Развитие детской моторики 2 года. Почему столь важно развивать моторику? Пирамидка из пуговиц

Мастер-класс для родителей ДОУ на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Автор: Гончарова Инна Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад №41, Московская область, Сергиево-Посадский район, поселок Скоропусковский.
Описание работы: Данный материал будет полезен для родителей и педагогов детей раннего возраста, направленный на развитие мелкой моторику рук.
Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.

Задачи: Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно организовать в домашних условиях. Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей

Ход мастер-класса:

Здравствуйте уважаемые родители, я рада вас видеть на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи.
Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2-3 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:
- стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);
- помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
- готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.
Пальчиковые игры очень эмоциональны увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках, попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг)
Я подготовила игры с пальчиками и упражнения,которым хочу вас научить. (Воспитатель проговаривает слова с показом движений пальцев рук, а родитель повторяют упражнения).

«Сорока-белобока»
«Сорока – белобока дети на ладошке «варят» кашу
Кашу варила,
Деток кормила.

Этому дала, поочередно загибают пальцы с мизинца
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала! показывают большой палец

Ты воды не носил, грозят указательным пальцем большому пальцу
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего! разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой, сжимают пальцы в кулак
Иди в угол и постой!» указательным пальцем показывают на угол

«У оленя дом большой»
У оленя дом большой (складываем руками над головой крышу дома)
Он глядит в свое окно. (показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку)
Заяц по лесу бежит. (изображаем бег на месте)
В дверь к нему стучит. (изображаем стук кулаком в дверь)
Тук-тук! (стучим правой ногой в пол)
Дверь открой! (открываем дверь)
Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)
Охотник злой! (изображаем руками ружье)
Быстро двери открывай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)
Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу)





Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами, которые можно заниматься как дома, так и в детском саду. Давайте познакомимся с некоторыми из них:
Игра «Сделай бусы»
Развивать мелкую моторику можно и при помощи макаронных изделий. Мне нравится этот способ тем, что пока мама занимается своими делами ребенок может провести время с пользой.Сделать такие бусы из макарон своими руками совсем не сложно. Потребуются макароны с крупным просветом и веревочка. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок. Можно брать макароны разного цвета или разной формы.





Игра «Иголки для ежика», «Лучики для солнышка»
Эти игры очень любят мамы и педагоги, потому что прищепки стоят недорого, дети любят с ними возиться, ну а уж игр с прищепками придумано огромное множество!С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики для солнышка и т.д. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами.





Игра «разноцветная фасоль»
Для игры понадобиться фасоль двух цветов, одно блюдце большое и два маленьких. Смешайте всю фасоль в большом блюдце, затем разложите по несколько фасолин в маленькие блюдца: в одно блюдце – белую фасоль, в другое блюдце – красную. Предложите разложить всю фасоль по блюдцам. Таким образом разделив ее по цвету. Будьте внимательны, малыш обязательно захочет попробовать фасоль на вкус.Сортировка крупы не только развивает пальчики, но и развивает математическое мышление.



Игра «Рисование на манке»
Для игр понадобится поднос на котором насыпана манка.
Можно рисовать вместе с мамой солнышко, тучка и дождик, цветок и тд.
Хочется отметить рисование манкой,для детей такая техника – это новшество, которое завораживает каждого ребёнка. С помощью нее развивается творческое мышление, фантазия, воображение, мелкая моторика и многое другое.



Игра «Поиск клада»
Это очень полезно, так как во время таких "раскопок" ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.
Игры с крупами - не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект. Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме - фасоль, горох, гречка, пшено, рис и тд., мы использовали манку. Также пусть у вас будут под рукой мелкие игрушки, небольшие машинки.



Рисование ватными палочками. (Коллективная работа)
Если вы мама ребенка 2 лет, то конечно знаете – приучить ребенка правильно брать в руки карандаш или кисточку совсем непросто.
Многие дети двух лет любят брать кисточку и карандаш в руки вот так:



Малышу очень трудно правильно в руке держать карандаш. И всячески сопротивляются, когда вы хотите их научить держать кисть правильно.
Но выход есть – рисование ватными палочками.



Маленьким пальчикам будет удобнее держать легкую палочку, а рисунок получится сам собой. Двухлетний ребенок обязательно заинтересуется такой захватывающей и простой техникой.Кроме того рисование ватной палочкой хорошо развивает мелкую моторику.Техника рисования ватными палочками напоминает мозаику, когда из волшебных крупиц, шаг за шагом рождается картина.Первое время ребенок нуждается в помощи взрослого, потому что без сопровождающей игры рисование ватными палочками для детей не очень интересно. И в заключение нашего мастер-класса мы совместно сделаем Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.



Заключение:
Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем мероприятии.Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка 2-3 лет и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.
Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т. д. Давайте попробуем вместе помочь малышу в речевом развитии и займемся развитием мелкой моторики. Все зависит от вас и вашей фантазии. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Мелкая моторика рук для детей имеет огромное значение для его полноценного развития, определения потенциальных и врожденных заболеваний и выработки верных стереотипов поведения. При развитии этого психофизиологического показателя необходимо уделить максимальное внимание на первоначальном этапе, который большинство педиатров и психотерапевтов связывают с возрастом один-два года. О том, почему это так важно для здоровья ребенка, как развивать мелкую моторику и на что обращать внимание - ниже.

Почему столь важно развивать моторику?

Моторике мелких движений неспроста уделяется так много внимания. Помимо тактильных ощущений и их применимости, в процессе принимают активное участие зрение, обоняние и вкус (дети все несут в рот, пытаясь «опознать» тот или иной предмет), а головной мозг в это время анализирует целый комплекс разнообразных чувств.

Если уйти от теоретических выкладок, то развитие моторики, в чем заинтересован любой родитель, напрямую влияет и на .

Приведем пример: ваш карапуз впервые в жизни сам ест ложкой, щедро разбрасывая пищу по лицу, одежде, столу и кухне, становясь героем ролика для Ютуба. Его действия не только не осознанны, но и продиктованы тем, как именно воспринимает ребенок окружающий мир: держит столовый прибор, зачерпывает еду, несет ее ко рту. В случае правильно выработанной моторики, ребенку уже с первых раз удается удерживать ложку и оперировать ею в тарелке. В случае правильного развития, уже к году-полутора он способен самостоятельно есть, при каких-либо отклонениях это будет несложно заметить.


Cпособы развития

Развитие мелкой моторики у детей в 1-2 года вызывает большой научно-практический интерес, только в последние годы блестящие работы защитили Анна Антакова-Фомина, Мария Кольцова, Лидия Савина, Тимофей Ткаченко. Несмотря на разный взгляд на психосоматические условия развития ребенка, все они сходятся в мысли относительности необходимости дополнительного развития детской мелкой моторики. Способы различны - от лепки до развивающих игрушек.

Развитие психомоторных функций, куда специалисты относят совместную деятельность мышечной, нервной, костной систем, не требует применения каких-то особенных вещей. В самом юном возрасте, еще до года, огромное значение имеют погремушки, соски-пустышки и прочие вещи, до которых ребенок может дотянуться. Ощупывая их, получается первичная информация о габаритах, температуре, жесткости, сопротивлении или податливости.

Практически сразу данная информация находит отражение и ребенок способен «узнать» пустышку как мягкий и приятный объект. И в этом возрасте покупка развивающих игрушек не имеет никакой практической пользы - грудничок куда больше ориентируется на звук, издаваемый предметом, на цвет и вкусовые качества (поэтому все тащится в рот).

С чего начать обучение?

Родителям или опекунам необходимо постоянно обращать внимание на то, что именно и как делает ребенок - это крайне важно для верного развития мелкой моторики у детей в 1 год и чуть старше. Одним из приемов является «перебирание крупы», когда в большую и широкую емкость высыпается любое недорогое зерно и ребенок, погружая руки по запястья, сжимает-разжимает пальчики. Если не хотите видеть рассыпанную крупу по всей квартире, можно сшить или купить тканевые мешочки - иногда они продаются по очень высокой цене с горделивой пометкой «антистресс» - хотя изготавливаются в домашних условиях за считанные минуты.


Девочки ищут в фасоли предметы

Неплохим подспорьем могут служить пальчиковые краски или материалы для лепки, которых весьма много в продаже. Судя по опросу родителей, приобретавших их для чада, ребенок способен проводить целые часы у мольберта или стола, вырабатывая не только мелкую моторику, сколь общую координацию движений. А вот конструкторы, даже самые примитивные, лучше отложить до полутора-двух лет: у годовалых еще не выработано конструктивное мышление и ребенок даже не догадывается, что две детали можно соединить в одну.

Что еще нужно знать о мелкой моторике у детей?

Развитие моторики у детей в 1 год станет эффективным, если приобрести так называемые, мульти-коврики. Формально это напольные или настенные изделия, оснащенные большим количеством защелок, заклепок, молний, прищепок и крепежей, которые ребенок, теоретически, должен открывать и закрывать. На практике они дают некоторый эффект, правда, ребенок не станет долго играть с этим устройством - сказывается психология «Юного Индианы Джонса», утрачивающего интерес к исследованным и логичным вещам. Хоть те же крупы или пластилин, позволяющие ребенку импровизировать, способны занять его на куда больший срок.

В рекламе обучающих игрушек для самых маленьких - вроде электронных пианино или ксилофонов - нередко можно прочесть о том, что данное устройство прекрасно развивает мелкую моторику ребенка. Впрочем, специалисты убеждены, что это весьма спорное утверждение: для правильного формирования навыков необходимы осмысленные действия по извлечению звука, набор аккордов или использование разной силы удара (нажатия). Между тем, ребенок способен осознанно выполнять данные действия в куда старшем возрасте - от трех лет и выше.

Что действительно дает эффект, это рисование: с первых минут юный художник учится правильно брать карандаш или кисточку (захват зовется «пинцетным»), и отдает себе отчет в соотношении силы нажатия и получающейся линии. Также положительным эффектом на моторику рук влияет самостоятельный прием пищи, когда 1-2-летний ребенок способен удерживать ложку не переворачивая и неся ее ко рту. Аналогично, и при получении в руки расчески юный исследователь, видя, как прихорашиваются мама и папа, начинает проводить расческой по волосам.

Обучение посредством копирования

Важно понимать, что развить моторику в 1-2 года можно не только на основе накапливаемого опыта, но и на простом копировании тех или иных действий взрослых.

Привлекая ребенка к каким-то действиям, важно показать ему, как именно выполняется та или иная работа: как мнется пластилин, как перебирается крупа, как удерживается художественный инструмент. Есть смысл формировать захват детских пальчиков перед началом той или иной работы, совершая нажатие на точки приложения силы.

И еще: по статистике, дети в возрасте полугода прочно удерживают в руке предмет, несут его ко рту, пытаются укусить. В год он уже совершает осознанные хватательные движения и начинает удерживать в руках карандаш, ложку, расческу. предполагает, что пирамидки, шнуровка или конструкторы уже неинтересны, так как они просты и примитивны. В два года ребенок переходит на самообеспечение, совершая полностью осознанные и оправданные действия. В случае отставания на два-три месяца - ничего страшного, может ему просто лень.

В случае задержки у ребенка необходимых навыков на полгода и более, стоит обратиться к педиатру.

Консультация: «Развитие мелкой и крупной моторики рук у детей 2-3лет»

Цель: Рассказать родителям о важности развития мелкой и крупной моторики. Ознакомить с методами и примерами развития мелкой и крупной моторики.

Ведущий консультации: Кручинина Маргарита Николаевна

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности . Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память , концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры

Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Мелкую моторику рук развивают:

Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;

Рисование карандашом (фломастером, кистью);

Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;

Одевание и раздевание игрушек.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие левого полушария

Развивающие игры для ребёнка 2-3 лет

Игры на развитие мелкой моторики 2, 3 лет

Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук.

Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.

Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.

Волшебная шкатулка

Игра развивает мелкую моторику, навыки классификацирования

Необходимый инвентарь : шкатулка, мелкие предметы или игрушки.

Сложите различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложите ребенку вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам.

Поскольку для игры вы используете мелкие предметы, следите, чтобы ребенок не проглотил их.

Волшебные шнурки

Игра помогает изучить форму предметов, совершенствует цветовое восприятие, развивает мелкую моторику и терпение ребенка

Необходимый инвентарь : цветные шнурки различной длины.

Покажите ребенку, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов.

Создайте с ребенком целую картину на столе или диване.

Угости кукол

Необходимый инвентарь: крупные бусины трех цветов.

Сложите в коробку бусинки трех цветов. Придумайте с ребенком угощение для кукол, например, конфетки, ягодки. Предложите разложить их по трем тарелочкам.

Учите ребенка перекладывать по одной бусинке. Покажите ему, как брать бусины тремя пальцами.

Выбирайте для игры крупные бусины и обязательно следите за тем, чтобы ребенок не проглотил их.

Опять мимо!

Игра развивает мелкую моторику и координацию движений

Необходимый инвентарь : крупа, емкость с широким и узким горлышком.

После того, как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, усложните задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом.

Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки.

С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки.

Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».

«Раз фасоль, два фасоль...»

Игра развивает мелкую моторику, обучает счету

Необходимый инвентарь : сухая фасоль, пластиковая бутылка.

Берите фасолинки по одной и опускайте их в бутылку. При этом считайте: «Одна фасолина, две фасолины» ит. д.

Крутится?

Необходимый инвентарь : пластиковые бутылки и банки с отвинчивающимися крышками.

Пока вы хозяйничаете на кухне, можно занять ребенка этой нехитрой игрой.

Покажите малышу, как откручиваются и закручиваются крышки на банках и бутылках.

Попросите повторить ваши действия.

Входит и выходит

Игра знакомит со свойствами предметов, развивает мелкую моторику

Необходимый инвентарь : банки с отвинчивающимися крышками, маленькая мягкая игрушка.

Покажите ребенку, как открывать и закрывать банку, как внутрь банки можно помещать игрушку.

Предложите ему самому закрыть игрушку в «домике».

Если есть несколько банок разного размера, то попросите малыша проверить, какой домик подойдет для игрушки, а какой нет.

Учимся пересыпать

Необходимый инвентарь : любая крупа, две емкости с широким горлышком.

Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками пересыпать ее в пустую посуду.

Научите малыша пересыпать крупу полной горстью, щепоткой, пропускать сквозь пальцы.

Научите его делать движения рукой, как будто он солит.

Бусы

Необходимый инвентарь: крупные бусины или пуговицы.

Весьма увлекательное занятие даже для взрослых!

Наверняка у вас накопилась куча всевозможных бусинок. Если нет, то их можно купить. Сейчас в продаже есть бусины разных размеров из разных материалов: цветной пластмассы, дерева, металла. Есть даже специальные наборы для детей.

Иголку в таком возрасте ребенку давать, пожалуй, рановато, поэтому, хорошо, если в этих бусинах большие отверстия.

Дайте ребенку толстую нитку и позвольте вволю пофантазировать.

А может быть, вы хотите навести порядок в своих пуговицах? Проще простого. Дайте всю это пеструю кучу ребенку, и пускай он соберет из них бусы. Или отсортирует разные кучки по цвету или по количеству дырочек в пуговках.

Обязательно следите за тем, чтобы ребенок не проглотил бусины или пуговицы.

Мастерим бусы

Необходимый инвентарь : макаронные изделия с крупным просветом, шнурок, большая деревянная игла с широким ушком.

Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на иглу с продетым в нее шнурком. Пусть малыш попробует сделать это сам.

Шнурок с макаронами можно связать, сделав подобие бус, и одеть на куклу.

Подарок для куклы

Необходимый инвентарь : бусины с крупными отверстиями, леска.

Расскажите малышу, что сегодня - день рожденья куклы, поэтому ей надо сделать подарок. Покажите крохе бусины, научите его нанизывать их на леску.

Называйте цвет каждой бусины.

Внимательно следите, чтобы ребенок не брал их в рот.

После завершения работы похвалите малыша и вместе с ним торжественно вручите кукле бусы.

Сортируем макароны

Необходимый инвентарь : макаронные изделия разной формы.

Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это - ракушка, это - спираль, это - бантик».

Смешайте их. Попросите ребенка разобрать макароны.

Помогите ребенку справиться с заданием.

Поезд из катушек

Игра способствует развитию мелкой моторики, цветового восприятия

Необходимый инвентарь : катушки с цветными нитками, мягкая проволока.

Покажите ребенку, как можно нанизывать катушки на проволоку. При этом называйте цвет каждой катушки.

Когда работа будет закончена, завяжите концы проволоки узлом и предложите малышу покатать поезд.

Узоры

Необходимый инвентарь : бумага, фломастеры.

Нарисуйте на листе бумаге, а лучше распечатайте красивые витые узоры. Дайте малышу фломастеры и попросите обвести их.

Чтобы игра была более долговечной, заламинируйте лист с узором и используйте фломастеры, которые легко будет стереть тряпочкой после того, как ребенок порисует.

Лабиринт для карандаша

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений

Необходимый инвентарь : лист бумаги, ручка.

Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку.

Дайте ребенку карандаш и попросите его «пройти» по нарисованной дорожке, оставляя свой след.

Лист бумаги с дорожкой тоже можно заламинировать, как для предыдущей игры.

Лабиринт для пальчика

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движении

Необходимый инвентарь: лист плотной бумаги, цветная бумага, цветные карандаши или фломастеры, клей, различная крупа.

Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку. Попросите малыша добраться от начала лабиринта до «домика», ведя при этом пальчиком по дорожке.

Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или украсить ее бумагой разной фактуры.

В более сложном варианте создайте на листе сюжетную картину. Например, пальчик из домика «ходит» к колодцу за водой, в лес за грибами и ягодами, на речку. По пути он встречает разных животных.

Домик, лес, животных и прочее можно нарисовать или сделать в технике аппликации (причем не обязательно из бумаги - возьмите кусочки ткани разной фактуры).

На дорожки приклейте разную крупу.

Играть в такую игру можно долго, постоянно дополняя ее какими-нибудь деталями.

Попробуй расстегни

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков самостоятельности

Необходимый инвентарь: взрослая одежда, застегивающаяся на пуговицы (плащ, кофта).

Покажите ребенку, как надо застегивать и расстегивать пуговицы.

После того, как малыш научился это делать, переходите к вещам с более мелкими пуговицами.

Затем просите кроху застегивать и расстегивать пуговицы на его одежде.

Узоры из пуговиц

Игра способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей ребенка

Необходимый инвентарь : разноцветные пуговицы разных размеров.

Выложите с ребенком дорожку из крупных пуговиц, называя их цвет и форму.

Вскоре ребенок запомнит, что пуговицы бывают, например, круглые - то есть научится классифицировать предметы по одному признаку.

В дальнейшем в игре задействуются пуговицы разных размеров. При этом не забывайте сравнивать их.

Из пуговиц можно выкладывать узоры, цветочки, домики.

Найди клад

Игра способствует развитию мелкой моторики, активизации поисковых навыков

Необходимый инвентарь: любая крупа или макароны, маленькая яркая игрушка.

В ведерке или кастрюле засыпьте игрушку крупой и попросите малыша откопать «клад» (игрушку).

Можно прятать одновременно 2 или 3 игрушки.

В час по чайной ложке

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия «пустой», «полный»

Необходимый инвентарь: два стакана, чайная и столовая ложки.

Налейте воду в стакан. Покажите ребенку, как можно переливать воду ложками из одного стакана в другой.

Разрешите ему поиграть самостоятельно.

Аппликация

Способствует развитию мелкой моторики, воображения, творческих способностей

Необходимый инвентарь

Научите ребенка делать картинки в технике аппликации.

Покажите, как нужно намазывать вырезанные фигурки клеем и приклеивать их на бумагу. Давать ножницы в руки ребенку двух лет рановато, поэтому сначала вырезайте фигурки сами.

Ближе к трем годам уже можно показать ребенку, как вырезать из бумаги, и позволить ему делать это самостоятельно.

Гусеница

Игра способствует развитию мелкой моторики, воображения, творческих способностей

Необходимый инвентарь : цветная бумага разной фактуры, клей (клеящий карандаш), ножницы.

Вырежьте из цветной бумаги кружки. Вместе с ребенком приклейте их на лист бумаги один за другим так, чтобы получилась гусеница.

Пририсуйте гусенице усики и лапки.

Поздравляю!

Игра способствует развитию мелкой моторики, воображения, творческих способностей.

Необходимый инвентарь : цветная бумага разной фактуры, клей (клеящий карандаш), ножницы.

Возьмите лист белой или цветной бумаги формата А4, разрежьте его пополам и сложите.

У вас получится шаблон для открытки.

Теперь вместе с ребенком наклейте фигурки, вырезанные из цветной бумаги.

Для открытки «С днем рождения!» подойдут цветы, воздушные шарики, зверюшки.

На новогодней открытке хорошо будут смотреться елка, снеговик.

Можно изготовить поздравительные открытки для папы, бабушек и дедушек.

Первый аквариум

Игра способствует развитию мелкой моторики, учит основам классификации предметов по размеру

Необходимый инвентарь : 3 маленькие и 3 большие рыбки, вырезанные из картона, лист голубой бумаги, карандаши, клей.

Предложите малышу сделать домик для маленьких рыбок - аквариум. Положите на стол лист бумаги и нарисуйте на нем водоросли. Поясняйте ребенку, что вы делаете. Рассказывайте, как живут рыбки в своих домиках.

А теперь попросите малыша найти маленьких рыбок, для того чтобы заселить их в аквариум. Пусть кроха самостоятельно отберет рыбок и разместит их на листе.

Рыбок можно приклеить, показывая, как это делается.

Поместите аквариум на видное место и периодически обновляйте его содержимое.

Входит не входит

Игра способствует разбитию мелкой моторики, навыков сопоставления

Необходимый инвентарь : пуговицы разного размера, пластиковая бутылка.

Покажите малышу, как пуговицы можно проталкивать в горлышко бутылки. Дайте ему попробовать сделать это самостоятельно.

Не подсказывайте, что крупная пуговица не пройдет в бутылку Пусть малыш сам сделает это открытие.

После нескольких неудачных попыток ребенок научится соотносить диаметр отверстия бутылки и размер пуговицы.

После того, как в бутылке окажутся все пуговицы, кроме самых крупных, сделайте вывод, что они не вошли, потому что их размер больше чем отверстие бутылки.

Пирамидка из пуговиц

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования

Необходимый инвентарь : зубочистки, пуговицы.

Закрепите зубочистку в вертикальном положении (можно воткнуть ее в брусок пластилина). Предложите малышу нанизать на нее для начала, например, только белые пуговицы.

Затем попросите ребенка собрать пирамидку из пуговиц одного размера или, начиная с самой большой, в порядке уменьшения.

Пальчиковые игры

Эти игры очень разнообразны. Они развивают мелкую моторику, а поскольку сопровождаются веселыми стишками и потешками, то способствуют развитию речи и памяти.

Наши пальчики

Читая стишок, перебирайте пальчики малыша, массируйте их:

Этот пальник хочет кушать.

Этот пальник - сказку слушать.

Этот пальник ляжет спать,

Этот - выйдет погулять.

Ну а этот - в лес пойдет,

Маленький грибок найдет.

Дружная семейка

Читайте потешку, поочередно двигая пальцами.

Предложите малышу сделать то же самое.

Один пальник - папочка.

Другой пальник - мамочка.

Третий пальник - дедушка.

А четвертый - бабушка.

Пятый пальник - это я!

Вот такая вот семья!

Приветствие

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает усвоить названия пальцев

Большим пальчиком поочередно касайтесь остальных пальцев. При этом приговаривайте: «Здравствуй, пальчик указательный, здравствуй, пальчик средний...»

Сложите пальцы обеих рук в колечки и поднесите их к глазам.

Человечек

«Ходите» по столу указательным и средним пальцем, напевая песенку: «Топ, топ - топает малыш».

Ускоряйте и замедляйте движение.

Предложите пальчикам малыша «прогуляться» вместе с вашими.

Чтобы было веселее, поиграйте в догоняшки. Пускай пальчики ребенка убегают, а вы будете догонять.


«Развитие мелкой моторики 2-3 лет».

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский

Основной деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра и наша задача сделать игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересы ребёнка. В этом на помощь приходят развивающие игры. В том числе и игры для развития мелкой моторики рук.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста актуально развивать мелкую моторику пальцев малыша.

У большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.

В 2014 году начала свою деятельность с ребятами 1 младшей группы (вновь прибывшие в детский сад). Для выявления полноценной картины уровня моторного развития рук воспитанников, набранной группы, мною было проведено обследование ребят, которое показало, что у ребят низкий уровень развития общей моторики и речи. Обследование проходило, через использование различных инструментов - застегивание и расстегивание застежек, зашнуровать ботинок, закрутить пробки, пользование лопаткой, трудно собрать рассыпавшие детали конструктора и др., и т.д.).

И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. А с помощью специально подобранных дидактических игр, и упражнений, рисование, лепка, конструирование, аппликация, различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов), пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр; упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов) мы можем повысить уровень развития ребёнка.

Поэтому, на основании вышесказанного, мною была выбрана следующая тема: «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей 2-3 лет, через различные виды деятельности».

Моя педагогическая идея- в процессе развития мелкой моторики пальцев рук способствовать интеллектуальному и эстетическому формированию личности ребёнка.

Чтобы результат работы был эффективным, необходимо было использовать разнообразные приёмы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.

Исходя из педагогической идеи, была поставлена следующая

Цель : развивать пальчиковую моторику рук, используя традиционные и нетрадиционные методы.

И так же были выделены следующие задачи:

1 . Изучить литературу по данной теме

2. Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

3. Развивать фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

4. Развивать познавательные способности, психические процессы детей.

5. Расширять кругозор детей, создавая атмосферу радости и удовольствия.

6. Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

Теоретическая база опыта

Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику.

Мною были изучены и проанализированы следующие источники:

1.Белая А.Е, Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»: пособие для родителей и педагогов/ А.Е.Белая, В. И. Мирясова. –М.: ООО Издательство АСТ, 2000.-48с.

2.О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» Детство-Пресс

3. Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно!» [текст]: пособие о логопедии для детей и родителей/О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005.-208с.

4.Крупенчук.О. И. «Пальчиковые игры» [текст]: учеб.,пособие/ О. И. Крупенчук..-СПБ.: Издательский Дом Литера, 2008

5.Черенкова Е. Ф. «Оригинальные пальчиковые игры»;-Рипол классик дом.

XXI век. Москва 2007

6.Н. В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках».-СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС,2003

7.Галанов А. С. «Психическое и физическое развитие ребёнка от трёх до пяти лет».-Аркти Москва, 2001

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

1 этап На подготовительном этапе мною была изучена литература по данной теме.

Были подобраны дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики.

Подобран наглядно-информационный и консультативный материал для родителей, на основе которого проводился конкурс на лучшее пособие для развития мелкой моторики, сделанное своими рукам

Сформирован сенсорный уголок. Он стал необходимым условием в группе для ознакомления детей с мелкой моторикой.

Подобрано оборудование: пластмассовые и деревянные конструкторы, «пазлы»,«шнуровки»,счётные палочки разного цвета, «мозайки», наборы кубиков для сбора картинок, тренажёры, бусы, матрёшки, мешочки с различными наполнителями и многое другое.

Был разработан перспективный план работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год (смотреть приложение )

2 этап На диагностическом этапе проводилась диагностика воспитанников с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребёнка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев.

Результаты диагностики на начало работы показали, что с высоким уровнем развития мелкой моторики рук 19% воспитанников, 65% имели средний уровень и 16%-низкий.

Анкетирование родителей позволило выявить компетентность родителей по данной теме. Выяснилось, что в домашних условиях мамы и папы не играют с детьми, а большая часть из них не умеют играть, поэтому выступают в роли наблюдателя.

3 этап Реализация плана происходила в процессе НОД (продуктивной деятельности), в индивидуальной работе, на прогулке, утренней гимнастике, в процессе самообслуживания, в игровой деятельности, в совместной деятельности с родителями. Были затронуты все образовательные области.

Использовались различные формы работы.

Формы работы

1.Пальчиковая гимнастика, упражнения;

2.Непосредственно образовательная деятельность;

3.Дидактические,настольно-печатные игры;

4.Проблемные ситуации, беседы;

5.Детское творчество, пальчиковые игры;

6.Самостоятельная деятельность в уголке творчества;

7.Организация выставок;

8.Индивидуальная работа с детьми;

9.Рассматривание картинок, чтение потешек, загадок, стихов, рассказов.

10.Выполнение работ

Средства развития мелкой моторики

    Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами.

Рисование пластилином (пластилинография) -не только увлекательная игра, но и очень полезное занятие. Оно повышает сенсорную чувствительность, развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, развивает ребёнка эстетически.

2. Игры с бумагой

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогают детям узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных

3.Игры со счетными палочками

В этих играх хорошими помощниками стали обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогают детям развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

4. Игры с конструктором, мозаикой, пазлами.

5. Игры с крупами

Прячем ручки

Пересыпаем крупу

Дождь, град

Покормим птичек

Разложи по тарелочкам

Вкусная кашка

Найди игрушку

Игра «Золушка»

«Отгадай, какая крупа в мешочке»

«Сухой бассейн» из гороха и фасоли

«Накорми колобка»

6.Игры с природным материалом

Из камешков, палочек,шишек,мха и другого природного материала можно создавать интересные творческие композиции. Из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

7.Рисование, штриховка

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

8.Игры с песком

Варианты игр с песком

Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.

Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.

Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки.

Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

9.Игры с водой

Варианты игр

Возьмите бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Откройте бутылку с теплой водой, вылейте воду в таз.

Возьмите губку, намочите ее в воде. Выжмите воду в миску сначала одной рукой, потом намочите губку и выжмите другой рукой.

Намочите салфетку, выжмите ее двумя руками, протрите стол. Расправьте салфетку и сложите ее. Вытрите руки полотенцем.

10.Развитие тактильных ощущений

12.Шнуровка

13.Пальчиковый театр

14.Массаж пальцев и кистей

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:

массаж тыльной стороны кистей рук

массаж ладони

массаж пальцев рук

Массажеры

Упражнения с массажерами : катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.

Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

15.Пальчиковые игры и гимнастика

Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

Педагог знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы.

1 группа. Упражнения для кистей рук

2 группа. Упражнения условно статические

3 группа. Упражнения для пальцев динамические

Результативность опыта

Результативность моего опыта заключается в совместной деятельности педагога с воспитанниками. Я считаю, что в результате такой деятельности я добилась поставленной цели.

Работая по данной системе с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определённых результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.

С высоким уровнем- 36% воспитанников, средний уровень у 58% детей,

низкий-у 6%

Кисти пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания.

Полученные результаты, помогли решить и ряд других задач:

    Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая.

    Ярче и интереснее стала жизнь в группе.

    Дети стали более эстетически развиты.

    Улучшились партнерские отношения педагога с детьми.

    Укрепилось сотрудничество педагога и родителями.

    Разучены с детьми пальчиковые игры.

Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве, воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца.

В результате проделанной работы я пришла к заключению , что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное- способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приёмы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Проблемой при использовании данного опыта является то, что не все родители понимают важность развития мелкой моторики у детей и её влияния на развитие ребенка. Поэтому, часто дети приходят в детский сад с очень низким уровнем развития мелкой моторики пальцев рук и необходимо уделить много времени, чтобы обучить ребенка элементарным манипуляциям с предметами.

По моему мнению, развивать мелкую моторику необходимо с самого раннего детства.

А чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук, поэтому необходимо продолжать искать новые методы, приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики, общей моторики, самостоятельности, будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Приложение № 1

Октябрь

Упражнения «Здравствуй пальчик», «Капуста», «Грибы»

Пальчиковая гимнастика

Рисование «Корзина овощей»

НОД (рисование по трафарету методом штриховки)

«Забавные фигуры»

Конструирование (выкладывание фигур из счетных палочек)

Сортировка «Помоги Золушке»

Игра с природным материалом (фасоль и горох)

«Вылепи, что хочешь из пластилина»

Индивидуальная работа

(лепка)

«Собери бусы»

Дидактическая игра с мелкими предметами.

«Заплетем косы кукле Маше»

Дидактическая игра-пазлы

Ноябрь

«Зарядка для пальчиков», «Зайка», «Речка и рыбки»

Пальчиковые игры

Конкурс «Лучший узор»

Дидактическая игра-мозаика (групповая работа)

«Перекати орех»

Массаж кистей

«Домашние животные»

Индивидуальная работа (рисование по трафарету)

«Зашнуруем ботиночки»

Дидактическая игра-шнуровка

«Построим дом», «Построим самолет»

Индивидуальная работа по моделированию из плоских геометрических фигур

«Собери картинку»

Дидактическая игра-пазлы

Декабрь

«А на горке снег, снег», «Гармошка», «Ножки идут по дорожке»

Пальчиковые игры

«Красивые снежинки»

Оригами (работа с ножницами)

«Снежинки», «Воробей», «Мишка»

Рисование пальцами, ладошкой

«Выложи узор из риса»

Игры с крупами

«Непослушные пуговицы»

«Снегири»

НОД (рисование пластилином- пластили-нография)

«Волшебная губка»

Игры с водой

Январь

«Замок», «Собака», «Кошка»

Пальчиковые игры

«Обведи и заштрихуй предмет»

Работа с трафаретами

«Непослушные пуговицы»

«Завяжи Маше бантик»

Дидактическая игра (застегивание пуговиц)

Дидактическая игра (плетение)

«Продолжи узор»

Работа в рабочих тетрадях

«Выкладывание фигур из счетных палочек»

Конструирование

«Горячо –холодно»

Игры с водой, снегом. Развитие тактильных ощущений

Февраль

«Мышка», «Зайка», «Кошка»

Пальчиковые игры

«Вырежи ленточки», «Дорожки»

Самостоятельная деятельность (работа с ножницами)

Игры с природным материалом

«Застегни замочки»

Дидактическая игра

«Продолжи узор»

Работа в рабочих тетрадях

«Пружинки»

Ира с проволокой

«Угадай, что я нарисовала»

Игры с песком (рисование пальчиком на песке)

Март

Замок», «Зарядка для пальчиков», «Цветок»

Пальчиковые игры

«Нанизывание бус»

Дидактическая игра с мелким материалом

«Выложи цифру арбузными семечками»

Игры с природным материалом

«Знакомство с элементами дымковской росписи»

НОД (выкладывание орнамента из полосок, кружочков, палочек)

«Облако»

НОД (обрывная аппликация)

«Курочка Ряба»

«Строим замок»

Пальчиковый кук. театр.

Индивидуальная работа по конструированию (лего)

Апрель

«Зеркальце», «Дорожки», «Цветы»

Пальчиковые игры

«Разноцветные бутылочки»

Дидактическая игра с водой

Книжки - разукрашки

Практическая деятельность(штриховка

«Завяжи узлы на верёвочке»

Дидактическая игра

«Загадай загадку»

Дидактическая игра-мозайка

«Построим зоопарк»

НОД по конструированию из строительного материала

«Выложи узор из плоских геометрических фигур»

Индивидуальная работа по моделированию

Май

«10 серых зайцев», «Ножки идут по дорожке», «Цветы»

Пальчиковые игры

«Нарисуй рисунок по точкам»

Дидактическая игра

«Помоги Золушке»

Игры с природным материалом (сортировка белой и красной фасоли

«Цветочки»

НОД (рисование пластилином-пластилинография)

«Домик», «Машина», «Бабочка»

Дидактическая игра (рисование с помощью верёвочки -шнуровка)

Пальчиковый театр «Теремок»

Итоговое мероприятие по проекту с участием детей и родителей

Подведение итогов работы

Повторная диагностика уровня развития мелкой моторики






Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!