Цивилизация Хеттов. Славянские корни. Древняя хеттская империя Чем выделялись хетты от прочих племен междуречья

Хеттское царство

Это государство существовало в Малой Азии в XVIII – начале XII века до н. э. Оно было основано хеттами в Восточной Анатолии и в период своего расцвета охватывало обширную территорию.

Долгое время единственным известным науке письменным источником, в котором упоминалось о хеттах, была Библия. Исследователи предполагали, что родиной этого народа могли быть Палестина или Сирия, однако позднее от этой гипотезы отказались. Следует отметить, что в трудах античных авторов нет упоминаний о хеттах.

В книге Бытия хетты упоминаются среди ряда других народов, земли которых Бог обещал отдать наследникам Авраама: «В тот день заключил Господь завет с Авраамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев». Это первое упоминание об этом народе, встречающееся на страницах Книги книг.

Известно, что именно у хеттов Авраам приобрел пещеру, для того чтобы похоронить свою жену Сарру. В Библии рассказывается, что Исав, сын Исаака, женился на двух представительницах хеттского племени, тем самым нарушив волю Бога, так как хетты были язычниками.

Упоминания о хеттах можно найти и в книгах Числа и Второзаконие, написанных Моисеем. Известно, что при преемнике этого пророка, Иисусе Навине, племена хеттов по-прежнему продолжали жить по соседству с сынами Израиля. Из хеттского племени происходил Урия, военачальник царя Давида, которого правитель Израильского царства отправил на верную смерть, чтобы жениться на его супруге Вирсавии.

При Соломоне хетты стали данниками Израиля. Самый мудрый из израильских царей, который был неравнодушен к женской красоте, подобно Исаву, взял в жены двух женщин из этого племени.

В сознании израильских пророков языческие обычаи хеттов тесно связывались с порочностью и греховностью, поэтому даже спустя много веков после падения хеттской державы пророк Иезекииль указывал на то, что матерью грехов Израиля являются хеттские племена.

Более обширные сведения о хеттах у ученых появились лишь в конце XIX века, когда при раскопках Тель-эль-Амарны в Египте было обнаружено много ценных документов, в том числе и дипломатическая переписка египетских фараонов (Аменхотепа III и Аменхотепа IV) с правителями государств Ближнего Востока. Эти документы позволили сделать вывод, что Хеттское царство было крупной и могущественной державой в Малой Азии, влияние которой распространялось на Северную Сирию. Очевидно, что Хеттское царство было государством не менее значительным, чем Египет или Ассирия.

В 1906–1912 годах археологической экспедицией под руководством Г Винклера, работавшей неподалеку от Анкары (Турция), в местечке Богазкёй, было найдено множество клинописных табличек. Записи были сделаны аккадской клинописью, однако язык был незнаком исследователям. Позднее надписи на табличках были расшифрованы. Ученые условно назвали этот язык «хеттский клинописный»; удалось установить, что в Малой Азии он был известен как «неситский», по названию города Неса, или Гнеса, который в древности именовался Канес, или Каниш.

Благодаря находкам в Богазкёе в исторической науке сформировалась новая отрасль – хеттология, изучающая историю, языки и культуру древних народов Малой Азии.

В ходе дальнейших археологических раскопок были найдены не только ранее неизвестные науке клинописные тексты, но также разнообразные изделия древних ремесленников.

Относительно появления хеттов в Малой Азии существуют разные гипотезы. По одной из них, хетты являлись одним из древнейших народов Малой Азии. По другим версиям, они пришли в Малую Азию либо из Балкан, либо из Кавказа. Исследователи изучили сохранившиеся документы, написанные на староассирийском диалекте аккадского языка, которые были найдены в Анатолии, сделали вывод, что в конце III – начале II тысячелетия до н. э. хетты уже обосновались в Малой Азии. Насколько позволяют судить изображения на обнаруженных археологами изделиях, хетты имели большое внешнее сходство с современными жителями Кавказа.

Хеттское искусство было основано на традициях более раннего населения Малой Азии. При раскопках холма Алишар-Хёюк в Хаттусасе и Кюль-Тепе были обнаружены изделия из металла и керамики, относящиеся к концу III – началу II тысячелетия до н. э.

Это эмблемы и статуэтки животных, выполненные из меди, золота и бронзы, нередко с выгравированным узором из геометрических фигур, керамические изделия с одноцветной или многоцветной росписью. Кроме того, некоторые керамические изделия были украшены орнаментом, напоминающим аналогичные изделия кипрских ремесленников. Такие предметы ученые объединяют под названием «каппадокийской» керамики.

В более поздний период в искусстве хеттов ощущается значительное влияние культур Египта и Вавилона.

Керамический сосуд. XVII в. до н. э. (Кюль-Тепе. Малая Азия)

Ранние хеттские поселения не имели укреплений, круглые или прямоугольные глинобитные постройки сооружали на каменном фундаменте. В начале II тысячелетия до н. э. хетты стали возводить каменные укрепления вокруг своих поселений.

Жилища хеттов были одноэтажными, реже двухэтажными, с плоской кровлей, перед домом располагался открытый двор. В хеттской архитектуре был распространен тип здания, называемый бит-хилани. Вход в такие здания был украшен портиком на столбах, обрамленных прямоугольными башнями. Стены дворцов нередко облицовывали плитами, украшенными рельефом.

Скульптурные изображения, выполненные хеттскими мастерами, носили монументальный характер. Примером могут служить высеченные из камня фигуры львов и сфинксов у крепостных ворот Хаттусаса, датированные XV–XII веками до н. э., а также найденные археологами статуи хеттских богов. Рельефы на стенах зданий и стелах также поражают своей монументальностью и суровостью. Эти несколько схематичные изображения, выполненные контурными линиями, имеют сходство с рельефами ассирийцев, но в них больше живости и движения. Помимо зданий и стел, известны рельефы, вырубленные на скальных храмах (святилище Язылыкая неподалеку от Хаттусаса). Хеттское царство, как удалось установить ученым, существовало в XVIII – начале XII века до н. э. Вероятно, оно сформировалось из ранее существовавших в Малой Азии политических союзов, в которые, кроме хеттов, входили и другие родственные им племена.

Начало объединительных процессов связано с деятельностью царя Аниттаса, являвшегося правителем города Куссара. Этому царю удалось завоевать такие города, как Неса и Хаттусас, распространить свою власть на ряд областей Анатолии, в которых благодаря издавна обосновавшимся там ассирийцам процветала торговля. Столицей своего государства царь Аниттас сделал город Куссар.

Другой хеттский правитель, Лабарна, живший в начале XVII века до н. э. и ставший основателем древнехеттской династии царей, значительно увеличил территорию хеттского государства. Последующие цари в знак уважения к успехам этого правителя, всходя на престол, принимали его имя в качестве титула. Наследник Лабарны Хаттусилис I также расширил границы своих владений, завоевав несколько юго-восточных областей Малой Азии. Этот царь перенес столицу Хеттского царства в город Хаттусас. В конце XVII века до н. э., при царе Мурсилисе I, Хеттское царство являлось могущественным государством, располагавшим значительными военными силами. В 1595 году до н. э. войска Мурсилиса I разбили вавилонян и разграбили их город. Однако затем около ста лет Хеттское царство раздирали междоусобицы.

В XVI веке до н. э. в Хеттском царстве был составлен свод законов. Государство в этот период состояло из трех крупных областей: столица Хаттусас и прилегающие к ней районы – Лувия, находившаяся в юго-западной части Малой Азии, и Пала, располагавшаяся на северо-востоке Малой Азии.

Областями управляли назначаемые царем наместники. Отношения между вышестоящими и нижестоящими свободными членами общества строились по принципам, имеющим сходство с вассальными отношениями Средневековья. Тот, кто получал в дар земельный надел, был обязан дарителю военной службой или хозяйственными повинностями.

Численность рабов была небольшой. Кроме свободных людей и рабов, существовала особая социальная группа, к которой относились военнопленные, получавшие земельные наделы.

Долгое время собрание свободных (панкус) и совет родовой знати (тулия), которые существовали у хеттов с древнейших времен, оказывали значительное влияние на управление государством, ограничивая власть царя. Однако с XIV века власть правителей Хеттского царства стала неограниченной.

Интересно отметить, что хетты очень гордились тем, что совершали злые дела лишь в ответ на причиненный им вред, а порой отвечали на злые поступки противников добром, стремясь тем самым подчеркнуть свое духовное превосходство.

В XV–XIV веках до н. э. роль, которую Лувия и проживающие на ее территории хурриты играли во внутриполитической жизни Хеттского царства, значительно возросла. В XIV – начале XII века до н. э. Хеттским царством правили цари, которые по происхождению были хурритами. Следует отметить, что эти правители принимали хеттские имена и враждовали с государствами хурритов; однако в этот период хурритская культура широко распространилась на территории Хеттского царства.

Хеттское царство стало мощной империей в начале XIV века до н. э. при Суппилулиумасе I, который завоевал всю Малую Азию, подчинил Митанни, разбил египетские войска и захватил Восточное Средиземноморье. Из обнаруженных археологами документов стало известно, что в этот период многие государства поддерживали дипломатические связи с Хеттским царством.

В конце XIV – начале XIII века до н. э. Хеттское царство соперничало с Египтом, стремясь распространить свое влияние в Сирии. После битвы хеттов с войсками фараона Рамзеса II при Кадеше в 1286 году, в которой победа не досталась ни одной из враждовавших сторон, хеттский правитель Хаттусилис III заключил с Египтом мирное соглашение, по условиям которого признал власть фараона над Палестиной и частью Сирии.

В конце XIII – начале XII века сформировался союз государств, которые выступили против Хеттского царства, ослабленного внутренними раздорами. После нашествия «народов моря» независимость сохранили лишь несколько небольших районов некогда могущественного царства. В VIII веке до н. э. они были завоеваны Фригией и Ассирией.

Из книги Постижение истории автора Тойнби Арнольд Джозеф

Хеттское общество Идентифицировав шумерское общество, двинемся теперь не в глубь истории, а к векам более поздним.Обратив внимание на междуцарствие, последовавшее за падением шумерского универсального государства, можно обнаружить, что движение племен в тот период не

Из книги История Древнего мира. Том 1. Ранняя древность [разн. авт. под ред. И.М. Дьяконова] автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Хеттское царство Хетты: имя и народ. На пути в Анатолию Народ, который современные ученые благодаря целой череде недоразумений называют хеттами, принадлежал к так называемой анатолийской языковой семье – одной из наиболее древних ветвей индоевропейской общности. Языки

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Россия (Московское царство) Царство с 1547 г., империя с 1721 г. 1263-1303 Даниил Московский1303–1325 Юрий III1325–1341 Иван I Калита1341–1353 Симеон Гордый1353–1359 Иван II Красный1359-1389 Дмитрий Донской1389–1425 Василий I1425–1433 Василий II Темный1434–1434 Юрий Галицкий1434–1446 Василий II Темный

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Глава XI. Хеттское государство История раскопок Охота на оленя. Рельеф из Малатиа Ещё в XVIII в. европейские путешественники, посещавшие восточные области Малой Азии и Северную Сирию, обратили внимание на древние памятники, покрытые изображениями и надписями, в частности

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Ново-Хеттское царство С начала XV в. до н. э. Хеттское царство вновь восстанавливается. Широкая военная деятельность хеттского царя Шупилулиумы приводит к восстановлению хеттского господства в восточной части Малой Азии и в горных областях около Евфрата. К Хеттскому

автора

Часть 1 Древний Египет Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 3 Фараоны воители: Новое царство и Позднее царство Война – это воликое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.Поэтому в онову её кладут пять явлений…Первое – Путь, второе – Небо, третье – Земля, четвертое –

Из книги Древний Восток автора

Хеттское царство Складывание народности и государства Люди заселяли Малую Азию с незапамятных времен, и к тому времени, как на Галисе появились с востока пришельцы-индоевропейцы, здесь уже обосновалось около десятка государств, созданных аборигенами хаттами (хатти) -

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Хеттское царство при потомках Суппилулиумы Кипевшие от Эгеиды до Хабура и Палестины войны медленно, но верно истощали силы Хеттского царства. Впрочем, Мурсили II (ок. 1335–1305 до н. э.), доблестный воин и великодушный правитель, еще был в состоянии непрерывными походами

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Хеттское «царство амазонок» Кризисом хеттской власти на западе Малой Азии в конце XIII в. до н. э. вновь воспользовались ахейцы, начав цикл вторжений в Малую Азию. Здесь им приходилось сталкиваться с хеттами и их союзниками. Греческие предания, кстати, запомнили хеттов,

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Хеттское войско Нет нужды лишний раз говорить о том, что хеттское государство было военизированным государством. Хетты располагали значительным постоянным войском, в котором были как колесничие, как и тяжело вооруженная пехота. Воины могли не беспокоиться о своем

Из книги Предыстория армянского народа (история Армянского нагорья с 1500 по 500 г. до н.э.: хурриты, лувийцы, протоармяне) автора Дьяконов Игорь Михайлович

1. Армянское нагорье и Хеттское царство Только западная и юго-западная окраины Армянского нагорья временами входили в состав Хеттского царства и Митанни. Кое-что нам известно из письменных источников об областях, непосредственно примыкавших к границам этих царств;

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Хеттское царство (ок. 1750–1180 гг. до н. э.) В т. н. древнехеттский период (XVIII–XVI вв. до н. э.) у хеттов еще были сильны родовые традиции. Ополчение, включавшее всех боеспособных полноправных членов общества, составляло войсковое народное собрание – панкус. Его деятельностью

Из книги Книга III. Великая Русь Средиземноморья автора Саверский Александр Владимирович

Глава 6 Хеттское царство Итак, Троада, по общепринятой точке зрения, располагалась на территории современной Турции. В период Троянской войны там находилось Хеттское царство, которое значительно пострадало примерно в тот же период при нападении т. н. народов моря.

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Сирия, Финикия и Хеттское царство Общий очерк Две великие цивилизации Древнего Востока – древнеегипетская и месопотамская – в значительной степени повлияли на развитие областей Восточного Средиземноморья – Сирии, Финикии и Палестины. Природные богатства этого

Древнехеттское царство

На рубеже $III-II$ тысячелетий до н.э. в Малой Азии возникают города-государства на основе союзов племен. К их числу относят Неса, Канес, Вурусханда, Куссар, Хаттуса.

В $XVIII$ в. до н.э. Питхан, правитель города Куссара, объединил города восточной части полуострова и провозгласил себя царем созданного государства. Его преемник Анитта, перенеся свою столицу в Несу, вскоре захватил город Цалпу, а после серии успешных войн – Хаттусу, построил там храмы и укрепления. Аннита был первым царем большого государственного образования, названного позднее Древнехеттским царством ($XVIII-XVI$ вв. до н.э.).

В царстве ещё были сильны родоплеменные пережитки. Хеттские цари реализовывали свою власть, делая упор на общенародное ополчение, с требованиями которого они обязаны были считаться. Все мужчины, способные носить оружие, собирались повелителем на регулярные собрания - пан-кус. Хеттская знать играла активную роль в управлении государством и в значимой мере контролировала народное собрание. Для решения важных дел она собиралась на совет, называвшийся «тулия». Среди вельмож важную роль игрались члены правящего рода: братья царя, его сыновья, все его родственники мужского пола и свойственники.

Замечание 1

Согласно старой традиции, наследник царя выбирался из членов большого царского рода, при этом преимущество отдавалось племянникам короля, сыновьям его сестры. С ростом внешнеполитических успехов хеттские цари пытались освободиться от этой традиции.

Объединительную политику основоположников Хеттского королевства закончил $4$-ый наместник Анитты правитель Лабарна (Табарна), ($1680-1650$ г. до н. э.). Он вел успешные завоевательные войны, завладел и присоединил к собственному королевству почти все северные территории Анатолии и часть южного берега Черного моря. Преемник Анниты Хаттусили $I$ ($1650-1620$ гг. до н. э.), перенес столицу в Хаттусу, и продолжая вести агрессивную внешнюю политику, попытался овладеть городами Северной Сирии - Хальпой и Библом. Но поход был прекращен в связи с начавшимися в его отсутствие волнениями в стране.

Преемник Хаттусили Мурсили $I$ ($1620-1590$ гг. до н.э.) продолжил политику централизации страны, завладевает Халпой (Алеппо), ставя таким образом под хеттский контроль главный торговый пункт на пути от Месопотамии к Финикийскому побережью. Потом Мурсили $I$ отправляется на юго-восток к Вавилону и, воспользовавшись внутреполитическими смутами при наместниках Хаммурапи, захватывает этот крупный центр Передней Азии в $1595$ г. до н. э. Но внешнеполитические успехи Мурсили $I$ были омрачены напряженной внутренней ситуацией в стране. Хеттская аристократия не хотела укрепления королевской власти на базе твердого порядка престолонаследия, пробовала возвратиться к системе, дающей шанс многим кандидатам. Мурсили пал жертвой заговора: он был убит супругом сестры, который в свою очередь погиб от руки собственного зятя. Конец неясному периоду положил правитель Телепин ($1520-1490$ гг. до н. э.), при котором преимущество сына царя на престолонаследие было зафиксировано в специальном указе. При нем хеттская государственность окрепла, но после его смерти царство вновь вступило в смутную эпоху.

Среднехеттское царство

После смерти Телепина на хеттском престоле поочередно сменилось несколько царей в период с конца $XVI$ – начала $XV$ вв. до н.э. Вследствие нестабильной политической обстановки царство хеттов приходит в упадок. К тому же, на юго-востоке от хеттов возникло мощное государство Митанни, а на юге хеттов также начали притесняли неприятели; хетты лишились части завоеванной ранее Киликии. С севера им стали грозить каски, жившие на побережье Черного моря. Они отрезали хеттам путь к Черному морю и завладели их столицей Хаттусу, разгромив её. Внутри страны в это время осложняются классовыех противоречия, растет недовольство со стороны бедных слоев населения, усиливаются волнения, начинаются восстания. Продолжается борьба за престол. Опасность внешних противников, междоусобные конфликты внутри страны приводят Хеттское царство на край гибели.

Великая Хеттская держава в период Новохеттского царства

К началу $XIV$ в. до н.э. происходит восстановление могущества Хеттского царства, связанное с деяниями одного из самых знаменитых и выдающихся хеттских царей - Суппилулиумы, опытного дипломата, профессионального предводителя, предусмотрительного политика. Ловко используя ослабление стран-соседей, он увеличивает военную мощь Хеттского государства. При правлении Суппилулиумы хетты берут на вооружение легкие, быстроходные колесницы, запряженные лошадьми. На колеснице находилось $3$ бойца (возница, стрелок и щитоносец). В поединке колесницы наносили существенный урон противнику. Таковыми же колесницами имелись в армиях гиксоссов и митаннийцев. Суппилулиума укрепил хеттские города крепостными сооружениями, и в первую очередь столицу Хаттусу. Применяя дипломатию, вкупе с военной силой и династическими браками, он захватывает и покоряет себе окрестные страны, устанавливает политический контроль над государствами Восточного Средиземноморья.

На юго-западе Суппилулиума захватывает Арцавское королевство, на юге - Киликию и бо́льшую часть Сирии.

Кульминацией внешнеполитических успехов Суппилулиумы было завоевание Митанни. Сперва он завладел принадлежавшими Митанни сирийскими городами, превратив их в свои главные опорные крепости. Потом он вмешался в династическую борьбу за престол Митанни после кончины митаннийского царя. Выдав свою дочь за сына покойного царя Маттйваса, Суппилулиума становится его зятем и превращает царя некогда великого государства Митанни в зависимого от Хеттского царства правителя.

При наместнике Суппилулиумы - Мурсили $II$ ($1340-1305$ гг. до н.э.) мощь Хеттского царства все увеличивается. Главные военные действия хеттский правитель ведет на юго-западе Малой Азии против сложившейся грозной коалиции государств Мира и Лукка (позже Ликия) во главе с царством Арцава. Мурсили $II$ смог склонить на свою сторону Миру, Лукку и таким образом ослабить коалицию. Решительная схватка между армиями Арцавской коалиции и хеттами произошла около городка Вальмы. Войско Арцавы было наголову разбито, правитель Арцавы с сыновьями бежали. Хеттские войска взяли город Апасу и подошли к берегам Эгейского моря. Царство Арцава попало в зависимость от хеттского царя. Бо́льшая часть Малой Азии перешла под полный контроль хеттов. Это был апогей военного и политического могущества хеттов.

Однако в конце правления Мурсили $II$ политическая ситуация в Передней Азии изменилась. При египетских фараонах Сети $I$ и Рамзесе $II$ ($1337-1235$ гг. до н.э.) Египет упрочил свое военное и политическое могущество и начал отвоевывать области Восточного побережья Средиземного моря. Так началась жестокая борьба между двумя могущественными державами того времени - Египтом и Хеттским царством.

Война с Египтом растянулась, а на востоке у хеттов появился новый сильный неприятель - Ассирия. В $1230$ г. до н. э. хеттский правитель Хаттусили $III$ поспешно заключил мир с фараоном Рамзесом $II$, так как опасался ассирийского удара с тыла. В это же время он пытался настроить Вавилонию против Ассирии, с которой также заключил союзный договор. Однако ассирийцы нанесли поражение вавилонянам, завладели Митанни и дошли до пределов Хеттского царства. Хаттусили $III$ с трудом сдерживал их напор.

К концу $XIII$ в. до н.э. на страны Передней Азии, Восточного Средиземноморья и Египет с запада обрушилась сильная коалиция «народов моря» из племен ахейцев, шерданов из Сард, этрусков и др. Египет с огромным трудом отразил их атаку. Однако Хеттское царство не устояло. Полчища «народов моря» разбили хеттские войска. В $1190$ г. до н. э. была взята и полностью разорена столица хеттов город Хаттуса. Под натиском «народов моря» пала прежде могущественная Хеттская держава.

На её месте в $XII-VIII$ вв. до н. э. существовало несколько мелких государств, которые сберегли традиции и культуру хеттов. Наиболее преуспевающими из них стали Табал и Хатти со столицей в Каркемише. К концу $VIII$ в. до н. э. значительная часть данных государств оказалось в руках Ассирийского государства. Хеттские языки и письменность пропадают, а само имя хеттов забывается.

Народ

Ранняя история

На рубеже III-II тысячелетий до н. э. у хеттов начал распадаться родоплеменной строй. Ускорению этого процесса способствовало проникновение в XX-XVIII вв. до н. э. семитских торговых колонистов (ассирийских и, отчасти, аморейских). На территориях восточной и центральной частей Малой Азии было, видимо, ещё в III тыс. до н. э. создано несколько политических образований типа городов-государств (Пурусханда , Амкува , Куссар , Хатти , Каниш , Вахшушана, Ма’ма, Самуха и др.), во главе которых стояли цари (рубаум) или царицы (рабатум). Города-государства Малой Азии пользовались письменностью и письменным языком, заимствованным у ашшурских купцов. Среди городов-государств происходила борьба за политическую гегемонию. На первых порах верх взяла Пурусханда , правитель которой считался «великим царём» среди остальных правителей городов-государств Малой Азии. Позднее же ситуация изменилась в пользу города-государства Куссар . В первой половине XVIII в. до н. э. царь Куссара Аниттас основал обширную державу, названную позже Хеттским царством.

Древнехеттское царство (ок. 1680-1500 до н. э.)

Основная статья: Древнехеттское царство

Хеттская историческая традиция связывала древнейший период истории хеттов с Куссарой , которая была столицей в начале существования Хеттского государства. Однако после Анитты произошли крупные изменения в политической обстановке этого края. Многие центры подвергаются разгрому. Трудно сказать, принимали ли в этом участие непосредственные предки тех, в чьих руках оказывается вскоре власть в Центральной Анатолии (цари династии Лапарнаса). Однако приход к власти этой династии, очевидно, всё же в значительной мере был подготовлен этим событием. Представители этой династии своим родоначальником считали Лапарнаса, правившего после Аниттаса и ничем не выражают свою связь с династией Аниттаса. Династия Лапарнаса была носителем других традиций и, возможно, происходила из другого объединения, чем то, к которому принадлежали Питханас и Аниттас . Культурные и общественные изменения выразились, и в том, что хетты сменили официальные староассирийский аккадский диалект и письменность на родной язык и другой вариант клинописи, заимствованный из Северной Сирии через жившие там племена хурритов .

В начале резиденцией династии Лапарнаса был Куссар , заброшенный династией Анитты как столица. Со временем, в борьбе за гегемонию с городом Несой последняя потерпела поражение, и Куссара получает власть над всей Центральной Малой Азией. В начале существования Древнехеттского царства там был матрилинейный принцип наследования власти. У протохеттов М. Азии, по данным торговых документов из Каниша , рядом с правителем - рубаум всегда стояла почти не уступавшая ему по культовому и политическому значению правительница - рубатум, отождествляющаяся с шумеро-акадской жрицей - энтум, участницей обряда «священного брака». Поэтому, по-видимому, было важнее, чтобы царём был не столько сын правителя, сколько сын дочери правителя.

Государство у хеттов имело рыхлую структуру. Кроме городов и областей, подчинявшихся непосредственно царю или царице, существовали мелкие полузависимые царства (для царевичей), а также области, выделенные в управление крупным сановникам. Во главе всего государства стояли царь (хассу), носивший (в отличие от менее значительных царей) также титул табарна.

Период Среднего хеттского царства относительно мало изучен ввиду скудности источников. Этот период характеризуется дальнейшим ослаблением Хеттского царства в результате войны с внешними врагами и внутренних неурядиц. К востоку от хеттов ещё в XVI в. до н. э. возникла сильная Митаннийская держава, ставшая их мощным соперником.

Новохеттское царство (ок. 1460-1190 до н. э.)

Мирный договор,заключенный Рамзесом II и Хаттусилисом III после битвы при Кадеше.Археологический музей.Стамбул.

Основная статья: Новохеттское царство

Ок. 1460 года до н. э. была основана новохеттская династия, при которой империя достигла своего расцвета. Возобновились походы на Сирию, сильно ослабившие страну, потерявшую большую часть своих территорий. При царе Суппилулиуме I (1380-1335 до н. э.), который правил своим государством из столицы Хаттусас (но до 1480 г. до н. э. столицей был город Каниш). Удалось победить Митанни и Египет , завоевав все Восточное Средиземноморье вплоть до Палестины . На завоеванных территориях на севере Сирии и Месопотамии были созданы вассальные княжества, правителями которых Суппилулиума I назначил своих младших сыновей. Мурсили II (ок. 1335-1305 до н. э.) заключил мир с фараоном Хоремхебом , приведя Хеттское царство к вершине своего могущества.

Однако уже в следующем столетии возобновилась борьба за Сирию и Палестину между хеттским войском царя Хаттусилиса III и войском египетского фараона Рамсеса II . Противостояние завершилось грандиозной, но безрезультатной битвой при Кадеше (в северной Сирии). В итоге большая часть Сирии и Финикии перешли под полный контроль египтян, и в 1280 г. до н. э. с ними был заключен мирный договор, а дочь Хаттусилиса стала женой фараона. Также было заключено перемирие с Ахейской Грецией , но воинственная Ассирия оставила подконтрольной отвоеванную Верхнюю Месопотамию.

Последующий упадок царства в XII в. до н. э. совпал во времени с общеближневосточным кризисом, известным как бронзовый коллапс . Вследствие внутренних раздоров и внешних неудач, возможно, в стране разразился голод. Под натиском «народов моря » хеттское царство было уничтожено и перестало существовать.

Позднехеттские царства (ок. 1190-700 до н. э.)

Основная статья: Позднехеттские царства

После падения Новохеттского царства в Анатолии бывшие вассальные княжества хеттов продолжали существовать как самостоятельные государства. Это прежде всего Табал , Камману (с Мелидом), Хилакку, Куэ , Куммух, Каркемиш , а также Яуди (Самаль), Тил Барсип, Гузана, Унки (Паттина), Хатарикка (Лухути) и др. Их правители считали себя законными правопреемниками хеттской державы, но не имели возможностей для реализации своих амбиций. Просуществовав несколько веков, они в IX-VIII вв. до н. э. были покорены великими державами Двуречья - Ассирией , а затем Вавилоном .

Государственное устройство Хеттской державы

Царя окружают чиновники и личный секретарь. Дворцы царей строились по образцу ассирийских и украшались барельефами, представляющими сцены из охот царя, пиршества и т. п. Из упоминания в ассирийских летописях о кархемишской мине Винклер выводит заключение об особой системе мер и весов у хеттов и о развитии у них городской жизни. Мы можем констатировать только на основании телль-амарнской корреспонденции развитие промышленности в Митанни , поставлявшем в Египет колесницы и драгоценности.

Военное дело

Хеттская колесница.Рисунок с египетского барельефа .

Из изображений в египетских храмах и хеттских барельефов можно получить представление о военном деле у хеттов: имелись пехота, колесницы (по три воина на каждой: возница, щитоносец и стрелок) и конница. Оружие - небольшой треугольный лук, небольшой четырёхугольный или овальный плетёный щит, похожий на изображаемый в классическом искусстве у понтийских амазонок ; фаланга была вооружена кинжалами-мечами; последние имели не сирийскую, а киликийскую форму - ту же, какая изображается египтянами у морских народов запада. Кроме того, были и длинные копья. Одеты были воины в передники египетского покроя, офицеры - в длинное платье; цари носили (особенно в позднее время) ассирийский наряд. Характерны длинные костюмы частных лиц и головные уборы - у мужчин остроконечные, у женщин - цилиндрические, может быть из войлока или кожи. Характерна и обувь - большей частью башмаки с загнутыми кверху носками.

Отдельные учёные предполагают, что хетты первыми начали применять биологическое оружие , однако эта точка зрения, по-видимому, не является общепринятой.

См. также

  • Хеттское иероглифическое письмо

Примечания

Хеттский храм.Бейшехир.Турция .

Литература

  • Александров Б. Е. Хеттская держава и Верхняя Месопотамия в XIII в. до н. э.: реконструкция политических взаимоотношений : 2002: Авт. дисс. к.и.н., М.

Вплоть до XX века ученым не было известно про это государство. История Хеттского царства стала известна исследователям относительно недавно. Хотя следы цивилизации читались еще в древних письменах. В частности, в Библии упоминается о «хетеянах», в ассирийских источниках — о стране «Хатти». Египетские письмена также рассказывали о стране Хета, из которой еще в 1300 году до н.э. воинственные люди бились с древними египтянами, пытаясь отстоять свое право на территории Палестины и Сирии. Источники гласят, что война тогда закончилась вничью, а значит, соперники оказались достойны .

Раскопки

Археологи еще в конце XIX века занялись раскопками центральных районов Азии (территория современной Турции). Именно там оказался центр Хеттского царства, и здесь же была столица – Хаттуса.

О языке

На месте раскопок были найдены глиняные плитки, покрытые письменами. Исследователи установили, что это аккадская клинопись, которую хетты переняли у древних жителей Междуречья.

Несмотря на то, что это была аккадская клинопись, надписи были на хеттском языке, потому прочитать их было затруднительно. Расшифровку удалось осуществить только в 1915 году, в результате чего было выявлено, что язык хеттов родственен германским и славянским языкам, а значит, составлял индоевропейскую языковую семью. Это было необычным явлением, ведь весь Древний Восток разговаривал на языках афро-азиатской семьи (прародители арабского и еврейского языков).

Откуда родом

Откуда именно пришли хетты, историки сказать затрудняются. Возможно, они появились в Малой Азии с запада, придя с Балканского полуострова. Хотя могли появиться и с горных перевалов Кавказа.


У хеттов не только язык был другой по сравнению с современниками, но и местность, которую они заселяли. В то время как соседи жили в речных долинах Тигра, Нила и Евфрата, хетты обитали на небольших равнинах, у предгорий и гор. Такие равнины отделялись друг от друга ущельями и кряжами, а также небольшими речками.

Подобные природные условия позволили хеттам преуспеть в выращивании скота, и это у них получалось намного лучше земледелия. В мире их знали как прекрасных коневодов, а войско из колесниц составляло для противников серьезную угрозу.

Правители

Учитывая обособленное расположение отдельных регионов и районов Хеттского государства, правители Хаттусы отправляли по местам править своих вельмож. Так формировались мелкие самостоятельные княжества. Некоторые заходили слишком далеко, пытаясь отколоться, но получалось это не у многих и большинство возвращались «домой», покоренные грозными правителями.


Военная мощь

Большинство историков дает нам представление о Хеттском государстве как о хлипком и слабом по сравнению с другими государствами того времени, но хетты могли дать отпор противникам и делали это со всем своим величием.

Хеттское царство просуществовало с 1650 по 1200 гг. до н.э., и за это время они ниразу не проиграли битв. Только на последних этапах, когда государство ослабело и иссякло, грозная Ассирия смогла забрать у хеттов часть территорий (1265 – 1200 гг. до.н.э.). Но до тех пор хетты устрашали противников.

Хронология военных побед

1595 г. до н.э. – захвачен и разрушен во главе с царем Мурсили I.

1400 г. до н.э. – разгромлено царство Митанни и установлен контроль на территориях Верхнего Евфрата и Северной Сирии. Возглавил войско царь Суппилулиума.

1312 г. до н.э. – 30-тысячное войско во главе с царем Муватали захватило в ловушку войско египесткого фараона Рамсеса II. Последнему тогда удалось чудом спастись, потеряв большую часть своего отряда.

Хетты хорошо себя проявляли в битвах с полудикими народами – касками, которые постоянно наступали на чужие границы.


Секрет военного величия

Военная мощь хеттов не была случайной. Они заселяли территории с богатыми рудными месторождениями. Было много леса и металла, в чем государства в долинах рек оказались обделены. Хетты не искали помощи и посредничества у купцов Ассирии и Вавилона, они предпочитали заниматься собственным производством, пользуясь природными благами своего дома. У них не было притязаний на торговые развязки и города, как у тех же правителей Египта и Ассирии, так как своего было вполне достаточно. Их интересовали территории как таковые и соответственно, они планировали свои походы не так, как было свойственно соседним государствам.

Устройство царства

Хетты отличались от своих современников и в отношении устройства державы. Не было абсолютной власти у монархов, как это было в Вавилоне и Египте. Царь опирался только на свою знать, а все остальные оставались свободными «чистыми» жителями, объединяясь в «панкусы» — собрания воинов, которые уже выбирали себе лидера из царского рода. Кем-то вроде рабов были только те, кто отрабатывал повинности.


Исчезновение

Как мы уже писали выше, история хеттского царства обрывается в 1200 гг. до н.э., когда с Балканского полуострова совершили стихийные нашествия мелкие племена. Когда пала Хаттуса, Хетское царство перестало существовать.

Неабсолютная монархия хеттов.
Во II тысячелетии до н. э. на территории Малой Азии существовало величайшее из царств — Хеттское.

Под стать ему были только Вавилония и Египет. Оно, ставшее одним из первых образцов структурированного классового общества, простояло практически шесть столетий и рассыпалось под мечами иноземцев. Осколки его наследия разбросаны теперь по всему миру — чинно и горделиво хетты, запечатленные в камне и бронзе, посматривают на посетителей музеев Германии, Англии, Франции, Турции. Вот, например, выбитые на камне «Акробаты». Один из них готовится подняться на лестницу, второй стоит рядом для подстраховки, а третий, похоже, трубит в рожок, привлекая внимание прохожих. Но правда ли, что это — акробаты? А вдруг в тот день, почти три тысячи лет назад, у хеттов был большой праздник, и вдохновленный мастер увековечил своих героев в ритуальном действе, где лестница и рожок — вовсе не цирковой реквизит, а культовые фетиши. Да и рожок ли это? Кто есть библейские хеттеи? Достоверность. В хеттском наследии она, что искусная мозаика, рассыпанная на Анатолийском плоскогорье: чем больше фрагментов собрано, тем больше осталось собрать. Понятен хеттский язык — расшифровано несколько сот письменных памятников, относительно известно их мироустройство: государственный уклад, семейные отношения, есть информация о том, во что они верили, кому обращали свои молитвы, с кем воевали и дружили, как умели ваять, рисовать, что выращивали и что ели на обед.
Но кто были их предки? О них ли — о «хеттеях» и «хеттеянках» — упоминается в Ветхом завете? Откуда пришли они в Анатолию и действительно ли разгромившие хеттов мушки стали их наследниками?
Вопросов много. Но даже при таких белых пятнах обитатели исчезнувшего царства оказались для хеттологов, в общем-то, очень щедрыми: из многих сотен хеттских деревень и городов около десятка уже раскопано и обследовано. И это — большая удача.
Итак, хетты. Они же неситы. Регион обитания — Анатолийское плоскогорье. Время — XVIII—XII века до н. э. Форма государственности — царство с «неабсолютной монархией». Язык — индоевропейский. Предки — неизвестны. Этническая родина — неизвестна. Потомки — не остались.
Если говорить об их предыстории, то изначально на месте образования Хеттского царства в IV—III тысячелетиях до н. э. существовало более десятка этнических областей. В одной из них в бассейне реки Галис проживал довольно многочисленный народ хатты, благодаря которым этот край и получил название «Хатти». Впервые под таким именем он упоминается в XXIII веке до н. э.
Существование же самого Хеттского царства относится к периоду 1750—1180 годов до н. э. Три века в истории этого царства — с XVIII по XVI до н. э. — называют Древнехеттским периодом. Именно в это время, как считают многие специалисты, пришедшие в область Хатти индоевропейцы под условным названием «хетты» соединились с аборигенным народом хаттами. Этот «симбиоз» и называется в науке «хеттами».
Что же представляло собой Хеттское царство в начале своей истории? Его уклад выстраивался на традициях родового строя. Хеттские цари правили совместно с так называемым панкусом, который объединял в своих рядах всех боеспособных граждан. Панкусом руководил совет — тулия, который представлял и, соответственно, защищал интересы родовой аристократии, в большей степени — членов царского рода: братьев царя, его сыновей и других родственников. Наследовал царю поначалу не родной сын, а усыновленный племянник — сын его сестры. Поскольку панкус и тулия весьма ограничивали власть царей, то на этой почве между ними нередко возникали разногласия, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники.
Примечательно, что если царь умирал, а царица переживала его, то она сохраняла за собой титул царицы в правление нового царя, а супруга последнего называлась лишь «женой царя» и только после смерти вдовствующей царицы приобретала ее статус.
В конце XVIII века до н. э. династия первого царствующего рода Анитты уступила власть другому царскому дому. Один из его царей, Лабарна I (ок. 1675— 1650 годов до н. э.), оказался великим завоевателем и реформатором. Ему удалось расширить границы Хеттского царства «от моря до моря». Современники Лабарны по достоинству оценили его деятельность: имена царя и его супруги Таваннанны стали титулами всех последующих хеттских царей и цариц. Его преемник-племянник Хаттусили I (ок. 1650—1625 годов до н. э.) продолжил реформаторство: он перенес столицу царства в некогда бывший главным центр хаттов, Хаттусу, после чего государство стало называться «Хеттским». Хаттусили I еще более расширил владения хеттов вплоть до Сирии. Помимо удачных завоевательных походов этот царь вошел в историю «зачинщиком» дворцовой смуты, хотя сам себя он, конечно, таковым не считал. Из письменных источников известно, что Хаттусили I, игнорируя традиции, отстранил от наследования своего племянника. Причем предлог для этого он отыскал более чем убедительный: племянник равнодушно отнесся к болезни дяди. В результате ссоры царь ополчил против себя многих членов рода, даже собственных детей. Разбираться в таких давних перипетиях весьма любопытно: писцы зафиксировали по этому вопросу многие «выступления» Хаттусили I — красноречия ему было не занимать. После всех передряг новым престолонаследником стал усыновленный внук царя — Мурсили, с которым, по всей видимости, он быстро нашел взаимопонимание. Вдвоем они подавили возникшую междоусобицу и выступили походом на юг, который в правление Мурсили I (ок. 1625— 1590 годов до н. э.) закончился покорением Вавилона. Домой последний возвратился с огромной добычей. Но его блестящим победам радовались немногие. Хеттская знать понимала, что тем самым царь укрепляет и без того сильную власть — Мурсили был убит мужем своей сестры.
Пока хеттская верхушка занималась решением внутренних проблем, с севера на хеттов напали племена касков (ветвь тех же адыгских племен Кавказа, что известна русским летописям под именем «касогов»). Они разрушили многие города царства и навсегда отрезали их от Черного моря. Это было большое поражение, потому как великое царство, простирающееся «от моря до моря», уже не было таковым. А тем временем знать захватывала все больше власти. Дошло до того, что во времена царя Телепину (он правил около 1530—1500 годов до н. э.) тулия добилась права не только судить, но и казнить царей. Причем без согласия тулии царь не мог казнить ее членов и отбирать их имущество. Но это было не единственное поражение Телепину. Около 1450 года до н. э. удачливый сановник не хеттского происхождения захватил трон и основал новую хеттскую династию. С этого времени начался так называемый Новохеттский период — с середины XV по начало XII века до н. э. И здесь царь стал абсолютным правителем: он сам назначал себе преемника. Таким образом, дворцовые перевороты перестали перерастать в междоусобицу.
Законы и цари хатти Земля в Хеттском царстве принадлежала государству. На большей ее части располагались крупные хозяйства, которые обеспечивали царя и членов его рода. То есть работали на «дом царя», «дом царицы», «дом дворца» — местную администрацию. Был и общинный сектор, где землевладение уходило корнями в доклассовую эпоху. В нем, по всей видимости, можно было покупать и продавать участки земли. Старейшина общины имел довольно широкий круг полномочий с судебной и административной властью. И на государственных, и на общинных землях широко использовался труд рабов. Обязательная служба царю и уплата ему натурального налога называлась саххан, трудовая повинность — луцци. По-видимому, они распространялись на большую часть населения страны, в том числе и на общинников.
Вот фрагмент грамоты — закона, регулирующего сельскохозяйственные отношения: «Если кто возьмет в долг и запряжет вола, коня, мула или осла, а тот падет или будет сожран волками, или же заблудится и пропадет, то одолживший пусть выплатит полную его стоимость; но если скажет он: «От руки бога он умер»,— то пусть поклянется в том.
Если свинья зайдет на гумно, на поле или в сад, а владелец того луга, поля или сада забьет ее до смерти, то пусть вернет эту свинью ее владельцу; если же не вернет, то станет вором…»
Основными зерновыми культурами у хеттов были ячмень и родственный пшенице — эммер. Из них делали муку и пекли хлеб, из зерен — варили пиво. Растили виноград, разбивали посадки гранатового дерева, яблонь.
Вот как выглядела грамота о так называемом условном владении землей: «Поместье Тиватапары: 1 мужчина, Тиватапара; 1 мальчик, Харувандули; 1 женщина, Ацция; 2 девочки, Анитти и Хантавия; (итого) 5 человек; 2 вола, 22 овцы, 6 тягловых волов…; овец, и при них 2 ярочки и два барашка; 18 коз, при козах 3 козочки и 1 козленок; (итого) 36 голов мелкого рогатого скота; 1 дом. Пастбище для волов — 1 акр лугов в городе Паркалла. 3 1/2 акра виноградника, и в нем 40 яблонь, 42 гранатовых дерева…»
По сословиям хеттское деление не совпадало с классовым. Все население у них разбивалось на две группы: «свободные» — в нее входили лица, освобожденные от повинностей в пользу государства и храма. Это были члены общин коренных хеттских городов. Из них же набиралась правящая верхушка. Вторая группа — «несвободные» — то есть лица, на которые распространялась государственная и храмовая эксплуатация. Среди «несвободных» производителей, стоящих вне общин, были рабы, кабальные должники, наемники, крепостные земельные собственники. Последние, кстати, иногда были достаточно богатыми и имели собственных рабов.
Верховную власть в Хеттском царстве представлял «великий царь» (табарна), который в Новохеттский период был наделен особой божественностью и титуловался «Солнцем».
В начале XIV века до н. э. в Хатти приходит к власти узурпатор Суппилулиума I (ок. 1380—1335 годов до н. э.) — талантливый политик и полководец, покоривший почти всю Малую Азию и в итоге трех больших войн сумевший победить Египет и завоевать все Восточное Средиземноморье вплоть до южных рубежей Палестины.
В итоге Хеттское царство с зависимыми территориями простерлось от бассейна Чороха в Закавказье до Южной Палестины и от Эгейского моря и Кипра до ассирийских и вавилонских границ. Вавилония и Ахейская держава считали необходимым поддерживать дружбу с Суппилулиумой. Все эти успехи, однако, грозили хеттам роковыми последствиями. Государственные таланты Суппилулиумы поставили под власть хеттов огромные пространства, контроль над которыми намного превышал возможности Хеттского царства. Поэтому существование огромной державы, основанной Суппилулиумой, его преемникам приходилось поддерживать почти непрестанными походами против мятежных окраин и посягавших на владения Хатти других держав. Кипевшие войны медленно, но верно истощали силы Хеттского царства. При последних хеттских царях — Тудхалии IV и двух его сыновьях — царство ведет борьбу на два «фронта» — в Верхней Месопотамии и Западной Малой Азии (где помимо ахейцев сталкивается с вторгшимися сюда с Балкан фригийцами). Тудхалия IV смог в конце концов отбросить ахейцев и разгромить Илион. Например, Гомер в «Илиаде» упоминает неудачную войну Илиона и союзных ему сангарийских фригийцев против амазонок в дни молодости Приама. Малоазиатские амазонки были в греческих преданиях замещением хеттов. При последнем хеттском царе, по иронии судьбы носившем имя Суппилулиумы (II), хетты снова захватили Кипр, но их дни были уже сочтены.

Эхо Илиона Во второй половине XIII века до н. э. население балканско-эгейского региона продолжало воевать. Как видно из сравнения греческих исторических преданий с хеттскими и египетскими данными, а также археологическими материалами (доказывающими, кстати, высокую достоверность общих сюжетов), в конце XIII века до н. э. греческий Пелопоннес был опустошен нашествием с севера. После чего около 1200 года до н. э. микенский царь Агамемнон сплотил вокруг себя ахейских царей и около 1190 года до н. э. ахейское полчище двинуло флот на запад Малой Азии и напало на Илион. Началась Троянская война греческих эпических преданий. Судя по ним, на помощь Илиону какой-то «контингент», возможно, прислали и хетты. Примерно тогда же (по преданию, на исходе Троянской войны) племена пеластов (пеласгов), родственных грекам, и фригийских мюсов, иначе — мушков, устремились в северо-западную Малую Азию и оказались недалеко от Илиона. В результате неясных нам точно столкновений всех этих сил на северо-западе полуострова произошло следующее: ахейцы разгромили Илион (археологически — это гибель Трои VII века до н. э.). После чего вся эта рать, в том числе и мушки пошла в глубь Хеттского царства, которое не пережило этого удара. Как и где погибли последние силы хеттского двора, неизвестно. Мушки разгромили Хаттусу, другие земли хеттов и заняли их, истребив значительную часть населения. Этнос хеттов перестал существовать. Малая Азия представляла тогда коридор, продуваемый всеми ветрами: на хеттов во время их существования посягало множество племен c севера, запада, востока. Тогда как, например, Египет имел более выгодное географическое положение, да и населения в Египте было многим больше, чем в Хеттском царстве: полчища, опустошающие Малую Азию, доходили до него реже и уже с подорванными силами.
Великая битва хеттов
«О том, сколь искусны были хеттские цари в тактике ведения боя, лучше всего свидетельствует подробно описанное в одном египетском тексте сражение при Кадеше. Хеттской армии, вставшей лагерем в Кадеше, удалось укрыться от египетских разведчиков. Ничего не подозревающие египтяне подошли к городу и принялись разбивать лагерь. В это время отряд хеттских колесниц незаметно для неприятеля покинул город через противоположные ворота, переправился через Оронт и нанес сокрушительный удар по центру египетской колонны. Вероятно, египетская армия была бы полностью уничтожена, если бы в этот момент на выручку ей не подоспел отдельный полк, который двигался к Кадешу с другой стороны и, в свою очередь, застал врасплох хеттов, разорявших лагерь. Благодаря этой счастливой случайности египетский царь спас остатки своей армии и сумел представить своим подданным битву с хеттами великой победой … Следует иметь в виду, что армия, выступившая против египтян при Кадеше, была самой мощной из всех, что когда-либо удавалось собрать хеттским царям... » «Хеттская колесница отличается по конструкции от египетской. И у той, и другой — колеса с шестью спицами. Но египетская колесница рассчитана на двух седоков — возницу и бойца, а хеттская, несколько более массивная, — на трех, так как функции нападения и обороны были разделены между двумя бойцами. Оружием нападения служили копья и луки. Наряду с прямоугольными использовались щиты, напоминающие по форме широкое двойное лезвие боевого топора... Благодаря дополнительному бойцу хеттская колесница получала преимущество в ближнем бою, который мог последовать за первой атакой».Хетты — хранители чести Культура хеттов представляла собой сочетание разных традиций — индоевропейских (хеттских и лувийских), хаттских и месопотамских. Верховным богом, покровителем государственности считался по индоевропейской традиции бог грозы. Не меньше почиталась богиня солнца города Аринны, но хаттского происхождения. Ее считали супругой бога грозы. Популярны были боги и богини плодородия, к числу которых относился и Телепину, — умирающее и воскресающее божество, связанное со сменой времен года. Исключительным влиянием пользовалась богиня любви, разрушения и войны Сауска. Незначительный бог ворот Апуллуна стал, по-видимому, прообразом греческого Аполлона. В результате постепенной систематизации культов в XIII веке до н. э. был создан единый пантеон богов, который представляют скальные рельефы города Язылыкая близ Хаттусы, изображающие две встречные процессии мужских и женских божеств, стоящих на зверях и птицах.
Среди сохранившихся произведений хеттской литературы весьма интересны назидательные рассказы, а также подробные царские «анналы» и «автобиографии», составлявшиеся, вероятно, писцами, но имеющие в себе явный отпечаток личности заказчика-царя. Яркие по образности, выделяющие наиболее драматические моменты истории, эти тексты проводят также определенный этический мотив: рыцарственное великодушие. Хетты любили подчеркивать, что они не делали зла иначе, как в ответ на зло, и даже тогда могли отказаться от мести поверженному врагу, морально превозносясь над ним. В детальной «автобиографии» Хаттусили III этот царь считает нужным специально оправдать перед аудиторией свержение племянника, ссылаясь на нестерпимые притеснения с его стороны, а также санкцию богини любви Сауски, своей покровительницы.
Правда из собственных уст От Хеттского царства, существовавшего в Восточно-Центральной Малой Азии с XVIII по XII век до н. э., и в частности от второго, так называемого Новохеттского, периода его истории (с середины XV века вплоть до его конца), до нас дошла богатейшая письменная традиция. Представлена она в основном материалами, обнаруженными при раскопках хеттской столицы Хаттусы (современный город — Богазкёй), в том числе литературными. Как и любая другая, хеттская литература обращается прежде всего к человеку и его деяниям. И тем не менее она практически не занимается человеком самим по себе, его внутренним миром.
Отдельный человек интересует ее почти исключительно как субъект межчеловеческих отношений. Здесь хеттов занимают в первую очередь направленный поступок — благо и зло, которое один человек может сознательно причинить другому, и проблема воздаяния за них со стороны этого другого. Так, человек, первым причиняющий зло другому, безоговорочно осуждался. Ко всему прочему, считалось, что такой поступок сам по себе обрушивает на голову виновного суд богов с тяжкими последствиями. Судя по контекстам, об этом суде даже не обязательно было просить, он творился автоматически. Хетты полагали, что неспровоцированное причинение зла возмущает самую природу мира, хранителями и средоточиями которой здесь и оказываются боги, кстати, сами по себе (у хеттов), не более справедливые и благие, чем люди. В результате успех в спорном деле был для хеттов существенным свидетельством правоты победителя. Так, Хаттусили III, отняв престол у своего племянника, оставил обширный текст, где оправдывал свой мятеж необоснованными притеснениями, которым он якобы подвергался. В доказательство этого он заявлял: «Если бы со мной он сам (первым) не начал враждовать, разве боги унизили бы праведного Великого царя перед малым царем. Но теперь из-за того, что он (стал) враждовать со мной, боги по суду его унизили передо мной».
Соответственно, новохеттские государи, описывая свои войны, весьма настойчиво подчеркивают, что первый, причем неспровоцированный удар был нанесен не ими, а им. Указав на этот удар, они разом апеллировали и к суду богов, и к мнению людей. В «Деяниях Суппилулиумаса», например, составленных при его сыне, хеттский царь, враждуя с Египтом, считает необходимым оправдать свои действия перед самими же египтянами в следующих словах: «Я был к вам благосклонен. Но вы мне внезапно причинили зло! Вы напали на правителя Кинзы, которого я избавил от хурритов. Когда я услышал об этом, я прогневался, и я послал воминов и колесницы с военачальниками». Позднее, претерпев новые козни со стороны египтян, он немедленно обращается к богам со словами: «О боги! Я не совершал зла, но люди Египта его совершили, и они напали на границы моей страны».
В исторических преамбулах к договорам новохеттские цари стремились упомянуть, что они не делали никакого зла своим партнерам по договору. Так, Мурсили II в договоре с одним из малоазиатских царей повторяет: «Я, Солнце (так титуловались новохеттские государи. — А.Н.), никогда никакого зла тебе не делал», «Я оберегал Масхуилуваса (твоего отца) и ему не делал никакого зла». Итак, только нанесенный тебе неспровоцированный удар позволяет причинить ответное зло.
Что же, однако, делать, если ты все же подвергся неспровоцированному нападению? Делом особой доблести, возвышающим человека, считался в этом случае отказ от мести. Предметом специальной гордости и похвальбы хеттов были ситуации, в которых они не ответили злом на зло вообще или — в сопоставимом масштабе. Примерам такого подхода, вполне уникального для древнего Ближнего Востока, в хеттской литературе несть числа. Еще древнехеттские государи оставляли в своих надписях пассажи такого рода: «Пусть она (речь идет о мятежной дочери царя Хаттусилиса I, помилованной им. — А.Н.) ест и пьет! Вы же ей зла не делайте! Она делала зло. Я же в ответ ей зла не делаю! Но она меня не назвала отцом, и я ее не называю дочерью своей». Или другой фрагмент: «И сказал он (царь Телепину о своих врагах, покушавшихся его убить. — А.Н.): «Пусть идут они себе, и да будут они жить, и пусть едят и пьют. Зла же им никакого не причиняет Телепину. И так я постоянно говорю: мне сделали зло, я же тем зла не делаю!»
Если в конце концов обиженный все же предпринимал справедливую расправу над обидчиком, для него считалось хорошим тоном подчеркивать свое долготерпение, выразившееся в том, что он долго сносил обиды, не желая воздавать злом за зло, но поневоле исчерпал все пределы миролюбия. Мурсили II, проведя судебный процесс против своей мачехи Таваннанны, вдовы своего покойного отца, многократно повторяет в молитве богам, что он стерпел целый ряд злоупотреблений и преступлений обвиняемой и обрушился на нее только тогда, когда она поистине превзошла сама себя, уморив колдовством жену и детей самого Мурсили.
Близко к этому лежит еще одно представление хеттов: считалось весьма достойным демонстративно предоставить противнику возможность оправдаться. Мурсили II похваляется: «Я ему не делал зла, Масхуилувас же затеял со мной ссору, он подстрекал против меня страну Питасса и людей Хатти — моих подданных, и он пошел бы на меня войной. Когда я, Солнце, об этом услышал, я не замыслил на него никакого зла и не сделал ему ничего плохого, а сказал ему так: «Я пойду вновь привести в порядок это дело… И я написал Масхуилувасу: «Приди ко мне!» Так как Масхуилувас видел свой грех, он ответил мне отказом и сбежал... тем самым вполне обличив свою вину перед всеми».
В самом воздаянии злом за зло считалось необходимым соблюдать определенную порядочность, не используя любые средства без разбора (тоже, кстати, уникальный для Азии мотив). Интересно, что описанная хеттская концепция не имеет ничего общего с привычными для нас христианским «всепрощением» и восходящей к нему современной «гуманностью», основанными на всечеловеческой близости к «ближнему» поверх любой вражды. Любая культура отличает достойные поступки от особо доблестных. Что до вторых, то она не вправе их ожидать или требовать, но может лишь восхвалять и превозносить. Именно таким актом свободной благой воли «сверх справедливости» хетты считали прощение. Оно диктовалось не добротой, а великодушием: прощая врага, хетт руководствовался не состраданием, а презрительным пренебрежением к нему. Так сказать, по принципу «руки об тебя марать неохота».
Особенно ясно это видно в древнехеттском тексте об осаде Уршу: «Царь тогда сказал (полководцам о вражеском городе): «...Будьте осмотрительны! Не то (вражеский) город будет полностью разрушен и произойдет грех и (неоправданное) опустошение. Если же будешь осмотрителен, город не будет разрушен»... Они отвечали царю: «Мы будем внимательны и избежим греха опустошения города». Тогда царь сказал им: «Если город совсем погибнет, это будет грех, будет преступление!» И тогда они отвечали так: «Восемь раз мы шли на штурм, и теперь город, хотя и будет разрушен (в ходе столь ожесточенной осады), но греха мы не совершим (так как ожесточенность сопротивления делает разрушение оправданным)». И царь был доволен их ответами».
Итак, великодушие царя диктовалось вовсе не жалостью к жителям города (он доволен тем, что ему удастся истребить их как можно больше без ущерба для своей чести!), а стремлением не осквернить себя самого, свою честь неоправданной жестокостью. Поэтому прощение ни в какой степени не считалось обязательным: на деле получается, что достойным ответом на зло была как раз полномасштабная месть. Еще древнехеттский Хаттусили I заявлял: «На вражду я отвечаю враждой!», а Хаттусили III, что так подчеркивал перед нами свое великодушие, в том же тексте с нескрываемым удовлетворением пишет о других своих врагах, не видя здесь никакого противоречия: «Врагов моих и завистников богиня Иштар (...) в руку мне положила, и я с ними покончил». Или: «Богиня Иштар мне моих завистников, врагов и противников по суду в руки отдавала. Кто из них был убит оружием, кто умер в назначенный ему день, но я с ними со всеми покончил!» В самом деле, все оправдание Хаттусили в целом построено именно на том, что самооборона, ответный удар справедливы.
Если обидчик успевал сам отдаться в руки обиженного, признать свою вину и просить о милости, прощение считалось почти обязательным, во всяком случае, ожидаемым, хотя номинально дело по-прежнему оставалось в воле обиженного. Именно такого прощения просит — собственно, почти требует — Мурсили у богов в своей «Молитве во время чумы»: «Этот грех я признал воистину (...) перед богами (...): Это истинно так, мы это сделали. Но после того, как я признал грех (...), да смягчится душа (...) богов (...). Я так скажу об этом: Если раб совершает какой-либо проступок, но проступок этот перед хозяином своим признает, то хозяин его смягчится... и того раба не накажет». Смысл этого пассажа целиком укладывается в русскую пословицу «Повинную голову меч не сечет». Сам Мурсили не только просил, но и с охотой давал такого рода прощение, всячески подчеркивая это в своих договорах и «Анналах»: «Когда люди (враждебного) города Туккама меня завидели издали, они вышли ко мне навстречу: «Господин наш! Не допусти, чтобы у нас все разграбили для (твоей) Хаттусы, как это было в городе Арипса... и не угоняй нас в Хаттусу, а сделай нас своими пешими воинами и колесничими! И тогда я, Солнце, не приказал разграбить город Туккаму, и те три тысячи пленных, что из Туккамы взяли (для угона) в царский дворец, я сделал своими пешими воинами и колесничими».
Так, в самых разных текстах новохеттской «политической царской публицистики» проводится оригинальная этическая концепция. Согласно ей, если человек не делает зла первым, а в ответ на чужое зло щадит виновного «с позиции силы» (то есть при условии предварительной победы над ним), а также ограничивает себя в выборе средств в ходе самой борьбы, то он пользуется особым уважением, дополнительно превозносится перед врагом и вправе хвалиться собой перед богами и людьми. Иными словами, он занимает «сильную позицию» в межличностных отношениях, позволяющую ему гордиться перед окружающими, которые и сами вынуждены признавать и санкционировать эту гордость.
Имели ли хетты некое продуманное обоснование такой этической концепции? По-видимому, да. Мурсили II в одном из договоров вскользь упоминает: «Затем, так как людям (вообще) свойственно поступать криво...» В «Молитве во время чумы» он же говорит: «Боги, господа мои, так все и совершается: кругом грешат». Эта композиционная связь помогает понять логику хеттских этических представлений. Если все люди грешат и совершают зло, то последовательное и полномерное воздаяние злом за зло окажется для них попросту путем к самоистреблению. Открывающийся здесь непрерывный круговорот зла должен быть где-то разорван, и особенный почет воздается как раз тому, кто способен разорвать его великодушным прощением. Во многом эта позиция напоминает гроссмановское «осуди грех и прости грешника» с одним важнейшим отличием: чтобы подобный путь не привел к одному лишь поощрению и умножению зла, прощение останется необязательным и будет допускаться только «с позиции силы».
Рассмотренная концепция является ключом к проходящему сквозь многие произведения хеттской литературы противопоставлению «плохих» и «хороших» людей. Видимо, мушки, разгромившие хеттов, были все-таки «хорошими»…
Александр Немировский, Елена Краснова
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!