Церковь святителя филиппа. Московские церкви святителя филиппа

Издревле Москва славилась своими величественными храмами. Одним из таких храмов является церковь святителя Филиппа, построенная на месте встречи его мощей при перенесении из Соловецкого монастыря в Успенский собор Московского Кремля 9 июля 1652 года. Она находится недалеко от центра Москвы, рядом со станцией метро "Проспект Мира", и на фоне серой громадины спорткомплекса "Олимпийский" сияет как жемчужина необычайной красотой, притягивая взор легкой, светлой и нарядной архитектурой.

9 июля 1652 года мощи святителя Филиппа, привезённые митрополитом Никоном с Соловков были торжественно встречены в Мещанской слободе крестным ходом с участием царя и церковных иерархов и перенесены в Успенский собор Кремля. На месте их встречи в древней каменной часовне установили деревянный крест, а в 1677 году построили первую деревянную церковь во имя святителя Филиппа. В 1689 году церковь обветшала и была разобрана, а в 1691 году построена вновь из камня.

В 1710 году был освящён придел во имя Алексия человека Божия, который в 1750—1752 годы был перестроен в трапезную церковь. В этот же период была построена церковная колокольня.

Реконструкция церкви была начата в 1777 году, проект разработал Матвей Казаков, руководство работами осуществлял архитектор С. А. Карин. Работы велись 10 лет. Планировалось в Мещанской слободе возвести подворье митрополита Платона и Филипповскую церковь хотели сделать домовой церковью митрополита, но проект не был реализован и построенный величественный храм остался приходской церковью. Освящение церкви после реконструкции состоялось в 1788 году.

В 1827 году к трапезной был пристроен придел во имя преподобного Сергия Радонежского. В XIX веке рядом с храмом возвели дома для его церковнослужителей. В 1889 году на средства купца Н. Ф.Степанова при Филипповской церкви построили богадельню. В 1896 году при церкви была открыта церковно-приходская школа. Кроме неё в приходе Филипповской церкви работал Николаевский детский приют Московского благотворительного общества, Городское начальное училище и Железнодорожное училище (в них должности учителей Закона Божия исполняли клирики Филипповской церкви). Немного фото из интернета

Церковь была закрыта в 1939 году. В конце 1940-х годов на месте домов священнослужителей построили школу, а позднее при строительстве спорткомплекса «Олимпийского» были снесены остальные здания ансамбля церкви за исключением самого храма, который отдали под госучреждение.

В 1991 году здание церкви было возвращено Русской православной церкви. 16 июля 1992 года патриарх Алексий II совершил освящение храма, начались восстановительные работы. В 1994 году при храме началось строительство Сибирского подворья. К 1997 году были построены: часовня в честь просветителей Сибирских земель (преподобного Германа Аляскинского, святителей Иннокентия Иркутского, Иоанна Тобольского, Иннокентия Московского), представительский и паломнический корпуса.

Рядом со станцией метро «Проспект Мира - радиальная», напротив спорткомплекса «Олимпийский», между улицами Гиляровского и Щепкина находится уникальный храм святителя Филиппа, митрополита Московского.

Храм считается одним самых совершенных образцов раннего московского классицизма. Построил его в 1777-1788 годах знаменитый Матвей Казаков в форме ротонды, уделив особое внимание интерьеру с использованием оригинального декора и колонн большого и малого ордера, поставленных двумя полукружьями.

Первый деревянный храм на этом месте построили в 1677 году в память о встрече мощей митрополита Филиппа, привезённых из Соловецкого монастыря в 1652 году. Мощи причисленного к лику святых в 1648 году митрополита находятся в Успенском соборе Кремля.

Митрополит Филипп, в миру Фёдор Колычев, родился в 1507 году в знатной боярской семье, получил добротное воспитание. В 1533 году Фёдор был представлен ко двору князя Василия III и прослужил князю и малолетнему Ивану Грозному, а точнее, его матери, Елене Глинской, четыре года.

Однако, интриги придворной жизни не пришлись по вкусу боярину и в 1537 году Фёдор самовольно ушёл в Соловецкий монастырь.

В 1548 году монах по имени Филипп стал игуменом Соловецкого монастыря. На этом поприще он проявил свои лучшие качества организатора, при нём обитель вступила в пору расцвета.

В 1566 году царь Иван Грозный призвал Филиппа в Москву, где он принял сан митрополита.

Митрополит Филипп направил максимум своих усилий на борьбу с ужасным государственным явлением, которое представляла собой опричнина, что вызвало безудержный гнев царя. История сохранила память об отказе митрополита благословить царя во время его прихода на службу.

Итогом противостояния царя и митрополита стало отлучение последнего от власти и заключение в одном из тверских монастырей.

В 1569 году, собираясь в поход против Новгорода, Иван Грозный послал своего любимого опричника Малюту Скуратова к опальному митрополиту за благословением. Скуратов, получив отказ, задушил Филиппа.

Похоронили Филиппа на монастырском кладбище.

В 1591 году сын Ивана Грозного, царь Фёдор Иванович, приказал перенести прах митрополита в Соловецкий монастырь.

В 1652 году по поручению царя Алексея Михайловича Романова митрополит Никон, будущий патриарх-реформатор, перенёс мощи Филиппа в Москву.

Торжественная встреча мощей произошла на месте нынешнего храма Филиппа митрополита, но москвичи встретили их немного раньше, там, где теперь находится площадь Рижского вокзала.

В честь этой встречи был воздвигнут крест, об этом событии до сих пор напоминает название Крестовского моста на проспекте Мира у бывшей Крестовской заставы Камер-Коллежского вала.

В советское время храм Филиппа митрополита был закрыт, его вернули верующим в 1991 году, создав Сибирское подворье.

Одной из святынь храма является икона святителя Филиппа с частицей его мощей.

Юрий Трифонов

Первый храм во имя митрополита Филиппа (Колычева), открыто выступившего против политики террора Ивана Грозного. Сегодня это не только память о значительнейшем духовном деятеле России, но и уникальный памятник архитектуры XVIII в.

В июле 1652 г. мощи митрополита Филиппа были привезены из Соловецкого монастыря, где он погиб, в Москву для общецерковного прославления в Успенском соборе. Во главе процессии находился митрополит Новгородский Никон, в том же месяце ставший патриархом. В Мещанской слободе мощи были встречены крестным ходом с участием царя и духовенства. На этом месте поначалу была установлена часовня с памятным крестом, а в 1677 г. поставлена деревянная церковь во имя святителя Филиппа. В 1691 г. она была заменена каменным зданием в стиле "барокко". Но и эта постройка со временем обветшала, грозя обрушиться. Митрополиту Московский Платон дал разрешение на возведение нового здания. Работы продолжались в течение 1777–1788 гг. Трапезная и колокольня остались от 1750–1752 гг.

Об архитекторе ведутся дискуссии, но наиболее вероятным автором проекта считается М.Ф. Казаков. Официально работами руководил С.А. Карин. Храм был создан по канонам классицизма и богато украшен: изначально существовал план размещения при нем подворья митрополита Платона. Барочная колокольня и почти лишенная декора трапезная контрастируют с ротондой основной части храма, украшенной наличниками, медальонами, четырехколонными ионическими портиками с лепниной и пилястровым портиком на алтарной апсиде с востока. Ротонда завершается куполом поменьше, прорезанным крупными окнами, купол же увенчан фонарем, напоминающим парковую беседку. Похожее завершение Казаков применил в церкви Вознесения Господня на Гороховом поле. Не менее примечательна церковь изнутри: в западной половине ротонды расставлены полукругом колонны ионического большого ордера, в алтарной части такой же полукруг выполнен из колонн малого коринфского ордера. Хоры при этом расположены на колоннах дорического ордера. Архитектор словно хотел использовать все возможные варианты классицистического декора, применявшиеся в ту эпоху в православных храмах. Купол изнутри украшен тонко проработанными кессонами. Впечатление от масштабности церкви изнутри еще более усиливается с помощью многочисленных декоративных деталей.

Около 1939 г. богослужения здесь прекратились. Окружающая застройка и церковные дома почти полностью были снесены при строительстве с/к «Олимпийский». Однако самому храму относительно повезло: здание сохранило не только внешний облик, но и практически полностью внутреннее убранство. В нем находился архив Госстандарта, из-за чего увидеть уникальные церковные интерьеры было невозможно. Ситуация изменилась в 1991 г., когда в храме возобновились богослужения. В 1994 г. при нем было создано Сибирское подворье, для которого построены часовня в честь просветителей Сибирских земель и два корпуса - все в стилистике Филипповского храма. Церковь сегодня открыта для всех желающих.

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Церковь святителя Филиппа, митрополита Московского в Мещанской слободе

Этот храм наименован в честь удивительного человека и связан с именами не менее примечательных людей, оставивших след в русской истории.

Согласно документам, история храма началась в 1652 году, после перенесении мощей святителя Филиппа в Москву, когда была построена деревянная церковь.

Филипп II (в миру – Фёдор Степанович Колычев) был митрополитом Московским и всея Руси с 1566 по 1568 год. Он прославился своими обличениями опричных злодейств царя Ивана Васильевича Грозного. До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного собора лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит. По одной из версий, Малютой Скуратовым. Прах был отвезён и похоронен в Соловецком монастыре.

Инициатором возвращения мощей в Москву выступил Новгородский митрополит Никон (в миру Никита Минич Минин). В 1652 году царь Алексей Михайлович по согласованию с патриархом Иосифом решил перенести мощи святителя в Москву. 11 марта в Соловецкий монастырь было отправлено посольство из духовных и светских лиц во главе с Никоном, которое 3 июня прибыло на Соловки. По просьбе монастырской братии Никон оставил в монастыре часть святых мощей, а остальные переложил в привезённую с собой раку и начал с ними обратное путешествие в Москву. По дороге Никон письмами информировал царя о своём передвижении, на всех остановках мощи вносили в храмы и при большом стечении народа совершали перед ними молебны.

Церковь Филиппа, митрополита Московскогов Мещанской слободе

9 июля 1652 года мощи были торжественно принесены в Москву. Их встречали крестным ходом с участием царя и церковных иерархов. Он был прославлен для всероссийского почитания как святитель Филипп Московский. 19 июля 1652 года мощи были положены в серебряную раку в Успенском соборе около иконостаса. Позднее рака была покрыта серебряной доской, которая была утрачена при захвате Москвы войсками Наполеона. Часть серебра, отбитого у французов русской армией в 1812 году, была использована на возобновление раки митрополита Филиппа.

Ко времени возвращения Никона в Москву с мощами Филиппа патриарх Иосиф скончался. Никон понимал, что вернулся в столицу уже практически преемником почившего первосвятителя. Вскоре, в том же 1652 году, из числа 12 кандидатов митрополит Никон, согласно царскому желанию, был избран для поставления в патриархи. Никон согласился принять нелегкий жребий патриаршего служения, но счёл нужным получить от всех клятвенное обещание быть ему, патриарху, послушными во всех делах веры и духовной жизни. Царь, бояре, народ дали такую клятву. Мало того, он получил титул «Великий Государь» ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел.

Одним из первых дел нового патриарха стало строительство храма Филиппа митрополита на месте встречи мощей в Мещанской слободе. Это уже вслед за этим Никон начнёт свою реформу, которая приведёт к трагическому расколу и Церкви, и русского общества. Вообще, Никон всячески поощрял церковное строительство. При нём были сооружены богатейшие монастыри: Воскресенский под Москвой, именуемый Новым Иерусалимом, Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе.

Место, где был построен храм святителя Филиппа, находилось на землях, принадлежащих Троице-Сергиеву монастырю.

Службы в храме продолжались до 1689 года. К этому времени она так обветшала, что её пришлось разобрать. Через два года, в 1691 году, на её месте выстроили новую, каменную. К этому времени царский престол занял Пётр I, отправив свою сестру правительницу Софью в монастырь.

В середине XVIII века, уже в годы правления императрицы Елизаветы Петровны, настоятель храма и прихожане просили о ремонте храма.

Но настоящая перестройка началась только во времена Екатерины II. В 1777 году, при московском архиепископе Платоне (в миру Пётр Георгиевич Левшин), храм начали перестраивать. Платон отличался завидной энергией и работоспособностью. Будучи назначенным в 1775 году архиепископом Московским, он по-прежнему оставался в должности архимандрита Троице-Сергиевой лавры и занимал должность директора Славяно-греко-латинской академии. Он был возведён в сан митрополита Московского и Коломенского в 1787 году. По преданию, уже тяжело больной, в 1812 году он хотел было ехать на Бородинское поле, чтобы поддержать русские войска.

Церковь Филиппа, митрополита Московского, была задумана в качестве домовой церкви подворья митрополита Платона. Кстати, этим и определяются скромные размеры храма. Но проект подворья остался неосуществленным.

К работе по перестройке церкви Филиппа митрополита Платон привлёк архитектора Матвея Фёдоровича Казакова.

Строительство по проекту М.Ф. Казакова и под руководством архитектора Семёна Антоновича Карина длилось десять лет, и к 1787 году был выстроен величественный храм в стиле раннего классицизма.

Ещё на стадии проекта Казаков предложил оставить нетронутой трапезную, а разобрать только главную часть храма конца XVII века.

К трапезной была пристроена двухэтажная ротонда. С севера и с юга к ротонде примыкают дорические одноэтажные портики. Вынос портиков равен выступу двухэтажного алтаря. Такое построение обусловлено желанием уравновесить композицию ротонды, которая нарушалась бы из-за примыкающей с противоположной стороны трапезной.

Сама ротонда достаточно монументальна: дорический фриз и сильно вынесенный карниз усиливают впечатление монолитности. Более дробные формы её завершения создают переход к лёгкой и воздушной беседке. Беседка-фонарик венчает ротонду и как бы намекает на его основную архитектурную тему – внутреннюю колонную ротонду храма. Так, общее пирамидальное построение церкви, которое становилось с каждым ярусом легче и воздушнее, позволило Казакову внести и в эту постройку элементы изысканной камерности.

В оформление внутреннего пространства церкви были мастерски введены колонны большого ордера. Полукольцо четырёх ионических колонн и алтарная стена несут высокий светлый купол, прорезанный окнами-люкарнами.

Хоры, помещенные вo втором ярусе между стеной и колоннадой, опираются на столбы, стоящие позади колонн.

Лирическую ноту в монументальную композицию вносит малый коринфский ордер алтарной стены. Он оттеняет по контрасту выразительность большого ордера.

Ювелирная красота деталей отделки прекрасно гармонирует с крупными архитектурными формами. При общем классическом характере превосходной архитектуры в частностях здесь ещё много фантазии и живости стиля предыдущей эпохи – барокко.

В 1889 году при храме была построена богадельня, а в 1896 году – открыта церковно-приходская школа.

Храм был закрыт в 1939 году. С того времени до 1991 года в храме находились государственные учреждения.

С апреля 1991 года в храме возобновились богослужения. К 1997 году было закончено строительство часовни и двух зданий комплекса «Сибирского подворья», которое знаменует собой духовное единение Москвы и сибирских земель.

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Жизнь в слободе Началось устроение опричнины. Прежде всего сам царь, как первый опричник, поторопился выйти из церемонного, чинного порядка государевой жизни, установленного его отцом и дедом, покинул свой наследственный кремлевский дворец, перевезся на новое

автора Курукин Игорь Владимирович

Замок в слободе Волость Великая слобода упоминается впервые в 1339 году в завещании московского великого князя Ивана Калиты. Судя по всему, именно при нём эти окраинные московские земли стали интенсивно заселяться. Землевладельцы из числа московских бояр (Иван Кобыла,

Из книги Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного автора Курукин Игорь Владимирович

Церковный карнавал в Александровской слободе По свидетельству немецких наёмников из Ливонии И. Таубе и Э. Крузе, в Александровской слободе, своей новой столице, Грозный учредил из пятисот дворян нечто вроде монашеского братства. Сам он являлся в нём «игуменом»,

Из книги Москва еврейская автора Гессен Юлий Исидорович

Замок в Огородной слободе Дом-мастерская И. И. Левитана находится вблизи Покровского бульвара, по которому можно дойти пешком или доехать на трамвае «А» до Чистых прудов (трамвай еще в дореволюционные годы получил ласковое имя «Аннушка») и завернуть в один из переулков,

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Церковь Святителя Григория Неокесарийского Чудотворца в Дербицах За «благолепие» эту церковь всегда называли «Красной». И, конечно, это народное определение как нельзя лучше отражает подлинную красоту этого удивительного храма.Одну из самых красивых в Москве церквей

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Переворот в Германии в пользу Филиппа. - Е.го переговоры с папой.- Убийство короля Филиппа. - Признание Оттона королем в Германии.- Путешествие Оттона в Рим и его императорская коронация. - Битва в Леонине Военное счастье и общественное мнение изменились менаду тем в

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

13. История русского митрополита Филиппа на страницах Геродота Филипп увещевает Грозного, а Крез увещевает Камбиса 13.1. Крез пытается сдержать Камбиса Геродот излагает далее следующую историю.«ИЗ-ЗА ТАКИХ ЗЛОДЕЙСТВ Крез, лидийский царь, решил обратиться к Камбису со

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1568 Опала митрополита Филиппа Царь Иван Грозный жил по раз и навсегда сформулированному им принципу: «Жаловать есмя своих холопов вольны, а и казнити вольны же», причем холопами, рабами он считал всех своих подданных. С особым недоверием царь относился к людям независимым,

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Высоцких в Огородной слободе, № б (1900–1901) Этот чудный особняк в переулке Огородная слобода (ранее назывался Чудовский переулок, потом Фокин переулок, затем до возвращения исторического названия – переулок Стопани, в честь революционера и советского партийного

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

автора Макарий Митрополит

Отдел первый Состояние Русской Церкви от ее первого митрополита святого Михаила до избрания митрополита Илариона (988–1051) Вступление Великим благодеянием Божиим для России было уже самое обращение к христианству великого князя Владимира. Он принял святую веру не

Из книги История Русской Церкви. Том 2. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха (988-1240) автора Макарий Митрополит

Отдел второй Состояние Русской Церкви от митрополита Илариона до избрания митрополита Климента Смолятича (1051–1147) Вступление Избрание Илариона на кафедру митрополии Киевской составляет весьма замечательное явление в истории Русской Церкви: здесь в первый раз

Из книги История Русской Церкви. Том 2. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха (988-1240) автора Макарий Митрополит

Отдел третий Состояние Русской Церкви от митрополита Климента Смолятича до начала второго периода, или до митрополита Кирилла II (1147–1240) Вступление Если знаменательно было избрание и возведение на митрополитский престол Илариона Собором русских епископов при великом

Из книги Ярославль Тутаев автора Гнедовский Борис Васильевич

Ансамбль в Коровницкой слободе Выразительный силуэт одного из самых интересных и впечатляющих ансамблей Ярославля хорошо виден с высокого мыса Стрелки. Это памятники бывшей Коровницкой слободы, расположенной на правом берегу Волги, ниже устья Которосли, жители которой

Из книги Сокровища святых [Рассказы о святости] автора Черных Наталия Борисовна

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!