Увеличение денежной массы в экономике россии - экономика - каталог статей - одп "цивилизация людей". Денежная масса и ее основные агрегаты К чему приводит увеличение объема денежной массы

Факторы, влияющие на увеличение денежной массы

Определение 1

Денежной массой называют количество денег, которые есть в наличии у экономических субъектов страны.

В состав денежной массы входят:

  • наличные деньги (денежные купюры, банкноты);
  • безналичный расчет (деньги на счетах в банке).

Среди факторов, которые влияют на рост и увеличение денежной массы, находящейся в обращении можно выделить:

  1. Количество товара, находящегося на рынке. Этот фактор влияет на размер денежной массы прямо пропорционально. Чем больше единиц товара будет находится на продаже, тем большее количество денег будет необходимо населению для их покупки.
  2. Цены на товары. В этом случае принцип тот же. Чем выше устанавливаются цены на товар или услугу, которую потенциальный потребитель желает приобрести, тем больше денег необходимо ему для совершения этой покупки. Поэтому население может обращаться в банки за займами, а выдавая эти кредиты банки таким образом увеличивают денежную массу, находящуюся в обращении.
  3. Ускорение обращения денег. Если срок оборачиваемости денежных средств будет сокращаться, то, при прочих равных условиях, это повлияет на размер денежной массы, т.к. каждая денежная единица будет использоваться большее количество раз за отчетный период. В таком случае объем денежной массы будет уменьшаться. Подобному ускорению способствует замена наличного расчета безналичным. Например, расплатиться за ужин в ресторане несколько проще и быстрее с использованием пластиковой банковской карты, чем пересчитывая наличные.

Способы увеличения денежной массы

В условиях санкций и ограничений со стороны некоторых стран объем денежной массы в нашей стране уменьшается за счет того, что на нашем рынке стало меньше товара. При данных обстоятельствах увеличение денежной массы может иметь катастрофические последствия.

Замечание 1

Однако в случае наступления финансового, либо экономического кризиса в экономике страны находится тоже количество товара, что и до него, а количество денежных средств у населения обычно уменьшается. И вот в таком случае будет очень уместно увеличить объем денежной массы, находящейся в обращении.

Увеличить денежную массу можно несколькими способами:

  • взять кредиты от Международного валютного фонда;
  • способствовать притоку иностранных инвестиций;
  • напечатать необходимую сумму денег.

В первом случае государство получит необходимый объем денежной массы для экономики и сможет выйти из кризиса. Однако в определенный момент придет время расплачиваться по кредитам. И помимо суммы кредита необходимо будет выплачивать и проценты за его использование. А это снова уменьшит объем денежной массы, и ситуация может повториться.

Второй способ имеет свои особенности. Иностранные инвесторы, вкладывая деньги в национальную экономику, открывают новые заводы, создают новые рабочие места. В результате на внутреннем рынке появляются товары, которые могут конкурировать по качеству с любым другим товаром и для населения они будут стоить дешевле конкурентов. Помимо этого, бюджет государства будет получать дополнительные средства в виде налогов. Однако вся прибыль достается инвестору. И возможен риск, при котором инвестор может резко вывести свои средства из денежной системы государства.

В третьем случае можно «включить станок». Процесс дополнительного выпуска наличных денег называется эмиссией. В таком случае объем денежной массы увеличивается, однако через некоторое время с помощью инфляции эти деньги обесцениваются, обеспечивая нулевую эффективность предпринятых действий. Однако, если умело использовать денежно-кредитную политику денежная эмиссия может помочь исправить ситуацию.

Денежная масса (Мд) – инструмент управления центральным банком экономическими процессами, включающий общее количество законодательно установленных платежных средств.

Как движется денежная масса в экономике?

Приоритетная функция ЦБ – поддержание платежеспособности нацвалюты. Растущая/ниспадающая денежная масса в экономике – явный индикатор качества валютной политики РФ.

Рассчитывая индикаторы показателя, важно учесть совокупный размер наличной, электронной денежной массы, образующий национальный оборот.

Для расчета общего агрегата Мд учитывайте формулы его частей:

  • MO = средства вне банков («наличка»);
  • M1 = MO + финансовые средства текущих счетов, кредитных счетов (частных лиц/предприятий) + капитал до востребования на счетах Сбербанка;
  • M2 = M1 + срочные ;
  • M3 = M2 + сертификаты, облигации госзайма;
  • M4 = M3 + депозиты в кредитных организациях.

Денежная масса страны: особенности расчета для РФ

К каждой стране применимо определенное количество агрегатов с индивидуальной структурой.

Так, M2 может включать операции «peno» по продаже-выкупу ценных бумаг. M3 иногда включает казначейские векселя и срочные соглашения о выкупе валюты между ЦБ.

Важно учитывать, чем первичнее показатель, тем выше его ликвидность. Наиболее ликвидный агрегат – MO, самый низколиквидный – M4, отражающий сектор частных инвестиций.

Если вас интересует денежная масса страны, учтите, в расчете биржевые операции по экспортным сделкам и результаты конверсионных оборотов.

Грозит ли нам инфляция денежной массы?

Инфляция денежной массы – «вздутие» денег и лишение их обеспеченности, платежеспособности.

Твердая последовательная финансовая политика правительства РФ защищает малый бизнес и население от резкого спада и внешнего курирования денежной массы.

Производя обоснование стратегии для биржевых торгов, планируя тактику для спотовых операций, особое внимание уделите форвардным сделкам, фьючерсам, факторинговым операциям.

Что характеризует обращение денежной массы?

Обращение денежной массы, естественно, должно быть обосновано:

  1. Потребностью экономики.
  2. Контролем эмиссии кредитных средств.

Важно уяснить, вектор денежного потока всегда может быть скорректирован определенными действиями ЦБ иной страны или частными трейдинговыми агентствами.

Ведя статистику отечественного денежного оборота, важно осознавать, роль в нем занимают банкноты, хотя современная тенденция мировой экономики тяготеет к увеличению доли кредитных средств не только путем замещения одного вида денег другими, но и вытеснения производственного сектора растущим рынком услуг.

Что оказывает влияние на объем денежной массы?

Факторы, обуславливающие объем денежной массы и скорость ее обращения:

  1. Цикличность государственной экономики.
  2. Направление движения цен.
  3. Структура общего баланса страны.
  4. Уровень развития кредитования.
  5. Величина процентных ставок.
  6. Доля накоплений.
  7. Равномерность расходования денег.
  8. Уровень теневого рынка.

Чем выше суверенитет государства, тем эластичнее и сбалансированнее его денежная система. Пропорциональный размер скорости денежной массы к ее количеству означает очень высокие темпы роста денежной массы, провоцирующие активацию инфляционных процессов и ожиданий.

Как выглядит структура денежной массы?

Структура денежной массы подразумевает учет «денежной базы».

Имейте в виду, в денежную базу входит сумма:

  • наличного обращения, включающего деньги нефинансового сектора, кассы банков;
  • обязательных резервов;
  • средств кредитных организаций в ЦБ.

Денежная база служит пассивом ЦБ и отличается повышенной активностью. Однако указанный показатель не является индикатором действительного положения, поскольку наиболее субъективен из всех остальных агрегатов.

Что подразумевает увеличение денежной массы?

Увеличение денежной массы происходит вследствие факторов:

  • милитаризации экономики;
  • кредитной экспансии;
  • притока инвалюты.

Делайте самостоятельные выводы. Количество указанных платежных средств, отпущенных в обращение, должно обязано быть регулировано:

  • определенным объемом продукции производственных отраслей;
  • естественным изменением цен, устранением неофициальной монополии.

Абсолютно не позволительно покрывают бюджетный дефицит эмиссией средств, по своей сути остающихся необеспеченными, способствуя снижению товарных функций денег.

К чему ведет уменьшение денежной массы?

Уменьшение денежной массы, увеличение пассивов – главный инструмент сдерживания инфляции.

  1. Повышение налогов.
  2. Увеличение процентной ставки ЦБ.
  3. Сокращение муниципальных расходов.
  4. Рост сбережений.
  5. Ужесточение условий и способов кредитования.

Для построения эффективной политики важно определить:

  • золотую середину между политикой монетизации денег и правительственным изъятием части денежной массы;
  • допустимый уровень электронного обращения, налогообложения.

Для верного формирования финансовой политики, важно помнить, ухудшение экономики обязательно наступает вследствие неконтролируемого перелива капитала в зарубежную экономику, посредническую сферу обращения.

). Прирост денежной массы (эмиссия) в современной экономике имеет три источника: кредитный канал, фискальный канал (операции с суверенными фондами и государственным долгом), валютный канал (покупка и продажа иностранной валюты реальному сектору). Основным источником денежной эмиссии в России в 2010-х годах является кредитный канал, связанный с предоставлением банками заемных средств реальному сектору экономики (слово "кредит" используется в широком значении: предоставление средств может осуществляться посредством выдачи кредитов, выпуска облигаций, векселей и иных финансовых инструментов). Когда банк предоставляет средства физическому лицу или предприятию, он формирует счет, на который зачисляет сумму кредита (то есть происходит увеличение и ), в результате чего одновременно увеличиваются денежная масса и требования банков к экономике. Если банк предоставляет кредит в наличной форме, часть средств из кассы банка переходит в наличное денежное обращение (увеличение на фоне снижения ), то есть денежная масса все равно увеличивается.

Другим источником роста денежной массы является фискальный канал, связанный с финансированием бюджетного дефицита. Это финансирование может осуществляться за счет средств, накопленных на счетах государственных органов в центральном банке. Если налоговых поступлений недостаточно для осуществления бюджетных расходов, государственные органы дают указание Банку России перевести средства, которые они ранее накопили на бюджетных счетах в центральном банке, бюджетополучателям. Банк России уменьшает остатки на бюджетных счетах и увеличивает остаток на корреспондентском счете банка, в котором открыт счет бюджетополучателя . Банк, в свою очередь, получив средства от Банка России, увеличивает остаток на счете бюджетополучателя .

Поступление денег в экономику по фискальному каналу наиболее характерно для периодов неблагоприятной ситуации в экономике, когда налоговые доходы сокращаются, вынуждая государственные органы расходовать средства суверенных фондов. В периоды благоприятной экономической ситуации наблюдается противоположный процесс: доходы бюджета превышают расходы, что позволяет накапливать средства на бюджетных счетах или сокращать государственный долг. В результате растет или сокращается и одновременно уменьшается , то есть бюджетные операции сдерживают рост денежной массы.

Альтернативным вариантом функционирования фискального канала является финансирование бюджетных расходов за счет наращивания государственного долга (банки приобретают государственные облигации, за счет этих средств финансируются бюджетные расходы, поступающие на счета бюджетополучателей, то есть одновременно увеличиваются и ). Если средства в гособлигации вкладывают не банки, а предприятия или население, то увеличения денежной массы не происходит (при покупке облигаций остатки на счетах инвесторов сокращаются, а потом на ту же сумму увеличиваются счета бюджетополучателей; иными словами, меняется распределение средств на счетах реального сектора в банках, но и в целом денежная масса остаются неизменными).

В 2000-х годах значительную роль в формировании денежного предложения играл еще один источник - поступление средств по валютному каналу, связанному с операциями банковской системы на валютном рынке. Если Банк России приобретает иностранную валюту на валютном рынке у банка - представителя экспортеров или российских компаний, привлекающих иностранные инвестиции, иностранные активы Банка России увеличиваются, а иностранные активы реального сектора сокращаются. При этом Банк России перечисляет рубли банку, в котором открыт счет компании - продавца валюты, а банк увеличивает остаток на счете этой компании. В результате этих операций растут и . Альтернативной формой валютного канала является покупка банками иностранной валюты у населения и компаний реального сектора (сокращение и увеличение ). В этом случае банки зачисляют рублевые средства на счета продавцов (увеличение ) или выдают им наличные рубли (сокращение и увеличение ). В результате происходит увеличение денежной массы. Продажа иностранной валюты реальному сектору центральным банком или кредитными организациями приводит к прямо противоположным результатам.

Три основных канала эмиссии тесно связаны друг с другом. Поскольку возможности банков наращивать кредитование достаточно широки и определяются прежде всего спросом на деньги, именно кредитные операции балансируют изменения других каналов эмиссии. Если по бюджетному или валютному каналу в экономику поступает значительный объем средств, эти средства частично удовлетворяют потребность в деньгах и спрос на кредиты снижается. Если бюджетные операции или валютные интервенции сокращают денежную массу, то именно за счет кредитов удовлетворяется возросший спрос на деньги.

На взаимосвязь валютного и бюджетного каналов эмиссии ключевое влияние оказали отказ Банка России от политики активного вмешательства в динамику курса рубля и переход к плавающему курсу национальной валюты. В этих условиях операции Банка России на валютном рынке связаны преимущественно с обслуживанием потребностей государственного бюджета. Резервный фонд, которым управляет Банк России, размещается преимущественно в иностранные активы. Поэтому, если бюджетные доходы устойчиво превышают бюджетные расходы и государственные органы наращивают Резервный фонд (отток денег по фискальному каналу), Банк России приобретает валюту для пополнения Резервного фонда в интересах Минфина России (приток денег по валютному каналу). Отрицательная бюджетная эмиссия и положительная валютная эмиссия, связанные с пополнением Резервного фонда, в определенной степени компенсируют друг друга. По мере создания Минфином России собственной инфраструктуры для проведения данных операций Банк России перестанет принимать участие в них. В результате влияние операций, связанных с пополнением или расходованием суверенных фондов, на денежную массу станет полностью нейтральным.

Увеличение денежной массы обычно сопровождается сдвигом равновесия, снижением ставки процента и возрастанием спроса на деньги. В ответ на это фирмы увеличивают объем выпуска, соответственно повышаются занятость, заработная плата и цены.
Процесс приспособления в данном случае происходит под давлением издержек в экономике с избыточной занятостью. Он будет иметь место до восстановления исходного объема выпуска (при полной занятости), но уже на новом уровне цен. Таким образом, рост цен поглощает увеличение предложения денег, реальные денежные остатки восстанавливаются на прежнем уровне, как и ставка процента.
Условием возникновения инфляции является более быстрый рост номинального количества денег или скорости их обращения по сравнению с ростом реального национального дохода.
Согласно тождеству (количественному уравнению обмена) M V = P Q Ирвинга Фишера, можно конкретизировать условия. Для этого прибегают к интерпретации рассматриваемого тождества в терминах роста номинального количества денег – , скорости их обращения – , прироста уровня цен – , реального дохода – , т. е. + + , + – .

Тогда инфляция ( gt; 0) возможна, если выполняется хотя бы одно из трех условий:
Что конкретно стоит за количественной стороной анализа – во многом зависит от сложившихся обстоятельств.
Превышение роста номинального количества денег над ростом производства при сохранении скорости обращения может объясняться, например, слабым контролем за денежной базой и процессом старения чековых денег со стороны банковской системы или растущей конвертацией домохозяйствами своих долговых обязательств в платежные средства.
Превышение роста номинального количества денег может быть компенсировано увеличением скорости их обращения. То есть инфляция может иметь место в случае, когда денежная база не меняется, или даже уменьшается. Если домохозяйства сокращают спрос на реальные денежные (кассовые) остатки по разным причинам, это вызывает понижение равновесного уровня расходов (и доходов). И наоборот, увеличение реальных денежных остатков вызывает тем большее увеличение равновесного уровня доходов и расходов, чем меньше чувствительность спроса на деньги к ставке процента (i). В отличие от денег, ценные бумаги приносят процент и увеличивают возможности потребления в будущем, т. е. приводят к увеличению дохода в следующем периоде. .

Таким образом, можно отметить, что превышение денежной массы и скорости оборота над приростом реального национального дохода является лишь формальным ответом на вопрос об условиях возникновения инфляции, но не объясняет полностью ее причин.
Рассмотрение причин инфляции представляется возможным через призму модели AD-AS, где инфляция выступает в качестве эндогенного параметра; при этом выделяется ожидаемая инфляция, с учетом которой функции AD-AS рассматриваются как динамические функции.
Исследуя кризисную экономику 30-х гг. ХХ столетия, Д.М. Кейнс обосновал целесообразность увеличения совокупного спроса как фактора роста национального дохода и уровня занятости до тех пор, пока не будут исчерпаны все имеющиеся возможности эффективного использования производственных ресурсов, т. е. до полной занятости. Если наращивание спроса продолжается далее, возникает эффект инфляции спроса. Инфляционный разрыв был показан выше (см. рис. 1.1.4). Рост цен меняет приоритеты потребителей, они вынуждены увеличивать потребление в ущерб сбережениям. Стремление опередить рост цен при этом приводит к раскручиванию инфляционной спирали. Сокращение сбережений оборачивается снижением новых инвестиций и делает проблематичным рост объема выпуска. Это лишь один из «сценариев».
К факторам, вызывающим инфляцию спроса, можно отнести:
– монетарные;
– немонетарные;
– структурные.
Монетарные факторы, в свою очередь, связаны: 1) с увеличением денежной массы; 2) трансформацией денег как имущества в платежные средства; 3)с возрастанием скорости оборота денег («бегство от денег»).
Немонетарные факторы связаны с изменением объемов автономных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных). При этом повышенными возможностями относительного изменения автономных расходов располагает государство. Оно располагает возможностями даже в условиях отсутствия таковых в случае дефицита государственного бюджета.
Что касается структурных факторов, то здесь следует различать сдвиги в отраслевой структуре спроса, при которых если и есть изменения в ценах, то они незначительны. Сдвиги в ассортиментной структуре спроса, как правило, вызывают общий рост цен и в большей степени рост цен на новые товары.
До середины 50-х гг. кейнсианский инфляционный разрыв многими экономистами рассматривается как единственная причина инфляции, важнейшим средством борьбы государства с инфляцией являлось управление совокупным спросом.
Однако практика показала, что инфляция может иметь место и в условиях неполной занятости. То есть при неизменном спросе сокращение предложения вызывает рост цен.
Сокращение предложения в свою очередь может инспирироваться различными факторами:
– ростом зарплаты;
– скачками цен на различные виды сырья, энергоносителей.
Согласно кейнсианскому подходу, ставка заработной платы представляется экзогенным параметром, поэтому такие переменные, как уровень доходов, инвестиции и потребление в той мере, в какой они тяготеют к заработной плате, оказываются автономными относительно абсолютного уровня цен, в связи с чем Дж. А. Сауэр подчеркивал: «Поскольку в кейнсианской общей теории денежная ставка заработной платы обычно определяется экзогенно, ей не хватает теории инфляции». Более того, последователи Кейнса ещё и утрировали его взгляды относительно роли денег, изменения их количества как фактора экономического развития, сводя на нет эту роль.

Выход в свет в 1958 г. статьи А. Филлипса «Соотношение между безработицей и степенью изменения денежной заработной платы в Великобритании, 1862–1957» явился, по мнению экономистов, настоящей находкой для кейнсианства. Корреляционная зависимость между названным переменными в графической форме получила название кривой Филлипса (рис. 1.3.1).
По Филипсу, при уровне безработицы 5,5 % номинальная заработная плата не меняется. Изменение безработицы вызывает обратное изменение заработной платы.
Позднее под кривой Филлипса стали рассматривать зависимость между инфляцией и безработицей. Правомерность такой трансформации объясняется по-разному, в том числе по методу «издержки-плюс», когда цена единицы продукции превышает издержки на заработную плату на некоторую величину (а %). Уравнение цены можно представить в виде:

Р = (1 + а) ,

где Z – средняя производительность.

Если выразить это уравнение в логарифмической формуле, продифференцировать во времени при (1 = а) const, то мы получим: .
Тогда в новой интерпретации кривая Филлипса пройдет ниже своей «предшественницы» на величину и будет ей параллельна.
Тогда в новой интерпретации кривая Филлипса пройдет ниже своей «предшественницы» на величину и будет ей параллельной.

6 Е2
5
4
3
2
1
0 | | | | |
1 2 3 4 5
изменение безработицы
Рис. 1.3.2. Кривая Филипса

Эмпирический анализ подтвердил зависимость между инфляцией и безработицей настолько, что А. Оукен сравнил соответствие кривой Филлипса американской статистике периода 1954–1968 гг. с тем, как перчатка облегает руку. Таким образом, идеи Филлипса органично вписались в инструментарий кейнсианства и успешно применялись в политической практике США, Англии и других стран до тех пор, пока экономика не оказалась в состоянии стагфляции.
В мировой экономической литературе выделяются общие для всех стран причины инфляции, носящие адресный характер.
1. Рост государственного сектора и вмешательства государства в экономику. Все это ведет к несбалансированности государственных расходов и доходов, которая выражается в дефиците госбюджета. Финансирование госбюджета за счет займов в Центральном банке, т. е. неконтролируемый денежной эмиссии, неизбежно приводит к росту массы денег в обращении.
Неоправданные денежные выплаты резко ухудшают положение на потребительском рынке.
Аналогичные последствия может вызвать и непроизводительное потребление национального дохода (например, на военные цели или на осуществление «проектов века»). Военные расходы создают дополнительный спрос, ведущий к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия.
2. Появление крупных институтов частной власти в лице крупнейших фирм и транснациональных корпораций, с одной стороны, и профсоюзов – с другой. Любой монополист или олигополист заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров), который позволяет ему поддерживать высокий уровень цен. Аналогичным образом действуют и профсоюзы, ссылаясь на необходимость поддержания жизненного уровня своих членов. Таким образом, их совместные усилия заставляют цены и зарплату двигаться вверх. На инфляционный процесс в немалой степени влияет и характер национальной экономики и рынка. В частности, господство монополистических структур в экономике, превалирование несовершенной конкуренции на рынках являются той благоприятной средой, в которой легко подхватываются и усиливаются инфляционные тенденции. Монопольное положение предприятий позволяет не только взвинчивать цены, но и одновременно сокращать производство с целью еще большего роста цен и поддержания их на высоком уровне. Искусственно снижая эластичность спроса, монополистические структуры подавляют, угнетают реакцию производства на спрос (даже если он инфляционный) и тем самым усиливают и продлевают возникающее инфляционное равновесие.
3. Экономика становится все более сервисно ориентированной.
Производительность труда в сфере услуг при этом растет медленнее, чем в производстве товаров, что, впрочем, не сказывается на оплате труда занятых в ней работников, но сказывается на ценах.
4. Действие механизмов индексирования доходов. Последние существенно меняют принципы функционирования экономики. Более высокие цены теперь не удерживают потребителей от покупок, а делают их ожидания и позиции гораздо более агрессивными. Правительство, руководствуясь целью обеспечения социальной стабильности и сдерживания рецессии, удовлетворяет растущие требования маргинальных слоев общества и тем самым фактически «смазывает» тормозные башмаки инфляции.
5. Нерациональная структура экономики. Если в стране значительную долю занимает военно-промышленный комплекс, то это означает, что на рынок выходят значительные денежные суммы, полученные работниками данной сферы. В то же время продукция ВПК на внутренний рынок не поступает, и возникает несоответствие между спросом и предложением. Аналогичная ситуация возникает при неоправданном увеличении отраслей первого подразделения.
Инфляционные процессы в национальной экономике могут провоцироваться посредством международного обмена. Это осуществляется по двум каналам. С одной стороны, через ценовой механизм международной торговли, когда рост цен на импортные ресурсы придает новый импульс инфляционным издержкам внутри страны. С другой стороны, через механизм движения краткосрочных капиталов, связанных с национальными различиями в уровнях процентных ставок. Более высокие процентные ставки вызывают приток капиталов из других стран, которые втягиваются в сферу обращения, тем самым нагнетая денежную массу. Следовательно, более высокие процентные ставки, воздействуя на поступление краткосрочных капиталов извне, усиливают и ускоряют инфляционный процесс.
Однако инфляция, наряду с общими чертами, имеет специфические особенности в разных странах. В ней могут отражаться особенности экономической структуры производства товаров и услуг, их соответствие реальным потребностям экономики.
Гигантские расходы на содержание ВПК и армии, отсталость предприятий гражданского комплекса, многочисленные дефициты, как правило, характерны для слаборазвитых стран.
Фактически высокая скрытая инфляция, наличие большого числа супермонополий в лице министерств и ведомств – эти особенности присущи российской экономике.
При централизованно планируемой экономике проявление подобных диспропорций подавлялось с помощью ценовых манипуляций, административного перераспределения ресурсов, использования государственной монополии на внешнюю торговлю и операции с валютой. С либерализацией экономики эти возможности исчезли, и структурная разбалансированность оказалась на поверхности. Она дала мощный толчок инфляционным процессам, предопределив их глубину и тяжесть.
Таким образом, в отечественной экономической мысли последнего времени появилось осознание того, что инфляция – не только денежный и производственный феномен, но и сложное социально-экономическое явление.
Российские экономисты разделились на два своеобразных лагеря: тех, кто связывает инфляцию в России только с монетарными (денежными) факторами, и тех, кто считает, что инфляция издержек, порождаемая немонетарными факторами, доминирует над инфляцией спроса.
Согласно анализу Министерства экономического развития, доля факторов, влияющих на инфляцию в 2001, 2002 гг. приведена в табл. 1.3.1.

Таблица 1.3.1

Удельный вес факторов,
влияющих на инфляцию в России (2001, 2002 гг.)

Окончание табл. 1.3.1

Таким образом, равнозначно с монетарной природой инфляции существует немало оснований для вывода о существенном значении инфляции издержек в российской экономике. К ее причинам можно отнести следующие:
– технологически отсталая, затратная структура производства, сравнительно низкий уровень производительности общественного труда;
– межотраслевая несбалансированность, структурные диспропорции прежней экономики («утяжеленность» экономики, высокая степень ее милитаризации, разрыв цен на сырьевую и конечную продукцию и т. п.);
– разрыв хозяйственных связей из-за распада СССР, СЭВ;
– высокая степень монополизации экономики, в том числе на товарных рынках;
– незавершенность формирования инфраструктуры рынка, высокая степень бюрократизации и криминализации экономики;
– гипертрофированный рост «деловых услуг» (посреднического финансового характера и т. п.), усиление роли спекулятивных начал в экономике;
– резкий рост цен на энергоресурсы в ходе трансформации российской экономики (скачок цен объясняется искусственно заниженными ценами на энергоресурсы в плановой экономике).
Проблема инфляции актуальна, а потому и поиск ее причин ведется весьма активно лишь постольку, поскольку последствия, с которыми имеют дело люди, весьма ощутимы и неоднозначны. В условиях инфляции экономические субъекты фактически выплачивают ещё один налог, который не надо ратифицировать, который не предусмотрен налоговой системой, – инфляционный налог Тi. Если экономические субъекты будут поддерживать свои реальные кассовые остатки на оптимальном уровне, то им придется увеличить из текущего дохода ассигнования на прирост своей кассы в соответствии с уровнем инфляции: .

Инфляция снижает жизненный уровень значительной массы населения в результате сокращения их реальных доходов. В большей степени потери от инфляции несут люди, получающие фиксированные доходы. У получателей нефиксированных доходов могут даже возрасти реальные доходы, если номинальные будут увеличиваться в большей мере, чем цены.
Получателем инфляционного налога (сеньоража SI) является эмитент денежной массы. ,

где MC – затраты на изготовление новых денег.

Инфляция инспирирует перераспределение доходов и богатства.
Этот процесс возможен в условиях, когда доходы не индексированы, кредиты предоставляются без учета ожидаемого уровня инфляции, которая ведет к перераспределению национального дохода по различным направлениям:
1) между разными сферами производства и регионами в силу неравномерного роста цен;
2) между населением и государством, так как государство использует излишнюю денежную эмиссию в качестве дополнительного источника своих доходов. Выпуская не обеспеченные товарами бумажные деньги, государство фактически осуществляет скрытое налогообложение граждан через действие эффекта инфляционного налогообложения. Он проявляется в экономике, где действует прогрессивная система подоходного налогообложения. Экономика по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы во все более состоятельные категории граждан вне зависимости от того, возрос ли доход реально или только номинально. При этом индексация всех доходов является малоэффективной, ибо в силу несбалансированного роста цен усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп населения по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая индексация оценивает все доходы формально, т.е. по номиналу;
3) между различными социальными слоями населения. Быстрое социальное расслоение, углубление имущественного неравенства – неизбежные спутники инфляции.
Инфляция вызывает обесценение сбережений. При этом довольно часто темпы инфляции не только сводят «на нет» доходы, причитающиеся по вкладам, но и обесценивают сами вклады. В таких обстоятельствах люди предпочитают трансформировать сбережения в ликвидные денежные средства. Альтернативная стоимость или вмененные издержки в этих условиях обесцениваются, тогда как существенно возрастает выгода от денежных активов. Однако приток денежных ресурсов в еще большей степени усугубляет ситуацию, так как изменение (увеличение) спроса вызывает еще большее повышение цен. А это сокращает реальные доходы населения. Невиданное по своим масштабам обесценение сбережений произошло в России в течение 1992–1993 гг. Принятые в 1994 и в 1996 гг. меры по компенсации сбережений, зафиксированных на начало 1992 г., представляют собой не более чем моральное утешение, но никак не компенсацию, ибо за эти годы цены выросли в тысячи раз.
Фактором, ведущим к снижению жизненного уровня населения, является так называемое инфляционное налогообложение. Суть его заключается в том, что при сохранении относительно стабильных налоговых ставок и осуществлении индексации номинальных доходов происходит изъятие в госбюджет все возрастающей части доходов населения.
В условиях инфляции при действии прогрессивной шкалы налогообложения осуществляемая индексация доходов приводит к тому, что увеличивающийся номинальный доход постепенно попадает под действие все более высоких налоговых ставок. Налогоплательщик помимо своей воли переходит в группу граждан, облагаемых более высокой налоговой ставкой, что ведет к сокращению его реальных доходов и позволяет увеличить доходную часть федерального бюджета без изменения системы налогообложения.
В то же время из-за существенных лагов во взимании налогов налоговые обязательства начисляются на определенный момент, но уплата совершается в более поздний срок. Во многих странах не существует механизма, который поддерживал бы реальную величину взимания налогов в течение этого периода. Таким образом, любое увеличение темпа инфляции в течение этого периода уменьшает налоговое бремя. Это явление известно как эффект Оливера-Танзи, который может приводить к порочному кругу. Увеличение фискального дефицита вызывает рост инфляции, что, в свою очередь, снижает налоговые поступления; более низкие налоговые поступления еще больше увеличивают фискальный дефицит и т. д. Этот процесс может быть весьма дестабилизирующим, и он во многом способствовал возникновению большинства проявлений инфляции в развивающихся странах в 80-е гг. нашего века.
Драматическая иллюстрация эффекта Оливера–Танзи на основе опыта Боливии в первой половине 80-х гг. представлена на рис. 1.3.3.
Государственные доходы в этой стране в 1980–1981 гг. были близки к 10 % ВВП, а инфляция составляла примерно 25 % в год. В 1982 г. инфляция возросла почти до 300 %, доходы в процентах от ВВП сократились наполовину. Такое снижение продолжалось и в следующие годы; худшее


Рис. 1.3.3. Иллюстрация эффекта Оливера–Танзи:
Боливия, 1980–1986 гг.

(Данные об инфляции взяты из CEPAZ, Economic Survey for Latin America, 1988; данные о государственных расходах взяты из J. Sachs, «The Bolivian Hyperinflation and Stabilization», National Bureau of Economic Research Working Paper № 2073, May 1986)

случилось в 1985 г., когда Боливия вступила в полосу полномасштабной гиперинфляции. В это время налоговые поступления сократились примерно до 1,3 % ВВП, что вполне могло бы считаться наиболее низким налоговым бременем в мире. Однако отметим резкую перемену в 1986 г. Как только успешная стабилизационная программа была воплощена в жизнь и инфляция упала до 66 % в год, государственные доходы выросли и составили более чем 10 % ВВП.
Для инфляционного налога, как показано на рис. 1.3.4, существует кривая Лаффера. Кривая 0ML представляет величину поступлений от инфляционного налога для различных темпов инфляции, если предполагается, что экономика находится в состоянии равновесия и темпы инфляции не меняются от периода к периоду.
Когда темп инфляции равен нулю, доход также равен нулю. По мере роста инфляции база налогообложения (в данном случае это спрос на реальные денежные остатки) уменьшается. Максимальный инфляционный налог показан как Ti.max при темпе инфляции . Дальнейший рост инфляции влечет снижение поступлений, так как более высокая инфляция не компенсирует падения уровня реальных денежных остатков, которые и облагаются налогом. Это происходит на участке ML кривой Лаффера.
Отсюда следует важный вывод. При устойчивых темпах инфляции существует максимальный дефицит, равный Ti.max, который может финансироваться с помощью печатания денег. Правительство может временно финансировать дефицит более высокий, чем Ti.max, но за счет ускорения инфляции вместо сохранения ее стабильного темпа.

Рис. 1.3.4. Кривая Лаффера для инфляции

В период ускоряющейся инфляции может оказаться, что население неизменно недооценивает реальные темпы инфляции и, значит, держит более высокий уровень денежных остатков, чем это было бы, если бы оно точно знало, какой будет инфляция. Правительство может использовать ошибочные ожидания для получения сеньоража, превосходящего Ti.max, по меньшей мере, в течение некоторого времени. Если правительство пытается длительное время финансировать более высокий, чем Ti.max, дефицит, вероятным результатом явится гиперинфляция.
Помимо отрицательного воздействия инфляции на благосостояние населения, она в не меньшей степени оказывает негативное влияние на производство, на хозяйственную деятельность в целом. Прежде всего, необходимо указать на две стороны сдерживания инвестиционного спроса. Под воздействием инфляции происходит обесценивание, с одной стороны, амортизационных отчислений, с другой – фонда накопления. В результате и валовые, и чистые инвестиции существенным образом «усыхают» и не позволяют осуществлять запланированные проекты и мероприятия, связанные с технической реконструкцией производства, обновлением и модернизацией используемого оборудования, новым строительством, а это ведет к сдерживанию НТП, замедлению экономического развития.
Из-за инфляции теряются амортизационные отчисления. Инфляция практически девальвировала этот источник инвестиций. Нужна регулярная индексация балансовой стоимости основных средств.
Быстрое обесценение денежных сбережений подталкивает их владельцев к активному их использованию, что нередко вызывает поспешный, слабо продуманный и чрезмерный расход реальных ресурсов, нарушение межотраслевых пропорций.
В государственном секторе рыночной экономики цены как ресурсов, так и выпускаемых товаров пересматриваются реже, чем в частном. Это объясняется тем, что госпредприятия вынуждены обосновывать свои цены и получать разрешение на их пересмотр у государственных органов. В условиях неопределенного и скачкообразного характера инфляции механизм регулирования цен технически сложно наладить, не говоря о стратегической ценовой стабильности. В результате увеличивается дисбаланс частного и общественного секторов, а государство теряет свой потенциал и утрачивает возможность адекватного воздействия на экономику. Данный эффект особо опасен при переходе от административно-командной системы хозяйствования к регулируемой рыночной экономике.
Инфляция существенно подрывает мотивацию к активной предпринимательской и трудовой деятельности. Для предпринимательских кругов, занятых особенно в сфере производства, неопределенность в механизме ценообразования значительно увеличивает степень риска при реализации тех или иных инвестиционных проектов. Одновременно им все сложнее становится получать кредиты. Это не может не сказаться на сокращении предложения товаров и услуг.
Воздействие инфляции на производство носит противоречивый характер и зависит от ее размеров. Умеренная инфляция вреда не приносит, более того, ее снижение связано с ростом безработицы и сокращением реального национального продукта. В отдельных случаях она даже может вызвать временное оживление экономики, создать специфическую инфляционную конъюнктуру, когда рост спроса дает толчок к расширению производства.
Высокая инфляция активно противодействует экономическому росту. При среднегодовых темпах инфляции около 40 % и выше экономический рост, как правило, прекращается. Верно и обратное: чем ниже в стране темпы инфляции, тем обычно выше темпы экономического роста, причем они максимальны при минимальных темпах инфляции. Это подтверждается исследованиями динамики экономического развития за последние 20 лет в большинстве стран современного мира, которые придерживались разных моделей экономической политики.
Инфляционные процессы подрывают также стимулы роста экономики на базе НТП, поскольку внедрение в производство новой техники обходится все дороже. Для предпринимателя в этих условиях выгоднее использовать устаревшее, но более дешевое оборудование, и старую трудоемкую технологию. Причина использования последней состоит в том, что издержки, связанные с заработной платой, как правило, растут медленнее затрат на приобретение средств производства.
Наблюдается общее замедление экономической активности. Неопределенные перспективы развития, отсутствие необходимой достоверности в прогнозах динамики цен заставляют предпринимателей отказываться от реализации долгосрочных проектов с длительными сроками окупаемости. Большая часть капитала перемещается из сферы производства в сферу обращения и используется для чисто спекулятивных операций.
Набирает силу тенденция к росту ссудного процента, призванная компенсировать обесценение денег. Растут издержки, связанные с увеличением масштабов денежного обращения и выпуском новых денег. Активируется бегство от денег к товарам, обостряется товарный голод, который подрывает стимулы к денежному накоплению, что в свою очередь нарушает функционирование денежно-кредитной системы и возрождает бартер.
Выше перечислены в основном внутренние последствия инфляции, но имеют место и внешние. Обесценение денег внутри страны приводит к их обесценению по отношению к иностранным валютам (через разницу в покупательной способности валют).
Наибольший вред национальной экономике приносит гиперинфляция, в процессе которой государство теряет контроль, национальная валюта вытесняется более твердой – иностранной.
За крахом системы денежного обращения неизбежно следуют распад и деградация национального хозяйства, проявляются сепаратистские тенденции в регионах. Многочисленные социальные катаклизмы содействуют приходу к власти тоталитарных режимов.

Важно установить временную связь между инфляцией и ее факторами, что позволит осуществлять прогнозирование инфляционных процессов и управлять ими. Зарождение нового витка инфляции обусловлено динамикой этих факторов с некоторым временным лагом. Для исследования соотношения между ростом денежной массы и ее товарным покрытием необходим анализ динамики производства и уровня цен. Именно индекс цен сигнализирует об инфляции. Рассмотрим подробнее этот показатель. Для вычисления индекса цен берут отношение между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора (рыночной корзины) для временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде . Обычно состав товаров в рыночной корзине подбирается таким образом, чтобы группа была статистически представительной, включала как можно больше товаров, которые приобретает все население. Выражается индекс обычно в процентах  


Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы . Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения , установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического  

ВВП контроль за ростом денежной массы темп инфляции - менее 10% в месяц.  

Поскольку скорость обращения денег обратно пропорциональна количеству денег в обращении, то ускорение их оборачиваемости означает рост денежной массы. Увеличение денежной массы при том же объеме товаров и услуг на рынке ведет к обесценению денег, т.е. в конечном итоге является одним из факторов инфляционного процесса.  

увеличением спроса на национальную валюту и уменьшением инфляционных ожиданий структуре денежной массы в пользу более ликвидных компонентов. Это было связано с ростом сбережений населения , которые увеличивались быстрее, чем остальные компоненты денежной массы.  

Наблюдение за их фактическими значениями по сравнению с теоретически оправданными уровнями и с уровнями других стран позволяет выявлять важнейшие тенденции и диспропорции в текущем периоде и прогнозировать их изменение в будущем. Так, динамика ВВП позволяет определять допустимые темпы роста денежной массы. О результативности мер по стабилизации денежного оборота в условиях инфляции можно судить по изменению индекса реальной денежной массы , который показывает изменение количества денег в обращении при условии исключения влияния инфляции на потребность в деньгах и позволяет анализировать соответствие динамики денежной массы , реального производства и, следовательно, занятости. По динамике цен можно судить о влиянии мер по сдерживанию роста денежной массы, а изменение покупательной способности рубля характеризует соответствие изменений реального производства и денежной массы . Абсолютные значения и индексы показателей денежной массы и денежного обращения рассчитываются органами статистики ежемесячно и публикуются в открытой печати.  

Рост инфляции происходил за счет всех трех факторов роста денежной массы, ускорения оборачиваемости денег и уменьшения физического объема производства.  

В денежно-кредитной сфере наблюдалось снижение инфляции на фоне роста денежной массы, что было связано с увеличением спроса на национальную валюту и уменьшением инфляционных ожиданий населения. Произошли изменения в структуре денежной массы в пользу более ликвидных компонентов. Сбережения населения увеличивались быстрее, чем остальные компоненты денежной массы . Были приняты меры по либерализации кредитной политики . Ставка рефинансирования за год была снижена со 112 до 48%. Динамика курса доллара регулировалась рамками валютного коридора.  

Увеличение числа спекулятивных банков не было причиной роста денежной массы с 1832 по 1836 г. Отношение банковских резервов к объему выданных ссуд не уменьшилось в этот период, поскольку в общем банки были достаточно осторожны. В основном это произошло за счет увеличения количества металлических денег -- золотых и в меньшей степени серебряных - в экономике США. К тому же США были частью мировой экономики . Соединенные Штаты придерживались золотого стандарта , который включал ввоз и вывоз металлических денег, и золотые и серебряные монеты лежали в основе денежной массы в обращении. В этот период произошло значительное увеличение импорта металлических денег из Мексики и стран Европы.  

PQ. вровень цен удвоился, так что цены выросли соответственно с ростом денежной массы. Из уравнения (18-14) следует, что в соответствии с классической моделью такое удвоение денежной массы влечет за собой пропорциональное изменение уровня цен, т. е. уровень цен увеличится на 100%, что представляет собой удвоенный рост цен.  

Последствия ожидаемого увеличения номинальной денежной массы в новой классической модели . Рост денежной массы увеличит совокупный спрос , что приведет к повышению уровня цен (рис. А). Увеличение уровня цен приведет к повышению спроса на труд со стороны фирм (рис. Б). Если увеличение номинальной денежной массы полностью ожидалось работниками, то они увидят, что их реальная заработная плата снизилась при росте уровня цен, и они соответственно уменьшат предложение труда (рис. 5). Вообще, равновесный уровень занятости останется неизменным. График совокупного предложения смещается влево из-за повысившихся ожиданий относительно номинальной денежной массы и соответствующего повышения ожидаемого уровня цен (рис. А). Равновесный уровень реального производства остается неизменным. Следовательно, в новой классической модели ожидаемое увеличение номинальной денежной массы не оказывает никакого реального эффекта на объем производства и уровень занятости.  

К сожалению для ФРС, это явление послужило сигналом о предстоящих трудностях. До конца 1970-х годов спрос на деньги был более изменчивым, чем в предыдущий период. ФРС не достигала целей денежно-кредитной политики , и со временем ситуация ухудшалась. Более того, в конце 1970-х годов тактические цели ФРС часто допускали значительный рост денежной массы, в результате она не согласовывалась с промежуточными целями денежно-кредитной политики.  

К 1979 г. рост денежной массы ускорился. То же самое произошло и с темпами инфляции . Стало очевидным, что ФРС нужно было что-то предпринимать, и ФРС сменила тактические цели.  

В действительности некоторые экономисты, например Милтон Фридмен , предложили такие конституционные ограничения. Некоторые даже пошли дальше, предложив упразднить ФРС и заменить ее компьютером. Компьютер будет запрограммирован на осуществление операций на открытом рынке так, чтобы обеспечить приверженность политике ограниченного роста денежной массы и нулевой инфляции.  

МОНЕТАРИЗМ - школа, полагающая, что рост денежной массы определяет инфляцию и поэтому экономическая политика в первую очередь должна быть направлена на ограничение и стабилизацию денежных знаков (его сторонником является М. Фридман). М. - экономическая теория , согласно которой количество денег г обращении является определяющим фактором формирования хозяйственной конъюнктуры, и существует прямая связь между изменениями денежной массы в обращении и величиной валового национального дохода . Монетаристы - наиболее влиятельная сейчас среди сторонников свободного нерегулируемого рынка школа экономической мысли - считают, что государство должно ограничить свое вмешательство в хозяйственную жизнь (наряду с выполнением традиционных функций) только поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. По их мнению, в долгосрочном плане финансовая экспансия веде г только к росту процентных ставок и вытеснению частных инвестиций, тогда как кредитно-денежная экспансия стимулирует только инфляцию, но не расширение объема производства.  

Реализация этой концепции в практике инвестиционного менеджмента и использование соответствующего ее методического инструментария требуют предварительного рассмотрения ряда связанных с ней базовых понятий. Ниже изложено содержание основных из этих понятий. ИНФЛЯЦИЯ - процесс постоянного превышения темпов роста денежной массы над товарной (включая стоимость услуг), в результате чего происходит переполнение каналов обращения деньгами, сопровождающееся их обесценением и ростом цен. ТЕМП ИНФЛЯЦИИ - показатель, характеризующий размер обесценения (снижения покупательной способности) денег в определенном периоде, выраженный приростом среднего уровня цен в процентах к их номиналу на начало периода.  

Кейнс доказывал и практика подтвердила, что умеренная инфляция полезна для экономики, т.к. рост денежной массы стимулирует деловую активность , способствует экономическому росту , ускоряет процесс инвестирования.  

Если инфляция становится существенной проблемой экономики страны, то для ограничения ее роста FED проводит политику дорогих денег - замедления роста денежной массы и увеличения процентных ставок.  

FED регулярно публикует заявления о конечных и промежуточных целях регулирования, публикуя данные верхнем и нижнем уровне роста денежной массы и отчетные данные фактических изменений (используются агрегаты М2, МЗ).  

В марте 1993 года впервые была принята денежная программа, сформулированная в совместном Заявлении Правительства и Центрального банка РФ об экономической политике . Программа предусматривала комплекс стабилизационных мер, включая четко сформулированное ограничение на размер бюджетного дефицита, целевые темпы роста денежной массы (снижение до 7,3% в месяц к концу года), некоторые ограничения кредитования Центробанком экономики и правительства. В результате всего этого  

Темпы роста денежной массы увеличивались, причем особенно быстро в весенне-летние месяцы. Этому денежному половодью пытались ставить преграды. Было принято совместное Заявление правительства и ЦБР об

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!