Антитеза – в переводе с греческого языка означает резко выраженное противопоставление понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает высказанную с ее помощью мысль. Иногда, как это наблюдается в рассказе «После бала», антитеза становится композиционным приемом. В этом случае по принципу антитезы строится не отдельное высказывание, а все произведение.

Дети записывают в тетрадь.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!